Личные данные. База. Стр. 2-4 — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Личные данные. База. Стр. 2-4

2017-08-07 253
Личные данные. База. Стр. 2-4 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проектная деятельность

По теме: «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных».

Выполнила:

Воспитатель старшей группы:

Гусева Татьяна Геннадьевна

 

МБОУ СОШ №3

2013 г.

г.Вышний Волочек Тверской обл.

-1-

Содержание проекта

 

Личные данные. База. Стр. 2-4

Введение. Стр. 4-11

- Актуальность Стр. 4-8

- Теоретическая база Стр. 8-11

- Объект Стр. 11

- Предмет Стр. 11

- Гипотеза Стр. 11

Анализ допроектной деятельности. Стр. 12-18Цель,задачи Стр. 17 Ожидаемый результат Стр. 18

Механизм выполнения проекта. Стр. 19-28

3.1.Проектная деятельность (описание проекта). Стр. 29-38

Заключение. Стр. 39-43

Литература. Стр. 44

Список приложений. Стр. 45

-2-

Автор: Гусева Татьяна Геннадьевна

Образование: высшее педагогическое.

Стаж работы: педагогический – 21 лет. В МБОУ СОШ №3 – 3 года.

База: МБОУ СОШ №3, дошкольная группа.

Адрес: Тверская область, г.Вышний Волочек, ул.3-я Пролетарская, д.50/26

Количество гру пп: 2.

В какой группе работает воспитатель: подготовительная № 2.

Количество детей в группе: 21 ребенок.

Какую программу реализует: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой, Т.И.Гризик, В.В. Гербовой.

-3-

База

Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек.

В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы:

· Дистанции, позиции при взаимодействии;

· Активности;

· Стабильности-динамичности;

· Комплексирования и гибкого зонирования;

· Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

· Эстетической организации среды;

· Открытости-закрытости;

· Половых и возрастных различий.

 

 

-4-

Актуальность.

Реорганизация школьного обучения предполагает прежде всего глубокие изменения содержания знаний, причем не количественные, а существенные изменения этого содержания. Все это, безусловно, требует от учащихся более высокого уровня мыслительной деятельности, причем, начиная уже с первого класса.

Перестройка школьного обучения предъявляет повышенные и к подготовке детей к школе, а, следовательно, и к самому процессу обучения дошкольников,как средству их умственного развития.

Еще в 1955г. А.П.Усова писала, что готовность детей к школе определяется прежде всего наличием у них достаточного круга представлений об окружающей действительности и развитием речи. Тогда же исключительное значение для умственного развития знаний, с которым ребенок приходит в школу отмечала и Е.И.Радина, требуя одновременно с расширением кругозора детей развивать такие качества, как умение наблюдать и вычленять некоторые признаки предметов, устанавливать на основании этих признаков общность и различие, делать простейшие обобщения, т.е. развивать способность к элементарному синтезу.

Однако, если раньше имелось в виду прежде всего обогащение детей знаниями, то в настоящее время воспитание познавательной деятельности дошкольников все больше становится специальной психологической и педагогической проблемой, занимающей центральное место в подготовке детей к школе в соответствии с современными ее требованиями.

Быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности. Уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

 

 

-5-

Так что же такое мышление?

Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление является опосредованным отражением действительности потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.

 

 


Компоненты мышления

 

  синтез   сравнение
анализ  
         

 

обобщение

 

абстрагирование   классификация   систематизация

 

 

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

 

-6-

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

 

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

 

Виды мышления


Наглядно- действенное   Образно- логическое   Словесно-логическое

 

Наглядно-действенное. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Образно-логическое. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу,

-7-

анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов.

Словесно-логическое. Особенностью является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме.

-

Развитие мышления в дошкольном возрасте.

Мышление ребенка проявляется очень рано и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного детства и в дальнейшем. При этом в каждом возрасте есть свои качественные особенности, которые проявляются при решении задач.

Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом.

К четырем годам мышление ребенка начинает меняться качественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие – мышление приобретает образно-логический характер.

К пяти годам наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления дошкольников: основным средством решения является образ.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) продолжается развитие образно-логического мышления, при этом усложняются сами задачи, которые ребенок может решить.

