Упражнение 10.Подберите антонимы к приведенным словам. Составьте с каждым из них предложения. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Упражнение 10.Подберите антонимы к приведенным словам. Составьте с каждым из них предложения.

2017-09-10 1313
Упражнение 10.Подберите антонимы к приведенным словам. Составьте с каждым из них предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Счастье, подъем, безделье, здоровый, стареет, любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, нежность, хороший, тупой, грубый, полезный, умный, сладкий, свет, честный, светлый, темнеет, расцветает, весна, мрак, брать, заснуть, надеть, побеждать.

Упражнение 11.Укажите изобразительную функцию антонимов. К антонимам подберите синонимы (там, где это возможно).

1. Я телом в прахе истлеваю, умом – громами повелеваю. Я царь – я раб, я червь – я бог (Г. Державин).2. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин). 3. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен (А.С. Пушкин). 4. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствуем в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М.Ю. Лермонтов). 5. В толпе друг друга мы узнали, сошлись – и разойдемся вновь, была без радости любовь, разлука будет без печали (М.Ю. Лермонтов). 6. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка – Русь (Н. Некрасов).

Упражнение 12.Укажите в ряду синонимов иноязычные слова:

Просьба, прошение, челобитная, петиция, ходатайство; поединок, дуэль, единоборство; строй, режим, порядок, система, уклад.

Упражнение 13. Объясните цель следующих исправлений,внесенных Горьким в первоначальный текст рассказа «Челкаш» (в скобках стоят слова первоначального текста).

Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь (лавируя) среди судов. Вдруг она вырвалась из их толпы (лабиринта)…Музыка (симфония)трудового дня.

Что-то роковое (фатальное) было в этом медленном движении бездушных масс.

Упражнение 15.Устраните алогизмы. Исправьте текст и запишите его.

Справка: алогизм – нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики.

1. Речи Трофимова, как и другим персонажам пьесы, свойствен лиризм. 2. Наши знания о богатствах недр страны являются незначительной частью скрытых еще больших богатств. 3. Внешний портрет главного героя написан лучше других персонажей. 4. Характеру Аркадия Кирсанова – «либерального барина», как и его отцу, свойственна сентиментальность и мягкость. 5. Книги, которые Сергей читал, были сходны с его мыслями.

Упражнение 16. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.

1. Это событие сыграло большое значение в его дальнейшей жизни.2. Музыка эта так и забирает за сердце. 3. Все горят стремлением сделать как можно больше.4. Он решил следы всюду спрятать. 5. Дядя его опытный, тертый калач. 6. Этому вопросу необходимо уделить серьезное значение. 7. Важную роль при определении значения слова имеет контекст. 8. Пускать туман в глаза – это не по моей части.

Упражнение 17. К словам первой группы подберите возможные варианты сходных по значению слов или словосочетаний из второй группы. Составьте с ними предложения.

1. Абстрактный, адекватный, апробировать, игнорировать, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, материя, матовый, орфография, педагог, позитивный, полемика, префикс, резолюция, репродукция, секрет, сувенир, токсичный, факультативный, фамильярный, фантастический, фиаско, флексия, эмоции, юриспруденция.

2. Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, громкоговоритель, необязательный, неудача, одобрять, огромный, окончание, отвлеченный, памятный подарок, положительный, постановление, правоведение, правописание, пренебрегать, приставка, сверхъестественный, словарь, смешной, спор, тайна, ткань, тождественный, тусклый, учитель, чувства, ядовитый.

Упражнение 18. Используя материал упражнении 11-17 составьте монолог-рассуждение на тему: «Словарное богатство русского языка».

Упражнение 19. Составьте монолог-рассуждение на тему: «Русский язык среди других народов».

Упражнение 20. Составьте монолог-рассуждение на тему «Соотношение понятий «язык» и «речь»».

 

 

ТЕМА 2

ОбщИе понятиЯ и категории стилистики

Стиль языка и стиль речи.

Определение понятий «стиль языка» и «стиль речи».

Стилистическая окраска слова. Функциональные стили языка. Общая характеристика отличительных черт научного и делового стиля.

Задание 1. Прочитайте текст «Стиль языка и стиль речи». Сжато запишите основную информацию.

Чтобы правильно, грамотно общаться в обществе, быть хорошим специалистом, нужно не только в совершенстве знать свою профессию, но и уметь выбрать наиболее точные и понятные языковые средства, убедив собеседника в правильности своих суждений. Этому учит такая дисциплина, как стилистика.

Немного из истории

Слово «стилистика» в переводе с латинского означает «палка с заостренным концом», которой писали на доске, покрытой воском. Писать было трудно, для правильности и точности выражения мыслей приходилось не раз стирать начертания букв, изменять зрительный образ написанного.

Таким образом, искусство пользоваться палочкой «стилом» стало восприниматься как показатель словесного мастерства, совершенства словесной культуры. С течением времени умение хорошо говорить и писать, то есть добиваться соответствия мысли и формы ее выражения, превратилось в науку – учение о формах наилучшего употребления языка в различных видах речевой деятельности, различных сферах обучения – стилистику.

