Составители: С. А. Молодых, В. Т. Ерофеев, В. Ф. Манухов, А. А. Белов. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Составители: С. А. Молодых, В. Т. Ерофеев, В. Ф. Манухов, А. А. Белов.

2017-09-10 278
Составители: С. А. Молодых, В. Т. Ерофеев, В. Ф. Манухов, А. А. Белов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

СТРОИТЕЛЬСТВО

 

 

САРАНСК

Издательство Мордовского университета

УДК 378.146/.147(073):624

 

Составители: С. А. Молодых, В. Т. Ерофеев, В. Ф. Манухов, А. А. Белов.

Рецензенты:

заведующий кафедрой прикладной механики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доктор технических наук профессор, член-корреспондент РААСН Черкасов В. Д.;

министр строительства и архитектуры Республики Мордовия,

кандидат технических наук Цыганов В. В.

 

Рабочие программы практик для студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО /сост.: С. А. Молодых, В. Т. Ерофеев, В. Ф. Манухов, А. А. Белов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. – 77 с.

 

Включены содержание учебных и производственных практик, возможные места прохождения, продолжительность и планы проведения, требования к материалам, необходимым для подготовки и защиты отчетов по практикам, рекомендуемая нормативно-справочная, учебная и методическая литература. Предназначены для студентов архитектурно-строительного факультета и Ковылкинского филиала ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО (профиль № 1 «Промышленное и гражданское строительство», профиль № 3 «Городское строительство», профиль № 15 «Автомобильные дороги»). Представленные программы могут быть использованы при подготовке магистрантов по данному направлению.

 

Учебное издание

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО

 

Составители: МОЛОДЫХ Сергей Анатольевич

ЕРОФЕЕВ Владимир Трофимович

МАНУХОВ Владимир Федорович

БЕЛОВ Александр Алексеевич

Печатается в авторской редакции

в соответствии с представленным оригинал-макетом

Подписано в печать Формат 60×841/16. Усл. печ. л. 4,19

Тираж 300 экз. Заказ №.

 

Издательство Мордовского университета

Типография Издательства Мордовского университета

430005, Саранск, ул. Советская, 24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Практика является составной частью основной программы высшего профессионального образования, важным видом учебно-воспитательного процесса, в котором осуществляется непосредственная подготовка студентов к их профессиональной деятельности. Главная ее задача - привить студентам навыки и умения необходимые выпускникам архитектурно-строительного факультета квалификации (степени) «бакалавр» по направлению подготовки 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО и исключить (или минимизировать) их адаптационный период на производстве.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201 [1], предусмотрено проведение учебных и производственных практик в объеме 24–30 зачетных единиц для программ академического бакалавриата и 33–48 зачетных единиц для программ прикладного бакалавриата.

Целью учебных практик является [3]:

- получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;

- ознакомление с организацией и технологией строительного производства, задачами, функционированием и техническим оснащением заводов стройиндустрии;

- изучение организационной структуры производственных (строительных) объектов по профилям № 1 «Промышленное и гражданское строительство», № 3 «Городское строительство», № 15 «Автомобильные дороги» ознакомление с их техническим оснащением, спецификой выполнения работ, технологическими процессами, входящими в производственный цикл.

В случае научно-исследовательской направленности учебной практики высшее учебное заведение должно предоставить студентам-практикантам возможность:

изучать специальную литературу и другую научно-исследовательскую информацию о достижениях отечественной зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) разрабатываемых строительных материалов и изделий;

составлять отчеты (разделы отчетов) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступать с докладами на конференциях.

Места проведения учебных практик: научно-исследовательские, учебные и производственные лаборатории вуза и учреждений среднего профессионально-технического образования, строительные, научно-исследовательские проектные и изыскательские организации, предприятия стройиндустрии, учебные и производственные полигоны. Места проведения учебных практик определяются университетом.

Целью производственных практик является получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и научно-исследовательской работы, освоение практических навыков по видам строительных работ [3], а также изучение:

- проектной и технологической документации по выполняемым видам работ;

- технических характеристик строительных машин и оборудования, обязанностей персонала по его эксплуатации и техническому обслуживанию;

- методов испытаний физико-механических свойств строительных материалов и изделий;

- инструкций по профессиям и видам работ, выполняемых на конкретном строительном объекте;

- безопасных приемов выполнения технологических операций;

- порядка разработки проектно-конструкторской и технологической документации.

