Hаправляющая (катализирующая) музыка — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Hаправляющая (катализирующая) музыка

2017-07-24 236
Hаправляющая (катализирующая) музыка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыка может быть абсолютно любая, основное условие, чтобы в ней не было слов ни родного, ни какого-либо другого языка. Необходимо, чтобы подобранная вами музыка при прослушивании вызывала у вас сильные эмоции. Однако не рекомендуется использовать музыку, которую вы ранее часто слушали.

Далее приводится примерная музыкальная структура для сессии ХД, взятая из книги: В. В. Козлов - "Истоки осознания - теория и практика интегративных технологий":

Часы/Минуты Типы музыки
00:00-00:08 00:08-00:20 00:20-00:40 00:40-01:15 01:15-01:30 01:30-....... 0. Легкая, побуждающая, помогающая дыханию музыка 1. Еще более стимулирующая дыхание музыка 2. Барабан или этническая ритмичная музыка 3. Драматическая музыка 4. Сердечная музыка 5. Созерцательная музыка

Здесь надо еще добавить, что перед началом сессии желательно некоторое время посвятить расслаблению. Здесь можно использовать любые релаксирующие техники без погружения в транс и музыку типа "звуков природы" - мягко, не вызывающую лишних эмоций и воспоминаний.

Работа с телом

Одной из основных задач ситтера является работа с телом. Собственно говоря, существует целая область, изучающая методики работы с телом - телесно-ориентированная терапия. И чем больше методик знает ваш ситтер, тем лучше. Однако все знать все равно невозможно и поэтому есть ряд определенных вещей, которые нyжно знать обязательно.

Самое главное правило заключается в том, что ситтер делает только то, о чем просит его дышащий, а не то, что он думает, что дышащему нужно!!! Если вы соблюдаете хотя бы это правило, то вы, может, и не поможете, однако точно уж ничего не испортите.

Теперь о том, в чем заключается работа с телом - это проработка блоков и зажимов.

Когда дышащий начинает сессию (особенно впервые) у него могут возникнуть телесные блоки, мешающие ему продвигаться дальше в глубину переживания. Они выражаются в том, что у него как бы сводит мышцы (чаще рук или ног). Такие блоки дышащий должен прорабатывать сам через напряжение мышц. Ситтер может помочь создать это напряжение, но ни в коем случае не пытаться проделать эту работу за дышащего. Например, если сводит руку, то ситтер берет дышащего за нее и дышащий тянет руку ситтера на себя, причем задача дышащего собрать все свои физические силы и даже немного больше, чтобы справиться с этим сопротивлением.

Зажимы возникают спонтанно в течении сеанса и проявляются в виде боли в том или ином участке тела. Для проработки зажима дышащий может попросить ситтера надавить на беспокоящий участок. Может быть больно, однако для успешной проработки необходимо пройти через эту боль. Тут надо особо отметить те участки, с которыми работать запрещено: область лица, горла, области гениталий и область груди у женщин. Такие зажимы рекомендуется прорабатывать косвенно: так, например, снять напряжение в паховой области можно, создав дышащему возможность сопротивляться, сдвигая (или раздвигая) ноги в бедренной части, для проработки горлового зажима можно дать дышащему тряпку, которую дышащему в этом случае необходимо с усилием скручивать.

Методики интеграции опыта

После окончания дыхательной сессии не стоит сразу браться за повседневные дела. Очень важно (и это надо предусмотреть заранее), чтобы после сессии у вас было достаточно времени, чтобы спокойно переварить то, что вы пережили.

Когда сессия закончилась, полежите немного, а затем можете попробовать нарисовать мандалу. Мандала представляет собой обычный рисунок карандашами, пастелью, красками или просто ручкой. Отличие мандалы от обычного рисунка в том, что на чистом листе сначала рисуется максимальный по размерам ровный круг, а за тем уже в этом круге рисуется рисунок. Вы можете нарисовать столько мандал, сколько вам покажется нужным. На мандале совсем не обязательно изображать что-то конкретное, рисуйте так, как рисуется, а не так, как считаете нужным нарисовать. И совершенно не важно, умеете вы рисовать или нет, здесь важно не художественное образование, а возможность самовыражения. Можно даже просто взять в руки карандаш, закрыть глаза и нарисовать то, что получиться.

