Сущность научного исследования в педагогике — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сущность научного исследования в педагогике

2017-07-25 920
Сущность научного исследования в педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под научным исследованием вообще понимается какая-либо деятельность в сфере науки. Поэтому, чтобы определить, что есть научное исследование, необходимо сначала выделить науку как форму общественного сознания из других форм общественного сознания, т. е. необходимо определить данную научную познавательную деятельность в сфере педагогики и выделить ее из других подобных обыденных познаний.

Под обыденным познанием обычно понимают выявление бросающихся в глаза, внешних признаков предметов и явлений. Знания, полученные в результате подобных исследований, скорее всего, будут являться поверхностными, а выявленные связи процессов – случайными, что, в свою очередь, может повести за собой цепь серьезных ошибок. Это происходит потому, что данные полученные знания не могут раскрыть причины явлений и процессов происходящего, а лишь имеют описательное действие, т. е. только представляют течение явления или процесса.

Отличия научных знаний от любых других, например, художественных, религиозных и т. д., состоят в следующем.

1. Это сущностное знание – в нем раскрывается совокупность устойчивых признаков объекта.

2. Это знание имеет обобщенное значение – дает определение предмету только с точки зрения принадлежности к какой-либо категории, выделяя критерии и принципы, присущие всем явлениям и предметам категории.

3. Научное знание обосновано.

4. Это знание системно организовано – представляет собой последовательно составленное сочетание качеств.

5. Научное знание имеет свой язык, в основе которого лежит категориальный аппарат науки (по отношению к каждой категории должны выполнятся правила логики).

Поэтому можно определить основные признаки исследовательской педагогической деятельности следующим образом.

1. Характер цели – познавательный.

2. Выделение специальной области исследования.

3. Применения специальных средств познания.

4. Однозначность терминологии.

Таким образом, мы видим, что главной целью педагогического научного исследования становятся следующие факторы.

1. Выявление новых знаний о педагогических процессах и явлениях обучения и воспитания.

2. Выявление их отличительных особенностей (структура, действие, история развития).

3. Выявление системы и принципов, т. е. объективных закономерных связей между педагогическими процессами и явлениями.

Результатом научного исследования является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание, – это теория. Теория, в свою очередь, является высшим уровнем систематизации понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание.

Научно-исследовательская деятельность опирается на теорию, но сама научно-исследовательская деятельность также является теорией, т. е. в данном случае теорией научно-исследовательской деятельности является результат и средство научных изысканий.

Поэтому научно-исследовательскую познавательную деятельность необходимо определить как познавательную деятельность, ведущую к теории и опирающуюся на теорию, – это по существу теоретическое познание. Именно эту особенность научного знания – теоретичность познания – можно считать определяющим в отношении к научности, в то время как другие виды познавательной деятельности, не имеющие теоретичности познания, не считаются научными.

В процессе научного исследования, кроме теоретического уровня познания, выделяются другие необходимые этапы, но именно теоретическое познание является той его сутью, без которой знание не является качественно научным. Таким образом, теория наполняет педагогическое научное исследование важным сочетанием понятий, определений, законов, которые организованы и логически связаны между собой. Иначе говоря, теоретическая основа признака научности педагогического знания имеет необходимую логику, которая определяется и проявляется во внутренней взаимосвязи этапов, явлений педагогического процесса.

 

ОТВЕТ №27. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ КАК КВАЛИФИКАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Выпускная квалификационная работа для получения квалификации (степени) «бакалавр», «академический бакалавр» выполняется в форме бакалаврской работы. Она представляет собой законченную разработку, в которой анализируется одна из теоретических либо практических проблем менеджмента. Квалификационная работа должна отразить умения студента самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельную, творческую, логически завершённую учебно-исследовательскую работу, выполненную под руководством опытного преподавателя, в которой решается конкретная задача в избранной выпускником области менеджмента.

