Общество. Основные сферы жизни общества — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общество. Основные сферы жизни общества

2017-07-25 169
Общество. Основные сферы жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание программы

1) Требования к знаниям поступающих

2) Структура задания и критерии его оценивания

3) Содержание вступительного испытания

4) Список литературы

5) Примерный перечень вопросов

6) Образец задания

 

 

Требования к знаниям поступающих

Программа состоит из трех разделов. При её подготовке учтены концепции обществоведческих курсов «Обществознание», «Человек и общество», «Основы современной цивилизации», «Основы социологии и политологии», «Основы философии», «Основы экономики» и других, введенных в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях (последнее – для поступающих на обучение по программе получения второго высшего образования). В Программе отражены основные требования к уровню и содержанию знаний для абитуриентов высших учебных заведений России. Для лучшей подготовки поступающих приводится список рекомендуемых учебников и учебных пособий по разделам и содержанию Обществознания.

Изучение Обществознания предполагает достижение следующих целей: развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; Кроме того, освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Программа предусматривает формирование у абитуриентов знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в сфере социальных отношений и активности. Приоритетами для Обществознания здесь являются: организация познавательной деятельности, от постановки цели до получения и оценки результата; умение вести монолог, дискуссию, аргументацию; соблюдение этических норм и правил; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения и т.п.

Программа призвана помочь осуществлению абитуриентами выбора путей получения высшего образования и будущей профессиональной деятельности. В процессе вступительного испытания абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном обществоведческом курсе и умение применять их к анализу современных явлений общественной жизни. Особое внимание обращается на гуманитарную подготовку абитуриентов, их осведомленность в различных областях социальногуманитарного знания, уровень их познавательной самостоятельности. Важное значение имеет и социально-экономическая и правовая подготовка абитуриентов.

Абитуриенты должны:

продемонстрировать знание и понимание: индивидуальных и социальных свойств и качеств человека, его активности и взаимодействия с другими людьми; сущности общества как формы совместной деятельности людей; основных сфер жизнедеятельности общества; содержания и значения социальных, в том числе правовых норм; умения описывать человека как социально-деятельное существо; основных социальных ролей; показать знание вопросов, изученных в курсе обществознания и при этом:

- уметь определять основные понятия, выделять их признаки и существенные свойства;

- устанавливать связи с другими понятиями, выделять общее, особенное и отличное в них;

- разбираться в отображаемых понятиями, категориями и терминами общественных, правовых явлениях и процессах, оценивать их;

- сравнивать изученные социальные объекты и объяснять их;

- иметь творческое логическое мышление, определять выбор и тестовые ответы, раскрывающие истинное значения поставленной проблемы;

- уметь дать мотивированный развернутый структурированный ответ на открытые вопросы и изложить его в установленной форме.

2) Структура задания и критерии оценивания Вступительные испытания проводится:

для поступающих на направление подготовки бакалавров - в письменной форме (тестирование). Вступительное испытание осуществляется выполнением одного из вариантов тестовых заданий, охватывающих, с различной степенью глубины и сложности, основное содержание Обществознания. Тестовое задание включает в себя вопросы, распределенные в три группы, в зависимости от сложности, основ анализа и характера ответов и суждений.

Первая группа заданий, закрытого типа, всего тридцать вопросов с выбором ответа из предложенных вариантов (А1 – А30), оценивается до тридцати баллов (один балл за правильный ответ на вопрос). Оценка осуществляется по матрице ответов и механизирована.

Вторая группа заданий, на соотношение определений и их содержания, завершение суждений, выявление показателей явлений, и т.п. (В1 – В10), насчитывает десять заданий. При положительном ответе каждое задание оценивается дифференцированно: В1 – до 4-х баллов; В3,4,8 – до 2-х баллов; В2,5,6,7,9 – до трех баллов; В10 – до 5-ти баллов. Максимальное количество баллов за задания В – 30 баллов. Оценка осуществляется проверяющим экзаменатором по матрице ответов. При этом учитывается как полнота и точность ответов, так и логичность суждений абитуриента.

