Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-08-07 | 416 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Чтобы эффективно управлять процессом социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, своевременно вносить те или иные изменения в развивающие и коррекционные программы, нужна объективная информация о качественных изменениях, происходящих в ходе его развития. Такая обратная связь может быть установлена с помощью методов, используемых в психологии. При этом нужно учитывать весь комплекс требований, предъявляемых к психологическому исследованию. Одним из его важных моментов является вопрос о единстве методологии, методов и методик исследования.
Методология — это система принципов и способов познания, организации и построения теоретической и практической деятельности в соответствии со свойствами и законами объективной действительности.
Методологию по традиции делят на общую и частную. Общая методология — это совокупность необходимых и достаточных принципов для рассмотрения изучаемого общественного или психического явления. Частная методология определяет специфику применения общих принципов исследования при изучении конкретной проблемы, в частности,, в психологии.
К числу важнейших методологических принципов применительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь. Данный принцип предполагает, что результаты исследования (диагноз) должны свидетельствовать не только о достигнутом уровне развития, но и выявлять резервы, определять не только негативные моменты в развитии личности ребенка, но и положительные свойства, на которые можно опереться в процессе его социальной реабилитации.
|
Принцип объективности и научности акцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов.
Принцип детерминизма означает, что любое социально-психологическое явление порождено целым комплексом объективных и субъективных причин. Чтобы получить объективную информацию об особенностях развития ребенка с отклонениями в развитии, нужно установить причинно-следственные связи в развитии и формировании тех или иных личностных свойств ребенка, выявить основные факторы и условия отрицательно или положительно повлиявшие на этот процесс.
Принцип развития предполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. Процесс становления личности ребенка может быть правильно понят, если он рассматривается в непрерывном движении, с учетом постоянных количественных и качественных изменений, как процесс и результат деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.
Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности. Для получения полной информации о развитии ребенка с ограниченными возможностями нужно также использовать результаты клинических исследований нарушенных функций и данные об особенностях развития вторичных нарушений.
|
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они предназначены.
Основным способом реализации теоретических представлений, методологических принципов и подходов на практике выступает метод исследования.
Метод исследования — общий путь научного познания, способ, с помощью которого исследователь получает необходимую научную информацию. Конкретное воплощение метода на практике в соответствии с целью исследования называется методикой. То есть, методика — это целенаправленное использование метода, применительно к предмету исследования.
В отечественной психологии выделяют четыре группы общенаучных методов (по Б.Г. Ананьеву), которые позволяют получать необходимую информацию о развитии личности ребенка с теми или иными жизненными ограничениями.
К первой группе относят организационные методы. С их помощью решаются вопросы, связанные с определением объекта, специфики, полноты, длительности и других организационных сторон проведения исследования. В нее входят:
1. Сравнительный метод. При определении объекта исследования сопоставляются различные группы детей по возрасту, по состоянию здоровья, специфике заболеваний, первичных и вторичных нарушений и т. д. В социально-реабилитационной практике сравнительный метод выступает в виде метода возрастных или поперечных срезов. Данный метод применяется с целью выявления динамики психического или личностного развития ребенка, путем сопоставления полученных в одно и то же время результатов в группах детей разных возрастов.
2. Лонгитюдный метод. Его суть состоит в многократном изучении одних и тех же детей на протяжении длительного периода.
|
3. Комплексный метод. При организации изучения одного и того же ребенка могут быть подключены специалисты разных профилей: врачи, социальные работники, психологи, кор-рекционные педагоги и другие. Исследования такого рода позволяют установить более полную картину психического, соматического и личностного развития ребенка.
Ко второй группе относят эмпирические методы. С их помощью получают необходимую информацию о психическом и личностном развитии конкретного ребенка или изучаемом явлении. К ним относят:
— методы наблюдения и самонаблюдения;
— экспериментальные методы (лабораторный, естественный констатирующий, обучающий, развивающий эксперименты);
— психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, социометрия, беседа);
— анализ продуктов деятельности ребенка;
— биографические методы (анализ жизненного пути ребенка, изучение медицинской документации о нем и др.)
Третья группа — методы обработки данных. В нее входят:
— количественный (статистический) метод;
— качественный (анализ материала, дифференциация его по группам и т. д.)
Четвертая группа — интерпретационные методы. В их числе:
— генетический метод ('анализируется полученная информация в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.);
— структурный метод (устанавливаются структурные связи, причинно-следственные отношения между всеми характеристиками личности.)
В ходе изучения личностного развития ребенка с ограниченными возможностями следует также исходить из того, что процесс социальной реабилитации и изучение ребенка должны опираться не на разрозненные принципы психолого-педагогического воздействия, а на целостное представление о системных взаимосвязях личностных свойств, в которых фиксируется эффект отражения действительности психическими процессами. То есть изучать ребенка и реализовывать
на практике полученные данные исследований необходимо на основе системного подхода.
В фокусе реабилитационной деятельности должен быть ребенок как развивающаяся личность со своими запросами, интересами, проблемами, а процессы обучения, воспитания и социальной реабилитации следует направить на всестороннее развитие задатков и способностей, не подвергшихся травмированию, на формирование ребенка как личности.
Таким образом, чтобы получить объективные данные об изучении какой-либо проблемы, надо иметь в виду, что одним из важнейших моментов исследования является вопрос о единстве методологии, методов и методик.
Организационные подходы
К изучению личности ребенка
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!