И коррекционной помощи детям с нарушениями зрения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

И коррекционной помощи детям с нарушениями зрения

2017-07-25 513
И коррекционной помощи детям с нарушениями зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолого-педагогическая и коррекционная помощь детям с нарушениями зрения организуется преимущественно в условиях специальных образовательных учреждений – как в ДОУ, так и в школах.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2-3 до 7 лет. Цель данных учреждений – воспитание, лечение, восстановление и коррекция нарушенных функций зрения, подготовка детей к школе.

В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения:

- детские дома для слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией;

- детские сады и ясли с круглосуточным (интернатного типа) и дневным (12-часовым) пребыванием;

- дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа;

- дошкольные группы при школах-интернатах III-IV вида.

В названных образовательных учреждениях помимо обычных образовательных задач работа направлена на коррекцию отклонений в развитии, на восстановление остаточных функций зрения, на оздоровление детей. Большое внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы: слуха, осязания, мобильности, ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.

В дошкольных учреждениях осуществляется целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. В связи со специфическими задачами названных учреждений режим дня имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий.

Длительность пребывания в дошкольных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, определяется врачом-офтальмологом и составляет 1 год и более.

Наполняемость групп обусловлена возрастом воспитанников и структурой дефекта. Так, наполняемость групп для слепых детей (до 3 лет и старше 3 лет) составляет 6 человек. Наполняемость групп для слабовидящих дошкольников, а также детей с косоглазием и амблиопией до 3 лет составляет 6 человек, старше 3 лет – 10 человек.

Основными принципами организации коррекционно-педагогического процесса являются следующие:

1) учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

2) комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям;

3) дифференцированный подход к детям:

- с учётом состояния их зрения;

- в зависимости от способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий тифлотехники;

- через уменьшение наполняемости групп и использование индивидуально-подгруппового обучения;

4) создание офтальмогигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах;

5) обеспечение специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учётом интересов, способностей и потребностей ребёнка;

6) поддержание специальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушенным зрением с 2-х лет.

Организация коррекционной работы в ДОУ предусматривает введение в учебно-воспитательный процесс дозированной учебной нагрузки.

Особенно важным в связи с вышесказанным является обеспечение двигательной активности детей, что предусматривает преодоление гиподинамии в ходе занятий по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве, а также при проведении динамических пауз (физминуток).

В организации коррекционной работы участвуют все специалисты ДОУ. Педагог-дефектолог (тифлопедагог) проводит коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия (РЗВ), развитию осязания и мелкой моторики, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке (СБО). Воспитатель осуществляет коррекционную работу на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), трудовому обучению и др. (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Виды занятий, организуемые специалистами СДОУ

в целях обеспечения психолого-педагогической

и коррекционной помощи детям с нарушенным зрением

специалисты ДОУ тифлопедагог воспитатель учитель- логопед музыкальный руководитель инструктор по физической культуре медицинский персонал
виды занятий - РЗВ; - Развитие осязания и мелкой моторики; - Ориентировка в пространстве; - СБО. - Развитие речи; - ФЭМП; - Ознакомление с окружающим миром; - Изобразительное искусство; - Трудовое обучение; - Игра. - Коррекция нарушений речи. - Ритмика. - Физическое воспитание. - Лечебная физкультура.

 

Занятия тифлопедагога относятся к разряду коррекционных, а воспитателя – общеразвивающих, однако последние предполагают обязательное наличие коррекционной направленности.

Длительность каждого подгруппового занятия тифлопедагога составляет 15 минут в младшей и средней группах, 25 минут в старшей и 30 минут в подготовительной группах.

Продолжительность индивидуального тифлопедагогического занятия составляет от 10 минут (в младшей и средней группах) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Количество подгрупповых коррекционных занятий в неделю с детьми, имеющими нарушения зрения, отмечено в следующей ниже таблице (см. таблицу 2).

Таблица 2

Количество подгрупповых коррекционных занятий тифлопедагога в разных возрастных группах

Вид коррекционного занятия Группы
младшая средняя старшая подготовительная  
Ориентировка в пространстве          
РЗВ (РОиМ)          
СБО          

 

В ДОУ IV вида (со слабовидящими детьми, а также дошкольниками с косоглазием и амблиопией) задачи развития осязания и мелкой моторики включаются во все коррекционные занятия тифлопедагога. В группах, где воспитываются полностью незрячие дошкольники, вместо занятий по РЗВ проводятся коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики. Со слепыми детьми, имеющими остаточное зрение, планируются специальные коррекционные занятия по развитию остаточного зрения, а развитие осязания и мелкой моторики осуществляется на всех видах специальных коррекционных занятий.

В СДОУ III-IV вида проводятся также комплексные коррекционные занятия. Выделяют два вида таких занятий:

1) занятие проводится тифлопедагогом. Данное занятие носит закрепляющий и обобщающий характер. Его содержание предполагает использование детьми определённых навыков по всем видам коррекционных занятий;

2) занятие организуется одновременно силами тифлопедагога, воспитателя и логопеда.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.