Третья группа заданий, открытого типа, включает шесть заданий и оценивается проверяющим экзаменатором по матрице ответов, в зависимости от сложности, полноты ответа и глубины раскрытия содержания. Задание С1 оценивается до 2-х баллов; С2 – до 3-х; задания С3, 4 – до 5-ти баллов. Задание С5 (развернутый план) оценивается до 10-ти баллов. Написание эссе (задание С6) оценивается до 15-ти баллов. При этом учитывается самостоятельность ответов, их полнота, а также использование абитуриентом при изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения знаний, полученных при изучении курса Обществознания, соответствующих понятий, а также фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта. Максимально возможное количество баллов за задания С – 40. В целях повышения объективности оценок работы могут быть перепроверены председателем предметной экзаменационной комиссии.

Для последующего участия в конкурсе допускаются абитуриенты, показавшие знания в процессе выполнения заданий тестирования, по стобалльной шкале, начиная с 45 баллов и выше. Максимальное количество баллов – 100. При этом работы, получившие от 45 до 60 баллов, оцениваются как удовлетворительные; от 61 до 80 баллов – как хорошие; от 81 до 100 баллов – как отличные.

 

Содержание вступительного испытания

Содержание программы по Обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество, его структуру, типологию, функционирование и развитие; основные сферы жизнедеятельности общества; человек, его индивидуальность и социальность; деятельность и активность личности; правовое регулирование общественных отношений.

 

Человек и общество

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Психика человека. Сознание. Эмоции. Чувства. Разум. Сознательное и бессознательное. Психические состояния.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Активность человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликты и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Социальные отношения

Социальная структура общества, ее элементы. Многообразие социальных групп. Большие и малые группы. Неравенство и социальная стратификация. Стратификационные системы. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Социальные процессы в современной России. Понятие о малой группе. Групповое поведение, групповые нормы и санкции. Регулирование отношений в малой группе и формы активности индивидов. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальные нормы, их назначение, разновидности и особенности утверждения и воздействия. Политические, моральные, правовые нормы. Традиция и обычай. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Этнос, народ, нация. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи. Нуклеарная семья. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен и конфликтов. Молодежь как субъект социального развития. Социальная политика.

Право. Правовые отношения

Право в системе социальных норм. Роль правовых норм в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты. Публичное и частное право. Источники (формы выражения) права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Проступок и преступление. Понятие, виды и значение юридической ответственности. Правовая культура.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Судебная защита прав человека. Международное гуманитарное право.

Конституционное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции Российской Федерации общепринятых международных стандартов прав человека. Правовая защита природы.

Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Российская Федерация и ее субъекты: конституционно-правовой статус. Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении.

Административное право. Исполнительные органы государственной власти в Российской Федерации. Гражданин, гражданство и государство. Участие граждан в политике и управлении. Административная ответственность.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Право собственности юридических и физических лиц. Гражданско-правовой договор: понятие, виды. Обязательства в гражданском праве.

Трудовое право. Трудовой договор. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Семейное право. Брак. Правовые основы семьи и брака. Условия вступления в брак и порядок его заключения. Права и обязанности детей и родителей по семейному праву. Правовой статус ребенка.

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Основания уголовной ответственности и её виды. Уголовная ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Судебная власть в системе разделения властей. Судебная система Российской Федерации.

 

Список литературы

1. Арбузкин А.М. Обществознание. Учебное пособие. – М.: Зерцало, 2011.

2. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществоведение / Под ред.

Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2014.

3. В. С. Боровик, Б. И. Кретов Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ссузов. М., 2010.

4. Гуревич П.С. Николаева Е.З. Обществознание. 10 кл. М.: Мнемозина, 2013.

5. ЕГЭ 2015. Обществознание. Методические материалы / Е.Л.Рутковская. М.: Эксмо, 2015.

6. ЕГЭ 2016. Обществознание. 10 вариантов заданий. /А.Ю.Лазебникова,

Е.Л.Рутковская, М., 2015.

7. ЕГЭ 2016. Обществознание. Практикум. Политика. право / Е.С.Королькова. М., 2015.

8. ЕГЭ 2009. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. /Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская М., 2015.

9. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2004, 2012.

10. Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. М.: Русское слово, 2004.

11. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Черникин П.А. М., 2016.

12. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2: учебно-методическое пособие. /Чернышева О.А. и др. М., 2014.

