Истинная вера в Шариатских текстах — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Истинная вера в Шариатских текстах



Противоречащие относительно истинной веры

После того как мы решили о масхабе саляфов относительно истинной веры, нам становится ясно что это есть благо между двумя крайними масхабами: масхабом ваидитов и масхабом мурджиитов. Относительно масхаба ваидитов, коими являются хариджиты и мутазилиты, которые говорят: совершающие большие грехи выходят из сени веры, и их вечное пребывание в Огне. Хариджиты же говорят: они неверующие. Мутазилиты говорят: они занимают положение между двух состояний (т.е. не относятся ни к верующим, ни к неверующим – прим.переводчика). Удивительно что мутазилиты, именующие сами себя сторонниками справедливости, говорят: кто совершил хоть один большой грех, тот погубил все свои праведные деяния, будь они величиною с гору.

Масхаб ваидитов – ложный масхаб на основе доводов Корана и доводов сунны, передаваемых многими путями, и утверждающих то что совершающий большие грехи не выходит из сени «мутляк уль-иман». Поэтому и шариатские наказания в виде возмездия и пресечения возлагаются на убийцу и вора, клеветника и пьющего вино. Но если бы совершивший большие грехи выходил бы из сени веры, то за большие грехи было бы одно наказание как за вероотступничество и вероотступник предавался бы убиению, но однако не предписано совершившему большие грехи это наказание. Примером тому является преступление в виде убийства – величайшее преступление, ибо сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не перестанет мусульманин пребывать в сени его религии, покуда не прольёт запретной крови»[15]. Но вместе с тем есть тексты, описывающие убийцу понятием веры, и вменяет Всевышний возмездие, обращаясь к убийце и родственникам убитого, словами: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых», и затем: «Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости» (сура «Корова», 2:178). Не выведен убийца из понятия тех, которые уверовали, и установлено братство меж ними. Сказал Всевышний: «Если две группы верующих сражаются между собой» (сура «Комнаты», 49:9) – утверждено над ними понятие верующих, не взирая на то что стремятся они убить друг друга, и сказал Всевышний: «Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев» (сура «Комнаты», 49:10).

Из наиболее красноречивых доводов в отпор ваидитов – это слова Всевышнего: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха» (сура «Творец», 35:32). Несправедливые к самим себе введены в этом айате в состав общины мусульман.



И сказал Всевышний: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (сура «Женщины», 4:48). И достаточно вполне этого айата, ибо покаяние стирает все грехи, будь в их числе и даже многобожие. Устрашением для ваидитов является хадис Джундаба, да помилует его Аллах, сказавшего что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сказал некий человек: «Клянусь Аллахом, не простит Аллах такого-то человека». Сказал Аллах, Преславен Он и Возвышен: «Кто тот, кторый сказал обо мне, что не прощу я такого-то человека? Я уже простил ему, а твои деяния сделал тщетными»[16]. В передаче Абу Хурейры сказано в конце хадиса: «сказав слово, и уберёг его жизнь ближнюю и последующую»[17].

 

 

Слова мурджиитов

Группе ваидитов противостоит группа мурджиитов, и это враждующие группы, как упомянул Абу Хасан аль-Ашари, группа мурджиитов в свою очередь состоит из двенадцати подгрупп[18], и мы расскажем о них далее. Основа, к которой примыкают все мурджииты, это их слова: вера достоверна, пусть даже при наличии её не совершается никаких дел, отводятся и откладываются все деяния от их влияния на веру.

Слова их в этом вопросе – есть отступление от того что разъясняет Коран, сунна и слова сподвижников и табиинов, говоривших с искренностью. Слова мурджиитов основываются на их умозаключениях, на их языковых толкованиях Шариатских текстов в соответствии с их пониманием. Сторонники нововведений истолковывают Коран в соответствии со своими воззрениями и умозаключениями, и языковым истолкованием, не опираясь на книги толкования первых поколений, хадисы и асары от саляфов. Они опираются на книги по литературе и философии калама, написанные их предводителями.



Предметом данного исследования является суждений данной группы и отпор им на основе знания из текстов Корана, сунны и единодушного мнения саляфов этой общины. Далее мы рассмотрим наиболее выдающиеся постулаты этой группы и их противоречие здравой истине, и опровергнем их Шариатскими доводами.

