Вера, определяемая в момент кончины — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вера, определяемая в момент кончины

2017-07-24 181
Вера, определяемая в момент кончины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из слов некоторых мурджиитов известно что вера определяется на момент кончины, то есть тогда когда человек умирает. Т.е. верующий человек, или же неверующий определятся по тому что известно о нём Аллаху и по тому, в каком положении настигла его смерть. Вера, итогом которой стало неверие, на коем и умер человек, не является верой, равно как молитва, которая была испорчена до того как была окончена, не именуется молитвой. Отсюда понятны их слова: если некто враждовал с Исламом и досаждал мусульманам всю жизнь сто лет подряд, а затем за миг до смерти принял Ислам, то он оказывается верующим, любимым Аллахом от рождения до смерти.

Однако суждение это ложное, и отвергаемо Шариатскими текстами, утверждающими что человек может быть верующим в одно время, и неверующим в другое. Сказал Всевышний: «Воистину, от тех, которые стали неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (сура «Семейство Имран», 3:90), и сказал Всевышний: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие» (сура «Женины», 4:137), и сказал Всевышний: «Это потому, что они уверовали, а затем стали неверующими. Затем их сердца были запечатаны» (сура «Лицемеры», 63:3), и сказал Всевышний: «Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сура «Покаяние», 9:66).

Из слов мурджиитов в данном случае следует по их логике отрицание определённых качеств Аллаха, ибо качества Всевышнего неизменны и утверждены, и в них не может происходить обновление, в частности в таких как зрение и слух. Утверждения же мурджиитов базируются на допуске возможных изменений в сущности Всевышнего, ибо мы вынуждены сказать им что в таком случае знание Всевышнего изменяется и обновляется, а всякое изменяющееся сотворено, и нет творения без Творца. Потому и утверждение некоторых мурджиитов о том что не знал чего-либо Всевышний покуда это не случилось – основа их заблуждений в данном разделе, ибо тогда мурджиитам придётся признать сговорённость некоторых качеств Всевышнего, коль в них, как они утверждают, могут происходить изменения. Но однако нет сомнения в том что Всевышний совершает то что пожелает и в любое время. Когда желает Всевышний - Он говорит, как говорили саляфы: «Не переставал он быть говорящим». Доводом к тому является сказанное более чем в сотне айатов Благородного Корана, а также в сунне. Сказал Всевышний: «В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?» (сура «Рассказ», 28:65), и установлено тут взывание в конкретный день. Сказал Всевышний: «Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает» (сура «Трапеза», 5:1), и повеление тут привязано к воле Всевышнего. Сказал Всевышний: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!». — как это сбывается» (сура «Йа-Син», 36:82), и сказал Аллах, Преславен Он: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех» (сура «Украшения», 43:55), и сказал Всевышний: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа» (сура «Препирающаяся», 58:1), а также в хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «А знаете ли вы что сказал ваш Господь ночью?»[52].

Поэтому и не могут понять те, кто вступает в противоречие в этом вопросе, утверждение ибн Теймийи, говорившем от предсуществующем знании, которому известны все возможные изменения в состоянии людей и которое само по себе не изменяется, а те изменения, о которых упоминал ибн Теймийя - есть знание Всевышнего о них, и знание это неизменно. Однако детальное рассмотрение этой темы выходит за пределы нашего исследования.

 

Увеличение веры

Из слов мурджиитов то что вера – единая и цельная, и не прилагают они к ней понятие увеличения ни в количественном отношении в плане её полноты, ни в плане длительности её сохранения. Сказал по этому поводу один из мурджиитов: «Моя вера подобна вере Абу Бакра и Умара, Джабраиля и Микаиля, мир им всем.

Однако Шариатские тексты отвергают это нововведение, ибо сказал Всевышний: «Он — Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (сура «Победа», 48:4). Разве не является целью ниспослания покоя верующим увеличение веры?

Сказал Всевышний: «Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих» (сура «Завернувшийся», 74:31), и сказал Аллах, Преславен Он: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?». Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (сура «Покаяние», 9:124), и сказал Аллах: «Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (сура «Семейство Имран», 3:174), и это из величайших доводом в отпор утверждающим о том что вера едина. Сказал Всевышний: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность» (сура «Союзники», 33:22), и сказал Аллах, Возвышен Он и Велик: «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?». Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» (сура «Корова», 2:260).