К концу дошкольного возраста у детей появляются предпосылки качественно нового типа мышления – словесно-логического. В целом словесно-логическое мышление характерно для школьника и взрослого, однако его элементы начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

 

-8-

Теоретическая база

Современные исследования в области педагогики и психологии указывают на то, что стремление шести-семилетнего ребенка к осмысливанию того, что воспринимается, - показатель значительных успехов в области логического мышления, которых достигли дети этого возраста. (А.А. Люблинская).

В этом возрасте возрастают возможности умственной деятельности – происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, могут сравнивать эти явления, обнаруживать сходные и различные черты. Развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы.

В трудах Н.Н. Поддъякова указывается на то, в этом возрасте интенсивно формируются и развиваются разные способыпрактических преобразований объектов, направленных на определение и выделение скрытых их свойств. С помощью этих способов дети осуществляют общее обследование различных объектов, начинают выявлять существенные связи.

Как отмечено в работах В.В. Виноградовой, в старшем дошкольном возрасте наиболее ярко перед ребенком начинает выступать познавательная задача. Характерным выражением нового направления детской активности являются бесконечные «почему» дошкольника, которые касаются самых разнообразных сторон действительности. Задавая вопрос «почему», ребенок стремится разрешить определенную познавательную задачу и пользуется при этом все имеющиеся в его распоряжении средствами.

Еще один важный аспект,на который в свое время указывала А.П. Усова. Знания старшим дошкольникам следует давать не столько в форме отвлеченных словесных рассуждений, а путем организации практических действий, манипуляций с предметами или их изображениями, символами, моделями. «Задача воспитателя,- писала

-9-

А.П. Усова,- обеспечить наибольший воспитательный эффект, наибольшее развитие способности к обобщению, к самостоятельному нахождению связей усваиваемых знаний и умений».

 

Выводы.

Анализ данных педагогики и психологии показывают: дошкольники развертывают свои познавательные действия в определенной последовательности – вначале вычленяют данное явление как отдельное целостное образование, затем переходят к анализу связей этого явления с той более общей системой, в которой данное явление существует и функционирует, и далее анализируют свойства данного явления.

Таким образом, ребенок постепенно при помощи взрослого учится мыслить самостоятельно, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью. Познавательная задача выступает в ее собственном содержании, как задача овладеть новыми знаниями, обогатить свои понятия о действительности.

 

Из всего вышесказанного вытекает цель исследования:

Миром, объединенную

воспитательно-образовательными задачами,

Концепция

Создание проектной деятельности развития образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при изучении животных дает возможность:

· Самостоятельных наблюдений детей в природе, с последующей оценкой своего поведения, поведения взрослых и сверстников;

· Понимание детьми специфики живого организма и установление зависимости его состояния от факторов внешней среды и человека (элементарная исследовательская деятельность детей);

· Прогнозирования ребенком общения с природой и человеком и последствия своего отношения к ним;

· Проявления детьми эмпатии;

· Появления устойчивого познавательного интереса к окружающему миру;

· Повышения уровня развития образно-логического мышления;

· Проявления дошкольником творческой индивидуальности в разных видах детской деятельности;

· Комплексного подхода к диагностической, коррекционной работе с детьми и родителями.

 

 

.

 

-

 

-11-

Объект исследования:

МОУ СОШ №3 дошкольная группа.

Реализующий проект «Развитие образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при изучении животных»в старшей группе №2.

Предмет исследования:

Организация совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей с животными.

Гипотеза:

Если для реализации поставленной цели удастся создать условия:

· Для развития способности выделять устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа.

· Для обучения детей способам систематизации накопленной и получаемой информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

· Для становления интеллектуальных чувств-переживаний: чувства нового и чувства открытия, любознательности, уверенности в знаниях.

· Для формирования у детей бережного отношения к миру животных.

· Для воспитания нравственных качеств: уважения, симпатии, доброты, любви.

Принципы:

· Принцип целостности и уравновешенности развития всех сфер личности ребенка.

· Принцип единства переживания, познания и действия.

· Принцип интеграции.

· Принцип единства диагностики и развития.

· Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

 

-12-

Методика «Нелепицы»

 

 

-14-

Методика «Времена года»

 

 

Таблица. Оценка результатов анкетирования родителей.