Бакалаврская работа выполняется на основе теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных студентом в период обучения. Выполнение бакалаврской работы является заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования и имеет целью:

· расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний;

· приобретение навыков практического применения теоретических знаний при решении организационно-управленческих задач;

· формирование навыков ведения самостоятельных теоретических и опытно-экспериментальных исследований;

· приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов исследований, оценки их практической значимости;

· приобретение опыта представления и публичной защиты результатов исследовательской деятельности;

· выявление степени соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям основной образовательной программы, а также готовности выпускника к профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения бакалаврской работы должен решить следующие задачи:

· обосновать актуальность выбранной темы, её значение для управления организацией;

· изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

· изучить материально-технические и социально-экономические условия производства и характер их влияния на изменения технико-экономических показателей работы, особенности управления на конкретном предприятии;

· собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;

· изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

· провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

· сделать выводы и рекомендации на основе проведённого анализа по повышению эффективности работы предприятия;

· выполнить расчёт экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;

· оформить бакалаврскую работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобного рода работам.

Защита выпускной квалификационной работы бакалавра менеджмента выявляет уровень теоретической и практической подготовленности выпускника к реализации следующих видов деятельности:

· организационно-управленческой;

· научно-исследовательской;

· предпринимательской

Успешно выполненная выпускная квалификационная работа свидетельствует о том, что выпускник готов к продолжению образования по программам подготовки магистра, а также к ведению профессиональной деятельности в области менеджмента.

 

ОТВЕТ №28. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ КАК КВАЛИФИКАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Дипломная, магистерская работа: написание, оформление, защита

Дипломная работа является квалификационной работой выпускника. Содержание дипломной работы показывает уровень общетеоретической и профессиональной подготовки студента. По уровню ее выполнения и результатам защиты Государственная экзаменационная комиссия определяет возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации и выдачи диплома.

Являясь заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, выполняемая дипломная работа имеет следующие цели:

- систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, применение их для решения конкретных задач;

- развитие навыков ведения экономического анализа или исследовательской работы и овладение методикой научного исследования и эксперимента;

- развитие навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями или разработчиками;

- оценка степени подготовленности выпускника к самостоятельной работе в современных условиях по профилю специальности.

По содержанию дипломной работы и в процессе ее защиты устанавливаются:

- уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по соответствующей специальности;

- умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;

- способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

- умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам дипломного исследования.

Дипломная работа должна отвечать следующим требованиям:

- рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе (новую постановку известной проблемы);

- содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему;

- отвечать четкому построению и логической последовательности изложения материала;

- при проведении выполняться с использованием расчетов экономико-математических методов и моделей, а также специализированных пакетов программ для ЭВМ;

- содержать убедительную аргументацию, для чего в тексте работы необходимо широко использовать графический материал (таблицы и иллюстрации);

- завершаться обоснованными рекомендациями и доказательными выводами.

Подготовка к выполнению дипломной работы

Выбор темы является ответственным этапом подготовки дипломной работы. При выборе темы дипломной работы целесообразно руководствоваться следующим:

- тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники;

- основываться на выполненных курсовых и научных работах в процессе обучения в университете;

- учитывать степень разработки и освещенности ее в литературе;

- наличием публикаций по исследуемой проблеме;

- возможностью получения необходимого практического материала в процессе подготовки работы;

- интересами и потребностями предприятия, на материалах которого выполняется работа;

- возможностью проявления способностей студента как исследователя. Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой.

Она должна быть актуальной и соответствовать требованиям государственного стандарта, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и техники, решать конкретные задачи предприятий.

Темы дипломных работ выпускников должны быть сформулированы с учетом конкретных заказов предприятий, результатов производственных практик, научных исследований студентов в процессе обучения. Дипломная работа является выпускающей квалификационной работой, которая выполняется по тематике, утвержденной на заседании кафедры и совете факультета.

