История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Экономическая несостоятельность предприятий и банкртство

2017-08-11 343
Экономическая несостоятельность предприятий и банкртство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Понятие «несостоятельность (банкротство)» указывает на
неспособность удовлетворения требований кредиторов по
оплате товаров, работ иуслуг, отсутствие на расчетном счете
денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обяза-
тельныхстраховых взносов идр.

Не во всех случаях наличие кредиторской задолженности
свидетельствует опризнании предприятия-должника банкротом
Обычно во внимание принимается лишь такая сумма задолжен
ности, которая превышает стоимость имущества должника.

Во всем цивилизованном мире государство принимает на
себя функции регулирования экономических отношений вслу-
чаяхбанкротства хозяйствующих субъектов, решая при этом
две задачи:

• обеспечение сохранения интересов кредиторов;

• обеспечение сохранения бизнеса.

Регламентация процедур банкротства вРеспублике Бела-
русь осуществляется Законом Республики Беларусь «Об эко-
номической несостоятельности (банкротстве)» иУказом Пре-
зидента Республики Беларусь «О некоторых вопросах эконо-
мической несостоятельности (банкротства).

Экономическая несостоятельность —неплатежеспо-
собность, имеющая или приобретающая устойчивый характер,
признанная решением хозяйственного суда об эк
несостоятельности ссанацией должника.

Банкротство —неплатежеспособность, имеющая или
приобретающая устойчивый характер, признанная решением
хозяйственного суда обанкротстве сликвидацией должника-
юрлица, прекращением деят-тидолжника-
ИП.

Основной формой борьбы сэкономической несостоятель-
ностьюпризнается их досудебное оздоровление.
Для этого на руководителей иучредителей организаций, атак-
же на госорганы управления возлагаются обя-
занностисвоевременно принимать меры по предупреждению
эк несостоятельности.

Меры:

• изменение структуры исостава органов управления;

• взыскание дебиторской задолженности;

• привлечение инвестиций, втом числе иностранных.

• достижение соглашений скредиторами ореструктуриза-
ции кредиторской задолженности, втом числе путем предо-
ставления необходимых гарантий;

• предоставление кредитов, бюджетных ссуд, субсидий,
иных видов финансовой помощи вустановленном законода-
тельством порядке ит.п.

Хозяйственный суд по ходатайству должника
вправе установить защитный период сроком до 3лет вце-
ляхзавершения досудебного оздоровления.

Процедура банкротства предприятия производится лишь в
крайних случаях, когда достоверно обоснована невозможность
или нецелесообразность проведения досудебного оздоровления.

Для признания должника банкротом кредитор должен по-
дать вхозяйственный суд заявление, предусматривающее на-
личиедля этой процедуры всовокупности 3оснований:

• наличие укредитора достоверных, документально под-
твержденныхсведений онеплатежеспособности должника,
имеющей или приобретающей устойчивый характер;

• предъявление кредитором доказательств применения к
должнику принудительного исполнения, не произведенного в
течение 3 месяцев, либо сведения об отсутствии удолжни-
каимущества, достаточного для удовлетворения предъявлен-
ных кнему требований;

• установление минимального размера суммы задолженно-
стиперед кредитором, необходимой для подачи заявления о
банкротстве.

Требование наличия всовокупности всех трех факторов
для возбуждения дела обанкротстве позволяет избежать мас-
совогоего характера инацеливает руководство на активную работу по санации, восстановлению эффективной деятельно-
сти и платежеспособности предприятий.

Процесс объявления предприятия банкротом включает в
себя 3основные стадии:

1) предприятие признается неплатежеспособным на осно-
вевыявления неудовлетворительной структуры баланса.

2) кдолжнику-предприятию могут быть применены реор-
ганизационныеили ликвидационные процедуры, а также ми-
ровое соглашение.

3)предприятие объявляется банкротом после признания
факта онесостоятельности хозяйственным судом.

Неудавлетварительная структура баланса —это состояние
имущества иобязательств должника, когда за счет имущества
не может быть обеспечено своевременное выполнение обяза-
тельствперед кредиторами всвязи с недостаточной степенью
ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость
имущества может быть равна общей сумме обязательств долж-
никаили превышать ее.

В качестве критериев для оценки удовлетворительности
структуры бухгалтерского баланса предприятий используютсяпоказатели: коэффтек ликвидности икоэфф обеспеченности собствоборотными средствами.

