Этнологическая концепция Л.Н. Гумилева — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Этнологическая концепция Л.Н. Гумилева

2017-08-07 108
Этнологическая концепция Л.Н. Гумилева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этнологическая концепция Л.Н. Гумилева

Автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этногенеза» (ПТЭ). Этнос в понимании Гумилёва — не социальная, а «природная» категория, то есть он подчиняется неким природным закономерностям, не имеющим ничего общего с марксистской сменой общественно-экономических формаций. В то же время он отмечал, что этнос — это и не биологическая популяция. Этнос в понимании Гумилёва — это коллектив людей, обладающий оригинальным стереотипом поведения, отличающим его от других этносов, причём этот стереотип поведения не остаётся одним и тем же, а меняется на различных фазах жизненного цикла этноса.

Концепция этноса в этногенетической парадигме Л.Н. Гумилева и в

Традиционной этнографии, и их различия.

 

Традиционная этнографияЭтнология Гумилёва

культурно-социальный подход биосоциальный подход

1. Этнос – одна из социальных форм Этнос - природная общность,

объединения людей несводимая ни к каким другим типам

объединения людей

 

2.Рассмотрение этноса как объекта Рассмотрение этноса как процесса

(этнос динамичен: сегодня он один, а завтра другой)

3.Системые связи между признаками Системные связи между объектами (людьми)

(«мы такие-то, а все прочие другие (не мы)»)

Закавказье

· Грузино-южноосетинский конфликт

· Грузино-абхазский конфликт

· Карабахский конфликт

Ближний Восток

· Турецко-курдский конфликт

· Арабо-израильский конфликт

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных Израилю палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накала ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающиемежнациональную рознь[ источник не указан 2432 дня ]. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) число враждебных Израилю государств сократилось. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов евреев и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Критические противоречия [править | править вики-текст]

Основные проблемы, по которым стороны не могут прийти к взаимоприемлемому соглашению[5]:

· Раздел Иерусалима

Иерусалим для евреев — центральное место в иудаизме, здесь были построены Первый и Второй храмы, здесь находится Стена плача. Принцип «Иерусалим — вечная и неделимая столица еврейского государства» утверждён законом, принятым кнессетом, и ни один израильский лидер не может принять решение отдать этот город арабам. По-арабски город называется Аль-Кудс (в пер. «Священный») и является третьим по своей святости городом после Мекки и Медины для всех мусульман. Арабские лидеры также не могут отказаться от притязаний на Иерусалим.

Премьер-министр Израиля Эхуд Барак в 2001 году предложил беспрецедентный компромисс: он фактически согласился на раздел Иерусалима и на суверенитет палестинцев над большей частью Старого города и даже частью Храмовой горы. При этом предполагалось, что столица арабского государства будет находиться в пригороде. Однако арабы отказались от такого соглашения[5][6].

· Проблема беженцев

Около 3 миллионов арабов — это те, кто бежали или были изгнаны с территории Палестины с начала арабо-израильского противостояния, а также их потомки. Арабы настаивают на безоговорочном праве этих людей вернуться на родину, однако Израиль не может согласиться с добавлением к миллиону арабов-граждан Израиля ещё 2,5 миллионов арабов, поскольку, по подсчётам специалистов, на палестинских территориях за десять лет может быть расселено не более 500 тысяч человек. Такое изменение демографии означает конец Израиля как еврейского государства, и ни один израильский политик на это не пойдёт[5].

Этно-политический конфликт в Африке

Руанда. Доколониальные королевства. Происхождение хуту, тутси и тва[править | править вики-текст]

Первыми жителями территории современной Руанды были пигмеи тва, занимавшиеся охотой и собирательством — они поселились там за 8000-3000 лет до нашей эры и до сих пор проживают на территории этого государства[4]. Между 700 и 1500 годами нашей эры на эти земли пришли банту, начавшие вырубать лес в строительных целях[5][6]. Существуют различные теории, объясняющие характер миграции банту: по одной версии, первыми переселились хуту, за ними последовали тутси, сформировавшие отдельную расовую группу, вероятно, кушитскогопроисхождения[7], другая предполагает, что миграция протекала медленно и имела постоянный характер, и переселившиеся в ходе её этнические группы были значительно схожи генетически с уже имеющимися[8] и скорее интегрировались в общество, чем завоёвывали его[9][6]. Согласно этой теории, различия между тутси и хуту проявились позже и имели классовый либо кастовый характер: тутси занимались скотоводством, хуту — земледелием[10][11]. Первоначально слово «тутси» означало «богатый скотом» и лишь затем распространилось на всю этническую группу[12]. Хуту, тутси и тва говорят на языке киньяруанда[13].