Производственные практики частично или полностью (научно-исследовательская работа, преддипломная), особенно на заключительном этапе обучения, могут быть посвящены сбору материалов для выполнения выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (ВКР).

Места проведения производственных практик:

- строительные организации, предприятия стройиндустрии, оснащенные современным технологическим оборудованием;

- проектные, проектно-изыскательские, конструкторские организации;

- организации по эксплуатации, монтажу и ремонту строительных объектов, оборудования, инженерных систем;

- лаборатории вуза;

- научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

Университет располагает возможностями трудоустройства студентов для прохождения производственных практик за счет заключенных долгосрочных договоров со строительными организациями (базами практик).

Студенты также могут самостоятельно обращаться по поводу прохождения производственной практики в организации любой формы собственности, занимающиеся общестроительными или проектными работами и имеющие свидетельство СРО о допуске к этим работам. Организация направляет в университет письмо-запрос (приложение I), подтверждающий свое согласие принять студента (студентов) на производственную практику и обеспечить ее качественное прохождение.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета по практике студента и отзыва руководителя практики от предприятия (организации). По итогам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Безусловно, практическое закрепление полученных знаний должно осуществляться постепенно, по мере обучения студентов в вузе. На каждом этапе обучения решаются задачи, которые в конечном итоге должны способствовать формированию высококвалифицированного специалиста.

В целях выделения отдельных важных задач в процессе обучения, практическая подготовка студентов подразделяется на семь видов практик, которые проводятся в соответствии с учебным планом-графиком и позволяют обеспечить необходимую квалификацию выпускника архитектурно-строительного факультета по программам бакалавриата. В зависимости от главной решаемой задачи и времени прохождения практики для студентов, обучающихся по программе академического бакалавриата, подразделяются на следующие виды и имеют продолжительность [1– 3]:

- учебная геодезическая практика - 2 недели (2-й семестр для дневной формы обучения, 4-й семестр для заочной формы обучения);

- учебная геологическая практика - 0,5 недели (2-й семестр для дневной формы обучения, 6-й семестр для заочной формы обучения);

- учебная практика по строительным машинам - 0,5 недели (2-й семестр для дневной формы обучения, 6 семестр для заочной формы обучения);

- учебно-профессионльная практика по получению получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - 1 неделя (2-й семестр для дневной формы обучения, 4-й семестр для заочной формы обучения);

- первая производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - 4 недели (4-й семестр для дневной формы обучения, 6-й семестр для заочной формы обучения);

- вторая производственная (технологическая) практика) - 4 недели (6-й семестр для дневной формы обучения, 8-й семестр для заочной формы обучения);

- третья производственная практика (научно-исследовательская работа) – 2 недели (8-й семестр для дневной формы обучения, 10-й семестр для заочной формы обучения);

- преддипломная практика – 2 недели (8-й семестр для дневной формы обучения, 10-й семестр для заочной формы обучения).

Для студентов дневного отделения, обучающихся по программе прикладного бакалавриата, продолжительности первой производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и второй производственной (технологической) практики увеличиваются (8 недель – соответственно в четвертом и 8 недель в шестом семестрах).

В целях систематического учета выполняемых ежедневно работ и проводимых мероприятий (инструктажа, экскурсии и т.п.), а также планирования своей работы, накопления материалов для отчёта студент ведёт дневник практики. В нем кратко записываются:

работы, выполняемые студентом или бригадой за день;

данные о технологии и организации производства;

сведения об оформлении проектных и производственных документов;

схемы работы машин и механизмов, их характеристики;

проведённые мероприятия и их результаты.

В дневнике также фиксируется учебная и научно-исследовательская работа: описываются наблюдения, результаты эксперимента, ход его выполнения.

Дневник оформляется в тетради. Титульный лист и примерное оформление страниц дневника практиканта приведены в приложениях II, III. Все страницы должны быть пронумерованы. При необходимости записи сопровождаются иллюстративным материалом (разрешается вклеивать чертежи, схемы, зарисовки, фотоматериалы).

