Тема: Разделительный ъ (1 класс, I – IV) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Разделительный ъ (1 класс, I – IV)

2017-08-11 553
Тема: Разделительный ъ (1 класс, I – IV) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кейс 1

Выполните анализ конспекта урока: 1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке. 2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока. 3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.

4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обу­чение на данном уроке.

Тема: Разделительный ъ (1 класс, I – IV)

I. Организационный момент.

Девизом нашего урока будет пословица:

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

- Как вы понимаете её? (мы в школе занимаемся очень полезным делом, все наши знания пригодятся в жизни).

II. Чистописание. Актуализация.

- О чем мои правила в стихах?

1. Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать

(ь как показ. мягкости согл.).

- Напишите 4 раза букву: ь, ь, ь, ь.

- Придумайте слово из словаря на эту орфограмму, подчеркнуть непроверяемые гласные, поставьте ударение.

- А в пословице есть смягчающий мягкий знак?

2. Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья

(разделительный ь знак).

- Напишите еще букву перед гласными ья, ье.

- Придумайте слово с разделительным ь, подчеркните орфограмму.

- А в стихах есть разделительный ь знак?

Итак, что вы можете сказать о Ь знаке?

(Ь – показатель мягкости согласных, Ь разделительный подсказывает, сигнализирует, где прячется [й] и пишется после согласных перед гласными).

III. Постановка проблемы.

На доске четверостишье А.Шибаева.

А дорога – далека

А корзинка – не легка.

Села бы на пенек

Съела бы пирожок.

- Найдите пару слов почти похожих написанием. Чем они отличаются? (произношением, значением, написанием – во II слове добавился Ъ знак).

- А что вы уже знаете о Ъ?

(что он, как и Ь знак, не обозначает звука).

- Давайте вспомним, как он пишется.

(Стих.: Твердый знак мы пишем так: ЪЯ, ЪЕ.

Колесо и спичка,

Позади косичка).

- Давайте выполним звукобуквенный анализ этих слов:

Села [с эла] – 2 сл., 4 б., 4 зв.

Съела [сй эла] – 2 сл., 5 б., 5 зв.

- Подчеркните место Ъ знака.

- Что вы можете сказать о Ъ знаке в этом слове?

(Он разделяет согласный звук и звук [й]), что какая тема сегодняшнего урока? (вывешиваю тему)

 

«Разделительный Ъ знак»

IV. Открытие новых знаний.

На доске слова: Выезд, подъезд, поезд, въезд, заезд, объезд.

- Прочтите слова. Чем похожи и чем различны? (все с приставками, одинаковый корень; у одних есть мягкий знак, у других нет).

- Какой корень? (выделяю)

Хором, какие приставки? (выделяю)

(СЦЕНКА)

- Поспорили как-то слова выезд и подъезд, какое из них написано правильно. Слово выезд кричит: «Я! Ъ знака после приставки не надо.» Слово подъезд тоже кипятится: «Нет после приставки нужен Ъ.» (вывешиваю)

-? Ребята, давайте разрешим этот спор и разберёмся, когда пишется Ъ разделительный знак.

- Что нам может помочь разобраться? (приставки на гласный, на согласный).

(надо рассортировать слова, записать по группам)

- Давайте проверим ваше предположение, на какие группы? (без Ъ, с Ъ разделительным знаком)

 

выезд подъезд

поезд въезд

заезд объезд

(2 ученика у доски, остальные в тетради)

- Выделите приставки и корни.

- Сделайте вывод, когда пишется Ъ разделительный знак?

(после приставок на согласную, перед гласными).

- А где мы можем проверить наши выводы? (в учебнике) с. 122

- Сравните с вашими выводами (читаем хором).

- Что еще добавлено в правиле? (перед гласными е, ё, ю, я)

Выставляю таблицу.

- Вы совершенно верно сделали вывод и сами смогли сформулировать правило.

-

е
Ъё  
  я
  ю

 

Ъ разделительный – это орфограмма!

