Тема: «Детские лекарственные формы. Лекарственные формы для глаз. Классификация. Характеристика. Глазные капли, растворы». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: «Детские лекарственные формы. Лекарственные формы для глаз. Классификация. Характеристика. Глазные капли, растворы».

2017-07-31 1817
Тема: «Детские лекарственные формы. Лекарственные формы для глаз. Классификация. Характеристика. Глазные капли, растворы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

Сборник контрольных работ

 

 

Ростов-на-Дону

2015

УДК

ББК

П

 

Сборник контрольных работ по дисциплине «фармацевтическая технология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета: сборник контрольных работ / сост.: В.Н. Кивва, Е.С. Бережная, Н.Г. Карнышева, Л.В. Кудинова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015. - 138 с.

 

Сборник контрольных работ предназначен для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета по специальности 060108 (040500) «Фармация» по дисциплине «Фармацевтическая технология»

Рецензент:

Никанорова И.Е., кандидат химических наук, зав кафедрой химии и фармацевтической химии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России.

Новикова Л.Ю., кандидат фармацевтических наук, начальник отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области.

 

 

Утверждено центральной методической комиссией ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.

Председатель ЦМК, д.м.н., проф. Дроботя Н.В.

 

Утверждено центральной предметной комиссией фармацевтического факультета ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__от «__» _______ 2015 г.

Председатель ЦПК, к.ф.н., доц. Дергоусова Т.Г.

 

Одобрено на заседании кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.

Зав. кафедрой Управления

и экономики фармации,

фармацевтической технологии, д.м.н., проф. Кивва В.Н.

 

 

© ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 2015

© Кивва В.Н., Бережная Е.С., Карнышева Н.Г., Кудинова Л.В., составители, 2015

Введение

Фармацевтическая технология – наука, изучающая теоретические основы технологических процессов получения и переработки лекарственных средств с целью создания лечебных, профилактических, реабилитационных и диагностических препаратов в виде различных лекарственных форм и терапевтических систем. Фармацевтическая технология раскрывает взаимосвязь разработки, производства, оценки, нормирования, хранения и особенностей применения лекарственных средств: лечебных, профилактических, диагностических, реабилитационных и гигиенических препаратов, а также показывает приемлемость изучаемых подходов в производстве как готовых лекарств любого назначения, изготавливаемых по индивидуальным прописям, так и гомеопатических, ветеринарных, парафармацевтических, парфюмерно-косметических средств, в том числе продуктов генной инженерии.

 
Важным видом учебной работы при изучении фармацевтической технологии при реализации заочной формы обучения является выполнение студентами контрольных работ, в частности, по производству лекарственных препаратов в условиях аптек и крупных предприятий.

Контрольная работа является индивидуальной самостоятельной по характеру выполнения, деятельностью студента, направленной на освоение учебного материала связанного с изготовлением различных лекарственных форм в условиях крупного фармацевтического производства с использованием различных процессов и аппаратов.

Тематика контрольных работ отражает актуальные в практическом отношении проблемы фармацевтической технологии и соответствует Типовой программе по фармацевтической технологии (М., 2011г).

Контрольная работа направлена на овладение студентами необходимыми профессиональным компетенциями: способствует выработке у студентов умений анализировать теоретические проблемы, связанные с производством лекарственных препаратов в условиях аптек и крупного фармацевтического производства, а также решать производственные задачи. Выполнение контрольных работ помогает адаптироваться студентам к предстоящим лабораторным занятиям, а будущего провизора к самостоятельной профессиональной работе после окончания обучения.

Данные методические указания содержат задания к контрольной работе, список рекомендуемой литературы, эталоны ответов, типовые аппаратурные схемы, нормативные показатели сырья и готовой продукции, а также традиционные составы ингредиентов лекарственных форм. Они являются практическим пособием в оказании помощи студенту в подборе учебных материалов и в самостоятельном выполнении контрольных работ.

 

Методические рекомендации по структуре и содержанию

Контрольной работы

 

Контрольная работа должна иметь следующие разделы: титульный лист (см. приложение № 1), задание по варианту, изложение вопросов с их формулировками, подробные решения задач, графическое изображение схем и аппаратов, список используемой литературы.