С учетом указанного студенты выбирают тему дипломной работы или предлагают свою тему, обосновывают ее актуальность и соответствие профессии. Выбор темы дипломной работы оформляется заявлением на имя заведующего кафедрой, в котором указывается название темы и предприятие, на материалах которого будет выполнена работа.

Приказом ректора по университету, в соответствии с представлением кафедры, за студентами закрепляются темы дипломных работ и научные руководители (из числа наиболее опытных преподавателей: доктора и кандидаты наук).

После выбора темы дипломного исследования студент подает заявление на имя заведующего выпускающей кафедры с просьбой разрешить ее написание. При положительном решении вопроса и согласовании темы с предполагаемым руководителем дипломной работы по представлению заведующего профилирующей кафедрой распоряжением по факультету производится закрепление за студентом выбранной и согласованной темы дипломной работы и ее научного руководителя.

Руководитель дипломной работы обязан:

- совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу; оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломной работы;

- по возможности рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

- проводить в соответствии с планом-графиком консультации;

- контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты (за приведенные в дипломной работе решения, правильность всех данных и за сделанные выводы отвечает студент-дипломник);

- составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите.

Процесс подготовки и выполнения дипломной работы включает несколько основных этапов (обязанности студента-дипломника):

- выбор темы дипломной работы;

- подача заявления с просьбой разрешить ее написание;

- составление задания на выполнение дипломной работы;

- выбор методики исследования и работы над источниками литературы;

- сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;

- при наличии консультанта - уточнение отдельных вопросов у него;

- проверка текста работы по мере написания отдельных разделов научным руководителем;

- письменное изложение результатов исследования и формулировка выводов;

- внесение исправлений и литературная обработка рукописи;

- оформление дипломной работы, перепечатка на пишущей машинке или персональном компьютере (при наличии возможности), брошюровка работы;

- представление на отзыв руководителю законченной работы;

- направление допущенной к защите работы на рецензию;

- подготовка к защите: написание текста выступления, отбор и оформление иллюстративного (графического) материала, выносимого на защиту.

Организация и контроль за процессом подготовки и защиты дипломных работ возлагается на заведующего кафедрой и преподавателей-руководителей дипломных работ.

После утверждения темы студент вместе с научным руководителем составляет задание на выполнение дипломной работы, которое утверждает заведующий кафедрой.

На основании задания на выполнение дипломной работы и календарного плана работы, студентом составляется план дипломной работы согласовывается с научным руководителем и утверждается на заседании кафедры.

Решением выпускающей кафедры утверждается и доводится до студентов календарный план-график выполнения дипломных работ с указанием очередности выполнения отдельных этапов.

Дипломная работа должна быть выполнена на государственном языке. В дипломной работе не должно быть переписанных из учебников положений и формулировок, а допускаются лишь ссылки на них. К защите дипломных работ допускаются студенты, которые выполнили все требования учебного плана, прошли производственную практику, предоставили в установленный срок дипломную работу и положительные отзывы на нее.

Весь процесс работы над исследованием по теме дипломной работы делится на три основных этапа:

- подготовительный;

- этап работы над содержанием;

- заключительный этап.

Подготовительный этап начинается с выбора темы дипломной работы, ее осмысления и обоснования актуальности. Выбор темы студент осуществляет с научным руководителем, учитывая личные предыдущие наработки, заинтересованность определенной проблемой и возможностью подбора практического материала работы предприятия, организации области. При выяснении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать то, что между ними и темой дипломной работы является система логической увязки. Объект исследования - это вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит для исследования источником информации или это явление, процесс, который порождает проблему и избранное для изучения.

Предмет исследования помещается в границах объекта. Это лишь существенные связи и отношения, свойства, аспекты, функции, которые являются определяющими для данного исследования. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте имеет научное объяснение, то есть как категории научного процесса они соотносятся между собой как общее и частичное, предмет определяет тему исследования.

Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также его конечным результатом и путями его исследования, она совпадает с формулировкой темы.

