Горизонтальная учебная программа старших классов — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Горизонтальная учебная программа старших классов

2017-07-09 275
Горизонтальная учебная программа старших классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

(А) 9-й класс

 

В обзоре Горизонтальной учебной программы должна быть представлена и программа 9-го класса. 14)

В учебном предмете «история» рассматриваются XV—XX столетия, причем цель этого рассмотрения — изложение ученикам руководящих идей данной эпохи и достижение таким образом понимания современности. Великие идеи и идеалы приводят к новым этапам развития (Французская революция, американская борьба за свободу и т.д.). На этих примерах выявляется основная проблема этого возраста: путь от идеала к его осуществлению требует восприятия действительности; власть, как и ее крушение, может быть следствием моральной жесткости. На глобусе исчезают последние «белые пятна», сознание пытается охватывать Землю как целое. В эту эпоху следует пробудить интерес к миру.

В физике рассматривается центральная область исследовательской деятельности человека: паровые машины, локомотивы, двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели (возможно и в 8-м классе). В 9-м классе ученик сталкивается с рационально структурированной техникой XVIII и XIX столетий. Паровоз и телефон обладают сходными свойствами: это – средства связи, коммуникации. Одновременно решающую роль играет и то, что ученик при этом познает и людей, их идеи и намерения, приводившие к открытиям. В этом смысле ученик может воспринимать технику как «становящиеся миром человеческие мысли», взгляд же на ход этих мыслей, равно как и на биографии изобретателей открывает ему впечатляющую и ободряющую картину, свободную от моральной нагрузки и современного культурного пессимизма.

В математике центральное место занимает комбинаторика вплоть до теории вероятностей; она представляет широкое поле для упражнений в формальном, логическом мышлении. Периодически проводятся все виды расчетов, а также вычисление площадей и измерение тел.

В геометрии на простых телах с плоскими поверхностями, особенно на «платоновских» делается попытка сформировать на основе внутреннего представления процессы, которые затем выполняются в виде конструктивно простых и пространственно наглядными косыми сечениями, хотя и в вертикальной параллельной проекции. Подобным же образом можно подходить и к геометрии конических сечений, и новшество по сравнению с 8-м классом заключается в том, что, исходя из упражнений в преобразовании представлений, можно получить эллипсы, гиперболы и параболы.

В биологии рассматривается та же область, что и в 8-м классе, — костная и мышечная системы человека и органы чувств. Таким образом, речь идет о той организации, с помощью которой человек непосредственно включается во внешний мир. Продолжая начатое в предыдущем году, можно значительно глубже проникнуть в строение и функции костной системы. Именно с ее освоением и с преодолением тяжести должен столкнуться молодой человек. Под этим углом зрения следует рассматривать и тему «Система органов»: органы чувств позволяют ему (молодому человеку) выходить за пределы собственной жизненной области, часто воспринимаемой как слишком тесная.

В географии, в старших классах, новым является охват Земли как на целого — в 9-м классе сначала на примере литосферы. Пробудившиеся у молодых людей, но еще не упорядоченные силы индивидуальности и усиливающаяся способность суждения направляются на геологические явления. Правильное понимание физической основы нашего существования на Земле, включающее тектонические и геоморфологические процессы, именно в этом возрасте помогает ориентироваться и придет уверенность.

В химии должны быть прослежены процессы возникновения веществ: продукты сжигания и перегонки; результаты обугливания и гниения органических веществ — до образования гумуса; происхождение нефти; превращения в растениях. На примере дистилляции ученик ощущает переход веществ сначала в летучее и потом снова в осязаемое состояние, просветление и очистку – т. е. процессы, в которые включен он сам.

Преподавание искусства, которое с началом обучения в старших классах вводится в виде самостоятельного нового предмета, имеет центральное значение для 9-го класса. Искусство должно создать противовес предметам цикла естественных наук с их неорганическим, безжизненным материалом (физика, химия) и строгими закономерностями и познакомить молодых людей с миром свободы, в котором определяющую роль играет созданный человеком порядок. Встреча с великими произведениями скульптуры и живописи должна пробудить в ученике радость от общения с искусством и дать понять, что в искусстве человек попадает в пространство свободы.