Закончив рисование, полезно обсудить полученный опыт с ситтером. И здесь важно, чтобы ситтер не пытался анализировать переживания дышащего, а просто выслушал его с пониманием. Причем в этой части и состоит основное искусство хорошего ситтера. Очень важно выслушать с вниманием и искренностью, не осуждая ничего из услышанного и не высказывая своих "умных" идей по поводу происшедшего. К сожалению, очень мало людей могут сделать такую, казалось бы, простую вещь и повезет тому дышащему, которому попадется ситтер, способный на безусловную эмпатию.

Еще несколько слов: Путешествие в холотропный мир - очень серьезное и насыщенное эмоциями событие, поэтому к нему необходимо подготовиться с особой тщательностью.

Во время дыхания не пугайтесь ничему, и что бы не происходило с дышащим, ситтер ни в коем случае не должен предаваться панике. Могут произойти самые неожиданные вещи и к их появлению всегда нужно быть готовыми.

Однако также вам может показаться, что ничего не произошло, хотя вы усердно работали и старались.

Такое происходит в нескольких случаях: когда вы не прошли первичные телесные зажимы, и, соответственно, психологическая работа остановилась на телесном уровне, в этом случае необходимо пробовать еще и еще (не в один день, конечно) и быть внимательным к своим ошибкам, чтобы не быть в результате исправно работающим пылесосом;

Когда вы ожидали нечто такое... в звездочках и радуге, сразу надо сказать - ни стройте планов, все произойдет так, как должно произойти, а не так, как вы думаете, что это должно произойти.

Когда работа шла на более глубоком уровне, чем вы можете осознать. В таких случаях обычно в глубине души присутствует ощущение завершения чего-то важного, хотя и не понятно, что это и что вообще произошло. Тут не надо пытаться изо всех сил понять, что это было, понимание этого придет само тогда, когда для него наступит время.

Приложение 1

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЫШАЩИХ
(Используемая на семинарах по ХД)

Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания. Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией.

Если вы дышите сегодня, то ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы себя в безопасности с этим человеком?

Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем занятии (включая обсуждение процесса в группе и завершающую интеграцию) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите более глубоко и часто в течении часа. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.

Оставайтесь в позе лежа на спине - поза открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства от него. Если вы выполнили его, постарайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому.

Заключите контракт с партнером, включающий следующие пункты:

Каким образом напоминать вам о дыхании;
Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;
Какая поддержка необходима вам от партнера;
Каковы особенности вашего проявления в сессии;

Условьтесь о сигналах несловесного общения:

Каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;
Как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.

Избегайте разговоров, уважайте переживания других участников. Разговоры выводят людей из необычного состояния, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.

Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает быть в медитативном настрое.

Попросите о помощи, если чувствуете сильные блоки, боль или напряжение в теле и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии.

Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово "СТОП", и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т.п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравится музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих - свободным танцем тела, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.

Вы сами решите, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1.5-2.5 часов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ее окончания.

Не следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции.

Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.

Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.

Вы вольны рассказать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.

Сон - это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ СИДЯЩИХ
(Используемая на семинарах по ХД)

Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.

Поговорите с дышащим, обсудите его пожелания и предпочтения.

Сведите до минимума разговоры во время дыхания, так как это может мешать дышащим пребывать в своем процессе.

Сосредоточьте на дышащем все внимание, расположившись рядом с его головой, и не отвлекайтесь на происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих и могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с дышащим в одном пространстве переживания, внимайте этому пространству, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, оставаясь столь же спокойным. Если дышащий активен, иногда лучше чувствуется его состояние, при легком движении в том же ритме.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.

Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть "очищение ауры" или использование кристаллов.

Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время одного из ведущих.

Будьте внимательны к любому уязвимому месту на теле дышащего и информируйте ведущего, если он работает с вашим дышащим, о наличии таких областей.

Помогите дышащему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки.

Если у вас возникнут вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы позвать ведущего.

Проследите, чтобы ваш дышащий был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания процесса.

Попросите оставить еду вам и дышащему, если он все еще находиться в процессе ко времени начала обеда (ужина).