Основанием для признания структуры бухба-
ланса неудовлетворительной, апредприятия —неплатежеспо-
собнымявл наличие одного из след условий:

• коэфф тек ликвидности на конец отчетного
периода имеет значение меньше нормативныхкоэфф
платежеспособности;

• коэффобеспеченности собствоборотными
средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже
нормативных коэффплатежеспособности.

 

65. Содержание и принципы финансовогопланир-я

Необходимость и возможность планир-я как определенного вида деятельности управленческого персонала диктуется общими условиями хозяйствования. С помощью планир-я сводится к минимуму неопределенность рыночной среды ее негативные последствия для хозяйствующего субъекта. Финпланир-е на предприятии – это планир-е всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предпр-я.

Составлениепредпр-ем фин планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их ден потоков. В литературе так определяют основные понятия, связанные с финансовымпланир-ем.

Фин. план – обобщенный плановый док-т, отражающий поступления и расходования денежных средств предпр-я на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 г) период. Он включает составление текущих и капитальных бюджетов, а также прогнозов финансовых ресурсов от 1 до 3 (редко - 5) лет. В РБ составляется в форме баланса доходов и расходов.

Бюджет – оперативный фин план, составленный, как правило, в рамках до 1 г, отражающий расходы и поступления средств по операционной (основной), инвестиционной и фин деятельностью. При управлении финансами предпр-я используются 2 основных вида бюджетов – текущий (или оперативный) и капитальный.

Бюджетир-е – процесс разработки конкр бюджетов в соотв с целями оперативного планир-я (н-р, платежный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала – процесс разработки конкр бюджетов по формир источников капитала (пассивы баланса) и их размещ (активы баланса), в частности прогноз баланса А и П на предстоящий квартал, полугодие, год.

Бюдж контроль – текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета – форма планового расчета, определяющая потребность предпр-я в ден ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Финпланир-е имеет большое значение для деятельности предпр-я:

1) в процессе финпланир-я соизмеряются доходы и затраты и в процессе их корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность;

2) все статьи фин плана связаны с эк показателями и разделами бизнес плана: пр-во продукции и услуг, НТР и др.;

3) в процессе финпланир-я создаются условия своевременного вып-я обязательств перед бюджетом, соц фондами, банками и др кредиторами, что позволяет предпр-ю защитить себя от штрафных санкций.

Целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменение рыночной конъюнктуры, нарушение договорных обязательств с партнерами.

Фин план связан со всеми сторонами деят-типредпр-я и определяет объекты фин вложений, направления использования фин ресурсов и способствует более эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Рассмотрим основные задачи финпланир-я на предприятии. К ним относится:

1) Обеспечение фин ресурсами основной, инвестиционной, финдеят-ти;

2) Определение направлений эффективного использования капитала и определение степени рациональности его использования;

3) Нахождение внутренних резервов роста прибыли за счет экономии использования ден средств;

4) Установление рациональных фин отношений с контрагентами, бюджетом, банками;

5) Контроль за платежеспособностью, фин состоянием и кредитоспособностью предпр-я;

6) Защита интересов акционеров и других инвесторов.

Принципы финпланир-я, определяющие характер и содержание этого вида управленч деятельности на предприятии:

1. Принцип фин соотношения сроков (золотое банковское правило) – получение и исп средств должно происходить в установленные сроки, т.е. кап вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

2. Платежеспособности – планир-е денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предпр-я в любое время года. При этом у предпр-я должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств;

3. Сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств;

4. Учета потребностей рынка – для предпр-я важно учитывать конъюнктуру рынка и оценивать целесообразность привлечения кредита, т.к. не во всех случаях собственных средств достаточно для финансир-я текущей и инвест деятельности;

5. Предельной рентабельности – целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают макс рентабельность.

При составлении бизнес-плана обязательным является наличие фин обоснования: прогноз фин-хоз деятельности и финдок-ты (фин расчеты к нему). Фин обоснование представлено в бизнес-плане в разделах: «финансовый план» и «стратегия финансирования».

Рассмотрим процесс финпланир-я, который включает неск этапов.

Этап 1. Анализ фин показателей за предыдущий период. Он осущ-ся на основании сл. финдок-товпредпр-я: бух баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении ден средств. Эти док-ты имеют большое значение для финпланир-я, т.к. содержат данные для анализа расчетов фин показателей, а также являются основой для составления прогнозных значений этих док-ов.

Баланс предпр-я является док-том финпланир-я, а отчетный бух баланс служит исходной информационной базой на 1 этапе планир-я.