 

 

Методические рекомендации по оформлению

Контрольной работы

Рукопись работы должна быть оформлена в тетради с полями. Сверху или снизу страницы нумеруют. Каждый вопрос начинают с новой страницы. В тексте допускаются сокращения, только предусмотренные стандартами. Цифровой материал обобщается, сводится в таблицы или рисунки и включается в текст работы.

Приведенные в работе таблицы и рисунки должны иметь порядковую нумерацию и название, отражающее их содержание. После иллюстраций дается краткое их обсуждение. Тематический заголовок таблицы помещают посередине страницы, начиная с прописной буквы, без точки на конце.

Для наглядности и лучшего обобщения материала работу следует иллюстрировать диаграммами, графиками и рисунками.

Контрольная работа должна быть написана от руки простым, ясным языком и четким почерком с достаточными интервалами между строчками для возможности проверки и проставления замечаний.

Работу необходимо тщательно выверить, обращая особое внимание на цифры, цитаты, фамилии и инициалы.

Выполнение контрольной работы рекомендуется проводить, придерживаясь следующего порядка: 1) уяснить объем и последовательность излагаемых вопросов; 2) прочитать в рекомендуемой литературе весь относящийся к данной теме материал; 3) повторно прочитать необходимую учебную информацию по контрольной работе, анализируя и запоминая материал; 4) приступить к выполнению задания.

При возникновении трудностей при выполнении контрольной работы можно обратиться на кафедру к преподавателю за письменной консультацией.

Выполнять задания и отвечать на вопросы необходимо в той же последовательности, в какой они даны в методических указаниях.

Схемы аппаратов можно вычерчивать на миллиметровой бумаге или клетчатой бумаге ученической тетради, или сделать ксерокопию из учебника.

Условия заданий и текст вопросов проводится обязательно.

В конце работы должен быть приведен список используемой литературы, оформленный по существующим правилам, например, Промышленная технология лекарств: учебник для вузов: в 2 т. /В.И. Чуешов [и др.]; под ред.В.И.Чуешова. – Харьков: МТК-Книга; Изд-во НФАИ, 2002. –2т.-С.345-367.

Работа подписывается студентом с указанием даты ее окончания.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

«ЗАЧТЕНО» – ставится за работу, в которой:

1. Без арифметических ошибок произведены расчеты состава, материального баланса, расходных норм;

2. Теоретический материал написан верно или имеются непринципиальные неточности;

3. Полностью выполнены требования по оформлению работы (см. стр.5);

4. Верно, без грубых ошибок описано и решено не менее 70% материала.

В случае несоблюдения хотя бы одного из указанных условий работа не зачитывается.

Работа, исправленная после её незачета, не рассматривается повторно, если отсутствует первоначальный вариант работы с указанными в ней замечаниями преподавателя.

Контрольная работа №9.

Свойства ингредиентов

Glucosum — бесцветные кристаллы или белый мелкокристал­лический порошок без запаха, сладкого вкуса. Растворим в 1,5 ч. воды (ГФ X, ст. 311).

Acidum glutaminicum — белый кристаллический порошок с едва ощутимым запахом, кислого вкуса. Мало растворим в воде, растворим в горячей воде (ГФ X, ст. 15).

Ингредиенты совместимы

1.4. Характеристика лекарственной формы. Жидкая лекар­ственная форма для внутреннего применения, представляющая собой истинный раствор. Предназначена для новорожденного.

 

1.5. Проверка доз веществ списка А и Б и нормы одноразового отпуска

В рецепте прописаны вещества общего списка. Дозы не проверяют. Наркотических и приравненных к ним веществ в прописи нет. В рецепте прописано 200 мл раствора, тогда как по амбулаторным рецептам растворы внутреннего употребления для новорожденных детей отпускаются из аптек в объеме не более 100 мл. Следовательно, провизор-технолог должен дать указание о приготовлении 100 мл раствора.

