История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-08-11 | 345 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
- О чем мои правила в стихах?
1. Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать
(ь как показ. мягкости согл.).
- Напишите 4 раза букву: ь, ь, ь, ь.
- Придумайте слово из словаря на эту орфограмму, подчеркнуть непроверяемые гласные, поставьте ударение.
- А в пословице есть смягчающий мягкий знак?
2. Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья
(разделительный ь знак).
- Напишите еще букву перед гласными ья, ье.
- Придумайте слово с разделительным ь, подчеркните орфограмму.
- А в стихах есть разделительный ь знак?
Итак, что вы можете сказать о Ь знаке?
(Ь – показатель мягкости согласных, Ь разделительный подсказывает, сигнализирует, где прячется [й] и пишется после согласных перед гласными).
III. Постановка проблемы.
На доске четверостишье А.Шибаева.
А дорога – далека
А корзинка – не легка.
Села бы на пенек
Съела бы пирожок.
- Найдите пару слов почти похожих написанием. Чем они отличаются? (произношением, значением, написанием – во II слове добавился Ъ знак).
- А что вы уже знаете о Ъ?
(что он, как и Ь знак, не обозначает звука).
- Давайте вспомним, как он пишется.
(Стих.: Твердый знак мы пишем так: ЪЯ, ЪЕ.
Колесо и спичка,
Позади косичка).
- Давайте выполним звукобуквенный анализ этих слов:
Села [с эла] – 2 сл., 4 б., 4 зв.
Съела [сй эла] – 2 сл., 5 б., 5 зв.
- Подчеркните место Ъ знака.
- Что вы можете сказать о Ъ знаке в этом слове?
(Он разделяет согласный звук и звук [й]), что какая тема сегодняшнего урока? (вывешиваю тему)
«Разделительный Ъ знак»
IV. Открытие новых знаний.
На доске слова: Выезд, подъезд, поезд, въезд, заезд, объезд.
- Прочтите слова. Чем похожи и чем различны? (все с приставками, одинаковый корень; у одних есть мягкий знак, у других нет).
|
- Какой корень? (выделяю)
Хором, какие приставки? (выделяю)
(СЦЕНКА)
- Поспорили как-то слова выезд и подъезд, какое из них написано правильно. Слово выезд кричит: «Я! Ъ знака после приставки не надо.» Слово подъезд тоже кипятится: «Нет после приставки нужен Ъ.» (вывешиваю)
-? Ребята, давайте разрешим этот спор и разберёмся, когда пишется Ъ разделительный знак.
- Что нам может помочь разобраться? (приставки на гласный, на согласный).
(надо рассортировать слова, записать по группам)
- Давайте проверим ваше предположение, на какие группы? (без Ъ, с Ъ разделительным знаком)
выезд подъезд
поезд въезд
заезд объезд
(2 ученика у доски, остальные в тетради)
- Выделите приставки и корни.
- Сделайте вывод, когда пишется Ъ разделительный знак?
(после приставок на согласную, перед гласными).
- А где мы можем проверить наши выводы? (в учебнике) с. 122
- Сравните с вашими выводами (читаем хором).
- Что еще добавлено в правиле? (перед гласными е, ё, ю, я)
Выставляю таблицу.
- Вы совершенно верно сделали вывод и сами смогли сформулировать правило.
-
е | |
Ъё | |
я | |
ю |
Ъ разделительный – это орфограмма!
Физминутка
Мы писали, рассуждали,
Ъ знак мы изучали,
А потом неслышно встали,
Подравнялись, подтянулись,
Тихо сели, улыбнулись.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
V. Первичное закрепление.
- Продолжим наши наблюдения. Найдите упр. 208.
- Прочитайте задание. (Прочитай и сравни столбики слов. Почему в первых двух столбиках после приставок не пишется разделительный Ъ?).
разлив выстрел объявление
рассада осмотр объяснил
подкладка засада предъявил
- Спишите слова 3 столбика с комментированием.
- Выделите приставки, подчеркните Ъ и первую гласную корня.
- Итак, кто ребята, может сказать без учебника, когда пишется разделительный Ъ знак?
VI. Самостоятельная работа (с повторением).
- Самостоятельная работа по вариантам. Ваше право выбрать для себя, что вы считаете приемлемым для вас:
|
1. Составить предложение из слов строчки. Можете добавлять свои слова. Спишите. Подчеркните орфограммы.
Разъяренный, съедобный, объяснил.
2. Списать, заменить выделенные слова словами с разделительным Ъ знаком, противоположными по значению (антонимами). Подчеркните орфограммы.
Приезд детей, уехать от дома, спуск с горы. (Отъезд детей, подъехать к дому, подъем на гору).
- Проверим самостоятельную работу (Ваша пара – малая группа).
VII. Итог урока.
С каким правилом мы сегодня познакомились? (когда пишется разделительный Ъ).
- Мы начали урок с минутки чистописания.
- Сравните, когда пишется Ь разделительный знак и Ъ разделительный знак.
- Запишите слово под Ъ знак в чистописании.
Вывешиваю рядом таблицу с ь знаком.
е | |
Ьё | |
и | |
ю я |
VIII. Домашнее задание. (за доской написано)
По вариантам: 1. Подобрать и записать 5 слов с Ь разделительным знаком, 5 слов с Ъ разделительным знаком.
2. Составить небольшой рассказ, используя данные слова: Объявление, подъезд, отъехали, въехали, объедение.
Кейс 2
Выполните анализ конспекта урока: 1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке. 2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока. 3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.
4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обучение на данном уроке.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!