Физминутка

Мы писали, рассуждали,

Ъ знак мы изучали,

А потом неслышно встали,

Подравнялись, подтянулись,

Тихо сели, улыбнулись.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

V. Первичное закрепление.

- Продолжим наши наблюдения. Найдите упр. 208.

- Прочитайте задание. (Прочитай и сравни столбики слов. Почему в первых двух столбиках после приставок не пишется разделительный Ъ?).

 

разлив выстрел объявление

рассада осмотр объяснил

подкладка засада предъявил

- Спишите слова 3 столбика с комментированием.

- Выделите приставки, подчеркните Ъ и первую гласную корня.

- Итак, кто ребята, может сказать без учебника, когда пишется разделительный Ъ знак?

VI. Самостоятельная работа (с повторением).

- Самостоятельная работа по вариантам. Ваше право выбрать для себя, что вы считаете приемлемым для вас:

1. Составить предложение из слов строчки. Можете добавлять свои слова. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Разъяренный, съедобный, объяснил.

2. Списать, заменить выделенные слова словами с разделительным Ъ знаком, противоположными по значению (антонимами). Подчеркните орфограммы.

Приезд детей, уехать от дома, спуск с горы. (Отъезд детей, подъехать к дому, подъем на гору).

- Проверим самостоятельную работу (Ваша пара – малая группа).

VII. Итог урока.

С каким правилом мы сегодня познакомились? (когда пишется разделительный Ъ).

- Мы начали урок с минутки чистописания.

- Сравните, когда пишется Ь разделительный знак и Ъ разделительный знак.

- Запишите слово под Ъ знак в чистописании.

Вывешиваю рядом таблицу с ь знаком.

е
Ьё  
  и
  ю я

VIII. Домашнее задание. (за доской написано)

По вариантам: 1. Подобрать и записать 5 слов с Ь разделительным знаком, 5 слов с Ъ разделительным знаком.

2. Составить небольшой рассказ, используя данные слова: Объявление, подъезд, отъехали, въехали, объедение.

Кейс 2

Выполните анализ конспекта урока: 1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке. 2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока. 3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.

4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обу­чение на данном уроке.

Кейс 3

Выполните анализ конспекта урока: 1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке. 2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока. 3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.

4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обу­чение на данном уроке.

I. Организационный момент.

-Урок русского языка, садитесь. Запишите дату, классная работа.

- Отгадайте загадку:

Что без меня предметы?

Лишь названья,

А я приду,

Все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

(Глагол)

-Мы продолжим работу с глаголами и раскроем еще одну тайну этой части речи.

II. Актуализация знаний.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

– Прочитайте предложение.

– Как его можно назвать?

– Да, это народная мудрость. Как вы ее понимаете?

– Какая буква встречается чаще других?

Напоминаю, что при написании и заглавной и строчной буквы необходимо соблюдать одинаковое расстояние между палочками.

– Верхний элемент заглавной буквы параллелен линии строки.

– Спишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

– Подчеркните глаголы.

– Назовите.

– Как называются глаголы: не боится и трудиться?

– Как определили? Почему их так называют?

III. Формулировка темы.

– Что необычного заметили в этих глаголах?

– Что же предстоит выяснить на уроке?

 

Т?СЯ

(учитель прикрепляет карточку на доску)

IV. Постановка проблемы.

- Обратимся за помощью к словам, может быть, они нам помогут.

- Умываться, причесываются, переливаются, купаться, отправляется, собираться, огорчаться, нырял, защищается.

- Прочитайте.

- Что общего у этих слов?

- Какой лишний? Почему?

- На какие группы бы разделили. Посоветуйтесь в парах

- Ваше мнение?

- Какая из этих классификаций поможет решить поставленную проблему?

- Разобьем глаголы на две группы. В первый столбик запишите глаголы с сочетанием ться, в другой с сочетанием тся.

(Один из учеников на доске прикрепляет карточки в два столбика)

– Проведем исследование, почему в одних возвратных глаголах перед ся пишется ь, а в других не пишется. – – – Работаем в четверках.

V. Открытие нового знания.

- Обсудим к каким выводам пришли.

