Тема 1. Теоретические подходы к изучению социально-культурного и психолого-педагогического профессионального феномена педагогической анимации — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 1. Теоретические подходы к изучению социально-культурного и психолого-педагогического профессионального феномена педагогической анимации

2017-07-25 1146
Тема 1. Теоретические подходы к изучению социально-культурного и психолого-педагогического профессионального феномена педагогической анимации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Теоретические подходы к изучению социально-культурного и психолого-педагогического профессионального феномена педагогической анимации

Сущность и содержание понятия «свободное время человека». Досуг как деятельностная характеристика свободного времени. Содержание и характерологические особенности детско-юношеского досуга. Проблема организации детско-юношеского досуга в социологии, психологии, педагогике. Теория педагогической анимации как направление современной социальной педагогике.

ТЕМА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫХ

ДОСУГОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога-аниматора как системы целенаправленных педагогических взаимодействий в сфере детско-юношеского досуга. Индивидуально-помогающее педагогическое взаимодействие в сфере свободного времени воспитанника. Групповое творческое взаимодействие как система способов и тактик педагогической организации педагогического досуга воспитанников. Массовое праздничное досуговое взаимодействие.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНИМАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Впервые применительно к сфере организованного досуга термин «социокультурная анимация» был употреблен в середине XX века. Изначально указанный термин употреблялся как синоним словосочетания «социокультурное лидерство». В последующем этот термин прочно вошел в научную и практическую лексику и обозначает название профессии организатора досуга.

Специфика досуга как деятельности, осуществляемой в сфере свободного времени личности определяет и специфические черты профессии в указанной сфере, которые обусловлены широким спектром неформального влияния специалиста на определенную личность или группу. Аниматор, как специалист по организации досуга, обладает такими личностными особенностями, которые превращают его в эмоционально притягательную фигуру для воспитанников. Можно предположить, что важнейшим фактором эффективности профессиональной деятельности в сфере досуга является авторитет специалиста. В социальной психологии под авторитетом понимается совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению направлять поступки и мысли других людей. Одной из специфических особенностей авторитета организатора досуга является наличие у него харизмы (М. Вебер, Э. Трёльч), под которой понимается исключительная одаренность человека производить особое впечатление на окружающих его людей в различных группах и во многих социальных ситуациях. Харизматические особенности специалиста-организатора досуга способствуют усилению потенциальных возможностей его положительного влияния на людей, он располагает людей к себе, вдохновляет их, настраивает на активное участие в общем действии.

В основе совместных действий аниматора и воспитанника – потребность в общении как сложном структурном образовании. Такое общение обеспечивает продуктивное свободно-творческое взаимодействие. Взаимодействие в досуговой сфере носит добровольный и избирательный характер. Оно в значительной мере дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, а его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Таким образом, педагогически организованное взаимодействие в сфере детско-юношеского досуга – это особые отношения между педагогами и воспитанниками, когда они выступают друг для друга равноправными субъектами общения и оказывают влияние друг на друга. Равноправность субъектных позиций не означает абсолютной схожести мнений, отрицания функционально-ролевых предписаний и отсутствия межличностной дистанции, при которых, присутствует сквозное влияние педагога-аниматора как более активной стороны в процессе взаимодействия. Педагогическое взаимодействие предполагает влияние аниматора, сочетающее в себе и физическое воздействие (аудиальное, визуальное, кинестетическое) и духовное, и поведенческое. Таким образом, столь специфичная и достаточно объемная зона проявления личностью своей активности предъявляет особые требования к педагогу, специализирующемуся в сфере организации детско-юношеского досуга.

На основе анализа различных подходов к определению сущности педагогической анимации как профессиональной деятельности социального педагога мы определяем ее как многомерную и многоплановую деятельность, предполагающую совокупность различных взаимодействий педагога и воспитанников в досуговой сфере, с помощью которых удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируется социально-активная личность, способная к преобразованию окружающей действительности и самой себя.

Педагогическая анимация направлена на активное содействие гармоничному развитию личности воспитанника в сфере свободного времени. Исходя из этого, ее основными задачами являются: формирование у детей, подростков и молодежи мотивации к различным способам самодеятельности в сфере досуга, включая изобретение новых форм свободно-творческого времяпрепровождения; организацию первичных групп по интересам; удержание детей, подростков и молодежи творческим досуговым общением; организацию общих праздников и событий.