 

Лицевая сторона

30.10.09. № рецепта

Aqua destillatae seu pro

injectionibus 93,6 ml

Acidi glutaminici 1,0

Glucosi 11,11

_________________________

Объем 100

Простерилизовано

Приготовил (подпись)

Проверил (подпись)

Отпустил (подпись)

Оборотная сторона

Глюкозы б/в 10,0

Глюкозы с влажностью 10%

10 х 100 /100 - 10= 11,11г

Кислоты глютаминовой 1,0

Воды дистиллированной или для инъекций 100— (10х 0,64) = 93,6 мл.

 

Оценка качества

Анализ документации. Вещества в прописи совместимы; исправление объема лекарственной формы и расчеты сделаны правильно, паспорт письменного контроля выписан верно, в соответствии с технологией изготовления (приказ МЗ РФ № 214 от 16.07.97г.).

Правильность упаковки и оформления. Лекарственный пре­парат снабжен этикеткой «Внутреннее» с указанием номера аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. больного, способа применения, даты изготовления (число, месяц, год), цены лекарства, срока и условий хранения. Раствор отпускают в герметично укупоренном флаконе оранжевого стекла. Объем флакона соответствует объему лекарственной формы.

Органолептический контроль. Вкус сладковато-кислый, без запаха, прозрачного цвета.

Механические включения отсутствуют.

Объем лекарственной формы 100 ±2 мл, что соответствует допустимым нормам отклонений (±3%) по приказу МЗ РФ № 305от 16.10.97г.

Задание №3 Дайте характеристику лекарственной формы, составьте паспорт письменно контроля, изложите технологию с теоретическим обоснованием. Задание оформите в соответствии с эталоном.

1. Возьми:

Мази ртутной желтой 10,0

Дай. Обозначь. Закладывать за веко правого глаза.

 

2. Возьми:

Рибофлавина 0,001

Калия йодида 0,2

Кислоты аскорбиновой 0,05

Раствора глюкозы 3% 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 2 капли 2 раза в день в оба глаза.

 

3. Возьми:

Кислоты аскорбиновой 0,02

Раствора глюкозы 2% 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 2 капли 3 раза в левый глаз.

 

4. Возьми:

Раствора глюкозы 3% 10 мл

Рибофлавина 0,001

Тиамина бромида 0,05

Кислоты аскорбиновой 0,03

Калия йодида 0,3

Смешай. Дай. Обозначь. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза

 

5. Возьми:

Рибофлавина 0.001

Кислоты аскорбиновой 0,02

Кислоты никотиновой 0,1

Глюкозы 0,3

Воды для инъекций 15 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 2 капли в оба глаза 2 раза в день

 

6. Возьми:

Раствора натрия гидро-

карбоната 2% - 100 мл

Дай. Обозначь. Глазная примочка

 

7. Возьми:

Раствора этакридина лактата 0,1% - 120 мл

Дай. Обозначь. Глазная при­мочка

 

8. Возьми:

Дикаина 0,1

Цинка сульфата 0,025

Новокаина 0,05

Воды для инъекций 15 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 2 капли в правый глаз 2 раза в день

 

9. Возьми:

Рибофлавина 0.002

Кислоты аскорбиновой 0,03

Раствора калия йодида 3 % - 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 2 капли в оба глаза 2 раза в день

 

10. Возьми:

Мази ртутной желтой 10,0

Дай. Обозначь. Закладывать за веко правого глаза

 

11. Возьми:

Мази тиамина бромида 0,5% - 10,0

Дай. Обозначь. Закладывать за веко правого глаза

 

12. Возьми:

Мази колларгола 3% - 10,0

Дай. Обозначь. Глазная мазь

на веко правого глаза с повязкой.

 

13. Возьми:

Цинка сульфата 0,05

Вазелина

Ланолина поровну по 10,0

Смешай, чтобы получилась мазь.

Дай. Обозначь. Глазная мазь.

 

14. Возьми:

Мази пилокарпина гидро­хлорида 2% - 10,0

Дай. Обозначь. Глазная мазь (на ночь).

 

15. Возьми:

Раствора атропина сульфата 1 % - 10 мл

Дай. Обозначь. По 2 капли в левый глаз.

