Политика. Политическая жизнь — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Политика. Политическая жизнь

2017-07-25 192
Политика. Политическая жизнь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая жизнь.

Власть, ее происхождение и виды. Политическая власть. Легитимность власти. Разделение властей.

Политическая система общества. Президентские и парламентские политические системы. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, либеральный. Государство, его признаки, формы, функции. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Соотношение правового государства и гражданского общества. Социальное государство. Государственный аппарат. Политическая система и политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты и свойства. Взаимодействие гражданского общества и государства. Демократия и ее формы. Политические партии, их функции и разновидности. Многопартийность. Парламентские партии. Массовые и кадровые политические партии. Партийные системы. Общественные организации и группы интересов. Лоббирование в политике. Политическое участие и политическая активность. Местное самоуправление.

Политическая идеология, ее структура и функции. Основные идеологии в политике. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии.

Выборы и их роль в политике и обществе. Понятие и типы избирательных систем. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. Избирательная кампания. Избирательная система Российской Федерации.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности. Лидерство в политике.

Право. Правовые отношения

Право в системе социальных норм. Роль правовых норм в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты. Публичное и частное право. Источники (формы выражения) права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Проступок и преступление. Понятие, виды и значение юридической ответственности. Правовая культура.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Судебная защита прав человека. Международное гуманитарное право.

Конституционное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции Российской Федерации общепринятых международных стандартов прав человека. Правовая защита природы.

Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Российская Федерация и ее субъекты: конституционно-правовой статус. Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении.

Административное право. Исполнительные органы государственной власти в Российской Федерации. Гражданин, гражданство и государство. Участие граждан в политике и управлении. Административная ответственность.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Право собственности юридических и физических лиц. Гражданско-правовой договор: понятие, виды. Обязательства в гражданском праве.

Трудовое право. Трудовой договор. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Семейное право. Брак. Правовые основы семьи и брака. Условия вступления в брак и порядок его заключения. Права и обязанности детей и родителей по семейному праву. Правовой статус ребенка.

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Основания уголовной ответственности и её виды. Уголовная ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Судебная власть в системе разделения властей. Судебная система Российской Федерации.

 

Список литературы

1. Арбузкин А.М. Обществознание. Учебное пособие. – М.: Зерцало, 2011.

2. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществоведение / Под ред.

Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2014.

3. В. С. Боровик, Б. И. Кретов Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ссузов. М., 2010.

4. Гуревич П.С. Николаева Е.З. Обществознание. 10 кл. М.: Мнемозина, 2013.

5. ЕГЭ 2015. Обществознание. Методические материалы / Е.Л.Рутковская. М.: Эксмо, 2015.

6. ЕГЭ 2016. Обществознание. 10 вариантов заданий. /А.Ю.Лазебникова,

Е.Л.Рутковская, М., 2015.

7. ЕГЭ 2016. Обществознание. Практикум. Политика. право / Е.С.Королькова. М., 2015.

8. ЕГЭ 2009. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. /Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская М., 2015.

9. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2004, 2012.

10. Кравченко А.И. Хрестоматия по обществознанию. М.: Русское слово, 2004.

11. Обществознание в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Черникин П.А. М., 2016.

12. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2: учебно-методическое пособие. /Чернышева О.А. и др. М., 2014.

13. Обществознание. ЕГЭ. Учебное пособие для абитуриентов и студентов ВУЗов. /Каверин Б.И., Чижик П.И. М.: Юнити, 2012.

14. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. /Л. Куликов. М., 2015.

15. Политология: словарь-справочник: Учебное пособие /Под ред. М. А. Василика. М., 2012.

Примерный перечень вопросов

1. Человек, его индивидуальность, способности, развитие и творчество.

2. Проблема гуманизма, гуманистического содержания мирового развития.

3. Личность и общество.

4. Статусно-ролевое поведение личности и ее активность.

5. Культура и ее роль в обществе. Типы культур, их формы и воздействие.

6. Цивилизация, ее сущность и содержание. Современные цивилизации.

7. Человеческое познание, его уровни и формы. Знание. Истина и ее критерии.

8. Наука, ее основы, развитие и роль в обществе. Образование.

9. Мораль. Общественная мораль и ее воздействие на отношения.

10. Религия. Основы религиозного сознания. Современные религии.

11. Искусство. Виды, жанры, эпохи. Формы и способы воздействия искусства.

12. Научно-технический и социальный прогресс.

13. Общество, его основы, признаки и сущностные свойства. Типология общества.

14. Функционирование и развитие современного общества.

15. Социальная структура общества. Общности, группы, отношения, связи.

16. Социальные институты и социальная организация.

17. Социальные нормы, поведение и социальный контроль.

18. Социальный конфликт. Конфликтность общества.

19. Социальные процессы, социальное развитие и изменения. Модернизация.

20. Социальное развитие и общественный прогресс.

21. Политика, политическая жизнь

22. Политическая система общества, ее структура и свойства.

23. Власть и ее организация в обществе. Организация политической власти.

24. Суверенность власти и ее легитимность.