Сказано в достоверном хадисе от Абу Саида в форме марфуа что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Войдут люди Рая в Рай, а люди Огня в Огонь, покуда не скажет Всевышний Аллах: «Выйдите из Огня те, в чьих сердцах было веры на горчичное зерно»[53]. Сказано в достоверном хадисе что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «будут за человека говорить его кожа, его ногти и его разум, будь в сердце веры его на горчичное зерно»[54].

Единодушно мнение сподвижников о приложении понятия увеличения к вере, равно как и пришло приложение к вере понятия уменьшения от Абу Дарда, Абу Хурайры и Умейра бин Хабиба Хатами.

Распространяемые слова мурджиитов о том что вера едина и не отличается у одного от другого среди творений, есть убеждение основанное на том что вера существует лишь на одной ступени, есть убеждение ложное и противоречащее Шариатским текстам.

В достоверном хадисе от Айши передано что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «я самый богобоязненный из вас и самый знающий об Аллахе»[55]. Тут утверждается превосходство в знании о сущности Аллаха и не отвергается возможность превосходства в чём-либо ином.

Указывает на это и то, что когда сообщил Аллах Мусе о том что возмёт его народ тельца для поклонения, то узнал это Муса и обрёл решимость, ибо было это сообщение от Аллаха. Затем, когда вернулся Муса к своему народу, и увидел он их, то увеличилось его знание, и узнал он это, и бросил Скрижали[56]. Как сказано в хадисе что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сообщение не то же что собственное лицезрение. Когда Аллах, Велик Он и Преславен, сообщил Мусе что сотворил народ его в отношении тельца, не бросил Скрижалей. А когда Муса своими глазами увидел что сотворил его народ – бросил Муса Скрижали»[57].

Сказал Всевышний: «Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?». Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» (сура «Корова», 2:260). Ибрахим твёрдо знал о способности Всевышнего воскресить мёртвых, но однако хотел увеличить твёрдую убеждённость в своей религии, и в этом довод на то что и твёрдая убеждённость может быть увеличена. Рассмотрен этот вопрос в книге «Твёрдое убеждение и умозаключение у учёных по основам толкования и фикха»[58].

Относительно же слов о единообразии веры у мурджиитов: «моя вера как вера Джабраиля», то отвергает его единодушное мнение саляфов. Сказал ибн Аби Малики: «Я знал триста сподвижников пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый из них опасался для себя впасть в лицемерия, и не было среди них ни одного кто бы говорил что вера его такая же как вера Джабраиля и Микаиля»[59].

 

Воля в понятии о вере

Из удивительных воззрений мурджиитов – признание установления исключения в вопросе веры (т.е. констатируя наличие веры они обуславливают её – прим.переводчика). мурджииты имеют тут две позиции.

Первая позиция: некоторые мурджииты вменяют в обязанность оговаривать исключение в вопросе о вере. Человеку необходимо говорить: «Я верующий, если пожелает того Аллах», ибо вера – это то что устанавливается в момент кончины, и человек не знает – каковым он будет в знании Аллаха. Умрёт он на вере или нет?

Вторая позиция: запрещают исключение в вопросе о вере некоторые мурджииты, ибо вера у них единообразна, и если человек имеет твёрдую решимость, нет нужды ему оговаривать: «Я верующий, если пожелает того Аллах», что подразумевает сомнение.

Обе этих позиции ошибочны. Исключение похвально в отношении деяний и удержания от них, ибо исходит от «иман мутляк». Если же не делает человек оговорку и исключение, то совершает он всё что приказано ему, тем самым очистив свою душу. Пришло от некоторых саляфов исключение в отношении веры, например от ибн Масуда и других.

Оставление же исключения исходит от «мутляк уль-иман», ибо утвердил Аллах в Благородном Коране веру некоторых людей, не оговаривая исключения. Сказал Всевышний Аллах о них: «которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (сура «Семейство Имран», 3:16), и сказал Всевышний: «Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», — и мы уверовали» (сура «Семейство Имран», 3:193), и сказал Всевышний: «Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй» (сура «Верующие», 23:109), и сказал Всевышний: «Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей» (сура «Трапеза», 5:83).