 

«Не обвиняется в неверии ни один на основе его деяний, или слов»

Из слов мурджитов пришло то, что не обвиняется в неверии ни один человек на основе его деяний или слов, а обвинение в неверии возможно лишь в соответствии с тем, что в сердце. Не обвиняется в неверии ни один, иначе как на основе неверия в убеждениях, что до слов и до действии – то они не являются основой к обвинению в неверии. Однако же это ошибочно, и противоречит текстам Корана и сунны, и более того – пришло более трёхсот текстов, в которых говорится о обвинении в неверии на основе слов и деяний, а именно:

Сказал Всевышний Аллах: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. - Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (сура «Пчёлы», 16:106-107). При этом сделано исключения из обличённых в неверии тех, кто был принуждён, и принуждение возможно к словам и к деяниям, и соответственно по смыслу айата неверие может быть изъявлено словом и деянием, в то время как сердце исполнено верой. Если же неверие изъявлено в словах и деяниях, и не было к нему принуждения, то обличается такой человек в неверии. И затем сказал Всевышний: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (сура «Пчёлы», 16:107). Указывает этот айат на то, что неверие этих людей не происходило от их убеждений, невежества или ненависти к религии, или же от подобных этим дел сердца, а напротив – вынес Аллах решение о их неверии, зная о здравости их религии и их любви к ней, на основании совершении ими дел, относимых к неверию, и предпочтения этой жизни относительно жизни следующей, и относится это к явственным, очевидным деяниям.

И сказал Всевышний: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? - Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками» (сура «Покаяние», 9:65-66).Указывает это на то что слова их – были неверием, и вошли они в неверие на основе тех слов, и обличили их неверием невзирая на то что они сказали: мы говорили слова неверия без убеждённости в них, напротив – мы только лишь забавлялись.

Сказал Всевышний: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)» (сура «Трапеза», 5:72), и сказал Всевышний: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице» (сура «Трапеза», 5:73). Дано в этих айатах суждение о неверии исключительно на основе их слов, но сказано тут о их убеждениях. Правило основ толкования гласит что суждение основано на упомянутом явно, и следовательно дано суждение на основе их слов, и это есть основание к обличению в неверии.

Сказал Всевышний: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам. Они задумали совершить то, что им не удалось совершить» (сура «Покаяние», 9:74). Они в пале в неверие в следствии только изречённых слов, невзирая на то что они сражались бок о бок с пророком Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молились и выплачивали закят.

Сказал Всевышний: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (сура «Женщины», 4:140). Здесь есть указание на то что услышанное слово есть неверие, и неверие нисколько не сведено лишь к убеждению.

Сказал Всевышний Аллах о Иблисе: «возгордился и стал одним из неверующих» (сура «Корова», 2:34). Неверие Иблиса произошло от того что отказался он повиноваться Аллаху когда приказал он Иблису совершить земной поклон Адаму, мир ему.

Сказал Всевышний: «Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (сура «Семейство Имран», 3:32). Здесь суждение о неверии вынесено исключительно на основе отвращения от повиновения Аллаху.

Существует также обличение в неверии на основе отвращения от религии Аллаха, как сказал Всевышний: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (сура «Земной поклон», 32:22).

Сказал Аллах, Велик Он и Преславен: «Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству» (сура «Корова», 2:102). Неверие шайтанов произошло в следствии обучения колдовству, а колдовство есть деяние.

Единодушное суждение группы учёных в том, что происходит неверие в следствии некоторых деяний. Таково мнение Исхака бин Рахавейха[19], Аби Саури[20], ибн Хазма[21], ибн Араби аль-Малики[22], ибн Теймийи[23], шейха Абдуррахмана бин Хасана[24], шейха Мухаммада бин Ибрахима[25]. Работы всех факихов в разделе суждения о вероотступнике сводятся к тому что может мусульманин, на которого возлагаются обязанности Шариата, обличён в неверии по причине некоторых деяний, или некоторых слов, если есть суждение о том что эти деяния и слова есть большое неверие.