 

16. Возьми:

Рибофлавина 0,001

Кислоты аскорбиновой 0,02

Раствора глюкозы 2% - 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 2 капли 3 раза в день в оба глаза.

 

17. Возьми:

Раствора цинка сульфата 0,25% - 10 мл

Раствора адреналина гидро­хлорида 0,1% 10 капель

Смешай. Дай. Обозначь. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза.

 

18. Возьми:

Рибофлавина 0,001

Раствора кислоты аскорбино­вой 0,2% - 10 мл

Глюкозы 0,08

Калия йодида 0,3

Смешай. Дай. Обозначь.

По 2 капли 3 раза в день в правый глаз.

 

19. Возьми:

Раствора цинка сульфата 0,25% - 20 мл

Новокаина 0,6

Димедрола 0,2

Натрия сульфата 0,1

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 капле 2 раза в день в оба глаза.

 

20. Возьми:

Раствора глюкозы 3% - 10 мл

Рибофлавина 0,001

Кислоты аскорбиновой 0,1

Калия йодида 0,3

Смешай.

Дай. Обозначь. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза

 

21. Возьми:

Раствора натрия тетрабората 1% - 100 мл

Дай. Обозначь. Глазная при­мочка.

 

22. Возьми:

Дикаина 0,1

Цинка сульфата 0,03

Новокаина 0,1

Воды для инъекций 15 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 2 капли в правый глаз

2 раза в день.

 

23. Возьми:

Мази ртутной желтой 15,0

Дай. Обозначь. Закладывать за веко правого глаза.

 

24. Возьми:

Резорцина 0,05

Основы 10,0

Смешай, чтобы образовалась мазь.

Дай. Обозначь. Закладывать за веко правого глаза.

 

25. Возьми:

Мази ксероформной 1% - 10,0

Дай. Обозначь. Глазная мазь.

 

26. Возьми:

Мази висмута нитрата основ­ного 2% - 10,0

Дай. Обозначь. На веко правого глаза.

 

27. Возьми:

Норсульфазола

Висмута нитрата основного

поровну по 0,5

Основы 10,0

Смешай, чтобы получилась мазь.

Дай. Обозначь. На кожу век.

 

28. Возьми:

Мази пилокарпина гидрохло­рида 1% - 10,0

Дай. Обозначь. Закладывать за веко правого глаза.

 

Эталон решения задачи:

1. Возьми: Раствора пилокарпина гидрохлорида 1% 10 мл

Дай. Обозначь. По 2 капли 3 раза в день в оба глаза.

1.1. Rр.: Sol. Pilocarpini hydrochloridi 1 % - 10 ml

Da. Signa: По 2 капли 3 раза в день в оба глаза.

 

Свойства ингредиентов

Pilocarpini hydrochloridum — бесцветные кристаллы или белый кристаллический порошок без запаха. Гигроскопичен. Очень легко растворим в воде. Список А. (ГФ X, ст. 534).

Aquae pro injectionibus — бесцветная прозрачная жидкость без запаха и вкуса (ГФ X, ст. 74).

 

1.3. В прописи выписано одно лекарственное вещество, поэтому заключение о совместимости ингредиентов нецелесообразно.

 

Лицевая сторона

Выдал: Pilocarpini hydrochloridi 0,1

Дата подпись

Получил: Pilocarpini hydrochloridi 0,1

Дата подпись

______________________

«А» Дата № рецепта

Aquae pro injectionibus 10 ml.

Pilocarpini hydrochloridi 0,1

Natrii chloridi 0,068

__________________________

 

Объем 10 мл

Приготовил

Проверил

Отпустил

 

Оборотная сторона

Пилокарпина гидрохлорида 0,1

Натрия хлорида 0,09 —

(0,1 х 0,22) = 0,068

Где 0,22 — изотонический

эквивалент пилокарпина гид-

рохлорида по натрия хлориду.

Воды для инъекций 10 мл

 

Приложение 2.

Государственное образовательное учреждение высшего бюджетного профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учебник для медицинских вузов [Электронный ресурс] / под ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 656 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».