На рисовании работа идет исключительно со светом – тенью, с черным – белым (возможно также с линогравюрами), т. е. целиком в области действия тех полярностей, которыми живет девятиклассник. Осознанно обращаясь с этими полярностями в ходе творческой работы, ученики переживают потребности души. 15)

В преподавании родного языка сосуществуют два основных содержания. Одна «эпоха» имеет дело с выдающимися представителями классики и с их идеями. При этом возникает и вопрос о дружбе (например, Шиллера и Гёте). Этот вопрос связан с изменениями внутри отношений в классе и самих молодых людях. Второй темой является юмор. Юмор создает дистанцию по отношению к вещам, которую ученик должен преодолеть в подростковом возрасте. Кроме того, в юмористическом свете острота критики и самопознания смягчается, становясь переносимой. Смех – деятельность индивидуального человека, который таким душевным движением создает предпосылки для преодоления барьеров. Во всяком случае должны обсуждаться и такие противоположные смеху движения души, как сочувствие, сострадание и плач. В обусловленном эстетически процессе формирования обоих душевных качеств девятиклассник познает всеобъемлющее «напряжение» и возможности передачи мировых явлений. Грамматико-синтаксическая область преподавания связана с освоением различных литературных стилистических средств и форм и с упражнением в них.

Дистанцируясь от окружения, молодой человек отдаляется и от родного языка. Это может привести к возникновению собственного идиоматического языка молодых людей, в который преимущественно включаются выражения, взятые из иностранных языков. Эта склонность к «отчуждению» языка может быть полезной в преподавании иностранного языка, но она же может и эффективно противодействовать его разрушению, обычно связанному с этим. Грамматика повторяется систематически в виде широкого обзора, а для изученного ранее упражнения открывают новые возможности понимания. Ученики знакомятся со способом мышления, несвойственным родному языку, и возникающее при этом отдаление доставляет им радость. В качестве материала для чтения и в данном случае могут быть выбраны биографии исследователей, изобретателей и других выдающихся личностей того времени, о котором идет речь в курсе истории. Во внимании к людям, шедшим впереди своих современников по пути освоения Земли, зреют идеалы и цели молодых людей.

Преподавание музыки строится на основе аналогичных подходов. При помощи биографий великих музыкантов у ученика возникает интерес к их бессмертным произведениям. Как и в преподавании родного языка, здесь могут быть противопоставлены два великих классика – Моцарт и Бетховен. Для эпохи барокко может быть предложено противопоставление Генделя и Баха. Отличия барокко и классики могут быть показаны на примерах из произведений композиторов. Через посредство собственного вокального или инструментального исполнения этих произведений ученики учатся воспринимать их не только чувствами, но и благодаря «грамматике музыкального языка», слышать и передавать изменение тональности – и таким образом понимать метаморфозу стиля на переходе между барокко и классикой. Все, что имеет отношение к видоизменению, предполагает готовность к пониманию и благодаря помощи искусства, может помочь молодому человеку осознать собственный «процесс перестройки». Начиная с 9-го класса, ученики принимают участие в хоре или оркестре старших классов.

В преподавании эвритмии в движение и форму переводятся поэтические и музыкальные произведения того времени, которое имеет особое значение для 9-классников. Элементы искусства должны восприниматься осознанно, нельзя отказываться от юмора.

Преподавание садоводства может проходить в определенном классе, или быть растянуто на более длительный срок (формирование ландшафта, дорожное строительство, строительство лестниц, заборов и т.д.), или переходить в сельскохозяйственную практику. Две-три недели ученики живут в крестьянской семье и работают с ней вместе во дворе и в поле. Молодые люди, наряду с тем, что узнают множество новых вещей, экзистенциально познают природу как элемент, формирующий день и жизнь.