Этап 2. Составление прогнозных док-ов: прогноза баланса, отчета о прибылях и убытках, движения ден средств, которые вх в состав перспективного плана и вкл в научно-обоснованный бизнес-план предпр-я.

Этап 3. Уточнение и конкретизация перспективного плана путем разработки текущего (годового) плана.

Этап 4. Осуществление оперативного финпланир-я.

Завершается процесс финпланир-я внедрением и контролем за выполнением фин плана.

По содержанию плановых решений выделяют: стратегич, тактич и оперативно-календарноепланир-е. В завис от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов фин планы подразделяются на перспективные, текущие (годовые) и оперативные (краткосрочные).

 

 

66. Методы финансовогопланир-я

Под методами планир-я понимают конкр способы и приемы плановых расчетов. Припланир-иифин показателей используют следующие методы: расчетно-аналитический; нормативный; балансовый; ден потоков; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.

Сущность расчетно-аналитического методапланир-я состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины фин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитывается их величина на будущий период. Рассматриваемый метод планир-я применяется в тех случаях, когда отсутствуют фин-эк нормативы, а взаимосвязь показателей может быть установлена непрямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Сущность нормативного методапланир-яфин показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предпр-я в фин ресурсах и источниках их образования. В качестве нормативов выступают ставки налогов и сборов, тарифы и отчисления в государственные социальные фонды, нормы аморт отчислений, учетная ставка банковского % и др.

Следует отметить, что в финпланир-ии применяется целая система норм и нормативов: республиканские, местные, отраслевые, нормативы самого предпр-я.

Республиканские нормативы являются обязательными на всей территории РБ. Они вкл: ставки респ налогов, нормы аморт по основным группам ОС, ставки рефинансирования коммерческих банков, устанавливаемые НБРБ; нормы обязательных резервов банков, депонируемых в НБРБ, тарифные ставки на государственное пенсионное обеспеч и соц страх, мин месячная ОТР, мин размер уставного капитала для акц обществ открытого и закрытого типа и т.д.

Местные нормативы действуют в отдельных территориальных единицах РБ и утверждаются представит и исполнит органами власти. Как правило, эти нормативы охватывают ставки местных налогов и сборов.

Отраслевые нормативы прим-ся в рамках отдельных отраслей или по группам орг-правовых форм предприятий (малые предпр-я, акц общества, предпр-я с иностринвест).

Нормативы предприятий разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют для регулирования произв-торг процесса, а также для контроля за эффективнымисп-ем ресурсов. Данные нормативы вкл: нормативы плановой потребности в оборотных активах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте предпр-я; нормы запасов, заделов НЗП, запасов бытовой продукции на складе и товаров в днях; норматив отчислений в ремонтный фонд (в % от с\спродукции); нормативы распр-я чистой прибыли на потребление, накопление, в резервные фонды и ряд других.

Этот метод планир-я является самым простым и доступным. Вследствие этого актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка эк обоснованных норм и нормативов для формирования и использования ден ресурсов и орг-ии контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предпр-я.

Сущность балансового методапланир-яфин показателей состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии фин ресурсов и фактической потребности в них. Данный метод применяется при прогнозе поступлений и выплат из ден фондов (накопл и потр), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении фин планов и является инструментом для прогнозир-я инструментов и сроков поступлений необхфин ресурсов. Теория прогнозир-яден потоков базируется на ожидаемых ден поступлениях на опр дату и бюджетировании всех расходов и затрат. Данный метод дает более обширную информацию, чем метод балансовых расчетов.

Сущность метода оптимизации плановых решений сводится к составлнеск вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При данном методе могут прим-сяразл критерии выбора.

Сущность экономико-математического моделирования в финпланир-иизакл в том, что оно позволяет опрколич выражение взаимосвязей фин показателей факторов, влияющих на их величину. Описанная взаимосвязь выражается через эк-мат модель, которая предст собой точное мат выражение эк процессов с помощью мат методов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). Следует отметить, что в модель включаются только осн (определяющие) факторы. При этом модель может базироваться на функц или корреляц связи.

При функц связи существует зависимость искомого показателя от показателя-аргумента.

Понятие «корреляц связь» означает вероятностную зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом кол-ве наблюдений. Эта связь выражается уравнениями регрессии различного вида.

В плановом периоде опр показатели на базе эк-мат моделей вносятся необх коррективы. Прим-е эк-мат моделей позволяет перейти от ср величин к многовариантным расчетам балансовых показателей (вкл прибыль).