Для достижения поставленной цели исследования студент определяет последовательное выполнение соответствующих задач, как:

- решение и обоснование теоретических вопросов проблемы исследования;

- всестороннее изучение практики, проведение эксперимента по данной проблеме, накопление данных, анализ и их систематизация, математическая обработка, выявление типичного состояния, недостатков, упущений, изучение передового опыта;

- обоснование системы мероприятий по решению проблемы, разработка методических рекомендаций и предложений относительно использования результатов исследования в практике соответствующих учреждений и организаций.

Кафедре предоставляется право заслушивать студентов по отдельным разделам дипломной работы за счет времени, выделенного на научное руководство. Консультанты приглашаются из научно-педагогического состава вуза.

Следующим процессом работы является непосредственное ознакомление студента с основными литературными источниками по теме дипломной работы: каталогом и картотекой библиотеки, учебной и другой информационной литературой, формирование рабочей картотеки по теме. Составленную картотеку необходимо дать на просмотр руководителю, который порекомендует труда, которые надо изучить в первую очередь, а также те, которые следует исключить из картотеки, или включить в нее. После этого студент находит нужную литературу и начинает изучение и конспектирование литературы по теме дипломной работы. После изучения и конспектирования материала его необходимо еще раз просмотреть, чтобы сложилось целостное представление о предмете изучения и сформировать предварительный план работы, который обязательно согласовать с руководителем и доработать задание на выполнение дипломной работы.

Дипломная работа должна быть оформлена согласно плану и правильно грамотно выполнена. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями.

Перед вступлением при необходимости необходимо дать перечень условных обозначений, терминов, сокращений, символов, использованных в научной работе. Перечень надо печатать двумя колонками, в которых слева по алфавиту наводят - определения, сокращения, справа - их детальную расшифровку.

Во введении следует кратко изложить оценку современного состояния научной проблемы, новизна и актуальность исследуемой темы, сформулировать актуальность, а также указать цель работы, объект и предмет исследования, избранные методы, раскрыть сущность данной работы и значимость полученных результатов.

В основной части, разделенной на отдельные разделы, излагают содержание темы исследования. В каждом разделе должна быть завершенность содержания, главная идея, а также тезисы подтверждены фактами и мнениями различных авторов, эксперимента, аналитических данных и практического опыта. Мысли должны быть связаны между собой логически, весь текст должен быть подчинен одной главной идее. Каждый вывод должен логически подкреплять предыдущий, одно доказательство вытекать из другого. Иначе текст потеряет свое единство. К каждому разделу работы необходимо сделать выводы, а по окончании работы - формулируются общие выводы ко всей работе в целом.

На заключительном этапе предусматривается уточнение студентом введения и формирования выводов к дипломной работе, оформление списка литературы и приложений, редактирование текста, его доработка с учетом замечаний научного руководителя, подготовка работы к защите. В выводах нужно отметить качественных и количественных показателях полученных результатов, обосновать достоверность результатов исследования, изложить рекомендации относительно их использования и оформления акта внедрения.

Выводы и предложения. В выводах дается оценка полученных результатов работы: сначала кратко характеризуется состояние вопроса, далее раскрываются методы решения поставленной цели, их практический анализ, дается обоснование достоверности результатов. Текст выводов должен делиться на пункты.

Выводы должны быть четкими, лаконичными, соответствовать основному содержанию работы выпускающей.

На основании полученных данных приводятся предложения по использованию полученных результатов. Предложения должны иметь конкретный характер и быть полностью подтверждены результатами проделанной работы.

Текст предложений должен делиться на пункты.

Перечень литературы. Перечень источников, на которые есть ссылки в основной части, приводится в конце текста работы, начиная с новой страницы.

Приложения. Для полноты восприятия дипломной работы к приложениям при необходимости целесообразно вносить вспомогательный материал:

- промежуточные математические доведения, формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- протоколы испытаний;

- инструкции и методики, описание алгоритмов и программ решения задач на ЭВМ;

- вспомогательные иллюстрации.