В обучении ремеслам, в столярном деле изучаются и применяются простые виды соединений дерева. В работе с текстилем шьют по разработанным самостоятельно выкройкам (юбка, жакет и т.д.). В работе с медью и плетении корзин совершенно различными способами получают похожие предметы: вазы и бокалы или различные виды корзин – внутреннее пространство возникает в результате тяжелой работы извне.

Для тех учеников, которые изучают только один иностранный язык, имеется альтернативная форма обучения. Она может быть ремесленно-практической или ремесленно-художественной, например кукольный театр (9 – 12й классы). Это предмет, в котором в ходе интенсивной работы делается попытка оживить мертвую вещь (куклу), вдохнуть в нее душу. Марионетки, «ручные» куклы и куклы на тростях изготавливаются самостоятельно, строятся декорации; должны решаться и задачи режиссуры, установки освещения и т. д. В данном случае преподавание, проходя через множество рациональных механико-технических процессов, в конце концов приводит к «новой жизни», что счастливо и с воодушевлением познается во время представлений.

 

Основанные на человековедении критерии достижения целей образования для 9 класса

 

Если посмотреть на относящиеся к разным учебным предметам наметки учебных программ, то можно отчетливо увидеть цели образования, о которых идет речь в этом возрасте, исходя из положений Учения о человеке:

Структурирование мышления; развитие интеллекта; простые логические, каузальные выводы; от суждения на основании с участием чувств (8й класс) к суждению, основанному на понимании.

Работа с наглядным, предварительно структурированным, легко усваиваемым содержанием; от открытия (7-й, 8-й классы) к изобретению. Аналитический подход при постижении общих взаимосвязей.

Развитие интереса к миру; получение знаний на основе фактического материала. Знакомство с техникой как с «пятой, созданной человеком областью», открытие ее как «ставших миром мыслей». Человек как творец культуры. Переживания многообразия мира (ср. H. Schirmer, Stuttgart, 1993, S. 165).

Знакомство с идеями и идеалами, приводящими к продуктивным результатам: идеалы с волевым характером как душевная опора, биографии личностей, достойных подражания («идеалист»).

 

(В) 10-й класс

 

Каким оказывается 10-й класс в сравнении с 9-ым классом? Отдельные личности больше выделяются в работе из «массы». Должны делаться шаги в сторону собственной активности, к «нахождению себя» отдельными учениками, и эти шаги должны сначала делаться в области мышления. Ясность мышления и возрастающая способность к оценке должны помочь ученикам избавиться от произвола симпатий и антипатий. Поэтому требуется аналитическое знакомство с закономерностями, которые могут быть познаны в мышлении.

Рекомендации Рудольфа Штейнера к учебным программам по биологии от 17.6.1921 (GA 300/2) гласят: «Сделать человека понятным как отдельно взятое существо... Физический человек со своими органами и функциями органов в связи с душевным и духовным». – Однако в качестве исходного следует выбрать морфологический подход, к которому затем постепенно добавляется физиологическое и психосоматическое рассмотрение органов. Тем самым перед молодым человеком открывается область «самого себя», где взаимодействуют те процессы развития, которым он столь интенсивно подвержен именно в этом возрасте.

В географии целостный подход теперь распространяется на водную и воздушную оболочки Земли, на климатические зоны и на другие сферы (внутренняя часть Земли, наружные сферы). Рассматриваются также их разнообразные взаимосвязи и движения. Тем самым продолжается построение основы для понимания биосферы и экологии. Целью должно быть все большее понимание Земли как живого организма, чрезвычайно чувствительно реагирующего на вмешательство в его ритмы и круговороты.

В преподавании садоводства звучат мотивы культивирования, создания садовых и огородных культур: если в 10-ом классе преподается садоводство, то его содержанием должна быть «загадка прививок», то есть своего рода облагораживание. Как сельскохозяйственная практика в 9-м классе может представлять собой особую форму садоводства, так и здесь вместо садоводства можно вводить практику по лесоводству. (И в этом случае отчетливо виден аспект культивирования!) Эта практика не должна рассматриваться как альтернатива, он может означать также дополнение и углубление.