Постепенно население объединилось в кланы[14], а к 1700 году — примерно в 8 королевств[15]. Одно из них, Руанда, управляемое кланом тутси ньигинья, к середине XVII века заняло господствующее положение[16], расширяясь путём завоеваний и ассимиляции[17], и достигло наибольших размеров при короле Кигели IV Рвабугири, который присоединил земли к востоку и северу от государства и провёл административные реформы, предусматривавшие передачу тутси скота и связанного с ним привилегированного статуса другим тутси и хуту в обмен на службу[18], а также барщину хуту на тутси[19]. Реформы Кигели IV углубили социально-экономические и властные различия между этими двумя этническими группами[19].

Колониальная эра [править | править вики-текст]

Музей королевского дворца «Рукари» в Ньянзе

На Берлинской конференции 1884 года было принято решение передать территорию будущей Руанды-Урунди Германской империи[20], которая управляла королевством через её монарха, что позволило сократить число войск, необходимых для колонизации[21]. Немцы считали, что тутси пришли в Руанду из Эфиопии, поэтому они ближе к европеоидам и, следовательно, имеют расовое превосходство над хуту и лучше подходят для службы властям[22][23]. Король Юхи V приветствовал колонизаторов, с помощью которых укреплял собственную власть[24]. Во время Первой мировой войны бельгийские войска захватили Руанду и Бурунди, и в 1919 году они перешли под её управление, став мандатной территорией Лиги наций[24].

Бельгийцы продолжили опираться на монархию, однако в 1926 году начали выстраивать систему более прямого управления по образцу администрацииБельгийского Конго[25][26]. Они упростили систему племенного вождества, уменьшив число вождей и передав контроль над ней тутси, и расширили объёмы барщины[27]. Под контролем властей вожди тутси провели земельную реформу, в ходе которой пастбища, традиционно находившиеся в руках общин хуту, были конфискованы и приватизированы с выплатой минимальной компенсации[28]. В 1930-х годах колонизаторы осуществили масштабные проекты в сферах образования, здравоохранения, общественных работ и сельского хозяйства[29]. Господствующее положение тутси сохранилось, как и широкая эксплуатация бесправных хуту[30]. В 1935 году в Руанде-Урунди были введены документы, удостоверяющие личность, в которых прописывалась национальность. Если ранее богатый хуту мог стать почётным тутси, то теперь всякое межклассовое движение прекратилось[31]. Бельгийские власти опирались на местных католических священников, и церковь приобрела большое значение в жизни общества: с целью улучшения собственного положения в обществе многие руандийцы приняли католичество[32].

Столкновения на этнической почве. Отношения между тутси и хуту после провозглашения независимости [править | править вики-текст]

После Второй мировой войны в стране начало крепнуть движение за освобождение хуту[33], подогретое неприятием довоенных социальных реформ и ростом положительного отношения к хуту среди духовенства. Миссионеры начали считать своей миссией борьбу за права хуту, что привело к принятию заметного числа их в сан и формированию образованной элиты, которая могла бы уравновесить существующий режим[34]. Король и влиятельные тутси обратили внимание на увеличивающееся влияние хуту и начали агитировать за предоставление независимости на собственных условиях[33]. В 1957 году группа учёных-хуту опубликовала манифест, в котором хуту и тутси впервые делились на две расы и содержались призывы к передаче власти первым на основании «статистического закона»[35].