Существует сомнение ряда их современников относительно этого, и это мнение некоторых учёных, сказавших: мы не обличаем в неверии ни одного из мусульман по причине грехов[26], и подразумевают они под этим, что нет якобы деяний или слов, выводящих человека из религии Ислам. Это удивительная аргументация, ибо как же можно противопоставить ясным текстам Корана и сунны слова нескольких сочинителей, однако слова эти не указывают на масхаб мурджиитов в целом, это заявление о том, что они не обличают в неверии на основе грехов, и это отпор масхабу ваидитов, заявляющих о впадении в неверие по причине грехов. Слова и деяния могут быть причиной обличения в неверии, а те же, кто заявляет о том, что не обличается таким образом мусульманин в неверии, входят в смыл того, что будет сказано далее.

Также причина этого известного от них сомнения в том, что видели они у некоторых учёных деление неверия на большое неверие, выводящее из религии, и малое неверие, не выводящее из религии, которое именовали некоторые из них неверием деяний, а первый вид неверия именовался неверием в убеждении.

Это разделение видов неверия, даже если и один вид его превосходит другой, также является противопоставлением Шариатских текстов словам учёных.

Из ошибок мурджиитов из числа современников саляфов в том что они считали противоречащих им хариджитами и такфиристами, и в этом упрёк саляфам в двух аспектах. Во-первых: они приписывали к масхабу саляфов то, чего в нём не было, и во-вторых – они проявляли неприятие к саляфам на основе этого описания. Но однако же саляфы обличали в неверии по причине деяний. Так единогласным было мнение саляфов о обличении в неверии по причине колдовства, ибо сказал Всевышний: «Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим» (сура «Корова», 2:102). Единым было мнение саляфов в обличении неверием оставившего молитву, и сказали саляфы в этом отношении веское слово на основе сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует: «Между человеком с одной стороны, и многобожием и неверием с другой, - оставление молитвы»[27], и сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Договор, который между нами и ими – молитва, оставивший её стал неверующим»[28]. Пришло также от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что узнает он свою общину по белым отметинам, оставшимся от омовения[29], что указывает на то что те кто не совершали омовения для молитвы, не будут узнаны пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и не будут из его общины. Но однако опирались противоречащие смыслу хадиса на слова: «тот же, кто будет не из них, нет у него с Аллахом никакого договора. Коль пожелает – накажет его Аллах, а коль пожелает – введёт в Рай»[30]. Но однако сказал ибн Теймийя: «Это слабое возражение. Не сохранение молитвы не означает её полного оставления. Под ним подразумевается отправление молитвы с нарушением в некотором из обязательного в ней, а именно во времени молитвы, либо отсутствии смирения в ней, как описано это в некоторых передачах хадиса: «Пять молитв с хорошим омовением и совершённых своевременно, с совершением всех ракатов и смирением в них – есть договор с Аллахом в том, что простит он человека. Кто же не исполнит этого - нет у него с Аллахом никакого договора. Коль пожелает – накажет его Аллах, а коль пожелает – введёт в Рай»[31].[32]

Если скажет некто: Чей масхаб был более худшим – масхаб первых мурджиитов, или же масхаб их поздних последователей? Мы скажем: слова поздних мурджиитов более худшие по заблуждению чем слова первых мурджиитов на основе двух положений. Первые мурджииты говорили что слова и деяния есть внешние признаки неверия, и они обличали по этой причине неверием в этой жизни, не давая суждения о том, что это будет неверием и в жизни следующей. Поздние же мурджииты не обличали неверием по причине слов и деяний ни в этой жизни, ни в следующей, и считали ложью казнь вероотступников.

Однако с другой стороны слова поздних мурджиитов более легки в отношении слов их предшественников в масхабе мурджиитов, ибо поздние мурджииты вводили деяния в «иман-мутляк», а первые мурджииты не вводили деяния в понятие «иман-мутляк», чего стали делать поздние мурджииты.

Если скажет некто: Уверены ли вы в ошибке наших современников, или же это вопрос расхождения во взглядах?