В эпохе истории на передний план выдвигается аспект, связанный с географией: «Зависимость развития человечества и человеческой культуры от условий проживания на Земле». Кочевничество и оседлость, особенности культуры Египта и Греции должны быть поняты с учетом их тогдашнего географического положения. И здесь воспринимается связь человека и Земли, а также развитие человека, который, оказываясь вне группы, все больше и больше превращается в индивидуума.

Эпоха родного языка начинается с того же. Если это – немецкий язык, то ученик, занимаясь нордической мифологией на основе выдержек из «Эдды», исландских саг, «Песни о Гильдебранде», а также примеров из верхнестаронемецкой поэзии, может испытать разрыв старых связей в результате возникновения чувства личной ответственности. Во время занятий «Песнью о Нибелунгах» наряду с прочим может быть обсуждено равитие от старогерманской привязанности роду к христианско-этическому сознанию. В такой эпохе может также методически осуществляться и второй образовательный аспект – здесь имеется возможность, исходя из верхнесредненемецкого языка, прослеживанием изменения звуков и изучением сравнительной грамматики, постигаать становление языка и принципы его построения.

 

К изобразительным видам искусства, которые становятся предметом рассмотрения в преподавании искусств, подключается поэтическое творчество, языковое искусство. Тем самым к искусствам пространства присоединяется «искусство времени». Законы формирования поэтического произведения – ритм, звучание, образ – рассматриваются на эпических, лирических и драматических примерах; кроме того, проделываются собственные упражнения (так называемая «эпоха метрики и поэтики»). Во второй эпохе может быть продолжено рассмотрение живописи с обсуждением искусства областей, лежащих севернее Альп (Дюрер, Гольбейн, Грюневальд, Рембрандт). В целом рассмотрение смещается от композиционно формальных подходов, от принципов создания, в сторону понимания и познания, выступающих на передний план в соответствии с потребностями десятиклассников.

Преподавание эвритмии поддерживает метрику и поэтикуподходящими примерами, проявляющимися в коллективном движении. Ученики должны самостоятельно придумывать его формы.

В иностранных языках вступает в законные права юмор. Восприятие смысла в результате непосредственного понимания (без перевода) приносит радость. Одновременно с этим впервые развивается понимание стиля. Поэтому во всё возрастающей степени применяется неадаптированная литература. К радости от прозрачности мышления может присоединяться радость от грамматики как от инструмента. Согласование времен в прямой и косвенной речи во французском языке, залог (Verlaufsform) и Perfekt в английском требуют точного мышления и соответствующего способа высказывания. Представление о положении дел и его обоснование: аргументация на чужом языке требует способности думать на этом языке.

В преподавании музыки стремятся создать у учеников предпосылку способности обсуждать музыку для ее истинного понимания. Примеры музыкальных произведений упражняют в хоровом пении и в камерном оркестре. Учение о гармонии расширяется при помощи примеров в общем русле изученного.

Эпохи математики, физики, химии, начертательной геометрии и практика по землемерию сходны по своим подходам. Особенно четко проявляются педагогические принципы в содержании физики. Нигде законы природы не бывают столь наглядны и не могут быть более четко выведены, чем в области классической механики. Молодой человек может продвигаться от эксперимента к наблюдению и далее к закономерности, к формуле и к расчетам, и при этом он не сталкивается с чем-то непонятным, необъяснимым. При этом тренируются четкость наблюдения, способность делать логические выводы, прослеживать причинные связи и аналитически мыслить. Основной задачей для десятиклассника является выход в жизненную практику.

Практика по землемерию представляет великолепное поле деятельности для того, чтобы соответствующим образом, измеряя ичертя, обходиться с Землей – с малой ее частью. Эту часть после одно-двухнедельной практики школьник знает «как свои пять пальцев». Узнают решение – как технически, – так и в том, что касается географических изменений, – и при этом обучаются точности. В тесной связи с этой практикой находится содержание тригонометрии, образующее основную часть первой эпохи математики и применяемое в землемерном деле. Теорема о косинусах помогает и в физике выполнять расчеты в области статики.