(По ходу обсуждения учитель фиксирует карточки на доске:

ТЬСЯ ТСЯ

Н.Ф. 3 ЛИЦО

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ?

VIII. Самостоятельная работа.

– А теперь каждый проверит сам себя. У вас на столе карточки контроля. В задании под цифрой один нужно вставить подходящее по смыслу слово, под цифрой два вставьте Ь, где нужно. Желаю удачи.

– Проверим.

IX. Итог урока.

Вернемся к пословице. Объясните, почему же в глаголе не боится нет Ь, а в глаголе трудиться есть?

-Вы не испугались работы, значит умеете трудиться.

X. Домашнее задание.

– Дома найдите и запишите две, три пословицы о труде, в которых есть глаголы с ТЬСЯ или ТСЯ, объясните их написание.

 

Кейс 4

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения: учета методических требований к планированию урока; организации повторения; организации контроля; совершенствования навыка письма.

Кейс 5

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения: учета методических требований к планированию урока; организации повторения; организации контроля; совершенствования навыка письма.

«Закрепление знаний о написании имен существительных с шипящими на конце» (II класс, I—IV)

1. Проверка домашнего задания. Учащиеся по очереди называют одно из слов, подобранных дома. Все пишут эти слова под диктовку.

2. Устное упражнение: игра «Будь внимательным!». Учитель называет существительные чиж, лещ, мышь, ёрш, ёж, дочь, луч, помощь, глушь, шалаш, обруч, вещь, ландыш, мяч, печь и др. с шипящим звуком на конце. Учащиеся поднимают карточ­ку с ь, если нужно писать мягкий знак, объясняют, почему он пишется. Поднимают пустую карточку (или не поднимают руки), если мягкий знак не пишется.

3. Контрольное списывание по учебнику.

4. Задание на дом.

 

Кейс 6

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения: учета методических требований к планированию урока; организации повторения; организации контроля; совершенствования навыка письма.

 

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» ( IV класс, I-IV ).

I. Языковая разминка.

1. На доске запись предложений:

Снег темнеет, покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Просыпаются деревья, оживает природа. Слабенькая зеленая травка шепчет: «Прощай, зима!». (Из журнала «Юный натуралист»)

Работа проводится по вариантам. Записывают предложение:

I вариант: с прямой речью,

II вариант: простое,

III вариант: сложное.

Выполняется синтаксический разбор предложения.

2. Фонетический разбор слов.

I вариант: тра в ка [тра´ ф ка],

II вариант: пр о щ а й [пр а щ, а´ й,],

III вариант: ож и л [о´ж ы л].

3. Разбор слов по составу.

I вариант: слабенькая,

II вариант: корочкой,

III вариант: темнеет.

4. Разбор как части речи глагола настоящего времени.

II. Словарная работа.

– Выпишите из словарика слова с удвоенной согласной. Используя эти и другие слова с удвоенной согласной, составьте текст из 3-4 предложений.

IV. Повторение пройденного.

1. Беседа по вопросам.

– С какими видами разбора познакомились в курсе русского языка начальной школы? Где можно найти порядок разбора? Вы изучали новые понятия. Прочитайте их (возвратные глаголы, глаголы-исключения, личные окончания глаголов, спряжение, суффиксы неопределенной формы глагола; описание, повествование, предложения с прямой речью, прямая речь, склонение, падежи). Что они означают?

2. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Упр. 306. Прочитай текст. Какое заглавие ему подходит больше: «Летчик и штурман», «Боевой курс», «Критический момент»? Почему? Объясни. • Выпиши группами слова, в которых есть следующие орфограммы:

1) проверяемая безударная гласная в корне;

2) непроверяемая безударная гласная в корне;

3) безударная гласная в приставке;

4) безударная гласная в падежных окончаниях существи­тельных;

5) безударная гласная в личных окончаниях глаголов;

6) безударная гласная в окончаниях прилагательных;

7) непроизносимая согласная;

8) разделительный ь.

Обозначь в словах эти орфограммы.

Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.

Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки – красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.

Сам штурман в своей прозрачной ка­бине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элемен­тарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.