13. Обществознание. ЕГЭ. Учебное пособие для абитуриентов и студентов ВУЗов. /Каверин Б.И., Чижик П.И. М.: Юнити, 2012.

14. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. /Л. Куликов. М., 2015.

15. Политология: словарь-справочник: Учебное пособие /Под ред. М. А. Василика. М., 2012.

Примерный перечень вопросов

1. Человек, его индивидуальность, способности, развитие и творчество.

2. Проблема гуманизма, гуманистического содержания мирового развития.

3. Личность и общество.

4. Статусно-ролевое поведение личности и ее активность.

5. Культура и ее роль в обществе. Типы культур, их формы и воздействие.

6. Цивилизация, ее сущность и содержание. Современные цивилизации.

7. Человеческое познание, его уровни и формы. Знание. Истина и ее критерии.

8. Наука, ее основы, развитие и роль в обществе. Образование.

9. Мораль. Общественная мораль и ее воздействие на отношения.

10. Религия. Основы религиозного сознания. Современные религии.

11. Искусство. Виды, жанры, эпохи. Формы и способы воздействия искусства.

12. Научно-технический и социальный прогресс.

13. Общество, его основы, признаки и сущностные свойства. Типология общества.

14. Функционирование и развитие современного общества.

15. Социальная структура общества. Общности, группы, отношения, связи.

16. Социальные институты и социальная организация.

17. Социальные нормы, поведение и социальный контроль.

18. Социальный конфликт. Конфликтность общества.

19. Социальные процессы, социальное развитие и изменения. Модернизация.

20. Социальное развитие и общественный прогресс.

21. Политика, политическая жизнь

22. Политическая система общества, ее структура и свойства.

23. Власть и ее организация в обществе. Организация политической власти.

24. Суверенность власти и ее легитимность.

25. Современное государство, его основы, формы и воздействие на общественные процессы.

26. Процессы модернизации и развитие российской государственности.

27. Правовое государство и гражданское общество. Формы и способы взаимодействия.

28. Государственный аппарат.

29. Организация высшей государственной власти в Российской Федерации.

30. Судебная власть Российской Федерации, ее организация и воздействие.

31. Федеративное устройство Российской Федерации. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления.

32. Местное самоуправление в Российской Федерации и принципы его организации.

33. Экономика, ее роль и организация в обществе.

34. Рынок и рыночные отношения.

35. Производство, его организация и формы. Предприятие.

36. Предпринимательство. Предпринимательская деятельность и государство.

37. Государственное воздействие, регулирование и контроль экономических отношений.

38. Право и его роль в жизни общества.

39. Система права Российской Федерации.

40. Конституция Российской Федерации, ее основные свойства и характер воздействия.

41. Конституционное устройство Российской Федерации.

42. Правоотношения, способы и формы их регулирования.

43. Понятие свободы, прав и ответственности участников правоотношений.

44. Правовое положение физических и юридических лиц.

45. Правомерное поведение и защита интересов участников правоотношений.

46. Правонарушения и юридическая ответственность.

47. Виды юридической ответственности и порядок наступления.

48. Законность и правопорядок, формы и способы обеспечения и регулирования.

49. Правоохранительные органы и принципы их организации и деятельности.

50. Гражданско-правовые отношения и гражданско-правовая ответственность.

51. Трудовые отношения, трудовой договор, обязанности и ответственность сторон.

52. Трудовые споры, способы и формы их разрешения.

53. Административное право и административные отношения.

54. Административно-правовая ответственность и порядок ее наступления.

55. Уголовная ответственность, ее основания и порядок наступления.

56. Права и свободы человека и гражданина, их международно-правовое обеспечение. 6) Образец задания

Задания «А»:

  Указы Президента Российской Федерации обладают высшей юридической силой
А1 1) К указам некорректно применять 3) Да, при утверждении их Государственной Думой понятие юридической силы; 4) Да, в отсутствие законов. 2) Нет.
А2 Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Чувство свободы неразрывно связано с пониманием личной ответственности за выбор, осуществляемый условиях альтернатив. Б. Многие ученые подчеркивали, что свобода налагает на человека дополнительные обязанности и долженствования, является своеобразным бременем, которое принимает человек, обретая свободу. 1) Верно А; 3)Верно А и Б; 2) Верно Б; 4) Ни одно утверждение не верно.