 

67. Перспективное финансовое планир-е

Перспективное финпланир-е определяет важнейшие показатели, пропорции, темпы расширенного воспр-ва являясь осн формой реализации целей хоз субъекта.

В соврем условиях перспективное финпланир-е охватывает период от 1 года до 3. Вместе с тем такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от эк стабильности в стране, возможности прогнозир-я объемов фин ресурсов и направлений их использования.

Перспективное финпланир-е предполагает разработку фин стратегии предпр-я и прогнозир-ефин деятельности. Под фин стратегией понимают особую область финпланир-я, поскольку она является составной частью общей стратегии эк развития и должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными в общей стратегии. Вместе с тем фин стратегия оказывает влияние на общую стратегию предпр-я, т.к. изменение ситуации на фин рынке влечет за собой корректировку фин, затем и общей стратегии развития фирмы.

Т.о., фин стратегия предполагает определение долгосроч целей финдеят-ти и выбор наиболее эфф способов их достижения. Большое значение при формировании фин стратегии имеет учет факторов риска.

Фин стратегия является основой для разработки фин политики предпр-я по конкретным направлениям фин деятельности: налоговой, амортизац, дивидендной, эмиссионной и т.д. Рассмотрим раздел бизнес-плана «Стратегия финансирования». Он вклобщий объем средств, необх для реализации целей бизнес-плана, источники их получения, а так же окупаемость проекта и получения дохода инвестора на вложенный капитал.

Отправной точкой перспективногопланир-я является прогнозир-е, которое воплощает стратегию компании на рынке. Сущность прогнозир-я состоит в изучении возможного фин состояния предпр-я на длительную перспективу. Задачейпрогнозир-я в отличие от планир-я не является реализация разработанных прогнозов на практике т.к. они предст собой лишь предвидение возможных изменений.Прогнозир-еосн-ся на разработке альт фин показателей и параметров, исп-е которых при наметившихся тенденциях изм-я ситуации на рынке позволяет определить 1 из вариантов развитияфин состояния предпр-я.

При разработке перспективного фин плана используется 3 основных финдок-та, которые вкл прогноз:

1. Отчет о прибылях и убытках;

2. Движение ден средств;

3. Бух баланса.

С целью составления прогнозных финдок-тов важно правильно опр объем будущих продаж (объем реализ продукции). Сл. отметить, что это необходимо для орг-циипроизв процесса, эфф распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж позволяет получить представление о той доле рынка, которую предпр-е предполагает завоевать своей продукцией.

В основном прогнозы объемов продаж сост-ся на 3 года. При этом годовые прогнозы продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них инф-ция. Такой подход связан с тем, что в 1 год пр-ва уже известны потребители продукции, расчеты на 2 и 3 годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.

Прогнозы продаж выражаются как в ден, так и в натур единицах и помогают определить влияние цены, объема пр-ва и инфляции на потоки наличных ден средств предпр-я. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции содержит сл показатели: объем продаж в натур выраж; цену ед продаж, тыс.руб.; индекс цен, %; объем реализации в ден выражении. При этом берутся данные отражающие фактич значение предыдущего года и плановые значения последующих 3 лет. Так, первый планируемый год разбивается по месяцам, 2 – по кварталам, а по 3 году планир-еосущ-ся в целом на год.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

На практике при проведении прогнозного анализа прибыли широко исп-ся метод «издержки-объем-прибыль». Этот метод называют анализом безубыточности. Он является достаточно универсальным и позволяет опр объем пр-ва и продаж товара с т.зр. их безубыточности, а так же принимать решения о целевых размерах прибыли. Сущность метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что доход от продаж предпр-я= его издержкам, т.е сущность метода заключается в определении такого мин объема продаж, начиная с которого предпр-е не несет убытки. При этом издержки предпр-я равны его доходам. Точку безубыточности можно опр как в физ, так и в ден единицах. Графически точки безубыточности опр-ся на пересечении графика доходов и издержек.

Рассм период позволяет увеличить гибкость финпланир-я и снизить фин риск за счет изм-я структуры издержек, необх для пр-ва и реализации продукции.Т.о., используя этот метод предпр-е может изм (уменьшатьили увеличивать) долю перем и пост издержек в общем объеме затрат.

Прогноз движения денежных средств – финдок-т, получающий в последние годы все большее распространения.

Прогноз движения ден средств отражает перемещение ден потоков по тек, инвест и фин деятельности. При разработке прогноза разграничение направлений деятельности позволяет повысить результативность управления ден потоками.