25. Современное государство, его основы, формы и воздействие на общественные процессы.

26. Процессы модернизации и развитие российской государственности.

27. Правовое государство и гражданское общество. Формы и способы взаимодействия.

28. Государственный аппарат.

29. Организация высшей государственной власти в Российской Федерации.

30. Судебная власть Российской Федерации, ее организация и воздействие.

31. Федеративное устройство Российской Федерации. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления.

32. Местное самоуправление в Российской Федерации и принципы его организации.

33. Экономика, ее роль и организация в обществе.

34. Рынок и рыночные отношения.

35. Производство, его организация и формы. Предприятие.

36. Предпринимательство. Предпринимательская деятельность и государство.

37. Государственное воздействие, регулирование и контроль экономических отношений.

38. Право и его роль в жизни общества.

39. Система права Российской Федерации.

40. Конституция Российской Федерации, ее основные свойства и характер воздействия.

41. Конституционное устройство Российской Федерации.

42. Правоотношения, способы и формы их регулирования.

43. Понятие свободы, прав и ответственности участников правоотношений.

44. Правовое положение физических и юридических лиц.

45. Правомерное поведение и защита интересов участников правоотношений.

46. Правонарушения и юридическая ответственность.

47. Виды юридической ответственности и порядок наступления.

48. Законность и правопорядок, формы и способы обеспечения и регулирования.

49. Правоохранительные органы и принципы их организации и деятельности.

50. Гражданско-правовые отношения и гражданско-правовая ответственность.

51. Трудовые отношения, трудовой договор, обязанности и ответственность сторон.

52. Трудовые споры, способы и формы их разрешения.

53. Административное право и административные отношения.

54. Административно-правовая ответственность и порядок ее наступления.

55. Уголовная ответственность, ее основания и порядок наступления.

56. Права и свободы человека и гражданина, их международно-правовое обеспечение. 6) Образец задания

Задания «А»:

  Указы Президента Российской Федерации обладают высшей юридической силой
А1 1) К указам некорректно применять 3) Да, при утверждении их Государственной Думой понятие юридической силы; 4) Да, в отсутствие законов. 2) Нет.
А2 Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Чувство свободы неразрывно связано с пониманием личной ответственности за выбор, осуществляемый условиях альтернатив. Б. Многие ученые подчеркивали, что свобода налагает на человека дополнительные обязанности и долженствования, является своеобразным бременем, которое принимает человек, обретая свободу. 1) Верно А; 3)Верно А и Б; 2) Верно Б; 4) Ни одно утверждение не верно.

Задания «В»:

  Соотнесите понятия и определения:
В1 a. Специфическая человеческая форма отношения к миру и окружающей среде, содержанием которой является осуществление целесообразных изменений и преобразований в интересах индивидов, групп, общностей, общества в целом; b. Совокупность устойчивых связей, взаимодействия и деятельности индивидов, общностей и групп на основе коренных интересов и целей, регулируемых социальными нормами и дополняемых возможностью социального принуждения; c. Способы и формы взаимозависимости и взаимодействия между индивидами по экономическим, социальным, политическим и духовным основаниям, как официальные, так и неофициальные, внешне- и внутренне-мотивированные, постоянные и временные, регулируемые участками, обществом, государством. А) общественные отношения; Б) властные отношения; В) трудовые отношения; Г) деятельность; Д) цивилизация.

B2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е.

переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

Слова даны в именительном падеже. Каждое словосочетание используется только раз.

1) постиндустриальное общество 2) отношение 3) традиционное общество 4) эволюция 5) революция 6) подъем 7) прогресс 8) регресс 9) простая форма B3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

В4. Найдите причины неравенства населения по уровню доходов.

1. Включенность в предпринимательскую деятельность 2. Владение собственностью 3. Социальный статус 4. Место рождения 5. Отношения с коллегами 6. Вероисповедание.

Задания «С».

C1-4. Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм. Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение социальной роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

C2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

C4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

С5. Составьте развернутый план по теме: «Рынок труда». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С6. Напишите эссе, для чего выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний. раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей и их аргументации используйте знания курса обществознания, а также факты общественной жизни и собственный опыт.

Философия «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи).

Социальная психология «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (C. Л. Рубинштейн).

Экономика «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит).

Социология «Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже

всех, если он живет без законов и без справедливости» (Аристотель)

Политология «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо) Правоведение «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право»

(И. Л. Ильин).

 

 

Программа вступительного испытания по Обществознанию для поступающих в Российский государственный университет правосудия (РГУП) составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по Обществознанию Министерства образования и науки Российской Федерации. В процессе её создания были учтёны Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений по Обществознанию и Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ подготовленные ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». При этом дисциплина «Обществознание» рассматривается как единый и интегрированный курс, включающий в себя систему знаний об обществе, человеке, духовной культуре, экономике, политике, праве и др. В РГУП Обществознание является базовой учебной дисциплиной для абитуриентов.

 

Автор-составитель:

Лютый В.П. к.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и социальногуманитарных дисциплин Российского государственного университета правосудия;

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.