Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методологические аспекты изучения личности ребенка

2017-08-07 416
Методологические аспекты изучения личности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Чтобы эффективно управлять процессом социальной реа­билитации ребенка с ограниченными возможностями, свое­временно вносить те или иные изменения в развивающие и коррекционные программы, нужна объективная информа­ция о качественных изменениях, происходящих в ходе его развития. Такая обратная связь может быть установлена с по­мощью методов, используемых в психологии. При этом нужно учитывать весь комплекс требований, предъявляемых к пси­хологическому исследованию. Одним из его важных моментов является вопрос о единстве методологии, методов и методик исследования.

Методологияэто система принципов и способов позна­ния, организации и построения теоретической и практиче­ской деятельности в соответствии со свойствами и зако­нами объективной действительности.

Методологию по традиции делят на общую и частную. Общая методологияэто совокупность необходимых и дос­таточных принципов для рассмотрения изучаемого общест­венного или психического явления. Частная методология определяет специфику применения общих принципов иссле­дования при изучении конкретной проблемы, в частности,, в психологии.

К числу важнейших методологических принципов приме­нительно к изучению социально-психологических и психоло­гических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма пред­полагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь. Данный принцип предпо­лагает, что результаты исследования (диагноз) должны сви­детельствовать не только о достигнутом уровне развития, но и выявлять резервы, определять не только негативные момен­ты в развитии личности ребенка, но и положительные свой­ства, на которые можно опереться в процессе его социальной реабилитации.

Принцип объективности и научности акцентирует вни­мание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, по­нять не только общие законы ее развития, но и специфиче­ские особенности, связанные с влиянием на нее как первич­ных, так и вторичных дефектов.

Принцип детерминизма означает, что любое социально-пси­хологическое явление порождено целым комплексом объектив­ных и субъективных причин. Чтобы получить объективную информацию об особенностях развития ребенка с отклонения­ми в развитии, нужно установить причинно-следственные связи в развитии и формировании тех или иных личностных свойств ребенка, выявить основные факторы и условия отрицательно или положительно повлиявшие на этот процесс.

Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная дея­тельность. Процесс становления личности ребенка может быть правильно понят, если он рассматривается в непрерывном движении, с учетом постоянных количественных и качествен­ных изменений, как процесс и результат деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность разви­тия сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.

Принцип систематичности, комплексности и систем­ности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка должно проводиться регулярно, через определенные промежутки вре­мени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности. Для получения полной информации о раз­витии ребенка с ограниченными возможностями нужно также использовать результаты клинических исследований нару­шенных функций и данные об особенностях развития вторич­ных нарушений.

Принцип индивидуального и личностного подхода оз­начает, что каждый человек уникален и общие законы раз­вития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповто­римо.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они предназначены.

Основным способом реализации теоретических представле­ний, методологических принципов и подходов на практике выступает метод исследования.

Метод исследованияобщий путь научного познания, спо­соб, с помощью которого исследователь получает необходимую научную информацию. Конкретное воплощение метода на прак­тике в соответствии с целью исследования называется методи­кой. То есть, методика — это целенаправленное использование метода, применительно к предмету исследования.

В отечественной психологии выделяют четыре группы об­щенаучных методов (по Б.Г. Ананьеву), которые позволяют получать необходимую информацию о развитии личности ре­бенка с теми или иными жизненными ограничениями.

К первой группе относят организационные методы. С их помощью решаются вопросы, связанные с определением объекта, специфики, полноты, длительности и других орга­низационных сторон проведения исследования. В нее входят:

1. Сравнительный метод. При определении объекта ис­следования сопоставляются различные группы детей по возрасту, по состоянию здоровья, специфике заболеваний, первичных и вторичных нарушений и т. д. В социально-реа­билитационной практике сравнительный метод выступает в виде метода возрастных или поперечных срезов. Данный метод применяется с целью выявления динамики психическо­го или личностного развития ребенка, путем сопоставления полученных в одно и то же время результатов в группах де­тей разных возрастов.

2. Лонгитюдный метод. Его суть состоит в многократном изучении одних и тех же детей на протяжении длительного периода.

3. Комплексный метод. При организации изучения одного и того же ребенка могут быть подключены специалисты раз­ных профилей: врачи, социальные работники, психологи, кор-рекционные педагоги и другие. Исследования такого рода позволяют установить более полную картину психического, соматического и личностного развития ребенка.

Ко второй группе относят эмпирические методы. С их помощью получают необходимую информацию о психическом и личностном развитии конкретного ребенка или изучаемом явлении. К ним относят:

методы наблюдения и самонаблюдения;

экспериментальные методы (лабораторный, естест­венный констатирующий, обучающий, развивающий экспе­рименты);

психодиагностические методы (тесты, опросники, ан­кеты, социометрия, беседа);

анализ продуктов деятельности ребенка;

биографические методы (анализ жизненного пути ре­бенка, изучение медицинской документации о нем и др.)

Третья группа — методы обработки данных. В нее входят:

количественный (статистический) метод;

качественный (анализ материала, дифференциация его по группам и т. д.)

Четвертая группа — интерпретационные методы. В их числе:

генетический метод ('анализируется полученная инфор­мация в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.);

структурный метод (устанавливаются структурные связи, причинно-следственные отношения между всеми ха­рактеристиками личности.)

В ходе изучения личностного развития ребенка с огра­ниченными возможностями следует также исходить из того, что процесс социальной реабилитации и изучение ребенка должны опираться не на разрозненные принципы психолого-педагогического воздействия, а на целостное представление о системных взаимосвязях личностных свойств, в которых фиксируется эффект отражения действительности психиче­скими процессами. То есть изучать ребенка и реализовывать

на практике полученные данные исследований необходимо на основе системного подхода.

В фокусе реабилитационной деятельности должен быть ре­бенок как развивающаяся личность со своими запросами, интересами, проблемами, а процессы обучения, воспитания и социальной реабилитации следует направить на всесто­роннее развитие задатков и способностей, не подвергшихся травмированию, на формирование ребенка как личности.

Таким образом, чтобы получить объективные данные об изучении какой-либо проблемы, надо иметь в виду, что одним из важнейших моментов исследования является вопрос о единстве методологии, методов и методик.

Организационные подходы

К изучению личности ребенка


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.