В языкознании нет общепринятого определения стиль. Это слово используется в различных сферах.

Это связано с тем, что становление и формирование стилистики как науки развивалось в различных направлениях. Но мы будем понимать стилистику – как науку о средствах речевой выразительности и закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целее, ситуации и сферы общения. Выделяются, прежде всего, такие типовые и социально значимые сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая, бытовая.

Что изучает стилистика?

Она изучает выразительные возможности языка, определяет закономерности функционирования языковых средств в различных речевых разновидностях, которые образуются под воздействием внелингвистических факторов.

Таким образом, стилистика языка изучает стилистические ресурсы всех языковых уровней лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, такие понятия, как синонимы (лексические, грамматические, морфологические и синтаксических), их стилистическую окраску. Стилистика речи изучает выразительные возможности языка в различных аспектах речевой деятельности (научной, деловой, официальной, бытовой) в устной и письменной форме.

Ответьте на вопросы:

1. Как вы понимаете слово стилистика?

2. Что изучает стилистка языка?

3. Предмет изучения стилистики речи?

4. Как вы понимаете «музыкальный стиль», «молодежный стиль», «стиль одежды», «стиль поведения»?

 

Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте письменно и устно на вопросы.

Культура речи, ее выразительность связаны со стилистической окраской слова. Первое, что необходимо отметить, рассматривая содержание названого понятия – это его сложный характер. Понятие стилистическая окраска обычно связывается с закрепленностью слова за определенной сферой общения и с эмоционально-экспресивными качествами слова, то есть его способностью не только называть явления, но и выражать отношение к предмету мысли.

В современном русском литературном языке по сфере употребления различается:

1. Лексика межстилевая, то есть, которая употребляется всеми и в любых условиях: умный, сидеть, писать, работать, завтра.

2. Лексика книжно-письменная, которая употребляется в основном в книжных стилях: астения, исходящий, вольтметр, наниматель, адекватный.

3. Лексика устной речи. Это слова, присущие разговорно-бытовой речи. К лексике устной речи относятся слова: разговорные, профессионализмы, диалектизмы: болтать, дружок, парнишка, дружочек, черное золото (нефть), инженерá, провалиться на экзамене.

По отношению к говорящему, пишущему субъекту к выраженной им мысли различают эмоционально-экспресивную лексику.

В составе эмоционально-экспресивной лексики выделяют:

1. Слова нейтральные, лишенные стилистической окраски: хорошо, плохо, главный, умный, храбрый, совершенство, низость и другие.

2. Слова, выражающие положительную оценку действия:

- в книжно-пиьменной лексике – так называемые высокие слова, которые придают речи торжественность – отчизна, свершение, чаяния;

- в лексике устной речи разговорные слова, как то: малыш, девчурка, доченька;

- просторечные – парниша;

- диалектныесладкий (хороший, приятный, любимый), ребенок, кокнуть (убить).

3. Слова, выражающие отрицательную оценку явления:

- в книжно-письменной лексике их еще называют неодобрительными – упрощенчество, фамильярность, красивость и др.

- в лексике устной многие разговорные и просторечные слова, выражающие иронию, насмешку, пренебрежение: домишко, рыбешка, деваха, веселушка.

Ответьте на вопросы:

1. Как вы понимаете выражение «стилистическая окраска слова»?

2. По какому принципу различают стилистическую окраску слова?

3. Какие типы лексики выделяют по сфере употребления?

4. Назовите группы слов, которые различают в эмоционально-экспресивной лексике?

 

Упражнения

1. Укажите особенности словообразования и происхождения «книжных» слов. Оцените степень употребительности этих слов.

1.Вышеупомянутый, вышеуказанный, вышеназванный; доброжелательный, добросердечный, добродетельный; злонравный, злопыхательский; самовоспитание, самовнушение, самоотречение; умозаключение, правонарушение, градостроение, местожительство, общеизвестность.

2. Аргументировать, дискутировать, констатировать, лимитировать, реагировать, стимулировать, пропагандировать, прокламировать, утрировать.

3. Попрание, забвение, сострадание, соизволение, раскрепощение, стимулирование, позирование, лимитирование.

4. Наиавторитетнейший, наикрупнейший, наиталантливейший

2. Сгруппируйте приведённые слова по типу стилевой окраски (книжные нейтральные, разговорные). За справками обращайтесь к толковым или двуязычным словарям.

рукоплескать - хлопать, беспорядок - каша, эрудит - учёный (в значении существительного), хочется - охота, хороший - славный, холодный – студёный, мальчик - парнишка, знамя - стяг, создатель - творец.

3. Выделите слова, имеющие положительную эмоционально-экспрессивную окраску, придумайте с ними предложения.

дружочек, стакан, карандашик, тетрадь, сестричка, тётенька, дяденька, стол, денек, книга, мамочка, братик, рубашечка, лист, костюмчик, чашечка папочка, журнальчик.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.