(По Л. Соболеву)

Упр. 307. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Она высказана автором прямо или спрятана "между строк"? • В этом тексте встречаются пять групп однокоренных слов. Найди эти слова, выпиши их группами, выдели корень.

Ветер и Солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, реши­лись померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старал­ся Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукав; подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К.Ушинский)

– Какие синонимы и антонимы встретились в тексте? Что объединяет слова видишь и плащ? (Шипящий на конце слова.)

– Почему в одном слове пишется буква Ь, а в другом не пишется? Это одна и та же орфограмма или разные? (Разные: видишь (2-е л., ед.ч.); плащ (м. р.).).

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Кейс 7

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения типов проводимых упражнений. Объясните последовательность ознакомления с грамматическим понятием, выделяя этапы его формирования.

Конспекты системы уроков по одной теме

Тема «Общее понятие о приставке и суффиксе» (III класс, I-IV)

1. Постановка цели урока. Наблюдения над особенностями при­ставок и суффиксов, их ролью и местом в слове. Учащиеся читают в учебнике вопрос: Как образуются однокоренные слова? Затем пра­вила:

 
 
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: возить — пер евозить, город — пригород.Суффикс — это часть слова, ко­торая стоит после корня и служит для образования новых слов: игра — игр ушк а, теплый — тепл иц а, зима — зим н ий.  

 


Что называется приставкой? Прочитайте.

— Что называется суффиксом? Прочитайте.

— Чем сходны приставка и суффикс?

— Чем они различаются?

Выполняется упражнение из учебника: прочитать слова, встав­ляя в них подходящие по смыслу приставки:

От инея...желтели березки и...краснели осины. Вода в реке...темнела. Холодный ветер...рывал листья и...носил их.

2. Выполняются упражнения в образовании слов по образцу с помощью приставок и суффиксов.

1) От слов ходить и летать образовать однокоренные слова с помощью приставок у-, в-, до-, от-, под-.

2) Образовать слова, используя суффиксы -ок, -ик: город, дуб, ветер, гриб, шар, мяч, мост, куст.

Сравнить слова без суффикса и с суффиксом. Как изменился смысл слова?

3. Обобщение об образовании слов с помощью различных при­ставок и суффиксов.

Прочитайте однокоренные слова.

— Какие части слова служат для образования новых слов?

— Спишите однокоренные слова. Выделите части слова.

4. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

5. Домашнее задание.

 

Кейс 8

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения типов проводимых упражнений. Объясните последовательность ознакомления с грамматическим понятием, выделяя этапы его формирования.

Тема: «Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова» (III класс, I-IV)

1. Проверка домашнего задания.

2. Повторение изученного материала о приставке и суффиксе.

Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки или суффикса. Напишите:

Аленушка

Иван
 
 


Иванушка

Иван Иванушка

— С помощью каких суффиксов образовались слова сестрица,

Братец? Аленушка, Иванушка?

5. Анализ текста и списывание упражнения из учебника.

Спишите письмо Маши. Обозначьте окончание, корень и суф­фикс выделенных слов.

6. Образование слов и их разбор.

— С помощь суффиксов образуйте однокоренные слова. Выдели­те части слова.

— Какой смысловой оттенок придают словам суффиксы -еньк-, -очк -?

7. Сравнение однокоренных слов с разными суффиксами. Учащиеся читают текст про себя и готовятся к выразительно­му чтению.

Проводится сравнение слов по смыслу и составу.

8. Обобщение.

Расскажите о суффиксах. Для чего они нужны в речи?

Докажите своими примерами.

9. Домашнее задание.

 

Кейс 9

Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения при­сутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (1. Определите, какие факторы влияют на усвоение орфографичес­ких знаний в процессе выполнения заданий и упражнений на данных уроках. 2. Определите вид работ, проводимых на этих уроках. 3. Сформулируйте методическую задачу, решаемую на каждом этапе урока.)

Кейс 10

Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения при­сутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (1. Определите, какие факторы влияют на усвоение орфографичес­ких знаний в процессе выполнения заданий и упражнений на данных уроках. 2. Определите вид работ, проводимых на этих уроках. 3. Сформулируйте методическую задачу, решаемую на каждом этапе урока.)

