Измерения в педагогических исследованиях — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Измерения в педагогических исследованиях

2017-07-25 880
Измерения в педагогических исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проведение педагогических исследований тесно связано с экспериментальной проверкой и доказательством выдвинутой гипотезы, что требует от исследователя решения таких важных вопросов, как получение действительно научных выводов, доказательность фактического материала, объективность экспериментальных данных. Для решения этого целесообразно применять математические методы обработки экспериментальных материалов, которые направлены на устранение некоторых недостатков традиционных методов педагогического исследования (описательный характер, оперирование разрозненными фактами и тому подобное).

то Есть, какой бы не была конструкция того или иного экспериментального исследования, необходимым и важным его этапом всегда является математико-статистическая обработка собранных экспериментальных данных. Такими обычно выступают показатели зависимых переменных, зафиксированные на различных стадиях эксперимента.

Следует подчеркнуть: нельзя начинать эксперимент, пока детально не будет продумано методологию и процедуру обработки полученных данных. Между тем многие начинающие исследователи недооценивают значение этого этапа, откладывая его "на потом". Это обычно приводит к плачевным последствиям: выполнено огромную работу по сбору эмпирического материала, но его статистическая обработка оказывается невозможным, потому что с самого начала добытые данные не были поставлены в однозначную связь с определенной зависимой переменной. Кроме того, не были определены способы их табулирование, порядок и методику их статистической обработки. Задним числом сделать это конечно бывает невозможно. Огромный труд становится бесполезной.

Чтобы этого не произошло, надо, повторяем, продумать все процедуры заранее. Вплоть до построения таблиц, в которые после завершения эксперимента и соответствующего статистического проработки останется вписать только конкретные показатели.

Развитие науки показывает, что применение математических методов в той или иной области научного исследования повышает его качество и практическую ценность. Потребности педагогической практики требуют разработки методов количественного описания процессов обучения и воспитания, которые бы давали возможность достаточно убедительно раскрывать не только количественные, но и качественные факторы. Количественные методы в экономике, социологии, психологии, а позднее и в педагогике стали развиваться и находить применение как следствие потребности в точных критериях эффективности деятельности человека.

Тенденции к применению математических методов в педагогических исследованиях стали следствием проявления ряда специфических проблем, в частности проблемы педагогического измерения, или квалиметрии, то есть нахождение меры качественной определенности изучаемых процессов, количественной интерпретации качественных характеристик.

эффективность применения статистических методов при обработке экспериментального материала свидетельствует тот факт, что экспериментальные данные (это может быть оценка знаний, умений и навыков; время, необходимое на усвоение учебного материала; точность изготовления изделий и пр.), как правило, относятся к так называемых случайных величин, то есть величин, которые в процессе исследования приобретают числовых значений, которые принципиально невозможно предсказать, исходя из условий исследования. Причина изменения случайной величины в процессе исследования объясняется в невозможности учесть всю совокупность случайных факторов. Действительно, если проанализировать оценку, полученную учащимися на уроке, можно убедиться, что ее величина не определяется только начальными условиями экзамена, но и зависит от множества не учитываемых факторов, включая субъективизм исследователя. Обработкой случайных величин занимается математическая статистика.

в то же Время многочисленные положительные стороны использования математических методов в педагогических (дидактических) исследованиях не дают оснований рассматривать эти методы как единственные. Такое положение объясняется сложностью применения математических методов в педагогике, что проявляется в следующем:

1) трудность математического выражения проверяемой гипотезы;

2) невозможность математического описания многих параметров обучения: степени сложности, объема изучаемого материала, однозначного раскрытия содержания таких мыслительных операций, как объяснение, понимание, усвоение;

3) условность экспериментальных данных, их сортировка, а не относительный в большинстве случаев характер (например, если ученик получил оценку "4", это значит, что его знания значительно лучше, чем у учащихся, которые получили оценку "2", но отсюда не следует, что их знания соотносятся как 2:1).

Выводы исследователя должны базироваться не только на фактическом материале, но и на его логической доказательности.