Содержание педагогической анимации представлено как совокупность различных видов педагогического взаимодействия в сфере детско-юношеского досуга. А. В. Мудрик предложил классифицировать виды взаимодействия педагога и воспитанников по степени включенности в деятельность. Принято различать следующие виды взаимодействия: индивидуальное, групповое, массовое. По аналогии с предложенной классификацией в содержании педагогической анимации выделяются: индивидуально-помогающее досуговое взаимодействие; групповое творческое досуговое взаимодействие; массовое праздничное досуговое взаимодействие.

Индивидуальная помощь ребенку, подростку, юноше в сфере досуга становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы, связанные с осознанием и развитием своих творческих способностей, установок, ценностей. Специфика индивидуальной педагогической помощи личности в сфере свободного времени обусловлена особенностями досуговой деятельности, которые заключаются в том, что данная деятельность является свободной от принуждения, творческой, основанной на собственном выборе, предполагающей получение удовлетворения не столько от ее результатов, сколько от самого процесса ее осуществления. В досуговой деятельности главное – это взаимосвязь и взаимообусловленность единства сознания и деятельности. «Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности, являются условием их адекватного выполнения» (С. Л. Рубинштейн). В психологии различаются восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности. Досуговая деятельность основана на переживании личностью положительных эмоций, которые формируют соответствующее отношение к происходящему вообще, и к досугу в частности.

В современной психологии выделяется три ведущих положительные эмоции (радость, интерес, удивление), социализация которых создает богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребенка (Л. М. Митина, М. Е. Литвак).

В радости проявляются уверенность и личная значимость, которые делают ребенка способным справляться с трудностями и наслаждаться жизнью, оказывают стимулирующее влияние на познавательные процессы. Повторяющаяся радость способствует психологической устойчивости и достижению трудных целей. С аффектом радости связан юмор в его лучшем виде, но понимание юмора является функцией не только эмоциональной сферы, но и интеллекта, и приобретается в течение всей жизни, будучи связанным с творчеством, интуицией, остроумием.

Интерес – наиболее часто переживаемая положительная эмоция, которая мотивирует творческие стремления, развитие навыков и умений. Интерес – это чувство «захваченности», увлеченности, любопытства. У ребенка, испытывающего эмоции интереса, появляется желание исследовать, расширить собственный опыт путем включения новой информации. При интенсивном интересе воспитанник чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Удивление – это не эмоция в полном смысле этого слова, поскольку всегда мимолетное состояние. Оно появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему, из-за какого-нибудь внезапного события.

Эмоции ситуативны и не имеют мотивационной основы. Они больше связаны с реактивностью, нежели с активностью. Реактивность представляет собой непосредственную реакцию на ситуацию или стимул. Активность же есть целенаправленное поведение, опосредованное желаниями, потребностями, устремлениями человека. Говоря о самоощущениях человека в сфере свободного времени, более оправдано употребление другой психологической категории – «эмоциональные состояния», которую Е. В. Андриенко называет «объединяющей», так как эмоциональные состояния связаны не только с реакцией человека на ситуацию, но и с устойчивыми переживаниями личности, влияющими на ее мысли, поступки и общий характер поведения и отношений с людьми. Наибольшей эффективности процесс общения и досуговой деятельности достигают тогда, когда ребенок переживает все три эмоциональных состояния (радость, интерес и удивление) одновременно, комплексно и здесь все зависит от творчества и фантазии педагога.

Овладение способами взаимодействия со сверстниками, другими людьми, развитие или коррекция необходимых установок, самоутверждение в коллективе, самореализация деятельности, предотвращение, минимизация и разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов также могут стать объектом индивидуальной помощи воспитанникам в сфере детско-юношеского досуга. Психологические трудности, возникающие у ребенка в процессе общения, получили название психологического барьера. Мы разделяем точку зрения А. А. Бодалева, который утверждает, что, «занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает, то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, лектор и т. д.). В связи со всем этим не остается постоянным значение сигнализирующих ими чувственных качеств для воспринимающего. На первый план в восприятии выступают те качества, в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение. Так происходит потому, что на это качество, распространяется вторичное возбуждение от актуализации состояний и свойств ими сигнализируемых».