Игры на класси фикацию После- довате- льность собы- тий Игра «Нао- борот» Нали- чие у ребен- ка до-мино, лото, моза- ик Испо- льзо- ва- ние зага-док Чтение детям Игра «Чего не хва- тает?» Игра «Уга- дай пред- мет!»
16% 26% 42% 100% 32% 20% 16% 0%

 

 

-16-

Анализ собранных материалов предоставил возможность получить четкую картину содержания развивающей среды в группе, реальных представлений детей; участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса (педагогов, родителей) в развитии детей.

Это позволило в дальнейшем спланировать работу, учитывая интерес к миру животных, наметить пути совершенствования воспитательно-образовательной работы, предоставив возможность увлекательно и системно знакомить детей с животными.

Проводя работу по самообразованию с целью формирования теоретических представлений по данному вопросу использовались следующие научно-методические материалы и технологии:

· «Психология» Р.С. Немова позволила подобрать материал для диагностического обследования образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

· «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7лет»

Е.О. Севостьяновой помогла разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию у детей образно-логического мышления при ознакомлении детей с животным миром.

· «Программа экологического воспитания дошкольников»

С.Н. Николаевой помогла разобраться в вопросе приобщения детей к экологической культуре.

· «Познание мира животных» М.Н. Сигимовой предоставила научно-практическое обоснование частно-методической проблемы: воспитание растущего человека экологической личностью, способной проявлять эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, милосердие к живому существу.

· «Загадки мира животных» М.Н. Сигимовой помогла подобрать формы, приемы и методы по организации детской деятельности по ознакомлению с миром животных».

Анализ диагностического обследования детей и родителей подтвердил необходимость развития образно-логического мышления у детей, а изучение научно-методической литературы позволило мне определиться в содержании, а именно:

-17-

- Создать систему формирования образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучая мир животных.

- Активизировать взаимодействие с родителями по вопросу развития мышления детей.

Цель: Создать систему взаимосвязанных мероприятий, форм и

методов организации детской деятельности по

ознакомлению детей с животным миром, объединенную

воспитательно-образовательными задачами,

в итоге создающую совокупность условий для развития

образно-логического мышления у детей.

Задачи:

1.Модернизировать предметно-развивающую среду.

2.Реализовать технологию М.Н. Сигимовой «Познание мира животных»,

Е.О. Севастьяновой «Хочу все знать!»

3.Создать проектную деятельность по ознакомлению детей с животными, способствующую повышению уровня развития образно-логического мышления.

4. Повысить профессиональную компетентность родителей через социально-культурные мероприятия, включенность родителей в содержательную деятельность дошкольного учреждения.

-18-

Ожидаемый результат.

· Повышение уровня развития образно-логического мышления.

У детей развиты образные представления об окружающем мир и о связях и отношениях, существующими между животными, их образом жизни, природой; у детей развиты умственные операции анализа, синтеза.

· Дети могут рассуждать логически, грамматически правильно выражают свою мысль.

· Обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов.

· Участие всех сторон воспитательного и образовательного процесса.

Партнерское взаимодействие воспитателей и родителей, организованном на основе программы и наблюдений.

· Создание проектной деятельности «Познание мира животных».

«Активизация форм работы с родителями».

 

-19-

Методика «Нелепицы»

Диаграмма уровнейразвития

Методика «Времена года»

 

Диаграмма уровней развития

Таблица. Оценка результатов анкетирования родителей.

Игры на класси фикацию После- довате- льность собы- тий Игра «Нао- борот» Нали- чие у ребен- ка до-мино, лото, моза- ик Испо- льзо- ва- ние зага-док Чтение детям Игра «Чего не хва- тает?» Игра «Уга- дай пред- мет!»
74% 63% 100% 100% 79% 53% 53% 79%

Итогом всей работы явилась презентация детского проекта:

· Детский спектакль

· Выставка

· Экологическая викторина

· Фотогазета

Анализ результатов работы на 2 этапе позволил сделать вывод, что организованные мероприятия были направлены:

· Повышения уровня знаний детей.

· Обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей эффективность образовательной деятельности.

· Создание проектной деятельности на тему: «Познание мира животных».

· Обогащение и активизации форм взаимодействия с родителями.

-39-

Заключение.

На заключительном этапе проектной деятельности была проведена оценка эффективности образовательной работы по созданию условий, обеспечивающих реализацию задач по развитию образно-логического мышления.