 

 

Отрицание малого неверия

Из речей мурджиитов известно что есть одна разновидность неверия, и нет тут неверия «куфр дуна куфр» («неверие без неверия» - т.е. малого неверия – прим.переводчика), и делится неверие на большое и малое.

В этом противоречие Шариатским текстам, которые описывают некоторые из больших грехов понятием неверия, как в согласованном хадисе от ибн Масуда, да помилует его Аллах, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поношение мусульманина нечестие, а убийство его – неверие»[60].

Передано в хадисе от ибн Умара, да помилует его Аллах, в форме марфуа, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не возвращайтесь в неверие после меня, рубя шеи друг другу»[61] (согласованный хадис).

Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «В двух категориях людей есть неверие: поносящему худородство и причитающей по умершему»[62].

Потому и пришло от всех сподвижников описание этих грехов как «неверие без неверия», и не было в их время разногласия об этом.

Однако различные ответвления неверия не отрицают наличие «мутляк уль-иман», ибо в одной личности могут сойтись и вера и малое неверие, равно как и малое лицемерие, подобно как передаётся в согласованном хадисе Абдаллаха ибн Умара, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если четыре признака сошлись в одном человеке – то он полный лицемер, а если есть в нём одна из черт, то есть в человеке лицемерие, покуда он не оставит его»[63]. Также и малое многобожие может соединятся в одном человеке с «мутляк уль-иман».

Неправильным будет говорить что тут идёт речь о частичном неверии, ибо основа отдаётся достоверно установленному, и нельзя говорить о частичном неверии без доказательств. Как говорят – предпочтительно является следование известному, и положение человека не может быть изменено бездоказательно.

 

 

Умножение большого неверия

Мурджииты ограничивают виды неверия только обличением ложью и отрицанием, говоря что неверие имеет только одну степень, и не описывается одно большое неверие, выводящее из религии, большим чем иное большое неверие, выводящее из религии.

Однако слова эти ошибочны, и отвергаются очевидными Шариатскими текстами, ибо большое неверие имеет степень, и степень эта не одна. Сказал Всевышний: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие» (сура «Женщины», 4:137). Утверждается в этом айате умножение неверия.

Сказал Всевышний: «Воистину, от тех, которые стали неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (сура «Семейство Имран», 3:90).

Сказал Всевышний: «Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение» (сура «Покаяние», 9:37). Указано этим что различает Аллах между разными степенями неверия в Огне Ада, проводя различение между Абу Толибом, что будет в самом верхнем слое Огня, и лицемерами, что окажутся в нижайшем слое Огня. Сказал Всевышний: «Для тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, Мы будем прибавлять мучения к мучениям» (сура «Пчёлы», 16:88).

На этом базируется правило о отсутствии возложений обязанностей Шариата на неверующего. Разногласие же об этом происходит от убеждений мурджиитов, и приходят они с двух сторон:

Во-первых: мурджииты дали повод для спора, сказав: нет различия в возложении обязанностей между верующим и неверующим, ибо неверующий уже призван к вере, основываясь на словах мурджиитов, так как у мурджиитов вера – это подтверждение в сердце. Но однако это противоречит манхаджу саляфов, ибо правильным будет сказать: состояние подтверждения Ислама в его основе, а это два свидетельства.

Во-вторых: последствие возложения Шариатских обязанностей на неверующего происходит в ответвлениях, второстепенных вопросах. Большое неверие у мурджиитов не умножается, и они говорят о отсутствии умножения наказания в следующей жизни за разные виды неверия, по тому и нет смысла в возложении обязанностей на неверующего. Некоторые из учёных по основам видят смысл возложения обязанностей в этой жизни, но это ошибочно, ибо идёт речь о том что обязанности Шариата по мнению мурджиитов лежат на неверующих в смысле ответственности за это в будущей жизни. Но однако в этой жизни смысл возложения тех или иных Шариатских обязанностей на неверующих увязано с положением воюющих неверующих, или же людей зиммы, либо касаются положения вероотступника, и решения этого вопроса лежит в книгах в плане различения между основами и ответвлениями положений фикха в религии[64].


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.