2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: учебник [Электронный ресурс] / А.С. Гаврилов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 624 с. - Доступ из ЭБС «Консультант студента».

3. Практикум по технологии лекарственных форм: учеб. пособие для студ. мед. вузов / под. ред. И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой. – М.: Академия, 2007. – 426 с.

4. Молчанов Г.И. Фармацевтические технологии: учебное пособие для фармацевтических вузов и факультетов, обучающихся по специальности 060108 «Фармация» / Г.И. Молчанов, А.А. Молчанов, Ю.А. Морозов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.

5. Фармацевтическая разработка: концепция и практические рекомендации: научно-практическое руководство для фармацевтической отрасли / под ред. Быковского С.Н., [и др.]. – М.: Изд-во «Перо», 2015. - 472 с.

6. Фармацевтическая технология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие / В.А. Быков, Н.Б. Демина, С.А. Скатков [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 304 с.

7. Тестовые задания по фармацевтической технологии: учеб. пособие для студентов 3 курса фармацевтического факультета / сост.: Л.В. Кудинова, О.Д. Могильная, О.А. Рогов. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2012. – 51 с.

8. Тестовые задания по фармацевтической технологии: учеб. пособие для студентов 4 курса фармацевтического факультета / сост.: Л.В. Кудинова, О.Д. Могильная, О.А. Рогов. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2012. – 75 с.

9. Методические рекомендации по проведению пропедевтической практики по фармацевтической технологии для студентов 3 курса фармацевтического факультета / сост.: О.Д. Могильная, Е.С. Бережная, Л.В. Кудинова. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2011. – 35 с.

10. Методические указания по выполнению курсовой работы по фармацевтической технологии на 4 курсе фармацевтического факультета / сост.: Т.Г. Дергоусова, Л.В. Кудинова. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2011. – 42 с.

11. Фармацевтические несовместимости компонентов в лекарственных прописях: методические указания к лабораторным занятиям по фармацевтической технологии для студентов 4 курса фармацевтического факультета / сост.: О.Д. Могильная, Е.С. Бережная, Л.В. Кудинова. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2011. – 37 с.

12. Химические несовместимости компонентов в лекарственных прописях: методические указания к лабораторным занятиям по фармацевтической технологии для студентов 4 курса фармацевтического факультета / сост.: О.Д. Могильная, Е.С. Бережная, Л.В. Кудинова. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2011. – 48 с.

13. Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по фармацевтической технологии для студентов 3 курса (Часть 1) фармацевтического факультета /сост.: Е.С. Бережная, О.Д. Могильная, О.А. Рогов. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2010. – 83 с.

14. Бережная Е.С. Тестовые задания по фармацевтической технологии: учеб. пособие для студентов 4 курса фармацевтического факультета / Бережная Е.С., Дергоусова Т.Г. - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2010. – 25 с.

15. Методические рекомендации по проведению практических занятий по заводской технологии лекарств: для студентов 5 курса / сост.: Е.С. Бережная, О.Д. Могильная, О.Н. Рогов. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2010. – 63 с.

16. Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по фармацевтической технологии для студентов 4 курса (Часть 2) фармацевтического факультета / сост.: Е.С. Бережная, О.Д. Могильная, О.Н. Рогов. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2010. – 78 с.

17. Стандартизация и контроль качества лекарственных средств: учеб. пособие для мед. вузов / под ред. Н.А. Тюкавкиной. – М.: МИА, 2008. – 384 с.

18. Лекарственные средства: справочник лекарственных средств / под ред. Р.У. Хабриева. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2006. - 506 с.

19. Методы контроля качества лекарственных средств: учебное пособие для студентов 3 курса по специальности «Фармация». – ­ Ростов н/Д: Изд–во РостГМУ, 2010.­ – 75 с.

20. Методы контроля качества лекарственных средств: учебное пособие для студентов 3 курса по специальности «Фармация». – ­ Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2010.­ – 83 с.

21. Образовательные электронные ресурсы, имеющиеся в библиотеке.