Мы скажем: доводы указывают вопреки этому масхабу наших современников, опирающих на доводы с прерванными цепочками передатчиков. И если бы не было противоречия этому масхабу вовсе, кроме всего одного довода, опирающегося на Коран и сунну, мы бы были бы уверены в его ошибочности, а что же можно сказать когда доводы о ошибочности этого масхаба приходят по многим цепочкам передатчиков, и в разных текстах Корана и сунны?

И если скажет некто: Разве говорящий подобное (имеется ввиду современные мурджииты) не относится к масхабу саляфов и противоречит ему? Мы ответим ему, сказав: Они следуют саляфам в тех вопросах, в которых саляфы согласны с ними, относительно же рассматриваемого нами вопроса у них нет согласия с масхабом саляфов. Ошибка человека в одном или в двух вопросах не делает человека безоговорочным последователем этой группы. Также и в побуждении к греховному, - впавший в ошибку, коль не руководствовался он доводами Шариата, то и не мог он предпочесть праведное греховному, хоть и намеревался он прийти к истине, но не смог это сделать. Также и в масхабе саляфов, если даже вопрос касается убеждений, доводом являются слова Всевышнего: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (сура «Взаимное обделение», 64:16), и сказал Аллах, Преславен Он: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (сура «Союзники», 33:5). Отрицает тут Аллах впадение в грех для мусульман по ошибке. Данное положение является общим, и не выделяются отдельно специальные причины, как отмечают это учёные по основам толкования, и включается в это ошибки в убеждении.

Сказал Всевышний: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (сура «Женщина», 4:115). В этом айате разъясняет Всевышний путь ясным доводом, ибо не спросится ни с кого без того чтобы не разъяснилась ему истина и не был бы установлен над ним довод.

Если этот довод дойдёт до человека, на которого возлагаются обязанности Шариата, и он мог следовать этому доводу, однако не последовал ему в силу небрежности к предписанному Аллахом и неприятию к границам, установленным Всевышним, то несомненно что такой ошибающийся впал в ослушание, и действие это станет причиной наказания его Всевышним в этом мире и следующем[33].

Учёные по основам фикха[34] упоминают об этом вопросе, и приводят в качестве примера земной поклон истукану, говоря это может быть причиной обличения в неверии и в ослушании ввиду того, что направлено это действие к истукану. Так обличается человек в неверии и в ослушании на основе самого факта деяния, даже если человек совершил земной поклон, не устремляясь к этому в своём сердце, а сделал это ради земной выгоды, либо ради того чтобы угодить неверующим, или с иной целью, то всё равно обличается в грехе. В последующем же появилась группа нововведенцев, считавших что не обличается в ослушании человек кроме как на основании устремления его сердца к лжепоклонству. Учёные по основам фикха дали отвергли это и разъяснили это заблуждение.

Удивительно, что некоторые из этих поздних мурджиитов относят эти слова к ибн Теймйи, который ясно разъяснил противоречие этому в целом ряде его книг. Возьмём наиболее предпочтительный пример о том, что обличается в неверии оставивший молитву[35]. Говорит ибн Теймийя: «Сказал Всевышний Аллах: «Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими» (сура «Свет», 22:47). Тем самым отрицается вера того, кто отворачивается от деяний, изъявляя при этом покорность на словах. В Коране и сунне отрицания веры того, кто не совершает деяний, есть много примеров, равно как и отрицается вера у лицемеров, и тот о чьей вере в сердце известно, но он проявляет враждебность и противоречие вере в очевидных деяниях , не называется верующим»[36].

Некоторые люди аргументируют удержанием от обвинения в неверии мусульманина, на которого возложены обязанности Шариата, на основании некоторых деяний, которые он совершил. Их сомнения на основе тех доводов, к оторым они прибегают, делятся на два вида.

Первый вид: они аргументируют входом в сень веры того, кто сказал «Нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», как сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Свидетельствую, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я посланник Аллаха. Кто встретит Аллаха, не испытывая сомнения в этих словах, тот будет введён в Рай»[37].

А также пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто из рабов скажет: «Свидетельствую, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и потом умрёт, оставаясь на этом убеждении, тот войдёт в Рай»[38].