Тема «Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне» (III класс, I-IV)

1. Диктант с предварительной подготовкой по тексту учеб­ника.

2. Распознавание слов, сходных по звучанию. Учитель читает предложения:

Кейс 10

Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения при­сутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (1. Определите, какие факторы влияют на усвоение орфографичес­ких знаний в процессе выполнения заданий и упражнений на данных уроках. 2. Определите вид работ, проводимых на этих уроках. 3. Сформулируйте методическую задачу, решаемую на каждом этапе урока.)

Тема «Правописание глаголов прошедшего времени» (IV класс, I-IV)

1. Постановка учебной задачи.

Прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока.

Что вы знаете о глаголах в прошедшем времени?

По какому плану вы бы сделали обобщение? Коллективно составляется план.

2. Наблюдения над особенностями глаголов прошедшего вре­мени (по тексту упражнения учебника).

Поставьте к глаголам вопросы.

Сделайте вывод о глаголах в прошедшем времени.

Разберите по составу глаголы шуршал, загнал, зазеленел, заголубел, вылетела.

Сделайте вывод о суффиксе глаголов прошедшего времени.

3. Письмо по памяти.

4.Изменение глаголов по числам и родам (по тексту упраж­нения учебника).

Чтение вывода в учебнике.

5. Диктант с предварительной подготовкой.

6. Обобщение о глаголах прошедшего времени по плану, со­ставленному в начале урока.

Кейс 11

Выполните анализ урока с точки зрения соблюдения требований к организации работы по развитию речи.

«Составление рассказа по данному плану и серии картинок»

(II класс, I—IV)

1. Составление рассказа по картинкам и данному плану.

Рассмотрите все картинки. О чем вы будете составлять рассказ?

Рассмотрите первую картинку. Прочитайте первый пункт плана. Составьте начало рассказа.

Рассмотрите вторую картинку и прочитайте второй пункт плана. Придумайте продолжение рассказа по второй картинке. Это будет основная часть рассказа.

— Прочитайте третий пункт плана и рассмотрите третью картинку. Составьте последнюю часть рассказа (концовку текста).

Учитель обращает внимание на связь между частями рассказа (каким предложением закончили вторую часть, с какого предло­жения лучше начать третью часть) и на то, каким предложением лучше закончить рассказ.

2. Подготовка к записи текста. В процессе рассказа учащихся по картинкам учитель записывает на доске некоторые слова и сло­восочетания: кормушка, радостно, пернатые.

3. Письмо текста (можно записывать с комментированием орфографии).

4. Проверка текста под руководством учителя.

Кейс 12

Выполните анализ урока с точки зрения соблюдения требований к организации работы по развитию речи.

«Письменная передача содержания текста по вопросам»

(III класс, I-IV)

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с содержанием рассказа.

О чем рассказывается в тексте? Скажите кратко.

Почему он так озаглавлен?

— Сколько частей в тексте?

— Прочитайте начало рассказа.

— Прочитайте основную часть.

Прочитайте концовку текста.

3. Повторное чтение текста и его лексический анализ. В про­цессе чтения выясняется, как учащиеся понимают значение слова концерт, смысл выражений оказались на редкость ручными, в такт мелодии. Дети подбирают синонимы к словам позволяли, угодить.

4. Коллективное обсуждение возможных ответов.

5. Самостоятельная работа учащихся, запись своих ответов на вопросы.

6. Проверка по учебнику.

Кейс 13

Выполните анализ детских изложений и сочинений. (Прочитайте детские сочинения и укажите тип речи. Определите, о несформированности каких текстовых умений сви­детельствуют следующие детские сочинения. Найдите встречающиеся речевые ошибки и недочеты.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Первыми прилетели грачи. Снег еще лежал сугробами. Черные белоносые гости — ранние птицы. Была середина марта. Они важно хо­дили по дорогам и искали червячков. А еще они строили себе гнезда.