 

 

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

Сборник контрольных работ

 

 

Ростов-на-Дону

2015

УДК

ББК

П

 

Сборник контрольных работ по дисциплине «фармацевтическая технология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета: сборник контрольных работ / сост.: В.Н. Кивва, Е.С. Бережная, Н.Г. Карнышева, Л.В. Кудинова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015. - 138 с.

 

Сборник контрольных работ предназначен для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического факультета по специальности 060108 (040500) «Фармация» по дисциплине «Фармацевтическая технология»

Рецензент:

Никанорова И.Е., кандидат химических наук, зав кафедрой химии и фармацевтической химии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России.

Новикова Л.Ю., кандидат фармацевтических наук, начальник отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области.

 

 

Утверждено центральной методической комиссией ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.

Председатель ЦМК, д.м.н., проф. Дроботя Н.В.

 

Утверждено центральной предметной комиссией фармацевтического факультета ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__от «__» _______ 2015 г.

Председатель ЦПК, к.ф.н., доц. Дергоусова Т.Г.

 

Одобрено на заседании кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.

Зав. кафедрой Управления

и экономики фармации,

фармацевтической технологии, д.м.н., проф. Кивва В.Н.

 

 

© ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 2015

© Кивва В.Н., Бережная Е.С., Карнышева Н.Г., Кудинова Л.В., составители, 2015

Введение

Фармацевтическая технология – наука, изучающая теоретические основы технологических процессов получения и переработки лекарственных средств с целью создания лечебных, профилактических, реабилитационных и диагностических препаратов в виде различных лекарственных форм и терапевтических систем. Фармацевтическая технология раскрывает взаимосвязь разработки, производства, оценки, нормирования, хранения и особенностей применения лекарственных средств: лечебных, профилактических, диагностических, реабилитационных и гигиенических препаратов, а также показывает приемлемость изучаемых подходов в производстве как готовых лекарств любого назначения, изготавливаемых по индивидуальным прописям, так и гомеопатических, ветеринарных, парафармацевтических, парфюмерно-косметических средств, в том числе продуктов генной инженерии.

 
Важным видом учебной работы при изучении фармацевтической технологии при реализации заочной формы обучения является выполнение студентами контрольных работ, в частности, по производству лекарственных препаратов в условиях аптек и крупных предприятий.

Контрольная работа является индивидуальной самостоятельной по характеру выполнения, деятельностью студента, направленной на освоение учебного материала связанного с изготовлением различных лекарственных форм в условиях крупного фармацевтического производства с использованием различных процессов и аппаратов.

Тематика контрольных работ отражает актуальные в практическом отношении проблемы фармацевтической технологии и соответствует Типовой программе по фармацевтической технологии (М., 2011г).

Контрольная работа направлена на овладение студентами необходимыми профессиональным компетенциями: способствует выработке у студентов умений анализировать теоретические проблемы, связанные с производством лекарственных препаратов в условиях аптек и крупного фармацевтического производства, а также решать производственные задачи. Выполнение контрольных работ помогает адаптироваться студентам к предстоящим лабораторным занятиям, а будущего провизора к самостоятельной профессиональной работе после окончания обучения.

Данные методические указания содержат задания к контрольной работе, список рекомендуемой литературы, эталоны ответов, типовые аппаратурные схемы, нормативные показатели сырья и готовой продукции, а также традиционные составы ингредиентов лекарственных форм. Они являются практическим пособием в оказании помощи студенту в подборе учебных материалов и в самостоятельном выполнении контрольных работ.

 

Методические рекомендации по структуре и содержанию

Контрольной работы

 

Контрольная работа должна иметь следующие разделы: титульный лист (см. приложение № 1), задание по варианту, изложение вопросов с их формулировками, подробные решения задач, графическое изображение схем и аппаратов, список используемой литературы.

 

 

Методические рекомендации по оформлению

Контрольной работы

Рукопись работы должна быть оформлена в тетради с полями. Сверху или снизу страницы нумеруют. Каждый вопрос начинают с новой страницы. В тексте допускаются сокращения, только предусмотренные стандартами. Цифровой материал обобщается, сводится в таблицы или рисунки и включается в текст работы.