Рассматривая различные формы педагогически организованного досугового взаимодействия в группах подростков и юношей, следует, прежде всего, обратить внимание на организацию деятельности подростков по интересам, осуществляемую в клубах по месту жительства, центрах детского творчества, учреждениях дополнительного образования и пр.; различные формы внеклассной и внешкольной досуговой деятельности, реализуемые в воспитательном пространстве школы; а также, организацию жизнедеятельности временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря.

Педагогический аспект, который отличает организованное групповое досуговое взаимодействие, заключается в создании особой, непринужденной дружеской атмосферы, сближающей ребят, формирующей у них оптимистическое настроение. При этом каждая из указанных групповых досуговых деятельностей имеет свою специфику, технологические особенности организации, но в целом, строится на планировании и прогнозировании деятельности каждого участника группы, развитии его познавательной и творческой активности, удовлетворении интереса к определенному виду деятельности, создании условий для творческого общения, формировании позитивного общественного мнения, привитии навыков самоуправления и пр. В центре процесса педагогической организации групповой досуговой деятельности находится целевая установка на включение участников группы в различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, трудовую и т. д. Можно выделить ряд параметров, которые отличают педагогически организованную групповую, досуговую деятельность воспитанников, как самостоятельный вид педагогической анимации. К таким параметрам относятся: целеположенность, предметность, коммуникативная процессуальность, отношения ответственной зависимости, продуктивность и результативность. Целеположенность предполагает наличие социально-приемлемых и в то же время личностно-значимых досуговых целей, которые выдвигаются, обсуждаются и принимаются в результате активного взаимодействия всех участников взаимодействия. Предметность – это те ценности в сфере свободного времени, для овладения которыми или для создания которых осуществляется групповое взаимодействие. Коммуникативная процессуальность предполагает вербальное и невербальное взаимодействие участников досуговой деятельности в процессе планирования предстоящей совместной работы, выбора оптимальных путей и средств достижения поставленной цели, распределении ролей и обязанностей между участниками, непосредственном осуществлении досуговой деятельности, подведении ее итогов и анализе результатов. Отношения ответственной зависимости – это взаимосвязь участников досуговой деятельности, обусловленная необходимостью и стремлением к достижению поставленных целей, которая предполагает совместность, т.е. объединение усилий партнеров в процессе деятельности, в то же время, предполагает и дифференциацию усилий в соответствии с содержанием и формой организации деятельности. Продуктивность досуговой деятельности представляет собой выработку и развитие коллективных ценностей в результате взаимодействия. Результативность организованной досуговой групповой деятельности заключается в развитии отношений субъекта деятельности к миру и с миром, к себе и с самим собой, т. е. в формировании активной творчески развитой личности.

Наиболее распространенный вид педагогического взаимодействия в сфере массового детско-юношеского досуга – это праздники и зрелища. Педагогически организованное массовое праздничное взаимодействие носит комплексный и многофункциональный характер. Его образность и выразительность придает такому взаимодействию особую силу эстетического воспитания. Психологическое значение массового праздничного досуга заключается «в возможности направленного изменения психологических явлений в желательную для человека сторону» (С. Л. Рубинштейн). Проблеме педагогической организации праздничного детско-юношеского досуга посвящены исследования Д. М. Генкина, А. М. Жаркова, Г. П. Черного, С. А. Шмакова и др. Организация праздничного взаимодействия предполагает вовлечение всех или большинства членов сообщества в совместное участие, восприятие и переживание праздника.

Известный исследователь А. И. Мазаев определяет праздник как «объективно свободную жизнедеятельность, протекающую в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно». С. А. Шмаков отмечает общие черты, характерные для детско-юношеских праздников: наличие социально-значимой идеи, определяющей содержание праздника; гуманистический характер; событийность; совместность. В целом, по мнению С. А. Шмакова, детско-юношеские праздники – есть комплексная синтетическая деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной выразительности (карнавальность, театральность, обычаи, различные жанры художественного творчества) и позволяет каждому участнику испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Таким образом, специфические особенности педагогической анимации, с точки зрения ее педагогической целесообразности, как самостоятельной профессиональной деятельности социального педагога, заключаются в следующем: целеполагание в том или ином конструируемом педагогическом досуговом взаимодействии; способы взаимной ориентации участников досугового взаимодействия, т. е. тех аспектов, которые связаны с установлением контакта и согласованием совместных действий; нормативная функционально-ролевая регуляция взаимодействия.


В ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ

Театральная педагогика как направление педагогической науки и практики; место и роль театральной педагогики в подготовке социального педагога; общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности; педагогический артистизм как личностная и профессиональная категория. Роль педагогического артистизма в процессе педагогической организации детско-юношеского досуга; артистизм в структуре личности социального педагога-аниматора: эстетический вкус, интеллектуально-эмоциональная воспитанность, художественно-творческая направленность личности, психофизиологические особенности, актерские и импровизационные умения педагога.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДРАМАТУРГИИ

В жизни страны, региона, города, поселка, села, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет специалистам определить тему культурно-досуговой программы.

В современных условиях социальная обстановка в обществе довольно противоречива, направления развития досуговой деятельности не адекватно выражают направления развития общества. Люди, в первую очередь учащаяся молодежь, проявляют инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно-досуговой деятельности, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов личность избирает далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, деструктивные формы поведения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на культурно-досуговую деятельность.

Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как, важную часть технологии культурно-досугового процесса, следует подчеркнуть, что она имеет свою специфику. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения культурно-досуговой программы, пришла действенная теория, раскрывающая процесс драматургизации культурно-досуговой деятельности, которая развивается и улучшается, по сей день.

И только при использовании этой теории, можно написать сценарий, отвечающий всем правилам, законам и критериям.

В наше же время существует такая проблема, как написание и использование в культурно-досуговых программах сценариев, заранее написанных от рук непрофессионалов. Это в свою очередь приводит к тому, что сценарий не отвечает стандартам написания, а отсюда следует, что культурно-досуговая программа, построенная по этому сценарию, будет безграмотна, некачественна, возможно, на 80 % неинтересна, неудачна. Так как в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от правильности его построения.

Например, существует четкая структура построения культурно-досуговой программы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и финал. Каждый названный элемент в структуре композиции имеет свое определенное функциональное назначение. И если при построении культурно-досуговой программы отступить от правил и выпустить из виду, какой-нибудь элемент, например кульминацию (кульминация – наивысшая точка развития конфликта.), то логическая законченность программы будет утеряна. А так как все элементы структуры построения программы связанны между собой неразрывно, упустив один из них, в культурно-досуговой программе сценарист (режиссёр) не сможет выразить свою идею, и это, прежде всего, приведет к тому, что культурно-досуговая программа станет бессмысленна и не интересна для аудитории.

Напоминая о том, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от правильности его построения, хочу сказать, что: «Каждый человек, который способен творить, произведения искусства, просто обязан знать законы их построения!».

Эпос – устное народное творчество, повествование, излагаемое от первого лица, имеющее хронологический порядок, к которому относятся сказки, сказания, мифы, предания. Для эпоса характерно физическое действие без особых психологических переживаний персонажей. Словесное действие в форме диалогов и монологов в эпосе исключено. Основными персонажами эпоса являлись народные герои, силы стихий, которые олицетворяли, например, в Древней Греции титаны и мифические герои. С появлением письменности к эпосу стали относить произведения прозы.

Лирика – литературные произведения, в которых значительное место занимают личные переживания героев или авторов, так же описание природы.

Драма – произведение литературы, в котором описание событий ведется через диалог действующих лиц, предназначенное для зрелищного воплощения. Особенностью драмы является развитие конфликта посредствам диалогов и монологов.

Сценарий – четвертый самостоятельный род литературы, в котором синтезировались элементы эпоса, лирики и драмы. Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения используются, в какой обстановке происходит действие.

Драматургия – сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда. Драматургия – это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

Либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения.

Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

Режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Культурно-досуговая программа – это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории.

Замысел представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.

Композиция – (соединение, расположение, составление) построение художественного произведения.

Монтаж – метод культурно-досуговой деятельности, позволяющий скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.

Закон контрастности

Закон контрастности в сценарии вытекает из сущности диалектического закона единства и борьбы противоположностей и является важнейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сценарного материала. В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление сценариста показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии, позволяет активизировать мышление зрительской аудитории, придать культурно-досуговой программе ярко выраженный художественно-публицистический характер.