Дневник предоставляется при защите отчетов по итогам практик и может включаться в отчеты по практикам в качестве приложения.

Рабочие программы практик для студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО (профили № 1 «Промышленное и гражданское строительство», № 3 «Городское строительство», № 15 «Автомобильные дороги»), разработаны с учетом требований ФГОС ВПО [1–3], примерных программ практик и конкретных условий производственной базы стройиндустрии Республики Мордовия. Они будут полезны как студентам, заинтересованным в приобретении практических навыков для будущей производственной, проектно-конструкторской, научно-исследовательской деятельности, так и преподавателям – руководителям практик.

 

ПРАКТИКИ

 

Цель и задачи практики

 

Целью практики является приобретение навыков геодезических работ на полигоне кафедры геодезии, картографии и геоинформатики в объеме квалификационных требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) Российской Федерации по направлению подготовки 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО [1].

Во время теоретического обучения по программе курса «Инженерная геодезия» дополнительно проводятся лабораторные и практические работы с геодезическими приборами, а также выполняются задания по проектированию горизонтальной и вертикальной планировки строительной площадки, разбивочным работам.

Задачами учебной геодезической практики являются:

приобретение практических навыков работы с геодезическими приборами;

умение выполнять геодезические измерения и построения с заданной технической точностью;

овладение приемами математической обработки геодезических измерений;

составление и оформление технической документации и отчетов;

приобретение навыков организации работы в студенческом коллективе.

В результате проведения практики студенты должны уметь:

- производить линейные и угловые измерения заданной точности и инструментальный вынос строительных (монтажных) осей и горизонтов с их закреплением;

- осуществлять вынос рабочих высотных отметок из одной зоны в другую;

- производить геодезические разбивки при вертикальной планировке строительной площадки;

- читать проектные чертежи генпланов и стройгенпланов, монтажные чертежи и схемы;

- контролировать вертикальные и горизонтальные положения строительных конструкций с измерением допущенных отклонений;

- выполнять съемку подземных коммуникаций, а также простейшие геодезические съемки законченных объектов;

- читать и решать задачи по карте с горизонталями.

Практиканты должны знать:

- типы геодезических приборов для линейных и угловых измерений и методику работы с ними;

- методику производства геодезических работ при выносе в натуру монтажных осей и горизонтов с закреплением их знаками;

- условные знаки топографических карт и планов;

- методику производства геодезических работ при горизонтальной и вертикальной планировке;

- методику решения прямых и обратных геодезических задач;

- методику выполнения простейших топографических съемок;

- методику технического нивелирования;

- виды настенных и грунтовых геодезических знаков;

- нормы и правила техники безопасности.

 

Содержание и организация практики

Содержание практики определяется учебным планом и рабочей программой по специальности. На учебно-геодезическую практику учебным планом отводится 2 недели (12 дней). Продолжительность рабочего дня составляет 6-7 часов. План проведения практики приведен в приложении IV.

Практическая полевая работа по изысканиям, проектированию и геодезическому контролю возведения сооружений выполняется на учебном геодезическом полигоне в районе учебного корпуса № 4 Мордовского госуниверситета.

Для руководства учебной практикой из числа преподавателей кафедры геодезии, картографии и геоинформатики приказом по университету назначаются руководители, закрепляемые за учебными группами. Руководитель распределяет студентов учебной группы по бригадам в составе 6–7 человек, выдает задание, осуществляет контроль проведения практики, проводит инструктаж по технике безопасности, объясняет правила поведения на геодезическом полигоне. Бригадир занимается организацией работы в бригаде, следит за техникой безопасности, графиком выполнения технического задания руководителя практики, сохранностью приборов и инструментов. Перед выполнением задания бригаде выдается комплект приборов и инструментов, журнал измерений, таблицы, вычислительная техника.

По результатам проведения практики каждая бригада студентов представляет отчет о выполненных работах. Индивидуальные задания студентов включают расчетную часть и отдельные элементы разбивочных и контрольно-измерительных работ.

