IV. Работа с текстом в парах. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

IV. Работа с текстом в парах.

2017-07-25 315
IV. Работа с текстом в парах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Дополните текст недостающими словами.

(Дети обсуждают, записывают текст в тетрадь.)

Узоры на окне

За ночь (как?) похолодало. Утро настало (какое?). (На чём?) появились удивительные рисунки. Солнечные лучи (что делают?) в комнату. (Какие?) зайчики от них (что делают?) снежные узоры на стекле. Вот (что делает?) (какая?) ветвь. А вот (что делает?) чудесный цветок. Красив (какой?) узор на окне.

· Слова для справок: сильно, стекло, зажигать, морозный, влетать, перистый, снежный, переливаться, веселый, блестеть.

Слова даны в начальной форме. В тексте их употреблять, меняя форму.

Проверка. Дети зачитывают получившийся текст.

– Определите падеж имен существительных и прилагательных.

– Как вы определили падеж имени прилагательного?

V. Итог.

– Прочитайте название следующей темы и обдумайте ответ на поставленный вопрос.

& Домашнее задание: упр. 351.

Урок 83
чем похожи и чем различаются
два имени: имя существительное
и имя прилагательное

Цель: углубить знания о грамматических признаках имени существительного и имени прилагательного, учить сравнивать, сопоставлять.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие имена существительные вы выписали? Прочитайте, называя род и падеж.

– С какими именами прилагательными они связаны? Назовите их число и падеж.

– Какая форма для имени существительного является начальной? А для имени прилагательного?

– Почему мы не можем в речи все слова употреблять в начальной форме?

III. Словарно-орфографическая работа.

– Новые слова из словаря, с написанием которых мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если вместо каждого квадрата поставите соответствующую ему букву.

– При этом исходите из того, что букве ё соответствует заштрихованный квадрат; букве ы – квадрат с заштрихованной половиной, букве ч – незаштрихованный квадрат, букве й – квадрат с заштрихованной частью.

– Какие слова вы составили? (Жёлтый, чёрный.)

– Запишите эти слова. Что в их правописании нужно запомнить? Почему?

– К какой части речи они относятся?

IV. Работа по теме урока.

1. Сценка (Фонвизин «Недоросль»).

Госпожа Простакова. Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

Госпожа Простакова. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Госпожа Простакова. Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна!

Госпожа Простакова. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так та покамест существительна.

Госпожа Простакова. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому, что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

– А теперь вы ответьте на вопрос: что такое прилагательное?

2. Работа с таблицей.

– С какой частью речи имя прилагательное связано?

– Прочитайте тему урока. Давайте сравним две части речи.

(Детям предлагается заполнить таблицу на карточках, ответив на вопросы. Для проверки таблица начерчена на доске.)

Вопросы Имя существительное Имя прилагательное
1. Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Какие окончания имеет в начальной форме? 4. Имеет ли род? 5. Изменяется ли по числам? 6. Изменяется ли по родам? 7. Изменяется ли по падежам?    

Первые 7 учеников, закончившие работу, выходят к доске. Каждый из них отвечает на один из вопросов. В конце работы делают вывод о том, какие общие признаки имеют имя существительное и имя прилагательное (род, число, падеж), чем различаются (имеют разное значение, отвечают на разные вопросы, имеют разные окончания в начальной форме, у существительных род постоянен, а у прилагательных изменяется).

3. Выполнение упр. 354.

– После выполнения упражнения окончания имен прилагательных выделить.

– Какие особенности двух частей речи вам удалось подтвердить?

4. – Я читаю словосочетания. Если слова употреблены в среднем роде – вы должны вытянуть руки вперед, в мужском роде – опустить их вниз, в женском роде – руки поднять вверх.

Красная лента, синее море, мягкий стул, светлое окно, душистая сирень, лютый мороз, яркое солнце, ароматный кофе, веселая песня, интересный спектакль, глубокое озеро, черные брюки.

– Почему, услышав последнее словосочетание, вы не смогли выполнить задание?

5. Игра «Парный выход».

(Класс делится на 2 команды – «Правые» и «Левые», можно по вариантам.)

На доске записаны в 2 столбика имена прилагательных, с которыми нужно составить словосочетания, определить род.

Знойное … Высокие …

Холодная … Горькое …

Хвойные … Маленькая …

Старый … Пестрый …

Новые … Знакомые …

Интересная … Веселая …

Свежий … Вкусный …

К доске по очереди выходят представители команд «левых» и «правых», дописывают подходящие по смыслу существительные, на местах дети записывают словосочетания в тетрадь.

6. Самостоятельная работа.

– Составьте 2 предложения с написанными словосочетаниями, употребив существительные в первом предложении в предложном падеже, во втором – в творительном падеже.

– Что можете сказать о форме имени прилагательного в предложениях?

V. Итог урока.

– Какая часть речи (существительное или прилагательное) командует, а какая подчиняется?

& Домашнее задание: упр. 353.

Урок 84
грамматические признаки имени
существительного и имени прилагательного

Цель: углубление знаний об имени прилагательном и имени существительном, формирование умения определять грамматические признаки имени существительного и имени прилагательного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте словосочетания, которые вы написали в домашнем задании.

– У имени прилагательного, как и у имени существительного, определяют род, но в чем отличие?

– Какие из имен прилагательных являются антонимами?

III. Работа по теме урока.

1. – Какие слова называются антонимами?

– Синонимы и антонимы могут быть только у имен прилагательных? Докажите.

Игра «Подбери словечко».

Слова Синоним Антоним
Холод Сильный Начало Грустная Близкий мороз, стужа могучий, мощный источник, возникновение тоскливая, жалобная соседний, окрестный жара слабый конец весёлая дальний

– Молодцы, эти умения нам пригодятся при выполнении следующего задания.

2. Работа в парах.

Задание написано на карточках с «секретом-проверкой». Карточки с одинаковым заданием раздаются через парту.

Дети по очереди записывают словосочетания, комментируя.

(Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, открыв «секрет» на обратной стороне карточки с образцом правильного выполнения задания.)

– Как определили грамматические признаки имени прилагательного?

– Почему у слов большие и глубоких не определили род?

– Если вы хотите поблагодарить товарища за сотрудничество, поставьте на полях «+».

3. – Если я назову имя существительное, вы выполняете наклон вперед; имя прилагательное – приседаете.

Красный, у колодца, под листом, зелень, быстроногий, краснота, загадочный, мудрость, привычный, белизна, дорогой.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.