 

Кейс 14

Выполните анализ текстов для изложений. (Оцените тексты для изложений с точки зрения требований к ним. Подумайте, в каком классе можно использовать каждый из этих текстов. Обоснуйте ответ. Спланируйте беседу по содержанию и словарную работу. Составьте план текстов. Подумайте, какую орфографическую подготовку необходимо про­вести перед написанием каждого из этих текстов.)

СЛОНИХА ЗАБОЛЕЛА

В цирке жила маленькая слониха по кличке Лили. Простудилась Лили. У нее ангина. Лечили слониху чаем с малиной. Делали уколы. Дуров кутал больную попонами. Наташа Дурова дружила с Лили. Скоро слониха поправилась. Наташа рада, что подружка здорова.

 

Кейс 15

Какие задания и упражнения могли бы вы предложить детям на основе данного языкового материала (Определите характер языкового материала и по возможности грамматическую тему, изучаемую на этих текстах. Проанализируйте материал с точки зрения использования его для лексической, синтаксической работы и работы над связной речью. Спланируйте по 3—5 заданий к данным текстам в целях проведения речевых упражнений различных видов и уровней.)

II класс

III класс

Слон

1. животное, большое, слон, умное, и, сильное, слон, но­сит, домашний, груз, в Индии, он, маленьких, нянчит, детей, трудно, стадо, в джунглях, слонов, увидеть.

2. Свободный народ, солнечный..., интересный..., забот­ливая..., радостный..., легкая....

3. Огонь, фабрика, трактор, улица, переулок, площадь, библиотека, платье, местность, метель, метро, лебедь, озе­ро, долина, аллея, трамвай.

IV класс

1. крепкий находка косьба дорожка

шапка беседка резьба прыжки

робкий редкий просьба кружка

улыбка гладкий сказка крышка

1. Рысь

Рысь — лесная кошка. И повадки у нее кошачьи.

Втянет когти и ходит бесшумно ищет добычу. Или затаится на ветке над оленьей тропой и терпеливо ждет. Рысь охо­тится на мышей зайцев и оленей. Человек приручает льва тигра. Трудно приручить рысь. Брали охотники в дом слепо­го рысенка. Он царапается кусается и вырывается на волю.

3. Смотреть на..., лететь над..., познакомиться с..., зави­сеть от..., стремиться к....

 

Кейс 16

Выполните анализ текстов для пересказа (Определите жанр произведения и возможность организации пере­сказа. Какой вид пересказа можно предложить по данным произведе­ниям? Обоснуйте свой ответ. Спланируйте работу по подготовке одного из видов пересказа.)

ХОРОШЕЕ

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Де­нек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»

А сестренка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестренка, отошла.

А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка!

— Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня.

А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошел вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

В. Осеева

ЛИСА И ТЕТЕРЕВ

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — спросила лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, что­бы по всей земле мир был. Нынче звери уж друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев. — А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — спросил тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

ШЕЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ

Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, кры­ши, деревья, скамьи на бульварах — все было мягко, бело, моло­до, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...

Если взглянуть вверх, на эти потемки, то весь черный фон был усыпан белыми движущимися точками: это шел снег. Хлопья его, попав в свет, лениво кружились в воздухе, как пух, и еще ленивее падали на землю. Снежинки кружились толпой, висли на бороде, ресницах, бровях... Извозчики, лошади и прохожие были белы.

По Л. Чехову

Кейс 17

 

Перед чтением стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» учитель проводит беседу:

Какое время года наступило?

Какие приметы весны вы заметили?

В народе говорят: «Март — свет, апрель — вода, майцве­ты».

— Почему так называют весенние месяцы?

— Что вы видите на картине К И. Левитана «Весна. Большая вода»?

— Приход весны изображают не только художники, но и писате­ли, поэты. Сегодня мы познакомимся с произведением Ф.И. Тют­чева «Весенние воды».

 

Перед чтением рассказа Б. Полевого «Последний день Мат­вея Кузьмина» учитель сообщает:

Борису Полевому, как военному корреспонденту газеты «Прав­да», сообщили о жителе деревни Куракино Псковской области, который повторил подвиг Ивана Сусанина. Кто знает, какой подвиг совершил Иван Сусанин? Когда это было?