К защите студент готовит краткую доклад, в котором следует кратко изложить основные результаты исследования. Регламент доклада - 10-15 минут. В подкрепление доклада разрабатывают наглядные материалы (4-6 страниц с важнейшими рисунками и таблицами, которые оформляются в виде плакатов или печатаются на принтере для каждого члена комиссии, готовится мультимедийная презентация; по желанию, прилагаются слайды, фотографии, макеты, рекламные проспекты и тому подобное).

Перед защитой необходимо тщательно прочитать внешнюю рецензию, особое внимание обратить на высказанные рецензентом замечания и подготовить аргументированные ответы.

Защита дипломной работы является открытым, по желанию студент может пригласить на защиту своих родных и близких. Защита дипломной работы происходит на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии и регламентируется "Положением об организации учебного процесса".

Перед защитой дипломных работ государственной экзаменационной комиссии представляются следующие документы:

- сводная ведомость о выполнении студентами учебного плана и полученные ими оценки по теоретическим дисциплинам, курсовых работ, практик, государственных экзаменов;

- отзыв руководителя о дипломной работе;

- рецензия на дипломную работу специалиста соответствующей квалификации и профиля.

Процедура защиты включает:

- доклад студента о содержании работы;

- вопрос к автору;

- ответы студента на вопросы членов ГЭК;

- заключительное слово студента;

- решение комиссии об оценке работы.

Выступление студент готовит заранее, при этом нужно осветить такие важные вопросы: обосновать актуальность темы исследования, цель задачи, объект, предмет исследования, какие методы использованы, основные теоретические положения и их подтверждение в процессе экспериментального исследования. Доклад не должен длиться более 15 минут.

Защита дипломной работы фиксируется в протоколе ГЭК.

Лучшие дипломные работы рекомендуются на конкурсы студенческих работ, а также к печати в студенческих научных сборниках.

Отзыв научного руководителя дипломной работы пишется в произвольной форме с учетом: актуальности темы научного и практического значения работы, степень самостоятельности в выполнении дипломной работы, новизну и оригинальность, использование литературы, логичность, последовательность, аргументированность содержания, соответствие профессиональной направленности выпускника.

Специалист-практик соответствующей квалификации предоставляет рецензию на дипломную работу, в которой освещает в основном те же вопросы, обращает внимание на оформление и отдельные недостатки работы.

По окончанию защиты ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты дипломных работ, оценивает их и принимает решение о присвоении студенту-дипломнику соответствующей квалификации.

Государственная экзаменационная комиссия принимает решение о выдаче диплома с отличием и рекомендации в аспирантуру.

Защищенные дипломные работы регистрируются и сдаются выпускающей кафедрой в архив на хранение.

Магистерская работа - это самостоятельная выпускная научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию, т. е. готовится с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Магистерская работа, с одной стороны, имеет обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра, а с другой - самостоятельным оригинальным научным исследованием студента, в разработке которого заинтересованы учреждения, организации или предприятия, при этом студент упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает их научную ценность или практическую значимость.

Структура дипломной работы включает: титульный лист; содержание; введение; разделы и подразделы основной части; выводы; список использованных источников; приложения.

При оценке выпускной квалификационной работы исходят из того, что магистр должен уметь:

- формулировать цель и задачу исследования;

- составлять план исследования;

- вести библиографический поиск с применением современных информационных технологий;

- использовать современные методы научного исследования, модифицировать имеющиеся и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- обрабатывать полученные данные, анализировать и синтезировать их на базе известных литературных источников;

- оформлять результаты исследований соответственно современным требованиям в виде отчетов, рефератов, статей.

Магистерская работа представляется в виде, который позволяет сделать вывод, насколько полно отражены и обоснованы положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы. Магистерская работа как научная работа достаточно специфическая. Прежде всего, ее отличает от других научных работ то, что она выполняет квалификационную функцию. В связи с этим основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации и умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Магистерская работа закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых студент-магистрант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений. Магистерская работа отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность которых обосновывается в каждом конкретном случае их использования.