Фин менеджеру прогноз движения ден средств помогает оценить исп-иепредпр-ем ден средств и опр их источники. Прогнозные данные в дополнение к изучению отчетной информации позволяют оценить будущие потоки, а следовательно перспективы роста предпр-я и его будущие фин потребности.

С помощью прогноза движения ден средств можно оценить синхронность поступления и расходования ден средств с целью обеспеч достаточности ден поступлений на отдельном временном отрезке для покрытия расходов ден средств. Недостаток ден средств в конкр момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка же в платежах может привести к уплате штрафов и пени.

Финансир-е инвестиций вкл-ся в прогноз после тщательного технико-эк обоснования и анализа пр-венных и финансовых инвестиций. Будущие денежные потоки при планир-ии долгосрочных инвестиций и источников их финансир-ярассм-ся с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтир-я для получения соизмеримых результатов.

Прогноз движения денежных средств оформляется в виде баланса и состоит из 2 разделов: источники денсредств и исп-е ден средств. 1 раздел вкл: доходы от осндеят-ти; др доходы; эмиссию цб; банк займы; прочие поступления; всего ден поступлений.

2 раздел содержит: увелич товарно-матер запасов; увеличение осн капитала (инвест); з\п; др издержки; прочие платежи, вкл налоги, %, ссуды; всего выплат. Прогноз движения ден средств осущ-ся за 3 плановых года.

В состав осн док-ов перспективного финпланир-я входит прогноз бух баланса. Понятие «баланс» означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. исп-сяпредпр-ем средства по своей величине должны быть равны ден источникам их поступления.

Баланс – это сводная таблица, в которой отраж-ся источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс А и П необходим для того, чтобы оценить в какие виды А направляются ден средства и за счет каких видов П предполагается финансировать здания этих А.

По сравнению с прогнозом отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику фин операций предпр-я, прогноз баланса отражает фиксированную, стат картину фин равновесия предпр-я.

После составления прогнозныхдок-тов определяют стратегию финансирования предпр-я. Сущность ее заключается: в опр-ии источников долгосрочного финансир; формирования структуры и затрат капитала; выборе способов наращивания долгосрочного капитала.

 

 

68. Текущее финансовое планирование (ТФП)

ТФП конкретизирует показатели пер­спективного финансового плана и включает разработку следующих финансовых документов:

1) текущего финансового плана (расчетного баланса дохо­дов и расходов): он объединяет финансовые результаты по всем видам деятельности предприятия и отражает возможности производственного и социального развития на период до одного года (составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам). Может включать 3 раздела (доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; взаимоотношения с бюджетом) или 2 раздела (тогда ассигнования из бюджета записываются в разделе «Доходы и поступления средств», а платежи в бюджет - в разделе «Расходы и отчисления средств»).

2) плана движения денежных средств: он составляется на год с разбивкой по кварталам. Состоит из 2-х разделов: поступления (приток денежных средств) и расходов (отток денежных средств). Притоки и оттоки денежных средств показываются по основным направлениям деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. Сальдо по соответствующему виду деятельности определяется как разница между доходами и расходами соответствующих разделов плана. План позволяет определить реальные источники поступления средств, обоснованность расходов, синхронность их возникновения, потребность в заемных средствах. План считается составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита денежных средств.

3) плана отчета о прибылях и убытках: конкретизирует размер прогнозируемой прибыли в рамках текущего года. При его составлении особое внимание уделяется полноте вероятных источников получения прибыли и планируемых затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величине налоговых платежей.

4) плана бухгалтерского баланса на конец планируемого года: он показывает все изменения активов и пассивов в результате реализации плановых мероприятий, состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками финансирования.

5) валютного плана: составляется на год с поквартальной разбивкой и отражает движение средств на текущем валютном счете в банке. Важную роль при его составлении играют предполагаемый объем валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, а также планируемые банковские валютные кредиты, прочие валютные поступления и предполагаемые расходы в валюте. При планировании учитывается принцип валютной самоокупаемости, сущность которого сводится к постоянному накапливанию валютного фонда, хранящегося на текущем валютном счете предприятия.

6) кредитного плана: составляется на год. В нем отражается получение и погашение как краткосрочных, так и долгосрочных ссуд банков, получаемых на производственные, инвестиционные, сезонные потребности и иные цели.

Реализация намеченных мероприятий ТФП предприятия позволяет выявить фактические результаты его деятельности. В то время как плановые показатели отражают намечаемые ориентиры, фактические показатели показывают реальные результаты деятельности. Поэтому срав­нение фактических и плановых величин дает возможность осуществлять финансовый контроль на предприятии.