Из сказанного можно вывести ряд начальных правил или требований, которые должны учитываться исследователями при использовании математических методов.

Применение математических методов является вспомогательной процедурой исследования и должно базироваться на логическом осмыслении исследуемого явления или процесса. Иначе говоря, предполагается обязательная связь эмпирического уровня педагогического исследования с его теоретической концепцией.

Фактические данные подвергаются математической обработке, обязательно должны входить в описание структуры исследуемого процесса.

прежде чем вести разговор про статистическую обработку результатов исследования следует определить критерии, по которым педагогические факты могут быть выражены в количественных характеристиках. В исследованиях педагогических проблем зачастую нужно оценивать динамику развития учебных достижений, знаний, умений, способностей, сравнивать результаты педагогического эксперимента в констатирующей и контрольной части, опытной и контрольной группе и др. Для получения достоверных данных о результатах исследования, важно определить признак, который может измеряться однозначно и точно.

В исследовательской работе единицу исследования называют объектом или объективным показателем, который описывают с помощью признаков (например, результат контрольной работы ученика). Каждый объект характеризуется определенным значением признака (например, 10 правильных ответов).

Процесс определения значений признака, где каждое реальное ее значение получает формальное числовое выражение, называется измерением. Вообще, измерением называется всякий процесс определения значения. Значением может быть не только число, но и имя. В зависимости от признака, который измеряется, измерение может выполняться путем непосредственного наблюдения или с помощью аппаратуры.

В наиболее общем случае измерение можно рассматривать как процедуру извлечения информации из того, что исследователь наблюдает, с помощью которой объекты измерения отображаются в определенной числовой системе. В практике педагогических исследований такие числовые системы называются шкалами.

Измерение предполагает, прежде всего, наличие объекта измерения (им могут быть учащиеся или студенты, их группы и тому подобное). Однако ясно, что измеряются не объекты сами по себе, а их свойства. В педагогических исследованиях в качестве этих свойств выступают знания, умения и навыки, при более широком педагогическом анализе - разные свойства личности учащихся (мотивы обучения, коллективизм, сплоченность, отношение к учебе, труду и проч.).

При измерении осуществляется соотношение свойств объектов и явлений с числами по определенным правилам. Каждое такое правило создает определенную шкалу. Операция формулировка этого правила называется шкалюванням.

При измерении результаты исследования сравниваются со значениями соответствующей измерительной шкалы, где каждое реальное значение имеет формальное наименование, которым обычно выступает число. Принято различать три основных вида шкал - наименований, порядковые и интервальные.

1. в Шкала наименований (или номинальная шкала). На уровне шкал наименований объекты измерения распадаются на некоторое множество взаимоисключающих и исчерпывающих категорий. Шкала наименований устанавливает отношения равенства между объектами, объединенными в одну категорию. Каждой категории дается название, числовое обозначение которого является элементом шкалы. Значения шкалы наименований не сравниваются, потому что ни одно из ее значений не может быть больше, меньше, лучше или хуже от других. Это может быть шкала пола исследуемых (значение: мальчик - девочка), шкала национальностей (значение: украинец, россиянин, эстонец и др.), шкала интересов, способностей (способность к музыки не может считаться в большей или лучшей от способности к спорту, это просто другая способность).

При использовании шкалы наименований измерения часто называют определению или классификации. Поэтому эта шкала главным образом и используется для определения или классификации объектов.

2. в Порядковая (или ординарная) шкала. Значение этой шкалы имеют естественную последовательность и связанные с операцией упорядочения. Их можно расставлять в одном порядке в ряд, который начинается от самого меньшего и заканчивается самым большим значением или наоборот. Числа, приписанные отдельным категориям в порядковій шкале, называются рангами.

Порядковая является балльная шкала оценок. Типичной порядковой шкале является пятибалльная,, которая состоит из значений 1, 2, 3, 4 и 5, или так же двенадцатибалльная (значение от 1 до 12). Заметным в этой шкале является то, что здесь интервалы (или шаги) шкалы не могут сравниваться. Нельзя сказать, что разница двойки от единицы такая же как пятерку от четверки. Все это характерно и для более новой двенадцатибалльной шкалы школьных оценок.