Приведите в порядок ваше место в зале дыхания, после того как проводите дышащего в комнату для рисования мандал.

В завершение к инструкции, хочу добавить, что все же в группе работа идет куда интенсивнее, нежели если вы занимаетесь ХД индивидуально.

Особенно хорошо сдвигают точку сборки дневные семинары, поскольку происходит очень глубокое погружение в процесс.

Опыт холотропного дыхания:

В начале процесса у меня самыми сильными были телесные ощущения. Тело поплыло, оно постепенно приобретало все большую и большую пластичность, особенно в некоторых местах. Тело начало складываться, как комок пластилина или жевательная резинка. Изменения тела происходили с такт с музыкой, и постепенно пространство вокруг стало расплываться и наполняться мягким светом.

Я плавал в пространстве мягкого, теплого, влажного света, пока не растекся по дну светящегося пространства, сотканного из звуков. Из моей груди начал вырываться яркий свет. Я сам стал наполняться этим светом. Границы моего тела все больше и больше размывались. Мне захотелось разорвать свое мягкое и податливое тело и выпустить свет, наполняющий его. Я слился с этим пространством и превратился в бесформенную счастливую массу. Какое это было прекрасное чувство - слияния с окружающим водно-световым пространством!

Но что-то случилось. Вода начала превращаться в лед, и что-то жесткое и колючее пробиралось ко мне сквозь прозрачную ледяную массу. Оно душило и кололо меня. Это было похоже на хищные водоросли. Я должен был погибнуть, потому что они хотели пожрать меня. Холодный ужас и безысходность охватили все мое существо. Я начал сопротивляться. Но в каждой клеточке моего тела уже была колючка!

Вдруг ледяное пространство рассеялось. Уже нельзя было отличить мое тело от безумного растения-убийцы, желающего вылезти из засасывающего, подобно болоту грунта. Перед моими глазами стал разворачиваться кинофильм: мелькали кадры из детства, где на меня орала мать, отец бил меня ремнем, и еще один кадр – я в 4-летнем возрасте тону в речке, запутавшись в водорослях. Это был фильм с реальными событиями из моей жизни, но мне казалось в тот момент, что это не я, а какой-то актер. Я-то был деревом! Это было смешно. Я рванулся из последних сил, выдирая свои руки-ветви и корни-ноги из болота.

Тем временем из моих рук начали вырастать молодые зеленые листья, ветви; я стал стремительно возноситься вверх, – дерево росло с молниеносной скоростью и достигло самого неба, даже выше, - оно заполнило собой все голубое пространство космоса. Это было удивительно, торжественно, – я заполнил собою Вселенную! Миллиарды насекомых прилетели отпраздновать мое рождение, они весело жужжали, как будто пели гимн. Цветы раскрывались и источали ароматы, солнце сияло и ласково окутывало меня материнской любовью.


ДЕПРИВАЦИЯ СНА

Почему для людей так важно жить по правилам? Зачем все эти клише, стереотипы и шаблоны, устойчивые правила поведения? Вот возьмем, к примеру, такую вещь как сон. Родители с детства приучают детей к тому, что ночью "нормальные люди спят". А что значит "нормальные"? Такие как все, основная масса людей. А что, если человек не хочет, может, быть нормальным. Не хочет спать по ночам. Но зачастую приходится, потому что вдолбили в голову с раннего детства, что если он не поспит, то днем будет плохо, и сознанию волей-неволей приходится верить в это. А это в корне неправильно - когда нас с рождения пытаются подчинить системе! Депривация сна - мощный инструмент, который дает 1) свободное время, 2) свободные мысли...

Способ выполнения техники

Суточный цикл среднего человека равен 24 часам, т.е. примерно совпадает с суточным циклом Земли. Начало приема: расширение этого цикла до 48 часов. Итого: 38 часов бодрствования, 10 часов сна. Можно применять это постоянно, если вы не ощущаете проблем со здоровьем (после адаптационного срока в 1-2 недели).