Приведенные в работе таблицы и рисунки должны иметь порядковую нумерацию и название, отражающее их содержание. После иллюстраций дается краткое их обсуждение. Тематический заголовок таблицы помещают посередине страницы, начиная с прописной буквы, без точки на конце.

Для наглядности и лучшего обобщения материала работу следует иллюстрировать диаграммами, графиками и рисунками.

Контрольная работа должна быть написана от руки простым, ясным языком и четким почерком с достаточными интервалами между строчками для возможности проверки и проставления замечаний.

Работу необходимо тщательно выверить, обращая особое внимание на цифры, цитаты, фамилии и инициалы.

Выполнение контрольной работы рекомендуется проводить, придерживаясь следующего порядка: 1) уяснить объем и последовательность излагаемых вопросов; 2) прочитать в рекомендуемой литературе весь относящийся к данной теме материал; 3) повторно прочитать необходимую учебную информацию по контрольной работе, анализируя и запоминая материал; 4) приступить к выполнению задания.

При возникновении трудностей при выполнении контрольной работы можно обратиться на кафедру к преподавателю за письменной консультацией.

Выполнять задания и отвечать на вопросы необходимо в той же последовательности, в какой они даны в методических указаниях.

Схемы аппаратов можно вычерчивать на миллиметровой бумаге или клетчатой бумаге ученической тетради, или сделать ксерокопию из учебника.

Условия заданий и текст вопросов проводится обязательно.

В конце работы должен быть приведен список используемой литературы, оформленный по существующим правилам, например, Промышленная технология лекарств: учебник для вузов: в 2 т. /В.И. Чуешов [и др.]; под ред.В.И.Чуешова. – Харьков: МТК-Книга; Изд-во НФАИ, 2002. –2т.-С.345-367.

Работа подписывается студентом с указанием даты ее окончания.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

«ЗАЧТЕНО» – ставится за работу, в которой:

1. Без арифметических ошибок произведены расчеты состава, материального баланса, расходных норм;

2. Теоретический материал написан верно или имеются непринципиальные неточности;

3. Полностью выполнены требования по оформлению работы (см. стр.5);

4. Верно, без грубых ошибок описано и решено не менее 70% материала.

В случае несоблюдения хотя бы одного из указанных условий работа не зачитывается.

Работа, исправленная после её незачета, не рассматривается повторно, если отсутствует первоначальный вариант работы с указанными в ней замечаниями преподавателя.

Контрольная работа №9.

Тема: «Детские лекарственные формы. Лекарственные формы для глаз. Классификация. Характеристика. Глазные капли, растворы».

 

Задание №1. Сформулируйте ответ на теоретический вопрос. Ответ изложите в письменной форме:

1. Глазные лекарственные формы. Классификация. Определение. Характеристика.

2. Глазные капли. Характеристика. Требования, предъявляемые к глазным каплям.

3. Глазные мази. Характеристика. Требования, предъявляемые к глазным мазям. Основы, используемые при изготовлении глазных мазей.

4. Глазные капли. Требования, предъявляемые к глазным каплям. Стерильность.

5. Глазные капли. Требования, предъявляемые к глазным каплям. Изотоничность.

6. Глазные капли. Требования, предъявляемые к глазным каплям. Изогидричность. Пролангирование.

7. Глазные капли. Требования, предъявляемые к глазным каплям. Прозрачность, отсутствие механических включений. Пролангирование.

8. Глазные капли. Концентрированные растворы.

9. Глазные капли. Изготовление глазных капель с использованием концентрированных растворов.

10. Глазные капли с антибиотиками.

11. Глазные капли для новорожденных детей Контроль качества. Изготовление офтальмологических растворов.

12. Глазные мази. Особенности изготовления мазей новорожденных детей.

13. Анатомо-физиологические особенности детского организма и фармакотерапия детей

14. Основы для глазных мазей.

15. Требования, предъявляемые к детским лекарственным формам.

16. Значение вкуса, вида, запаха лекарств, применяемых в педиатрии.

17. Вспомогательные вещества, применяемые для приготов­ления детских лекарств, их краткая характеристика.

18. Лекарства для детей, изготавливаемые экстемпорально.