Задания «В»:

  Соотнесите понятия и определения:
В1 a. Специфическая человеческая форма отношения к миру и окружающей среде, содержанием которой является осуществление целесообразных изменений и преобразований в интересах индивидов, групп, общностей, общества в целом; b. Совокупность устойчивых связей, взаимодействия и деятельности индивидов, общностей и групп на основе коренных интересов и целей, регулируемых социальными нормами и дополняемых возможностью социального принуждения; c. Способы и формы взаимозависимости и взаимодействия между индивидами по экономическим, социальным, политическим и духовным основаниям, как официальные, так и неофициальные, внешне- и внутренне-мотивированные, постоянные и временные, регулируемые участками, обществом, государством. А) общественные отношения; Б) властные отношения; В) трудовые отношения; Г) деятельность; Д) цивилизация.

B2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е.

переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

Слова даны в именительном падеже. Каждое словосочетание используется только раз.

1) постиндустриальное общество 2) отношение 3) традиционное общество 4) эволюция 5) революция 6) подъем 7) прогресс 8) регресс 9) простая форма B3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

В4. Найдите причины неравенства населения по уровню доходов.

1. Включенность в предпринимательскую деятельность 2. Владение собственностью 3. Социальный статус 4. Место рождения 5. Отношения с коллегами 6. Вероисповедание.

Задания «С».

C1-4. Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм. Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение социальной роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

C2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

C4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

С5. Составьте развернутый план по теме: «Рынок труда». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С6. Напишите эссе, для чего выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний. раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей и их аргументации используйте знания курса обществознания, а также факты общественной жизни и собственный опыт.

Философия «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи).

Социальная психология «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (C. Л. Рубинштейн).

Экономика «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит).

Социология «Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже

всех, если он живет без законов и без справедливости» (Аристотель)

Политология «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо) Правоведение «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право»

(И. Л. Ильин).

 

 

Программа вступительного испытания по Обществознанию для поступающих в Российский государственный университет правосудия (РГУП) составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по Обществознанию Министерства образования и науки Российской Федерации. В процессе её создания были учтёны Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений по Обществознанию и Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ подготовленные ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». При этом дисциплина «Обществознание» рассматривается как единый и интегрированный курс, включающий в себя систему знаний об обществе, человеке, духовной культуре, экономике, политике, праве и др. В РГУП Обществознание является базовой учебной дисциплиной для абитуриентов.

 

Автор-составитель:

Лютый В.П. к.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и социальногуманитарных дисциплин Российского государственного университета правосудия;

 

 

Содержание программы

1) Требования к знаниям поступающих

2) Структура задания и критерии его оценивания

3) Содержание вступительного испытания

4) Список литературы

5) Примерный перечень вопросов

6) Образец задания

 

 

Требования к знаниям поступающих

Программа состоит из трех разделов. При её подготовке учтены концепции обществоведческих курсов «Обществознание», «Человек и общество», «Основы современной цивилизации», «Основы социологии и политологии», «Основы философии», «Основы экономики» и других, введенных в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях (последнее – для поступающих на обучение по программе получения второго высшего образования). В Программе отражены основные требования к уровню и содержанию знаний для абитуриентов высших учебных заведений России. Для лучшей подготовки поступающих приводится список рекомендуемых учебников и учебных пособий по разделам и содержанию Обществознания.

Изучение Обществознания предполагает достижение следующих целей: развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; Кроме того, освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Программа предусматривает формирование у абитуриентов знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в сфере социальных отношений и активности. Приоритетами для Обществознания здесь являются: организация познавательной деятельности, от постановки цели до получения и оценки результата; умение вести монолог, дискуссию, аргументацию; соблюдение этических норм и правил; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения и т.п.

Программа призвана помочь осуществлению абитуриентами выбора путей получения высшего образования и будущей профессиональной деятельности. В процессе вступительного испытания абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном обществоведческом курсе и умение применять их к анализу современных явлений общественной жизни. Особое внимание обращается на гуманитарную подготовку абитуриентов, их осведомленность в различных областях социальногуманитарного знания, уровень их познавательной самостоятельности. Важное значение имеет и социально-экономическая и правовая подготовка абитуриентов.