Научно-исследовательская работа во время полевой практики включает написание рефератов по отдельным разделам геодезических работ, исследование и расчет точности измерений, проведение предметной олимпиады и знакомство с новой геодезической техникой, включающей светодальномеры, электронные тахеометры Та 3М, Та 5, геодиметры, системы GPS.

 

1.3. Требования к содержанию и оформлению отчета по практике

 

По завершении полевых работ бригада составляет и защищает отчет. В него входят пояснительная записка, материалы полевых измерений и камеральной обработки всех видов геодезических работ, проделанных бригадой. Отчёт включает топографический план местности М 1:1000, профиль трассы М 1:2000, площадное нивелирование, разбивочные геодезические работы на стройплощадке.

Пояснительная записка оформляется от руки в соответствии с требованиями стандарта организации СТО МордГУ 006–2014 [4]. В записке должны быть отражены:

местоположение участка топографической съемки и его физико-географические данные (рельеф, растительность, гидрография и т.д.);

содержание и объемы каждого вида выполненных работ;

исходные данные для планово-съемочного обоснования;

устройство и поверки используемых приборов; методика выполнения полевых работ, камеральная обработка материалов.

В отчет подшиваются: пояснительная записка, дневник бригады, ведомость вычислений, схемы, абрисы, планы, профили, полевые журналы, контрольные измерения и т. д. Отчет оформляется согласно требованиям стандарта организации и сдается руководителю практики для проверки.

 

ПРАКТИКИ

 

Содержание и этапы проведения практики

 

Учебной программой на полевую геологическую практику отводится 0,5 недели (3 дня). Продолжительность рабочего дня составляет 6-8 часов, включая время на переезды. План учебной геологической практики приведен в приложении V.

Работа во время учебной геологической практики подразделяется на 3 этапа:

1) подготовительный период:

2) описание и картирование обнажений в районе базы практики;

3) камеральные работы, составление и защита отчетов.

1. Подготовительный период (1 день, 6-8 часов).

Подготовительный период включает в себя проведение специальной обзорной лекции по геологии Мордовии и окрестностей г. о. Саранск и ознакомление с основными типами пород, седиментационных структур и текстур, а также встречающимися в регионе органическими остатками. В рамках той же лекции студентам объясняются (повторяются) основы геологического картирования и приемы пользования горным компасом.

В тот же день проводится обзорная экскурсия (выход на место проведения практики), которой предшествуют беседа о программе и порядке работы, инструктаж по технике безопасности, а также указания по ведению полевой документации. Студентам напоминаются также приемы ориентирования на местности, методы привязки обнажений к топографической карте и проверяется умение студентов пользоваться горным компасом.

Записи во время экскурсии ведутся в дневниках каждым студентом под руководством преподавателя и служат примером ведения документации геологических наблюдений при самостоятельных маршрутах.

Во время экскурсии целесообразно также предусмотреть послойное описание одного учебного обнажения всей группой под руководством преподавателя с тем, чтобы в дальнейшем оно могло служить эталоном геологической документации при самостоятельной работе студентов на обнажениях.

По итогам экскурсии составляется эскиз сводной стратиграфической колонки района. В ходе обзорной экскурсии совместно с преподавателем выбираются опорные обнажения для каждой бригады.

2. Описание и картирование обнажений в районе базы практик (1 день, 6-8 часов).

Основной целью данного блока геологической практики является обучение студентов навыкам полевой геологической работы на обнажениях, включая его грамотную расчистку и подробное документирование.

Каждой бригаде предоставляется участок для самостоятельного изучения и описания обнажений. Бригада разбивается на маршрутные пары, каждой из которых выдается топографический планшет, где отмечена территория, выбранная для картирования данной бригадой.

Каждая маршрутная пара должна представить по итогам работы подробное послойное описание не менее чем 4–6 крупных обнажений. Обнажения должны быть выбраны таким образом, чтобы по ним можно было составить подробный сводный разрез и геологическую карту участка. Каждое стратиграфическое подразделение должно быть описано не менее, чем в двух обнажениях с указанием основных различий в мощностях и фациях.

