Манипуляция «Домашний мудрец». — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Манипуляция «Домашний мудрец».

2017-07-25 454
Манипуляция «Домашний мудрец». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Член семьи (обычно это старший по возрасту) постоянно поучает остальных по любому поводу. При какой-нибудь неудаче кого-либо из них обязательно делает замечание: «Надо было поступать не так». Когда же к нему обращаются за советом, отвечает: «Что вам говорить, вы все равно по-своему сделаете!»

 

Эта манипуляция имеет целью достижение психологического преимущества перед теми, кто, по мнению манипулятора, виновен в том, что «не уважает», «не слушает». Так пожилые родители, тещи, свекрови и прочие родственники продляют власть, которую они имели над малолетними детьми.

 

Последствия манипулирования детьми

 

Вред, наносимый детям, двоякий. С одной стороны, дети – способные ученики и на лету схватывают приемы манипулирования. И родители-манипуляторы взращивают новых манипуляторов. С другой стороны, крепко засевшее чувство вины (а именно оно чаще всего является мишенью воздействия) сделает из послушного ребенка человека нерешительного, желающего всем угодить. Маска послушания также манипулятивна, поскольку послушный человек снимает с себя всякую ответственность за принимаемые решения. Он просто не принимает никаких решений! О том, каково при этом окружающим, красноречиво свидетельствует фильм «Осенний марафон». Главный герой Бузыкин никому не отказывает, в результате страдает и он сам, и близкие ему люди.

Манипуляция «Вы были не правы». Манипулирование детьми имеет тенденцию возвращаться словно бумеранг и больно ранить родителей. Осуществляется оно взрослыми детьми в качестве «мести» родителям за их прошлые поступки. Копание в старых грехах и напоминание о том, как они были «не правы», помогают поддерживать чувство вины. Пока родители чувствуют себя виноватыми, есть возможность манипулировать ими. Этот тип отношений подразумевает, что «любовь» зависит от особого поведения, которого добиваются от родителей. Когда они не подчиняются, дети используют чувство вины для их «исправления».

 

Психологические проблемы, которые создаются чувством вины

 

Каждая родительская манипуляция формирует определенные психологические проблемы. Теперь взгляните на привычные ситуации вашей жизни: перед лицом страха быть виноватым (или под влиянием другого чувства) вы выполняете действия, которые требуют от вас другие?

Вот встречающиеся чаще всего ответы опрошенных на эту тему людей:

• Боюсь обидеть, расстроить.

• Боюсь разозлить.

• Боюсь, что уволят с работы.

• Из уважения к человеку.

• Хочу другим принести радость.

• В надежде на будущее.

• Не откажи – и тебе не всегда откажут!

• Неудобно отказать.

• Я боюсь, что меня лишат любви и внимания.

• Не будут дружить со мной.

Если и вам присущи подобные суждения, то вы и сейчас, скорее всего, автоматически воспроизводите ситуацию своего детства, только уже не с родителями, а с другими людьми. Из страха вы соглашаетесь с тем, что вам не подходит, и отказываетесь от своих ценностей.

 

Неуверенность, инициируемая обществом

 

Выше я привел способы создания родителями чувства вины у своих детей. Теперь рассмотрим, где еще нам прививают чувство вины.

 

Вина, внушаемая школой

 

Формирование неуверенности через чувство вины продолжается в школе, когда ученик не удовлетворяет требованиям учителей. Его заставляют испытывать вину за свое поведение, внушая, что он мог бы добиться большего или что он подвел свой класс, своих родителей. Не пытаясь добраться до корня проблемы, учитель апеллирует к чувству вины ученика. Оно приносит мало пользы обучению, зато служит эффективным средством контроля за учеником. И источником детских неврозов. Как и ранее, неуверенность подпитывается создаваемым чувством вины.

 

Манипуляция «Оставлю после уроков весь класс!».

 

Обычно эта угроза произносится, чтобы обрушить на нарушителей дисциплины недовольство всего класса, с надеждой повлиять на них. Тем самым учитель возлагает на учащихся ответственность за поддержание порядка и вину за его нарушение. Но это обязанность учителя и только его. Дети не разбираются в таких тонкостях, но интуитивно чувствуют, что здесь что-то не так, и говорят: «Это нечестно!» И возмущение свое всегда направляют на учителя, а не на своего товарища.

Расписываясь в своей неспособности призвать к порядку нарушителей, учитель одновременно теряет часть своего авторитета. Мишенью воздействия здесь является желание детей идти домой, а приманкой – беззащитность учеников перед властью учителя.

 

Общество и чувство вины

 

Общество внушает нам необходимость подчинения. Если мы делаем или говорим то, что считается неприемлемым, в нас культивируют чувство вины. Если человек нарушает правила общества, то его наказывают заключением в исправительном учреждении. В течение этого времени от него ждут осознания своей вины и раскаяния в содеянном. Чем тяжелее преступление, тем больший срок дается для этого. Ошибочность такого подхода приводит к тому, что 75 % заключенных становятся рецидивистами.

Чувство вины, внушаемое общественным воспитанием, заставляет нас беспокоиться о том, как другие отнесутся к нашим поступкам. Мы настолько озабочены чужим мнением, что не можем освободиться для главного – достижения собственных целей. Мы стремимся посоветоваться с окружающими, прежде чем сделать или сказать что-то способное их расстроить. Вся наша жизнь управляется социально приемлемыми схемами поведения, потому что мы хотим избежать чувства вины. К несчастью, многие чаще предпочитают быть вежливыми, чем оставаться самими собой.

 

Вина, внушаемая религией

 

Религия сделала очень многое для развития и внедрения чувства вины в сознание среднестатистического человека. Средством достижения этого служит культивирование понятия греха (начиная с первородного греха). В результате грех и вина за него становятся механизмом контроля за верующими и управления ими. Церковь утверждает, что грех – «это плохо», однако вряд ли священники будут отрицать, что мы учимся на своих ошибках. Различие заключатся в том, усвоим ли мы тот конкретный урок, которому они учат нас. Некоторые мировые свершения принадлежат людям, чьи недостатки были двигателем их творчества. Если почитать биографии великих людей, внесших существенный вклад в развитие человечества, то можно увидеть, что многие из них были «не такими, как все», они шли против господствующего мнения и их поступки общество считало «греховными».

 

Яркий пример – Джордано Бруно, выдвинувший ряд революционных космологических теорий, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями (о бесконечности Вселенной, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы, о звездах как о далеких солнцах, об отсутствии небесных сфер). Был осужден католической церковью как еретик и приговорен светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.

 

Осознание приведенных фактов позволяет переоценить наше собственное чувство вины. Оно бесполезно и разрушительно. Достаточно иметь желание преодолеть так называемые недостатки, грехи и ошибки.

Быть совершенным невозможно. К тому же не иметь изъянов – значит быть стерильной личностью, не нуждающейся в умственном, физическом, эмоциональной и духовном развитии. Наличие изъянов способствует развитию, поскольку побуждает к работе над собой. Желание преуспеть, не сдерживаемое чувством вины, необходимо для того, чтобы добиваться лучших результатов.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.