Всегда следует помнить, что школьные оценки - ранговые величины, которые не являются результатами количественных измерений. Здесь высшая оценка означает более высокий уровень любого свойства (знаний, умений), чем ниже оценки, но не показывает точно, насколько этот уровень выше низшего уровня. Такие оценки показывают качественные, а не количественные различия между измеряемыми явлениями. Кроме того, они нередко являются слишком субъективными. Поэтому с ними нельзя производить арифметические действия, т. е. находить такие значения, как среднее арифметическое, дисперсия и прочее. Ведь, например, среднее от тройки и пятерки точно равна четверке лишь в том случае, если шаги между тройкой и четверкой, четверкой и пятеркой равноценны.

3. в Интервальная (или количественная) шкала. При этой шкале точно известно, на сколько один интервал шкалы больше или меньше другого. В то же время при сложении и вычитании показателей интервальной шкалы можно придавать результатам измерения содержательный смысл.

Особым видом интервальной шкалы является альтернативная или дихотомна шкала, которая содержит только два значения. Она обычно состоит как шкала наименований (пары значений "да - нет", "лучше - хуже", "мальчик - девочка" и тому подобное). В этой шкале имеется только один интервал деления (0-1 или 1-2), поэтому ее можно рассматривать как равномерную интервальную шкалу. Так как педагогическим явлениям часто нужно давать альтернативные оценки, то такая шкала в педагогических исследованиях применяется довольно часто.

Любая интервальная шкала может быть преобразована в шкала отношений, если на ней строго фиксировать начало отсчета. Тогда к этой шкале применимы все арифметические операции и методы математической статистики.

Более подробно о характеристиках названных выше шкал можно узнать из специальных работ по статистике.

Педагогическая реальность является субъективным феноменом и не может підвергатися непосредственному измерению. Поэтому чаще всего в педагогических исследованиях измерения осуществляются на основе анализа побочных объективных показателей определенных педагогических явлений. Так, например, о наличии эмоциональных переживаний человека судят за такими объективными показателями как смех или слезы, бледность или покраснение, блеск глаз.

Часто в педагогических исследованиях проводят регистрирующие измерения. Чтобы их провести, необходимо определить показатели наличия или отсутствия того или иного признака. Таким образом, в основе регистрирующего измерения лежит не математическая, а логическая операция - определение объективных проявлений конкретного признака. Регистрируя соответствующие объективные факты - поступки, ошибки, результаты деятельности и др. можно благодаря этому получать определенные количественные характеристики этих признаков, строить математические модели их закономерных или случайных связей.

Регистрирующее измерение возможно только тогда, когда определен точный критерий однозначного определения наличия или отсутствия определенного признака. Поэтому определение таких критериев - необходимое условие научного исследования педагогических проблем.

В педагогических исследованиях применяют также еще упорядковуючі измерения. При упорядковуючому измерении необходимо не просто зафиксировать наличие или отсутствие признака, но и установить изменения величины признака, что изучается, то есть выяснить, насколько одинаково или по разному развита признак у разных объектов. Поэтому для такого измерения необходимо установить объективные проявления увеличение или уменьшение исследуемого признака. Это может быть изменение времени, необходимая для успешного выполнения деятельности, количество ошибок, объем выполненной работы и др.

Упорядочивающее измерение позволяет оценивать количественную характеристику категориям "больше-меньше". Для того, чтобы ответить на вопрос "насколько" или "насколько меньше", необходимо применять относительное измерения. Чтобы сопоставить, измеряемые величины, необходимо иметь точный и неизменный эталон величины признака, принятый за единицу меры, нужна возможность прямого или косвенного сопоставления явления, что измеряется, с этим эталоном. В течение всего периода времени, необходимого для измерения, должна сохраняться неизменность величины измеряемых признаков. Сопоставлены результаты измерений должны быть получены путем применения одной и той же единицы меры.

 

ОТВЕТ №26. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.