Однако эта аргументация неверна, ибо утверждающий это аргументирует одним текстом сунны, будучи в неведении о других текстах, которые устанавливают условия для этого, т.е. то что обязательно должно быть для того, чтобы это произошло, и отсутствия того, что не позволяет этому произойти. Из условий примером является то чтобы сказано это было с искренностью в сердце, как про то сказано в первом хадисе «не испытывая сомнения в этих словах», но не упомянуто во втором хадисе. Необходимо чтобы соблюдены были все условия и отсутствовало всё то, что препятствует этому. Например, тот кто скажет «Свидетельствую, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и затем обратит что-то из поклонения (а это есть деяние) не к Аллаху, тот станет неверующим, ибо сказал Всевышний: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (сура «Верующие», 23:117). Единогласно суждение о том, кто признает два свидетельства, но при этом отвергает воскресение в Судный День, что не является он верующим. Ранее мы приводили тексты Корана и сунны, относительно которых есть единодушное мнение о том, что некоторые деяния вводят в неверие и отрицают наличие веры.

Второй вид: аргументируют тем, что некоторые люди будут введены в Рай, не совершив ничего из благого, как пришло в хадисе о том, кто приказал сжечь своё тело после смерти, ибо не совершил он ничего благого, но помиловал его Аллах по причине его страха перед Господом[39], и приводят примером хадисе о том, кто погубил девяносто девять душ, и сказал ангел наказания: «Поистине не сделал он ничего благого»[40], и подобное этому из текстов хадисов.

Но однако эти два хадиса пришли специально о двух общинах. Первая община пребывала в невежестве о обязательных деяниях, и достаточно было лишь свидетельствования о богобоязненности, и не было вменено в обязанность больше ничего. Вторая община – группа тех, кто покаялся прямо перед смертью и не имел возможности совершить деяния, и не вменялись ей деяния в основе.

 

 

Введение деяний в веру

Из числа нововведений мурджиитов то, что деяния у них не входят в понятие веры. Мурджииты говорят: если бы мы ввели бы деяния в веру, то обличили бы в неверии грешников, ибо если бы были слова и деяния частью веры, то исчезала бы вера полностью с исчезновением её частей.

В тоже время Шариатские доводы свидетельствуют о том, что входят деяния в веру, и среди них:

Сказал Всевышний Аллах: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (сура «Корова», 2:143), т.е. вашим молитвам, ибо мусульмане спрашивали пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, кто умер до перемены кыблы на Каабу: каково суждение о их молитвах? И был тогда ниспослан этот благородный айат, как говорится об том в хадисе Баръа[46].

Сказал Всевышний: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, - которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. - Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (сура «Трофеи», 8:2-4). Отмечено что обладают верой «иман мутляк» те, кто совершает деяния, описанные в этом айате.

Сказал Аллах, Преславен Он и Велик: «Воистину, преуспели верующие, - которые смиренны во время своих намазов, - которые отворачиваются от всего праздного, - которые выплачивают закят, - которые оберегают свои половые органы от всех, - кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, - тогда как желающие сверх этого являются преступниками; - которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, - которые регулярно совершают намаз. - Именно они являются наследниками, - которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (сура «Верующие», 23:1-11).

Сказал Всевышний: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха» (сура «Комнаты» 49:15).

Сказал Всевышний: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. - Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Комнаты», 32:15-16).

Сказано в достоверном хадисе от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делегации племени Аб дуль-Кайс: «Предписана вам вера в Аллаха. А знаете ли вы что есть вера в Аллаха? Свидетельствование того, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, пост Рамадана, и отдание пятой части от трофеев»[47]. Введены тут деяния в понятие веры, и не скажет никто что не упомянуто тут то, что в сердце, ибо это то что неизвестно явно, и нет нужды упоминать об этом.

Сказано в достоверном хадисе от Абу Хурайры, да помилует его Аллах, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера имеет шестьдесят или семьдесят ответвлений. Высшая из них – слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», а низшая – убрать колючку с дороги, и стыдливость – из ответвлений веры»[48].

Приводится в «Сунан» Абу Дауда с хорошим санадом в хадисе от Абу Умамы что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, повинуется ради Аллаха и выходит из повиновения ради Аллаха, тот сделал полной свою веру»[49].

Приводится в «Сунан» с достоверном санадом в хадисе от Абу Хурейры что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий тот, от которого люди считают безопасными свои кровь и имущество»[50].