1 ноября 1959 года сторонники партии, поддерживавшей тутси, напали в Кигали на заместителя вождя хуту Доминика Мбоньюмутву. Он остался жив, однако по стране разнеслись слухи, что Мбоньюмутва погиб[36], и хуту начали убивать тутси, что ознаменовало начало массовых беспорядков[36]. Последние ответили тем же, однако на тот момент хуту пользовались полной поддержкой бельгийцев, желавших лишить тутси прежних позиций[37][38]. В начале 1960 года колониальная администрация заменила большую часть вождей тутси на хуту и в середине этого же года провела выборы в коммунах, позволившие утвердить подавляющее большинство хуту[37]. Король был смещён, провозглашена республика. В 1962 году она получила независимость[39].

С нарастанием напряжённости тутси начали покидать страну, спасаясь от этнических чисток, и нашли приют в соседних Бурунди, Уганде, Танзании и Заире[40]. Проживая там на правах беженцев[41], вскоре они начали агитировать за возвращение на родину[42] и сформировали вооружённые отряды, прозванные «тараканами», которые совершали вылазки на территорию Руанды. Они потерпели крупную неудачу и привели к дальнейшим расправам над тутси и ещё большему бегству их из страны[42]. К 1964 году её покинули более 300 000 тутси, которым было позволено вернуться лишь спустя три десятилетия[43]. Дискриминация тутси продолжилась, однако насилие над ними в какой-то степени пошло на спад с приходом к власти генералаЖювеналя Хабиариманы в ходе военного переворота в 1973 году[44].

Геноцид в Руанде, официально называемый геноцидом против тутси [1] — массовое убийство руандийских тутси местными хуту 6 апреля — 18 июля 1994 года, осуществлённое по приказу правительства хуту. В ходе этих событий погибло, по разным оценкам, от 500 000 до 1 000 000 человек, среди которых тутси насчитывали около 70 процентов. Общее число жертв составило до 20 процентов от всего населения страны. Геноцид был спланирован руандийской политической элитой и непосредственно осуществлялся армией, жандармерией, поддерживавшимися властями группировками интерахамве и импузамугамби и гражданскими.

Массовые убийства происходили в контексте гражданской войны, начавшейся в 1990 году между правительством хуту и Руандийским патриотическим фронтом, по большей части состоявшим из беженцев-тутси, вместе с семьями перебравшихся в Уганду после прокатившегося по родине массового насилия над тутси. Международное давление на президента Жювеналя Хабиариману вылилось в заключение в 1993 годуАрушских соглашений, предусматривавших создание коалиционного правительства. Перемирием были недовольны многие консервативные хуту, в том числе и ближайшее окружение президента, считавшее соглашения уступкой врагу. Наступление РПФ подогрело среди масс хуту популярность идеологии «власти хуту», отрицавшей принадлежность тутси к руандийцам и приписывававшей этому народу желание восстановитьмонархию и поработить хуту, что было встречено последними с крайним неодобрением.

6 апреля 1994 года самолёт, на борту которого находились Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира, был сбит на подлёте к столице Руанды Кигали. Все пассажиры погибли. В этот же день начался геноцид: солдаты, полицейские и ополченцы быстро расправились с ключевыми военными и политическими фигурами как среди тутси, так и среди умеренных хуту, которые могли бы заполнить образовавшийся вакуум власти, соорудили КПП и баррикады и приступили к массовым убийствам тутси, национальность которых устанавливали по документам. Организаторы геноцида призывали и принуждали хуту вооружаться с целью насиловать, избивать и умерщвлять соседей-тутси, уничтожать и присваивать их имущество. Разрыв мирного договора побудил РПФ возобновить наступление: в скором времени он занял северную часть государства и к середине июля захватил Кигали, и массовые убийства прекратились. ООН, США, Великобритания и Бельгия подверглись критике за бездействие, в том числе за неспособность усилить миссию ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) и расширить её полномочия. Франция обвинялась в поддержке властей Руанды после 6 апреля. 7 апреля установлено ООН как международный день памяти о геноциде в Руанде[2], в ней самой в эту дату отмечается День памяти геноцида, 4 июля — День освобождения[3].