Абитуриенты должны:

продемонстрировать знание и понимание: индивидуальных и социальных свойств и качеств человека, его активности и взаимодействия с другими людьми; сущности общества как формы совместной деятельности людей; основных сфер жизнедеятельности общества; содержания и значения социальных, в том числе правовых норм; умения описывать человека как социально-деятельное существо; основных социальных ролей; показать знание вопросов, изученных в курсе обществознания и при этом:

- уметь определять основные понятия, выделять их признаки и существенные свойства;

- устанавливать связи с другими понятиями, выделять общее, особенное и отличное в них;

- разбираться в отображаемых понятиями, категориями и терминами общественных, правовых явлениях и процессах, оценивать их;

- сравнивать изученные социальные объекты и объяснять их;

- иметь творческое логическое мышление, определять выбор и тестовые ответы, раскрывающие истинное значения поставленной проблемы;

- уметь дать мотивированный развернутый структурированный ответ на открытые вопросы и изложить его в установленной форме.

2) Структура задания и критерии оценивания Вступительные испытания проводится:

для поступающих на направление подготовки бакалавров - в письменной форме (тестирование). Вступительное испытание осуществляется выполнением одного из вариантов тестовых заданий, охватывающих, с различной степенью глубины и сложности, основное содержание Обществознания. Тестовое задание включает в себя вопросы, распределенные в три группы, в зависимости от сложности, основ анализа и характера ответов и суждений.

Первая группа заданий, закрытого типа, всего тридцать вопросов с выбором ответа из предложенных вариантов (А1 – А30), оценивается до тридцати баллов (один балл за правильный ответ на вопрос). Оценка осуществляется по матрице ответов и механизирована.

Вторая группа заданий, на соотношение определений и их содержания, завершение суждений, выявление показателей явлений, и т.п. (В1 – В10), насчитывает десять заданий. При положительном ответе каждое задание оценивается дифференцированно: В1 – до 4-х баллов; В3,4,8 – до 2-х баллов; В2,5,6,7,9 – до трех баллов; В10 – до 5-ти баллов. Максимальное количество баллов за задания В – 30 баллов. Оценка осуществляется проверяющим экзаменатором по матрице ответов. При этом учитывается как полнота и точность ответов, так и логичность суждений абитуриента.

Третья группа заданий, открытого типа, включает шесть заданий и оценивается проверяющим экзаменатором по матрице ответов, в зависимости от сложности, полноты ответа и глубины раскрытия содержания. Задание С1 оценивается до 2-х баллов; С2 – до 3-х; задания С3, 4 – до 5-ти баллов. Задание С5 (развернутый план) оценивается до 10-ти баллов. Написание эссе (задание С6) оценивается до 15-ти баллов. При этом учитывается самостоятельность ответов, их полнота, а также использование абитуриентом при изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения знаний, полученных при изучении курса Обществознания, соответствующих понятий, а также фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта. Максимально возможное количество баллов за задания С – 40. В целях повышения объективности оценок работы могут быть перепроверены председателем предметной экзаменационной комиссии.

Для последующего участия в конкурсе допускаются абитуриенты, показавшие знания в процессе выполнения заданий тестирования, по стобалльной шкале, начиная с 45 баллов и выше. Максимальное количество баллов – 100. При этом работы, получившие от 45 до 60 баллов, оцениваются как удовлетворительные; от 61 до 80 баллов – как хорошие; от 81 до 100 баллов – как отличные.

 

Содержание вступительного испытания

Содержание программы по Обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество, его структуру, типологию, функционирование и развитие; основные сферы жизнедеятельности общества; человек, его индивидуальность и социальность; деятельность и активность личности; правовое регулирование общественных отношений.

 

Общество. Основные сферы жизни общества

Общество как сложная динамическая система, его основы, признаки и суть. Взаимосвязь и отличия природы и общества. Сферы общественной жизни. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Причинные и функциональные связи в обществе.

Важнейшие институты общества. Общественные отношения. Общество и культура. Культура и традиция в развитии общества.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция.. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Социально детерминированные (обусловленные) и техногенные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Исторический процесс. Цикличность общественного развития. Социальные изменения. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса.

Человечество: историко-культурный, формационный, цивилизационный и общностной аспекты. Многообразие, взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества, их основы и проявление. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Человек и общество

Человек как продукт биолог


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.