Использование контрастов играет большую роль в эмоциональном восприятии содержания культурно-досуговой программы. Убежденность личности в правоте тех или иных идей не может не формироваться без опоры на ее чувства. Известно, что эмоции человека делятся на положительные и отрицательные. Формирование чувств происходит не только в процессе положительных переживаний, но также и через отрицательные эмоции и переживания. И часто положительное чувство рождается в «борьбе» положительных и отрицательных эмоций. При восприятии содержания культурно-досуговой программы, построенной на контрасте, зритель испытывает гамму переживаний, окрашенных как положительными, так и отрицательными эмоциями. Причем эти эмоции находятся не в статичном состоянии, а постоянно взаимодействуют, «борются», и эта «борьба» эмоций оказывает влияние на интеллектуальную сферу зрителя, в которой образуется своеобразный конфликт между тем, что уже установлено в сознании, и тем, что возникает в процессе восприятия содержания. В конечном итоге сознание зрителя обогащается, активное восприятие положительно влияет на развитие личности.

Закон соразмерности

Закон соразмерности при работе над драматургией культурно-досуговой программы базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Первым ориентиром в отборе сценарного материала служит, как правило, событие, которому посвящается та или иная культурно-досуговая программа. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют «границы» отбора материала. На втором этапе работы с материалом, изучая проблему, сценарист из массы материала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу.

Целостность драматургического произведения во многом зависит и от количественного соотношения материала. Объем и характер сценарного материала, его распределение по эпизодам подчиняются задаче наиболее полной реализации творческого замысла. И здесь в силу вступают такие важные творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция. Добиваясь соразмерности расположения второстепенных и главных частей сценарного материала, синтезируя идейно-эмоциональные средства, сценарист должен стремиться к точному и четкому пропорциональному соотношению структурных элементов композиции – экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания. Такая конструкция сценария позволяет правильно выстроить сюжет, избегая однотипности отбираемых сведений и фактов и однообразия внутренних ритмов драматургического действия.

Знание законов композиционного построения драматургического произведения требует умения гибко использовать основные приемы монтажа сценарного материала: последовательный, параллельный, контрастный, ассоциативный. При этом следует помнить, что достижение целостности и выразительности (а конечная цель композиционного построения именно в этом и состоит) не происходит только с написанием литературно-текстовой части сценария. Композиционная завершенность драматургической формы сценария окончательно наступает в его реализации на сцене, где огромную роль играет декоративно-художественное оформление (пространственная композиция), световое решение и сценическая пластика, общая атмосфера культурно-досуговой программы. Поэтому качественная драматургическая основа является важнейшим фактором ее успешной организации и проведения.

Рассмотрев основные законы композиции в работе сценариста культурно-досуговых программ, перейдем к анализу структуры композиционного построения сценария.

Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, так как соучастие – это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовиться.

Законченность каждого отдельного эпизода. Эпизод должен иметь законченную композицию. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал несет в себе особую смысловую нагрузку – это наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным.

При собирательном способе автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение – характер современного положительного героя.

Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей.

Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т. д. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, действия. Финал – средство подведения итогов всего драматургического действия, (происходившего на сцене). Особая форма финала – эпилог.

Важнейшим методом в создании сценария является монтаж всего материала.

Параллельное действие – эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим. В ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом достигается параллельное действие.

Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала, когда к спору на сцене между участниками представления подключаются зрители.

Важным моментом в художественном монтаже сценария культурно-досуговой программы является лейтмотив (напоминание). Нередко лейтмотив становится стержнем всей композиции. В праздничных представлениях применяются также и прием реминисценции (воспоминания). Авторы сценариев программ заимствовали этот прием у кинематографистов. Он состоит в том, что исполнение определенного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующем о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей. Важным элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой программы является введение ритуальных действий – вручение различных наград, что, как правило, становится кульминацией праздничных вечеров и самих торжеств.

Ретроспектива – показ исторических событий через призму сегодняшнего дня.

При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.

В деятельности учреждений культуры в роли сценариста и режиссера представления выступает, как правило, одно лицо.


 

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.

Клубную деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа – это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая – это деятельность различного рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работа в условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральном объединении, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта в техническом кружке и др.).

Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.

Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине ХVIII века и означало «объединение людей». Интересны славянские корни слова. В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар». Старославянское и английское определения теснейшим образом переплелись в современных трактовках «клуба». Определенная замкнутость, ограниченность пространства, некая «кружковость» стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов – коллективизм и сплоченность (единый «шар»).

Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объ<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.