Показания

Полную силу данного метода можно ощутить как минимум через неделю. Физическое привыкание к новому режиму происходит примерно за период от двух недель до месяца. Но может быть и больше. Первое время (1 неделя) наблюдается некоторое нарушение психического и физического баланса. Психический баланс приходит в норму быстро - за 3-5 дней, физический - очень индивидуально. Так, психическое состояние примерно через неделю после начала приема и без особых изменений в дальнейшем: эмоциональная уравновешенность (психозы, неврозы, неподконтрольные состояния психики и т.д. могут быть ослаблены), но шизоидные, а особенно, параноидальные состояния могут усилиться. Вспышки агрессии почти всегда проходят (если нет явной предрасположенности к агрессии). Через более длительный период (2-3 недели) возможно "приподнять занавес мира". Сначала приходит смутное ощущение ирреальности окружающего. Потом ощущение переходит в уверенность, что воспринимаемое искусственно, нереально. Начинаешь видеть и слышать многие вещи из тех, что другим недоступны. Люди в обычном состоянии при этом ничего такого не воспринимают. Таким образом, галлюцинациями это назвать несколько некорректно. Видение мира изменяется: точки различного восприятия и понимания мира расширяются по количеству и качеству. Многие вещи и идеи, ранее бывшие недоступными, становятся доступны для понимания. Помимо вышеизложенного, эффект сходен с эффектом от действия гашиша. Но без эйфории. Вплоть до физического состояния.

Что рекомендуется делать, если вы занялись депривацией сна:

· прогулки по природе. В худшем случае, в парке. Лучше ночью.

· адаптогены, т.е. женьшень, элеутерококк (не помешает). Помогают адаптации психики и физиологии к новому циклу.

· кофеин (чай, хуже кофе). Ослабляет действие норадреналина. Не злоупотреблять и нерегулярно, так как большая нагрузка на сердце.

Противопоказания

 

Нежелательно выполнение техники ДС в следующих случаях:

· При каких-либо серьезных физических расстройствах.

· При некоторого рода психических отклонениях (патологические формы шизофрении и парнойи, эпилепсия, депрессия, психическое истощение...)

· При некоторых особенностях темперамента: при слабой силе воли и не пытайтесь - ничего стоящего у вас не выйдет. Преобладание холеричного элемента может привести к расшатыванию психики, нервов.

· При занятии каким-либо видом спорта. Приведет к истощению. То же самое - при необходимости периодически выполнять тяжелую физическую работу.

· При материалистическом взгляде на мир. Смысла нет.

· При беременности. После операции. Это воспрепятствует гармоничному ходу процессов восстановления.

Общие замечания

Как это можно называть? Это можно называть "Депривация сна" (термин из медицинской терминологии), "Увеличение суточного цикла" (не "удвоение", так как цикл может выбираться индивидуально, по мере энергетических ресурсов и желания).

 

После длительного использования (примерно 1 месяц) ДС физическое равновесие может и не прийти в норму. В этом случае лучше прервать употребление.

 

Самый сложный период - 1 неделя. Если кто будет пробовать, имейте это ввиду! В этот период дееспособность может быть снижена. Если через неделю не придет в норму, бросайте это дело!

 

Если боитесь сойти с ума, и не начинайте! Непременно сойдете.

 

Возможности внутренней самонастройки расширяются (примерно через месяц). Кто этот месяц пройдет успешно и будет продолжать употребление ДС, тот сможет получить новые ресурсы организма.

 

Творческий потенциал может увеличиться. Так что художники, композиторы, музыканты, писатели, поэты... это шанс увеличить количество доступного для использования времени и продлить жизнь нестандартным способом!

 

При серьезном подходе к делу, включая все "за и против" и правильную оценку своих сил, ДС может являться интересным заменителем многих психоактивных препаратов…


СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

 