Говорят мурджииты: введение деяний в понятие веры приводит к тому приведёт к исчезновению веры ввиду исчезновения её частей. Однако это неверно, ибо ветви дерева – часть дерева, и по исчезновению некоторых ветвей нельзя утверждать что исчезает и само дерево как таковое.

Быть может они аргументируют тем, что Аллах присоединил дела к вере в словах: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния» (сура «Марьям», 19:96), и это присоединение указывает на разнородность понятий.

Ответ им состоит в том, что это присоединение из разряда присоединения частного к общему, как сказал Всевышний: «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали молитву и выплачивали закят» (сура «Корова», 2:277), нет сомнения что совершение молитвы и выплата закята относится к праведным деяниям. Сказал Всевышний: «кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение» (сура «Предвечернее время», 103:3). Заповедание истины относится к праведным деяниям, и это есть приобщение частного к общему, как это существует в речи арабов. Примером тому слова Всевышнего: «Оберегайте намазы, и особенно, послеполуденный намаз» (сура «Корова», 2:238), и слова Всевышнего: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «Корова», 2:98), и слова Всевышнего: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом» (сура «Союзники», 33:7), и слова Всевышнего: «В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура «Милостливый», 55:68).

Те кто выводит деяния из веры бывают двух видов. Среди них есть те кто говорят: нет между верой и делами никакой связи. Предшествующие очевидные доводы опровергают этот масхаб и указывают на его ложность. И есть среди них те, кто говорят[51]: они взаимообразно связаны, и это – мурджииты фикха. Как сказали некоторые из них – разногласие между этими мурджиитами фикха, и сторонниками сунны, разногласие словестное. Сторонники сунны считают деяния частью веры, а мурджииты фикха считают деяния неразлучно связанными с верой. Но слова мурджиитов фикха неравнозначны словам современных нам мурджиитов, ибо современные нам мурджииты не обличают в неверии на основе отказа от деяний, а мурджииты фикха говорят: отрицание того что вменено в обязанность отвергает и то, что вменяет это в обязанность (т.е. отказ от деяний указывает и на отказ от веры – прим.переводчика).

Но однако же слова мурджиитов фикха противоречат текстам Корана и сунны, некоторые из которых мы приводили выше, и которые указывают на то что деяния входят в понятие веры, но однако, и хотя слова мурджиитов фикха ошибочны, такой вариант разногласий приносит некоторые благие плоды.

 

Увеличение веры

Из слов мурджиитов то что вера – единая и цельная, и не прилагают они к ней понятие увеличения ни в количественном отношении в плане её полноты, ни в плане длительности её сохранения. Сказал по этому поводу один из мурджиитов: «Моя вера подобна вере Абу Бакра и Умара, Джабраиля и Микаиля, мир им всем.

Однако Шариатские тексты отвергают это нововведение, ибо сказал Всевышний: «Он — Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (сура «Победа», 48:4). Разве не является целью ниспослания покоя верующим увеличение веры?

Сказал Всевышний: «Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих» (сура «Завернувшийся», 74:31), и сказал Аллах, Преславен Он: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?». Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (сура «Покаяние», 9:124), и сказал Аллах: «Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (сура «Семейство Имран», 3:174), и это из величайших доводом в отпор утверждающим о том что вера едина. Сказал Всевышний: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность» (сура «Союзники», 33:22), и сказал Аллах, Возвышен Он и Велик: «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?». Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» (сура «Корова», 2:260).

Сказано в достоверном хадисе от Абу Саида в форме марфуа что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Войдут люди Рая в Рай, а люди Огня в Огонь, покуда не скажет Всевышний Аллах: «Выйдите из Огня те, в чьих сердцах было веры на горчичное зерно»[53]. Сказано в достоверном хадисе что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «будут за человека говорить его кожа, его ногти и его разум, будь в сердце веры его на горчичное зерно»[54].

Единодушно мнение сподвижников о приложении понятия увеличения к вере, равно как и пришло приложение к вере понятия уменьшения от Абу Дарда, Абу Хурайры и Умейра бин Хабиба Хатами.