 

 

69. Оперативное финансовое планирование (ОФП)

Субъекту хозяйствования для контроля за поступлением фактической выручки на текущий (расчетный) счет и расходо­ванием наличных финансовых ресурсов необходимо ОФП. Оно дополняет текущее планирование. ОФП включает состав­ление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь - основной оперативный финан­совый план, назначение которого заключается в управлении денежными потоками предприятия.

При составлении платежного календаря решаются следую­щие задачи: фор­мирование информационной базы о движении денежных при­токов и оттоков; ежедневный учет изменений в информацион­ной базе; анализ неплатежей и организация конкретных мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; определение временно свободных де­нежных средств предприятия; анализ финансового рынка с по­зиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

При составлении платежного календаря выделяют следую­щие этапы:

• выбор периода планирования; обычно это квартал (ме­сяц). У субъектов хозяйствования, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие перио­ды планирования (декада);

• планирование объема реализации продукции (работ, услуг);

• определение объема возможных денежных поступлений (доходов);

• оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом пе­риоде;

• определение денежного сальдо; рассчитывается как раз­ность сумм поступлений и расходов за период планирования;

• подведение итогов; показывает, будет ли у предприятия недостаток или излишек средств.

Платежный календарь содержит следующие разделы: на­чальное сальдо, поступление средств, расходование средств, сальдо за период, конечное сальдо; минимально допустимое сальдо (соответствует оплате реализации продукции в теку­щем месяце); недостаток средств (-), излишек средств (+).

Наряду с платежным календарем на многих предприятиях составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Он позво­ляет избежать просрочек и пени.

Также на предприятии должен составляться кассовый план,- план оборота наличных денеж­ных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Кассовый план содержит следующие разделы: поступления денег (кроме денег, полученных в банке); виды расходов наличными деньгами; расчет выплат заработной платы, выплат социального характера и др.; календарь выдачи заработной платы персоналу предприятия. Он разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Последним этапом финансового планирования является со­ставление сводной аналитической записки, в которой содер­жится характеристика основных показателей годового финан­сового плана: величина и структура доходов, расходов, взаи­моотношений с бюджетом, коммерческими банками, контр­агентами. Значительная роль отводится анализу источников финансирования инвестиций и распределению прибыли. В конце аналитической записки даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

 

 

70. Сущность бюджетного планирования на предприятии

Бюджет - это смета доходов и расходов предприятия. Обычно бюджеты составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Основные преимущества внедрения принципов бюджетного планирования:

• в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятель­ность в расходовании, экономии бюджета фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность персонала в успешном выполнении плановых заданий;

• помесячное планирование бюджетов структурных подразделений более точно отражает показатели размеров и струк­туры затрат (чем система бухучета финансовой отчетности), плановое значение размера прибыли;

• бюджетное планирование позволяет осуществлять режим строгой экономии финансовых ресурсов фирмы.

Классификация бюджетов:

1) По широте номенклатуры затрат:

- функциональный бюджет (составляется по одной, реже по двум статьям затрат, в частности бюджет амортизации, бюд­жет оплаты труда);

- комплексный бюджет (разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, в частности бюд­жет внепроизводственных расходов).

2) По методам разработки:

- стабильный бюджет (не изменяется при изменении объемов деятельности предприятия, в частно­сти бюджет амортизации);

- гибкий бюджет (предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксированных суммах, а в виде нормативов рас­ходов, которые взаимосвязаны с объемными показателями деятельности предприятия, например с объемом выпуска или реализации продукции).

С целью организации эффектив­ной системы бюджетного планирования деятельности пред­приятия применяется следующая сквозная система бюджетов: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет амортизационных отчислений; бюджет фонда оплаты труда; бюджет прочих расходов; налоговый бюджет; бюджет погашения ссуд банков. Сводный бюджет предприятия определяется как сумма бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов.

В процес­се составления бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом дета­лизации. Его сущность: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Считается, что оптимальный - это такой бюджет, в котором доходный и расходный разделы равны.

Бюджетное планирование начинается с прогноза объема продаж, затем составляется материальный бюджет, который определяет виды, количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана продаж; бюджет закупок ха­рактеризует расходы на закупки всех материалов; трудовой бюджет отражает прямые затраты труда, которые необходимы при организации запланированных видов деятельности. Далее составляется бюджет административных, накладных расходов, прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реа­лизации продукции предприятия; прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата. Кроме того, при бюджетном планировании анализируются данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.