19. Правила приготовления твердых, жидких, мягких и других лекарственных форм для детей.

20. Упаковка лекарств для детей.

21. Глазные растворы. Характеристика.

22. Заводская технология производства глазных лекарственных форм.

 

 

Задание №2. Дайте характеристику лекарственной формы, составьте паспорт письменно контроля, изложите технологию с теоретическим обоснованием. Задание оформите в соответствии с эталоном.

1. Возьми:

Раствора кислоты глютаминовой 1% — 100 мл

Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день (ново­рожденному)

 

2. Возьми:

Раствора глюкозы 20% — 100 мл

Натрия бромида 1,0

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 чайной ложке 3 раза в день (ребенку 10 мес.)

 

3. Возьми:

Раствора димедрола 0,05% — 100 мл

Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке на ночь. (Ребенку 1 мес.)

 

4. Возьми:

Кофеина бензоата натрия 0,2

Антипирина 0,3

Натрия бромида 1,5

Магния сернокислого 0,4

Настойки мяты 1,5

Настойки пустырника 5 мл

Воды дистиллированной 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 чайной ложке 3 раза в день (ребенку 7 мес.)

 

5. Возьми:

Отвара толокнянки из 2,0 — 100 мл

Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3—4 раза в день

(ребенку 10 мес.)

6. Возьми:

Раствора перманганата калия 6% — 20 мл

Дай. Обозначь. Для обработки пупка новорожденного.

 

7. Возьми:

Раствора протаргола 2% - 50

Дай. Обозначь. Для обработки слизистой. (Ребенку 6 меся­цев).

 

8. Возьми:

Масла подсолнечного50.0 мл

Дай. Обозначь. Для обработки новорожденного.

 

9. Возьми:

Раствора фурациллин — 200 мл

Дай. Обозначь. Для обработки новорожденного.

 

10. Возьми:

Димедрола 0,005

Эфедрина 0,005

Глюкозы 0,2

Смешай, пусть будет порошок.

Дай такие дозы № 20.

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день. (Ребенку 11 месяцев).

 

11. Возьми:

Эуфиллина 0,01

Глюкозы 0,2

Димедрола 0,1

Смешай, пусть будет сделан порошок.

Дай такие дозы числом 20.

Обозначь. По 1 порошку 2 - 3 раза в день. (Ребенку 12 месяцев).

 

12. Возьми:

Эфедрина 0,2

Димедрола 0,1

Цинка оксида 0,3

Вазелина 10,0

Смешай, чтобы получилась мазь.

Дай. Обозначь.

 

13. Возьми:

Раствора сульфацила натрия

30% — 10 мл.

Дай. Обозначь. Для обработки глаз новорожденных.

Эталон решения задачи:

1. Возьми: Раствора глюкозы 10% — 200 мл

Кислоты глютаминовой 2,0

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку пятнадцати дней.

1.1. Rp.: Solutionis Glucosi 10 % - 200 ml

Acidi glutaminici 2,0

Misce. Da. Signa: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку пятнадцати дней.

 

Свойства ингредиентов

Glucosum — бесцветные кристаллы или белый мелкокристал­лический порошок без запаха, сладкого вкуса. Растворим в 1,5 ч. воды (ГФ X, ст. 311).

Acidum glutaminicum — белый кристаллический порошок с едва ощутимым запахом, кислого вкуса. Мало растворим в воде, растворим в горячей воде (ГФ X, ст. 15).

Ингредиенты совместимы

1.4. Характеристика лекарственной формы. Жидкая лекар­ственная форма для внутреннего применения, представляющая собой истинный раствор. Предназначена для новорожденного.

 

1.5. Проверка доз веществ списка А и Б и нормы одноразового отпуска

В рецепте прописаны вещества общего списка. Дозы не проверяют. Наркотических и приравненных к ним веществ в прописи нет. В рецепте прописано 200 мл раствора, тогда как по амбулаторным рецептам растворы внутреннего употребления для новорожденных детей отпускаются из аптек в объеме не более 100 мл. Следовательно, провизор-технолог должен дать указание о приготовлении 100 мл раствора.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.316 с.