Порядок выполнения и защиты магистерской работы можно представить в такой схеме:

1. Избрание темы магистерской работы.

Тема магистерских научных исследований должна соответствовать направлению профессиональной направленности в соответствии со специализацией.

2. Определение научного руководства.

Научное руководство магистерской работы осуществляется, как правило, ведущими специалистами профилирующей выпускающей кафедры факультета.

3. Утверждение темы магистерской работы, научного руководства.

Темы магистерских работ, выбранных магистрами, и научное руководство обсуждаются на заседании соответствующих кафедр и утверждаются решением ученого совета Университета не позднее, чем за 5 месяцев до защиты.

4. Составление плана магистерской работы.

На основании задания на выполнение магистерской работы и календарного плана работы, план магистерской работы состоит магистром самостоятельно, согласовывается с научным руководителем, утверждается на заседании кафедры.

5. Организация написания работы.

в Течение учебного года магистром проводится изучение научной литературы, практических материалов.

6. Рецензирование.

Не позже, чем за месяц до защиты работы она представляется научному руководителю для подготовки им отзыва на исследование, а затем направляется на рецензирование.

7. Проведение обсуждения магистерской работы, допуск к защите.

Предварительное обсуждение магистерской работы осуществляется на заседании профильной кафедры или совместных заседаний кафедр с учетом заключений научного руководителя и рецензентов и имеет целью проведение магистром анализа предложений и замечаний, доработки работы для ее защиты на ГЭК и получения магистром кафедрального допуска к защите, оформленного протокольно.

8. Представление магистерской работы к защите в ГЭК.

К защите допускаются магистры при условии полного выполнения учебного плана. Срок представления магистерской работы в ГЭК - 2 недели до защиты.

9. Организация защиты магистерских работ.

Для защиты магистерской работы создаются комиссии по основным направлениям научных исследований из числа самых опытных работников профессорско-преподавательского состава, а также с привлечением руководства отраслевых управлений в составе Председателя, секретаря, трех членов, и декана (заместителя декана) факультета.

 

ОТВЕТ №29. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Без глубокого знания сложившегося состояния педагогической теории и практики невозможно это состояние изменить и тем более осуществить прогнозирование их развития. Приобретается это знание в процессе специально организованных педагогических исследований. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях. Педагогическое исследование, по мысли В.М. Полонского, объясняет и предсказывает педагогические факты и явления.

Педагогические исследования по их направленности подразделяют на:

· фундаментальные исследования, которые своим результатом имеют обобщающие концепции, разработку моделей развития педагогических систем на прогностической основе и не преследуют непосредственно практические цели;

· прикладные исследования, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с изучением отдельных сторон педагогического процесса (содержание образования, разработка технологии педагогического процесса и т.д.);

· разработки, направленные на обоснование научно-практических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности педагогов и учащихся, управлению школой и другими образовательными системам; на создание учебных программ, учебников, пособий и т.д.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.

Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно составляет цель исследования. Цель – замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Формулировка проблемы и цели влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогической отношение, содержащее в себе противоречие. Объект – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе. Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов:

1 этап: общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и задач исследования;

2 этап: выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода);

3 этап: построение гипотезы исследования;

4 этап: выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;

5 этап: организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;

6 этап: анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;

7 этап: выработка практических рекомендаций.

 

ОТВЕТ №30. ПОНЯТИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обязательное требование при выполнении магистерской работы. Характеризует умение автора выбирать, понимать и оценивать её с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Важность для настоящего момента выявленных сведений называется актуальностью. Но не следует путать понятие с конъюнктурностью. Научные знания не должны зависеть ни от изменяющейся политической ситуации, ни от смены научных доктрин, ни от личных интересов автора. Их отличительными чертами должны быть объективность. Наряду с этим исследование


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.