Работа на обнажении подразумевает:

а) составление его послойного описания с натурными зарисовками;

б) наблюдения над характером основных стратиграфических границ и пластовых поверхностей;

в) наблюдения над характером распределения органических остатков и следов жизнедеятельности.

г) наблюдения над первично-осадочными и диагностическими структурами, включая распределение аутогенных минералов.

д) отбор представительных образцов для коллекций.

При описании основное внимание должно быть уделено признакам, которые позволяют коррелировать разрозненные обнажения.

3. Камеральные работы, отчет по практике (1 день, 6-8 часов).

На составление итогового отчета по геологической практике отводится 1 день, в течение которого бригада окончательно приводит в порядок коллекции, полевые дневники, каталоги образцов, разрезы, колонки, схемы, карты и другие материалы. Работа по составлению текста отчета и оформлению графических приложений распределяется равномерно на всех членов бригады. Каждая бригада представляет следующие материалы:

а) отчет, оформленный в соответствии со стандартом организации (СТО МордГУ 006-2014) [4], включающий введение, главы: физико-географический очерк с элементами геоморфологических наблюдений; стратиграфия; тектоника; история геологического развития; полезные ископаемые; заключение; список использованных источников, графические приложения;

б) сводную стратиграфическую колонку района учебной базы;

в) полевые дневники всех членов бригады;

г) схематическую геологическую карту района учебной базы;

д) литологическую и палеонтологическую коллекцию с каталогом образцов.

Отчет должен быть написан на основе данных, зафиксированных в полевых дневниках членов бригады и содержать ссылки на них и на собранные коллекции.

Стратиграфические колонки и другие графические приложения должны быть выполнены аккуратно карандашом или фломастером и содержать все необходимые пояснения.

Зачет по геологической практике принимается комиссией преподавателей у всех членов бригады и проводится в 2 этапа:

1) прием полевых материалов;

2) защита отчета – собеседование.

Защита отчета не может проводиться до тех пор, пока не приняты полевые материалы. Прием полевых материалов заключается в осмотре и оценке комиссией преподавателей полевых дневников, коллекций образцов, полевых геологических карт и схем, а также любых других материалов (рисунки, фотографии и т. д.), выполненных студентами в поле. Одновременно с осмотром производится опрос каждого студента по материалам, собранным бригадой с целью выявления степени владения этим материалом и личного вклада в процессе полевых работ.

В случае некачественных полевых материалов бригады или кого-либо из ее членов комиссия принимает решение об индивидуальном задании или о повторном прохождении практики.

Защита отчета заключается в оценке комиссией качества представленного текста и графических материалов, степени их обоснованности данными полевых дневников, а также степени их соответствия действительности. После рассмотрения всех представленных материалов комиссия производит опрос каждого студента по геологической тематике в рамках программы практики и, принимая предварительную оценку результатов его работы, руководителем группы и результатов приемки полевых материалов суммирует свое мнение в виде оценки.

 

ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ

Цель и задачи практики

 

Основной целью учебной практики является получение студентами первичных профессиональных знаний по устройству, рациональной эксплуатации и сохранности основных видов строительных машин.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- иметь представление о деталях машин, видах и принципах их соединений, о механизмах передачи мощности от двигателя к исполнительным органам, об остановочных и тормозных устройствах;

- ознакомиться с основными видами строительных машин и механизмов и изучить их типовые конструкции;

- уметь правильно выбирать строительную машину или комплект машин для выполнения СМР, организовывать рациональную и безопасную эксплуатацию машин, направленную на повышение их производительности и сохранности;

- знать о видах ремонта строительных машин и механизмов.

План прохождения практики приведен в приложении VI.

По практике

 

Во время практики студент ведет дневник (приложения I, II), а по ее окончании оформляет и защищает отчет.

В отчетах рекомендуется привести сведения о механизации земляных, свайных, монтажных, погрузочно-разгрузочных и отделочных работ, машинах и оборудовании для приготовления, транспортирования и укладки бетонных и растворных смесей, заводском производстве железобетонных изделий.

Необходимо указывать технические параметры, схемы машин и их расположение в общем комплексе, с выделением основных узлов и детальным рассмотрением одного из них (по выбору студента).

Отмечаются как позитивные, так и негативные стороны применения данного вида машин или механизмов. Делается вывод о возможности более рационального их использования или замены.