Совершенствование образовательной деятельности нашло свое отражение в среде. Предметно-развивающая среда пополнилась:

макетами:

· «Домашние животные»

· «Животные нашего леса»

· «Животные Севера»

· «Животные жарких стран»

Альбомами:

· «Птицы»

· «Дикие птицы»

· «Наши питомцы»

· «Что такое «Красная книга?»

Дидактическими играми:

· «Береги живое»

· «Кто как устроен»

· «Герои русских сказок»

· «Сам себе сказочник»

· «Четыре сезона»

 

Продукты совместной творческой деятельности:

· Книга «Мы их знаем»

· Коллективные работы- «У нас в деревне»

- «Аквариум»

- «Однажды в лесу»

В результате проделанной работы среда приобрела новое развивающее содержание. Дети самостоятельно используют в играх все пособия, договариваются о совместной игре.

-40-

Диаграмма уровней развития

Выводы.

Реализация проекта через интегрирование разных видов деятельности, развивающую предметно-пространственную среду позволило развить ребенка личностью, способно проявлять эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, где предполагаемые результаты совпали с действительными. Успешно решены задачи и проблемы личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Таким образом, можно сказать о том, что удалось организовать системный процесс формирования образно-логического мышления, используя высокий потенциал знаний о животных.

 

Перспектива.

Необходимо продолжать работу в заданном направлении:

С родителями:

· Обеспечить широкую включенность родителей в содержательную деятельность группы: все, чем занимается ребенок, доступно для посещения и активного участия в этом процессе самого родителя.

· Организовывать социально-культурные мероприятия: походы, экскурсии по городу, музеи.

· При взаимодействии с семьей учитывать особенности, с одной стороны, занятости родителя, с другой – в подходах к воспитанию и обучению ребенка, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс.

С детьми:

· Обучать детей элементарным навыкам ведения исследовательской работы.

-43-

· Организовывать проведение игровых конкурсов-аукционов, на которых дети учатся делать рекламу или презентацию своей авторской «книги», коллекции.

 

 

-44-

Список литературы.

1. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет «Радуга» под ред.Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьевой, С.Г. Якобсон.

2. В.Бианки «Лесные разговоры».

3. Богословский «Общая психология».

4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание в процессе ознакомления детей с природой» М.Просвещение.1973г.

5. Виноградова Н.Ф. «Дети,взрослые и мир вокруг». «Просвещение» 2000 г.

6. Громова О.Е. «Стихи о временах года и игры» М. «Сфера».

7. Залужская Н.Ф. «Подготовительная к школе группа». М.Педагогика.1972г.

8. Запартович Б.Б. «С любовью к природе». М.1976г.

9. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». М.1984г.

10. Зуев Д. «Времена года».

11. Кайдородов Д. «Вести из леса».

12. Клепинина З.И. Природоведение» 2кл.

13. Люблинская «Воспитателю о развитии ребенка»

14. Мухина В.С. «Психология дошкольника» М.1985г.

15. Немов Р.С. «Психология.Диагностика» Владос.1998г.

16. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры».

17. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». «Мозаика-синтез» 2004 г.

18. Потапова «Экология в картинках». М. 2002 г.

19. Севостьянова Е.О. «Хочу все знать!» «Сфера» 2005 г.

20. Сигимова М.Н. «Познание мира животных». «Учитель» 2009 г.

21. Сладков Н. «В лесах таинственной охоты».

22. Соколова Ю. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» М.ЭКСМО-2010 г.

23. Тарабарина «И учеба, и игра: и природоведение».

24. Шим Э. «Лесные разговоры».

25. Щенников В.И. «Веселое природоведение». Сталкер.2000г.

 

-45-

Проектная деятельность

По теме: «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных».

Выполнила:

Воспитатель старшей группы:

Гусева Татьяна Геннадьевна

 

МБОУ СОШ №3

2013 г.

г.Вышний Волочек Тверской обл.

-1-

Содержание проекта

 

Личные данные. База. Стр. 2-4

Введение. Стр. 4-11

- Актуальность Стр. 4-8

- Теоретическая база Стр. 8-11

- Объект Стр. 11

- Предмет Стр. 11

- Гипотеза Стр. 11


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.