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями. Воздействие СД на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокамере, боксе и др.). В условиях СД у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, которые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях СД на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия), которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, которые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия СД, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Отмечается также снижение функции экстраполяции и продуктивности при выполнении несложных умственных действий. При увеличении времени воздействия СД эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального “Я” и проявяться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Канадские психологи из группы профессора Хебба (Бекстон, Херон, Скот и Доан - 1954, 1956, 1957) пытались систематически имитировать крайне однообразные условия долго нахождения людей в состоянии сенсорной депривации. Здоровые студенты высших учебных заведений (добровольцы) лежали при этих испытаниях на удобной койке в небольшой звуконепроницаемой камере, на глазах у них были прозрачные очки, пропускавшие лишь рассеянный свет без форм, руки были покрыты от локтей до кончиков пальцев картонными муфтами, уши были закрыты резиновой подушечкой при постоянном легком звуке вентилятора. Они лежали так целыми днями бездейственно, без движения и лишь при желании отправлялись есть или в уборную. Они могли говорить в микрофон, висящий у них перед ртом, и могли прослушивать инструкции из небольших наушников. Через несколько часов пребывания в подобной изоляции целенаправленное мышление начинало их все больше затруднять, внимание не удавалось ни на чем сосредоточить, внушаемость становилась явно повышенной. Настроение колебалось от крайней раздраженности до легкого веселья. Скука была такой, что субъект интенсивно мечтал о любом стимуле или движении, а получив их, чувствовал себя неспособным их выполнять или не желал предпринимать усилий. Способность решать простые умственные задачи заметно снижалась, причем данное снижение имело место еще 12 - 24 часа после окончания изоляции. Хотя каждый час изоляции оплачивался, большинство студентов не выдерживало в изоляции более 72 часов. У тех, кто оставался дольше, появлялись, как правило, яркие галлюцинации и бредовые идеи. Воображение (главным образом визуальное) интенсивно возрастало, переходя в живые "образы", содержащие сначала лишь точки и черточки, позднее же целые сцены, напоминающие цветной мультипликационный фильм. Данные галлюцинации (визуальные, аудитивные, сомэстетические) отличались характером сновидений или походили на состояния, вызванные мескалином или ЛСД-25, или, возможно, мерцающим светом или сновиденческой депривацией. В записи ЭЭГ во время нахождения в экспериментальной ситуации и еще несколько часов после нее подавлялась обычная альфа-активность и появлялись дельта-волны. Таким образом, в данных опытах удавалось вызвать экспериментальный психоз посредством простого манипулирования наружной средой без интоксикации и ее косвенных последствий.

В опытах Хебба сенсорная депривация вызывалась, прежде всего, радикальным ограничением изменчивости и структурирования стимулов. В отличие от этого Д. Лилли (1956) и Д. Ширли (1960) попытались произвести выключение всех сенсорных раздражителей, т. е. редукцию абсолютного уровня. Только те раздражители, исключить которые было нельзя, сохранялись на константном уровне. Испытуемые лица снабжались дыхательным аппаратом с непрозрачной маской и погружались полностью в резервуар с теплой, медленно протекающей водой, в которой они находились в свободном, "невесомом" состоянии. Согласно инструкции они двигались как можно меньше. При этих условиях уже приблизительно после одного часа появлялось внутреннее напряжение и интенсивный "голод" в смысле стимулов, далее через 2 - 3 часа появлялись визуальные галлюцинаторные переживания, сохранявшиеся частично и после окончания эксперимента. Несмотря на то, что при этом проявлялись очевидные нарушения, отдаленные последствия повторных экспериментов были определенно благоприятными: испытуемые обрели "новую внутреннюю уверенность и новую интеграции"", начали лучше понимать свои побуждения и свои действительные внутренние желания.

Целый ряд серьезных психических нарушений констатировали у своих испытуемых также работники Гарвардского университета Менделсон и Фоули (1956), а также другие исследователи, которые стремились не столько к ограничению интенсивности сенсорных стимулов, сколько к их вынужденной структуре. В поставленных ими экспериментах здоровые добровольцы (студенты, врачи) проводили до 36 часов в респираторе (применяемом при бульбарных полиомиелитах) с открытыми кранами и с включенным мотором, который издавал монотонное гудение. Из респиратора они могли видеть лишь небольшую часть потолка, цилиндрические муфты препятствовали тактильным и кинестетическим ощущениям, в двигательном отношении испытуемые были весьма ограничены. При этих условиях лишь 5 человек из числа 17 смогли остаться в респираторе в течение 36 часов. У всех испытуемых отмечались затруднения при сосредоточении, периодические состояния тревожности, у 8 имелись затруднения при оценке реальности (от псевдосоматических бредовых идей вплоть до настоящих зрительных или слуховых галлюцинаций), 4 впали в тревожную панику и активно стремились выбраться из респиратора.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.