При написании отчета следует использовать нормативно-справочную и учебную литературу.

Объем отчета не менее 10 страниц. Оформляется он в соответствии с требованиями СТО МордГУ 006-2014 [4]. Чертежи, схемы, рисунки и эскизы можно выполнять на компьютере или вручную - карандашом, тушью.

Цель и задачи практики

Главной целью учебно-профессиональной практики является ознакомление студентов с основными строительными процессами на площадке и приобретение знаний, умений и навыков по ведению отдельных их видов. Основной задачей практики является овладение первичными профессиональными знаниями, умениями и навыками для получения рабочей специальности и определенного разряда в соответствии с требованиями единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий.

Во время прохождения практики студенты дополняют теоретическую и получают практическую подготовку. В результате чего они должны знать:

- номенклатуру, свойства и нормы расхода применяемых строительных материалов;

- правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием и приспособлениями, инструментом, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;

- технологический процесс выполнения работ;

- рациональную организацию труда на рабочем месте;

- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, в том числе по смежным операциям и процессам;

- безопасные приемы и методы труда.

 

Планы и программы обучения рабочим специальностям

 

Объем профессиональных навыков и теоретических знаний, приня­тый в программах, отвечает требованиям единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

В программе приводится обязательный объем учебного материала по отдельным специальностям, раскрыты содержание и последовательность изучения теоретических вопросов и практических навыков.

На теоретических занятиях предусматривается использование на­глядных пособий (кинофильмы, диафильмы, макеты, технологические карты, кар­ты трудовых процессов, чертежи и другие наглядные пособия). Отдельные вопросы теоретической части программы изучаются на строительных объ­ектах и в лабораториях.

Программа практического обучения предусматривает приобретение навыков по выполнению строительных операций, которые должен уметь проводить рабочий соответствующей специальности и квалификации, и сдачу квалификационного экзамена с целью присвоения квалификационных разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.

Учебный план и программа обучения профессии бетонщика

Учебный план

№ п/п   Тема     Количество часов  
  Строительные материалы, применяемые при бетонных работах  
  Части зданий. Конструкции из монолитного бетона и железобетона    
  Приготовление и транспортирование бетонной смеси    
  Производство опалубочных и арматурных работ  
  Укладка и уплотнение бетонной смеси    
  Уход за бетоном и разборка опалубки    
  Производство работ в зимних условиях  
  Охрана труда  

Программа

Тема 1. Строительные материалы, применяемые при бетонных работах.

Цемент, его основные свойства: прочность, тонкость помола, изме­нение объема при твердении и др. Добавки к растворам и бетонам Мелкие заполнители - пески. Модуль крупности песков. Требования, предъявляе­мые к пескам, используемым для приготовления бетонов. Крупные запол­нители - щебень и гравий: их марки. Прочность, зерновой состав. Легкие заполнители: керамзит, перлит, шлак, их применение. Вода для приготов­ления бетонных смесей и требования к ней, классы и марки бетона. Требования к качеству бетонных смесей, готовых конструкций и изделий. Специальные и тяжелые бетоны.

Тема 2. Части зданий.Конструкции из монолитного бетона и железобетона.

Классификация зданий и сооружений по назначению, этажности, ка­питальности, материалам и конструкциям несущих элементов, степени ог­нестойкости и долговечности. Понятие о полносборных зданиях и соору­жениях, о зданиях из монолитного железобетона. Понятие об основаниях. Естественные и искусственные основания. Фундаменты и их типы. Назна­чение стен, их виды. Типы перегородок, их конструкции. Перекрытия, их виды и назначение. Элементы перекрытий. Типы полов промышленных и гражданских зданий. Конструкции специального назначения: лестничные марши, балконы, лоджии, перемычки и др. Сложные монолитные железобетонные конструкции: купола, своды, резервуары, камеры отстойников, трубы.

Тема 8. Охрана труда.

Основные причины травматизма при производстве бетонных работ. Меры безопасности при приготовлении бетонной смеси и ее транспортировании. Безопасные приемы подачи и укладки бетонной. Безопасность труда при работе со строительными маши­нами и оборудованием при производстве бетонных работ. Средства инди­видуальной защиты. Безо­пасность труда при работе с бетонными смесями, содержащими химические добавки.