В области ритмичного счета, вычисления степеней и логарифмов можно работать над дальнейшими математическими закономерностями. Математика в этом классе повсеместно должна характеризоваться тесной связью с жизнью.

Область иррациональных чисел и несоизмеримости, из которой может быть выведена закономерность золотого сечения, указывает у человека уже на другую разновидность закона формирования и потому должна рассматриваться в 11-м классе.

В химии работа ведется с полярностью «кислота – основание», а также с образованием кристаллов солями. Эта эпоха находится в непосредственной связи с эпохой геометрии, где работа в основном ведется с правильными и близким к правильным телами, а также закономерностями их симметрии в виде рисунков.

В технологии бывает представлен путь от волокна через нить до текстильной обработки; он проделывается кустарным образом. Так же, как и в землемерном деле и в других практических предметах, само изделие исправляет ученика своей неуязвимой «объективностью». Центром тяжести здесь можно считать возможность практического применения изделий. Наряду с этим можно обсуждать и другие виды их технического применения в практической жизни – переключение скоростей у велосипеда, слив в уборной и т. п.

Частью технологии можно считать и информатику, преподавание которой должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляет сегодня эта область к людям. Это значит, что в этом предмете должно быть достигнуто понимание действия основных элементов компьютера. В этом классе можно в связи с физическими основами и математическими знаниями практически работать с основными простейшими элементами электронного процессора.

Потребности ученика в практической, осмысленной деятельности отвечают практические занятия по оказанию первой помощи. Вмешаться в нужный момент, уметь делать необходимое, уметь принимать решения – все это дает ученику уверенность.

В преподавании искусства – идя от основных упражнений в лепке – экспериментируют с полярными закономерностями «выпуклый – вогнутый»; в живописи (если в 10-м классе занимаются живописью) техника лессировки акварелью поднимается на более высокий уровень.

Основанные на человековедении критерии результативности образования для 10-го класса

Объективность и ясность мышления; логические, причинные выводы (оценка понимания – оценка понятия).

Аналитическое знакомство с мировыми закономерностями. Знакомство с чисто материальным, физически-чувственно осязаемым. Стать (полностью) сознательными жителями Земли. Понимание мира в его закономерностях. Интерес направляется внутрь (ср. H. Schirmer, a.a.O., S. 165).

Надежность познания: мир истинен.

Развитие точности в действиях, в жизненной практике.

Развитие возрастающего чувства ответственности за собственные поступки.

 

 

(С) 11-й класс

 

Если рассмотреть учебную программу 11-го класса, то по отдельным предметам и их содержанию можно увидеть, какая тема в этом классе приобретает наибольшее значение, проходя через все предметы: завершающееся, процессуальное и обновляющееся. Из этой тройственности взгляд всегда устремляется на нечто, выходящее за пределы конечного пункта –на область глубины и ширины (вплоть до бесконечности). «Теперь к взгляду вдаль (9-й класс) и взгляду назад (10-й класс) добавляется стремление к общему взгляду» (H. Schimmer, a.a.O., S. 165).

Подобное проявляется в математике, например, в последовательностях и рядах, где при вычислении сложных процентов неограниченное количество отдельных шагов преодолевается понятием предела; но это становится явным также и в учении о клетке и в микроскопии, входящих в состав преподавания биологии, или в экологических упражнениях. В этом случае взгляд устремляется как в микроскопически малые миры, так и в макроскопически масштабный мир всей биосферы. Это оказывающее помощь «выворачивание», может быть, уже известно ученику из первыхвводных занятитий по проективной геометрии.

Преподавание химии может стремиться к формированию общего взгляда путем разбора индивидуального характера элементов во взаимодействии химических веществ. В этой связи можно рассматривать и «Периодическую систему элементов», которая, однако, должна быть представлена не в виде заданного, упорядочивающего принципа, а как особое открытие, в котором проявляются (только) определенные закономерности.