Геноцид оказал значительное влияние на Руанду и граничащие с ней страны. Массовые изнасилования вызвали всплеск заболеваемости СПИДом. Уничтожение инфраструктуры и значительное число жертв имели тяжелейшие последствия для экономики. Победа Руандийского патриотического фронта вынудила многих хуту бежать в соседние страны. Многие из них обосновались в восточных районах Заира (ныне Демократическая Республика Конго), где радикалы использовали лагеря беженцев близ руандийской границы как плацдарм для возвращения к власти. С целью предотвращения нового геноцида войска РПФ в ходе первой и второй конголезских войн вели бои на территории Заира. Вооружённое противостояние между властями Руанды и их противниками в ДРК опосредованно продолжилось в Северном Киву, в том числе и в ходе восстания 23 марта. Множество тутси и хуту продолжают жить в регионе на правах беженцев. Произошедшее стало одним из поводов к созданию Международного уголовного суда, призванного прекратить организацию специальных трибуналов по геноциду, преступлениям против человечности и военным преступлениям.

Этно-политические проблемы агломераций

Вспоминаем мигрантов, беженцев и гетто)

Современные афроамериканские гетто характеризуются населением одного этнического происхождения, распространенностью преступлений, социальных проблем и политической бесправием. Шарон Зукин утверждает, что из-за этих соображений в обществе появился термин «плохой район»[17]. Многие ученые называют всю эту ситуацию в США как «век крайностей». Этот термин утверждает, что неравенство богатства и власти усиливает территориальное разделение, например, рост дорогих коттеджных поселков можно сравнить с процессом «геттолизацией» у бедного населения[18].

Несмотря на то, что в основном термин «гетто» используют для обозначения бедной, культурно или расово однородной городской местности, не все дома в афроамериканских гетто ветхие и дешевые, не все жители гетто страдают от нищеты. Для многих афроамериканцев, гетто означает слово «дом»: место зарождения подлинной афроамериканской культуры, место борьбы и страдания за право быть чёрным в Америке. Афроамериканский поэт и драматург Лэнгстон Хьюз описывает жизнь в гетто в своих произведениях «Negro Ghetto»(1931) и «The Heart of Harlem» (1945). Драматург Огаст Уилсон использовал также описывает гетто в своих произведениях «Ma Rainey’s Black Bottom»(1984) и «Fences»(1987), опираясь на опыт жизни в чёрном гетто Питсбурга[25].

Ежеквартальный журнал The Geographical Review утверждает, что степень жилищной сегрегации чернокожего населения больше, чем в любой другой этнической группе в населения Америки, но чернокожие не имели политической власти, необходимой для осуществления контроля над улучшением здравоохранения, образования и благосостояния[26]. Ученые были заинтересованы в изучении афроамериканских гетто именно по причине низкого уровня жизни резидентов и их уязвимости к социальным проблемам. Перед американскими гетто также стоит проблема географических и политических барьеров, и, как подчеркивает Дорин Мэсси, расовая сегрегация в афроамериканских гетто бросает вызов демократическим основам Америки[18].

Тем не менее основную опасность "геттоизации" градостроители и планировщики территорий связывают вовсе не с опасностью возникновения национальных гетто, а предпосылками маргинализации тех мест, где жилая застройка выполнена с нарушением норм градостроительного регулирования. В частности, это касается территорий с повышенной плотностью застройки, необеспеченных рабочими местами и достаточной инфраструктурой, в том числе и транспортной: там уже практически наступил транспортный коллапс, резко снижающий качество жизни. К таким районам относятся подмосковные Балашиха, Одинцово, Королёв (город), Химки. Эксперты усматривают риски также и в том, что при общем спаде экономики России и понижении платежеспособности населения, некоторые районы Подмосковья может ожидать участь американского квартала Пруитт-Айгоу.

 

 

 

Этнологическая концепция Л.Н. Гумилева

Автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этногенеза» (ПТЭ). Этнос в понимании Гумилёва — не социальная, а «природная» категория, то есть он подчиняется неким природным закономерностям, не имеющим ничего общего с марксистской сменой общественно-экономических формаций. В то же время он отмечал, что этнос — это и не биологическая популяция. Этнос в понимании Гумилёва — это коллектив людей, обладающий оригинальным стереотипом поведения, отличающим его от других этносов, причём этот стереотип поведения не остаётся одним и тем же, а меняется на различных фазах жизненного цикла этноса.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.