Учебный план и программа обучения профессии каменщика

Учебный план

№ п/п   Тема Количество часов  
  Сведения о частях зданий и сооружений    
  Материалы для производства каменных работ  
  Технология производства кирпичной кладки  
  Организация рабочего места каменщика и техника безопасности при выполнении каменных работ    

 

 

Программа

Программа

 

Программа

 

Тема 2. Плотничные работы.

Основные виды обработки древесины: теска, пиление, дробление и сверление. Разметка при обработке лесоматериалов. Инструменты и при­способления, используемые при разметке, инструменты для обработки древесины, их устройство. Правила и приемы работ. Теска древесины то­пором с предварительной разметкой. Пиление лесоматериалов ручными электропилами по разметке с применением приспособлений. Строгание брусьев и досок ручным и электрическим инструментом. Смазка накатов деревянных перекрытий глиняным раствором (противопожарное мероприятие). Сборка и разборка деревянной опалубки.

Осмолка, обивка войлоком и толем элементов деревянных конст­рукций. Приготовление антисептических составов, обмазка ими лесо­материалов и деталей.

Виды врубовых соединений бревен, брусьев и досок при сращи­вании, наращивании, сплачивании, сопряжении под углом.

Виды безврубовых соединений: на шпонках, гвоздях, нагелях, болтах и клее.

Техника безопасности при ведении плотничных работ.

 

Тема 4. Кровельные работы.

Порядок и правила установки стропил. Общие сведения о технологии монтажа деревянных ферм и балок составного сечения. Порядок и правила устройства обрешетки по стропилам. Крепление стропильной системы: пространственное, к стенам, перекрытиям. Рабочее место плотника при сборке стропильных систем.

Порядок сборки, установки и разборки инвен­тарных лесов, подмостей и опалубок. Требования к обеспечению их устой­чивости и соблюдению норм техники безопасности.

Правила и порядок выполнения кровельных работ асбоцементными листами, плитками и че­репицей. Инструменты и приспособления для производства работ по по­крытию кровель асбоцементными листами и плитками, их виды, устройст­во, правила обращения и уход за ними. Устройство обрешетки под покры­тие крыши асбоцементными листами обыкновенного и усиленного шифе­ра, требования к ней. Напуск шиферных листов. Допускаемые уклоны ши­ферной кровли. Охрана труда при выполнении кровельных работ.

 

Учебный план и программа обучения профессии кровельщика

Программа

Программа

 

Программа

Штукатурных работ.

Вяжущие для строительных растворов, их виды и марки. Пески, требования, предъявляемые к ним при приготовлении растворов. Пла­стифицирующие добавки в растворы. Преимущества и недоста­тки цементных, известковых и гипсовых штукатурных смесей. Опилки древесные, их применение в штукатурных работах. Приготовление рас­творов по заданному составу. Проверка их консистенции.

Тема 2. Штукатурные работы (мокрая штукатурка).

Общие сведения. Назначение штукатурки. Виды штукатурной отдел­ки: простая, улучшенная, высококачественная.

Подготовка кирпичных, бетонных поверхностей под оштукатурива­ние. Способы проверки. Технические требования к поверхностям, предна­значенным для оштукатуривания.

Конструкция монолитной (мокрой) штукатурки: набрызг, грунт, накрывка. Назначение и нормативная толщина каждого слоя. Выдерживание нанесенного раствора, сглаживание полутерком. Нанесение накрывочного слоя песчаными и беспесчаными растворами. Виды штукатурки: простая (под сокол), улучшенная (под правило), высококачественная (по маякам), тонкослойная (совмещенная с кладкой) и монолитная и их выпол­нение.

Нанесение растворов: штукатурной лопаткой с сокола, ковшами и совками. Набрызг растворонасосом.

Обработка бетонных поверхностей раствором. Отделка накрывочного слоя деревянными, войлочными терками и резиновыми полутерками. Заглаживание поверхностей металлическими и резиновыми гладилками. Окончательное выравнивание штукатурного намета


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.