Распространяемые слова мурджиитов о том что вера едина и не отличается у одного от другого среди творений, есть убеждение основанное на том что вера существует лишь на одной ступени, есть убеждение ложное и противоречащее Шариатским текстам.

В достоверном хадисе от Айши передано что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «я самый богобоязненный из вас и самый знающий об Аллахе»[55]. Тут утверждается превосходство в знании о сущности Аллаха и не отвергается возможность превосходства в чём-либо ином.

Указывает на это и то, что когда сообщил Аллах Мусе о том что возмёт его народ тельца для поклонения, то узнал это Муса и обрёл решимость, ибо было это сообщение от Аллаха. Затем, когда вернулся Муса к своему народу, и увидел он их, то увеличилось его знание, и узнал он это, и бросил Скрижали[56]. Как сказано в хадисе что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сообщение не то же что собственное лицезрение. Когда Аллах, Велик Он и Преславен, сообщил Мусе что сотворил народ его в отношении тельца, не бросил Скрижалей. А когда Муса своими глазами увидел что сотворил его народ – бросил Муса Скрижали»[57].

Сказал Всевышний: «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?». Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» (сура «Корова», 2:260). Ибрахим твёрдо знал о способности Всевышнего воскресить мёртвых, но однако хотел увеличить твёрдую убеждённость в своей религии, и в этом довод на то что и твёрдая убеждённость может быть увеличена. Рассмотрен этот вопрос в книге «Твёрдое убеждение и умозаключение у учёных по основам толкования и фикха»[58].

Относительно же слов о единообразии веры у мурджиитов: «моя вера как вера Джабраиля», то отвергает его единодушное мнение саляфов. Сказал ибн Аби Малики: «Я знал триста сподвижников пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый из них опасался для себя впасть в лицемерия, и не было среди них ни одного кто бы говорил что вера его такая же как вера Джабраиля и Микаиля»[59].

 

Воля в понятии о вере

Из удивительных воззрений мурджиитов – признание установления исключения в вопросе веры (т.е. констатируя наличие веры они обуславливают её – прим.переводчика). мурджииты имеют тут две позиции.

Первая позиция: некоторые мурджииты вменяют в обязанность оговаривать исключение в вопросе о вере. Человеку необходимо говорить: «Я верующий, если пожелает того Аллах», ибо вера – это то что устанавливается в момент кончины, и человек не знает – каковым он будет в знании Аллаха. Умрёт он на вере или нет?

Вторая позиция: запрещают исключение в вопросе о вере некоторые мурджииты, ибо вера у них единообразна, и если человек имеет твёрдую решимость, нет нужды ему оговаривать: «Я верующий, если пожелает того Аллах», что подразумевает сомнение.

Обе этих позиции ошибочны. Исключение похвально в отношении деяний и удержания от них, ибо исходит от «иман мутляк». Если же не делает человек оговорку и исключение, то совершает он всё что приказано ему, тем самым очистив свою душу. Пришло от некоторых саляфов исключение в отношении веры, например от ибн Масуда и других.

Оставление же исключения исходит от «мутляк уль-иман», ибо утвердил Аллах в Благородном Коране веру некоторых людей, не оговаривая исключения. Сказал Всевышний Аллах о них: «которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (сура «Семейство Имран», 3:16), и сказал Всевышний: «Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», — и мы уверовали» (сура «Семейство Имран», 3:193), и сказал Всевышний: «Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй» (сура «Верующие», 23:109), и сказал Всевышний: «Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей» (сура «Трапеза», 5:83).

 

 

Отрицание малого неверия

Из речей мурджиитов известно что есть одна разновидность неверия, и нет тут неверия «куфр дуна куфр» («неверие без неверия» - т.е. малого неверия – прим.переводчика), и делится неверие на большое и малое.

В этом противоречие Шариатским текстам, которые описывают некоторые из больших грехов понятием неверия, как в согласованном хадисе от ибн Масуда, да помилует его Аллах, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поношение мусульманина нечестие, а убийство его – неверие»[60].

Передано в хадисе от ибн Умара, да помилует его Аллах, в форме марфуа, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не возвращайтесь в неверие после меня, рубя шеи друг другу»[61] (согласованный хадис).

Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «В двух катего






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.03 с.