Эмоциональное воздействие на читателя, зрителя, слушателя, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмоциональное воздействие на читателя, зрителя, слушателя,

2017-07-31 487
Эмоциональное воздействие на читателя, зрителя, слушателя, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Попытаемся проследить, что же происходит в сознании чело-

века в ходе творческого процесса создания замысла? Для чего об-

ратимся к научным толкованиям данного процесса. «В основе

любого художественного произведения лежит вымысел. Не толь-

ко сказки, фантастика, сюжетные романы, но даже мемуары и до-

кументальные описания не станут художественными, если они не

вымышлены, т.е. не пропущены через мысль» (79, 56). Следова-

тельно, вымысел - основа художественности. Что же такое «вы-

мысел»? В словаре В.И. Даля: «Вымышлять -...отыскивать и на-

ходить мыслями, думой»; «Вымысел - самый предмет, то, что

вымышлено, выдумка, открытие, изобретение». Данное опреде-

ление смысла этого слова даёт возможность, прежде всего, почув-

ствовать его связь с реальностью, что отличает его от того, что мы

обычно вкладываем в понятие фантазии.

Определить границы вымысла практически невозможно, по-

тому что в идеале они равны самой действительности. В творчес-

ком процессе место вымысла следует понимать «как звено между

действительностью и ее выражением, причем звено и неизбеж-

ное, и единственное».

Созреванию замысла, развитию и выражению отправных идей

замысла способствует художественный вымысел - «специфичес-

кий акт художественного творчества, способствующий конст-

руированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представ-

лению того, что может и должно быть» (81,51). Вместе с тем,

«продуктивные свойства вымысла основаны на работе воображе-

ния, обеспечивающего разведку нового, творческое комбинирова-

ние, обобщение и синтезирование в процессе художественной де-

ятельности» (81,51). Процесс рождения чего-то нового на основе

изучения и познания реальной действительности происходит бла-

годаря тому, что по своей природе художественное воображение

«конструктивно-созидательно» и отличается способностью соеди-

нять многообразное, удерживать в представлении целое.

В связи с этим, именно благодаря художественному вообра-

жению, наше сознание имеет способность не только синтезиро-

вать, но и творчески преобразовывать восприятия и представ-

ления, создавать образы и модели бытия в соответствии с прин-

ципами художественности, с принципами духовно-практическо-

го освоения мира. Так, посредством вымысла совершается в ис-

кусстве освоение жизненной действительности в её смысловой

перспективе, происходит пересоздание реальных форм, эстетичес-

кая организация материала. Вымысел является главным атрибу-

том художественного мышления. Вместе с тем необходимо по-

мнить, что действенность художественного воображения оп-

ределяется не внешней правдоподобностью, а логикой его ху-

03кественного развертывания, эстетической мотивировкой,

проникновения в смысл явлений. Это, прежде всего,

обусловлено характером творческой деятельности в искусстве,

целью которой является создание новой, художественной реаль-

ности, представляющей единство художественной правды и ус-

ловности. В результате, идеальная заданность художественного

произведения обязательно предполагает эстетическое доверие и

соучастие воспринимающего, его прочувствованный отклик. Имен-

но такой смысл заключен в афористических пушкинских строках;

«Над вымыслом слезами обольюсь».

В истинно художественном произведении «воспринимающий

до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что

воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им

самим» (Л.Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М.М.

Пришвин, в роли «убедителя, заставляющего и на море, и на луну

смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи

личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, при-

вносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в куль-

туру что-нибудь от себя самого» (79, 140). Таким образом, создать

истинно художественное произведение не просто. Для этого тре-

буется много жизненных сил, энергии, трудолюбия и, конечно же,

таланта и интуиции творческой личности.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику понятию «художественное, произведение».

2. Что лежит в основе содержания художественного произведения?

3. Как сосуществуют в художественном произведении форма и

содержание, идея и образ?

4. В чём тайна творчества?

5. Что представляет собой замысел художественного произведе-

ния?

6. Что влияет на создание замысла?

7. Что такое интуиция автора?

8. Почему обдумывание художественного произведения называют

первым этапом «мышления в образах»?

9. Как влияют на создание замысла художественный вымысел и

художественное воображение?

10. Как происходит творческий процесс создания художественного

произведения?


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.