Основные направления социально-реабилитационной деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные направления социально-реабилитационной деятельности

2017-08-07 2850
Основные направления социально-реабилитационной деятельности 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Главная задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии

его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних фак­торов, воздействующих на личность. Вот почему деятельность специалиста по социальной реабилитации детей с ограничен­ными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реа­билитационного процесса.

Такими направлениями, на наш взгляд, являются: органи­заторская деятельность; деятельность по диагностике пси­хического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятель­ности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность — это деятельность, на­правленная на достижение определенной цели или целей. Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач. Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реаби­литационной деятельности и выступает как необходимая, обя­зательная их составляющая.

Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей дея­тельности. По существу, каждое действие специалиста по со­циальной реабилитации носит организаторский характер.

В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.

Подготовительный аспект. Включает деятельность, свя­занную с проектированием, планированием процесса социаль­ной реабилитации, определением его содержания, целей и за­дач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации меж­личностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, специалист по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответ­ствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.

Организационный аспект. Специалист по социальной реа­билитации реализует на практике цели и задачи социальной реабилитации. Организаторская деятельность многопланова и многофункциональна. К числу основных организаторских действий, используемых в работе с людьми, относят: прось­бы, советы, пожелания, указания, замечания, требования. Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в со­циально-реабилитационном процессе является педагогиче­ское требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами. Чрезвычайно завышенная и заниженная (либе­ральная) оценки в одинаковой мере пагубно влияют на конеч­ные результаты. В случаях завышения требований у детей нарастает психическое напряжение, нежелание выполнять ту или иную деятельность. Когда же требования занижены, то у них теряются внешние опоры организации собственной дея­тельности.

2. Диагностика психического и личностного развития ребенка. Цель диагностики — выяснение с помощью психоди­агностических средств сущности индивидуально-психологи­ческих особенностей личности с целью оценки ее актуально­го состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предме­том психологического диагноза является установление осо­бенностей развития ребенка, как в норме, так и в патологии. Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вы­несение решения — установление психологического диагно­за и определение на его основе прогноза развития.

Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процес­са социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для:

— составления социально-психологического портрета ре­бенка, имеющего ограниченные возможности (психологиче­ского диагноза);

— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;

— определения содержания и форм социально-реабилита­ционной работы, выбора средств и форм психологической кор­рекции и личностного развития ребенка;

— установления обратной связи, сигнализирующей об из­менениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Вы­готскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но про­гноз строится на умении настолько понять внутреннюю логи­ку самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечают путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Практическая психодиагностика предполагает наличие у специалиста по социальной реабилитации психологических знаний, определенных навыков изучения ребенка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта. От него тре­буется соблюдение свода правил применения психодиагности­ческих средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этиче­ских и профессиональных норм психодиагностического обсле­дования.

3. Развивающая и коррекционная деятельность. Данное направление является центральным в социально-реабили­тационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обсле­дования. Содержание, формы и методы развивающей и кор-рекционной работы должны обеспечивать целостное воздей­ствие на личность ребенка или подростка.

Развивающая работа традиционно ориентирована на раз­витие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач со­циальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка. Реализация этой программы осуществляет­ся путем включения ребенка э различные формы общения и деятельности. Это могут быть: специальным образом орга­низованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслу­живающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, напри­мер, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и пере­живаний других людей, самооценки и самоанализа своего по­ведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приоб­ретается определенный духовный и эмоциональный опыт.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями

в развитии ребенка. Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задейст-вуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправле­нии. Психокоррекционная работа осуществляется в двух фор­мах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.

4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников* участвующих в обслуживании де­тей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое просвещение. Главной его за­дачей является приобретение детьми и подростками опре­деленных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, ак­тивно включались в процесс личностного развития, необхо­димо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи. Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального раз­вития, готовность к усвоению тех или иных знаний. Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, ко­торые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.

Консультирование — еще один вид практической работы специалиста по социальной реабилитации. Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста — подростками и старшими школьниками. Консультирование, как правило, — индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностиче­ского обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться.многих проблем развития и личностного самоопределе­ния подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п.

В функции специалиста по социальной реабилитации входит не только просвещение и консультирование детей и подростков, но и родителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.

5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизне­деятельности. Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий. Специалист по соци­альной реабилитации должен знать закономерности возник­новения, течения и исход болезни как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребенка. Чтобы грамотно организовать социаль­но-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки дина­мического стереотипа организма в процессе выздоровления и их влияние на процесс реабилитации. Нужно ясно осоз­навать и предвидеть как внутренние, так и внешние факто­ры, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования безбарьерной атравматической окружающей среды для детей с ограничен­ными возможностями здоровья по признаку аномалии.

Важно также добиться, чтобы ребенок осознал, что резуль­таты его выздоровления и развития находятся в прямой за­висимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиеническогих навыков, физической тре­нированности организма.

Оздоровительная работа. В ее задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.

6. Социально—диспетчерская деятельность. Цель — по­лучение детьми, их родителями и коллегами от специалиста по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональ­ных обязанностей, а, во-вторых — за рамки его компетенции. В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребенку. Причем, специалист по социальной реабилитации не только дает консультацию, но и сам организует это взаимо­действие.

В рамках социально-диспетчерского направления предпо­лагается решение следующих задач:

— определение характера проблемы и возможностей ее ре­шения;

— поиск службы или специалиста, способного оказать ре­бенку помощь;

— подготовка необходимой сопроводительной документации;

— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистом;

— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистом;

— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к организации со­циально-реабилитационной работы, выделили основные ее направления. Следует иметь в виду, что процесс социальной реабилитации определяется, прежде всего, компетентностью специалиста по социальной реабилитации. Знание рассмот­ренных подходов поможет ему стать профессионально грамот­ным и четко представлять круг своих обязанностей.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.