— Борис Полевой разговаривал с людьми, которые знали Мат­вея Кузьмина, и был потрясен мужеством и силой воли стари­ка колхозника. Свой подвиг Матвей Кузьмин совершил 14 фев­раля 1942 года, было ему в это время 86 лет. Борис Полевой так правдиво написал о нем, что читатель хорошо может предста­вить себе героя.

Перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Утро» учи­тель демонстрирует картину К. Юона «Зеленый май» и обра­щается к детям:

Представим себе, что мы выехали за город, пришли сюда, на это место, и перед нами открылось то, что нарисовал художник.

— Что мы могли бы увидеть и услышать, почувствовать, если бы очутились там?

Кейс 18

Определите, какова методическая цель заданий и вопросов, используемых учителем при работе над литературным про­изведением:

а) Осеева В.А. «Три товарища».

Найдите в тексте слова автора, которые помогают вам представить состояние Вити во время перемены.

б) Осеева В.А. «Три товарища».

Прочитайте на доске:

«— А ты где его потерял? — спросил Миша.

Не знаю, —... сказал Витя и...» Задание: сравните с текстом.

Определите, какие слова пропущены. Что изменится, если их не будет?

в) Плещеев А.Н. «Мать и дети».

Кто, по-вашему, может сказать слова: мама дорогая, мама золотая, все она, родная?

А что можно сказать о самом поэте?

г) Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Сравните этот рассказ Паустовского с другими его рас­сказами о животных. Что вы можете сказать на основании этих рассказов о самом Паустовском?

Вы прочитали два рассказа Паустовского. Каким челове­ком вам представляется автор этих рассказов? Как он смот­рит на мир? Что любит? О чем думает?

д) Крылов И.А. Басни.

Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из другой басни?

е) Определите свое отношение к вопросам такого типа. Чему они могут способствовать?

Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Что вы можете сказать об этом стихотворении?

ж) Оправданно ли задание познавательного характера после чтения стихотворений русских поэтов И.А. Бунина, Ф.И. Тют­чева, А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина?

Найдите в каждом стихотворении приметы идущей по зем­ле осени.

— Вы заметили, в каком порядке расположены эти стихи?

— Определите, какие периоды осени описываются в этих сти­хотворениях.

— Выберите отдельные строчки из этих стихотворений и рас­положите их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода природы от зимы к весне.

 

Кейс 19

Сравните два варианта работы над рассказом К. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками».

а) — Ребята, расскажите, как то, что увидел и услышал ком­позитор Эдвард Григ, помогло ему написать музыку.

Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая му­зыка, которую девушка слышала впервые?

— Какие картины представлялись Дагни, когда она слышала музыку, посвященную ей?

— Ребята, если у вас дома найдется пластинка с записью му­зыки Эдварда Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт», послушайте ее. Что вам представляется, когда вы слышите эту музыку?

б) — Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?

— Что делало его таковым?

— Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Скажите, можно ли считать его навечно ушедшим от нас, ныне живущих?

— Что же делает человека вечным? Что сделало бессмертным Грига?

— Найдите в тексте самые важные слова. («Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без воз­врата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)

Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте кратко своими словами.

— Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди, ко­торые охотно давали, дарили — не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Расскажите о них.

— Что было бы, если бы все люди или хотя бы большинство из них видели счастье в том, чтобы дарить себя? Как вам ка­жется, какой бы стала жизнь?

Почему после исполнения чудесной музыки «сначала медлен­но, потом все разрастаясь загремели аплодисменты»? Почему сначала медленно? (Беседа о воздействии классической му­зыки на человека.)

Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слу­шали настоящую музыку.

— Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.

Дома подготовьтесь ответить на вопрос: «Чем должен жить человек?» Дагни это поняла. А поняли ли вы?

Кейс 20

Проведите методический анализ урока чтения, отметив достоинства и недостатки. Какие вопросы и задания соответствуют характеру произведения, а какие нет? При необходимости внесите коррективы.

Те


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.253 с.