Сходные аспекты можно увидеть и в содержании физики. Если в 10-м классе это было еще действие сил механики, которое могло выводиться целиком из чувственного, наблюдаемого, то в 11-м классе это действие электромагнитных полей, лучи (до радиоактивности) и теории строения материи. В своей логически завершенной однозначности они несут противоречие и таким образом указывают на непредставляемую область действительности. Так, физика и химия могут рассматриваться как взаимосвязанное единство.

Также и в одной из двух эпох математики закономерности евклидовой геометрии переносятся в проективную геометрию. Путем знакомства с «бесконечно далекими элементами» (удаленная точка, удаленная прямая, удаленная плоскость) следует мысленно постичь бесконечность. В учении о колебаниях приводится в движение содержание тригонометрии 10-го класса и создается математическая основа для понимания связанной с волновой теорией основы всех беспроволочных способов передачи информации (физика 11-го класса). И в сферической тригонометрии ученик уже ощущает повышение уровня изучения тригонометрии на плоскости. Тригонометрия на плоскости, как и аналитическая геометрия, представляет собой соединение арифметического и геометрического. Как и во многих других областях, таким образом в 11-м классе связываются друг с другом две до тех пор раздельно воспринимавшиеся учениками и развивавшиеся области работы; связи начинают замыкаться.

Приходящее к концу, процессуальное и обновляющееся – это к тому же и темы уроков истории, посвященных трем наследствам античного периода, которые внесли свой вклад в развитие и распространение христианства. Вопросы о смысле жизни и страданий в том виде, в каком они, например, представлены в эпосе о Парсифале, могут возникнуть снова в духовной и культурной истории средних веков, о которых идет речь в этом году, а также и в собственной душе. Суть этой исторической эпохи выявляется в борьбе противоречий и их преодолении: папа и кайзер, церковь и государство, христианство и ислам, «Царство Божие» («Gottesstaat») Августина, спор об универсалиях и т. д.

В преподавании родного языка (немецкого) можно использовать средневековый эпос «Парсифаль» в качестве примера романа развития (Entwicklungsromans). Детская наивность, приключения, рыцарство, знакомство с миром, взросление, отход от родителей – биографические параллели. Смерть, крест и воскресение возникают как прообразы христианства. Вопрос Амфотерасу обозначает стандарт восприятия положения человека. Во второй эпохе мотивы Парсифаля могут рассматриваться как центральные в литературе последующих столетий вплоть до современности.

В иностранных языках на первый план выступает чтение великих поэтов и драматургов (в случае английского языка в первую очередь Шекспира). Кроме этого могут рассматриваться в измененном виде и в виде игр на иностранном языке темы, затрагиваемые в преподавании родного языка.

В эпохе географии этого класса различаются два подхода: с одной стороны, учеников теперь можно выводить за пределы того, что могло быть представлено ранее. Этому, следуя старой традиции, может служить введение в картографию, причем различные проекции глобуса на плоскость прорабатываются математически, и в виде рисунков. И астрономия, также иногда выделяемая в самостоятельную эпоху, выводит учеников за пределы земных представлений. С другой стороны, молодой человек в 11-м классе начинает более осознанно душевно и социально искать собственное место, свою «внутреннюю родину». Навстречу этому стремлению идет экономико-географическое рассмотрение Земли, поскольку с ним в сознание входит еще одна «оболочка», которую создает сам человек. Как носитель культуры и существо, ведущее хозяйство, человек осваивает и обустраивает пространство, при этом все более развивая широкое пространственное сознание.

Преподавание технологии связано с изучением темы «Энергия и вещество». В этом преподавании рассматриваются, вплоть до технических деталей, различные возможности получения энергии (тепловые, атомные, водяные и ветровые электростанции, получение солнечной энергии), но доводятся до сознания и последствия необдуманного обращения с энергией. Нигде нельзя более отчетливо, чем в области энергии, увидеть невыразимую непрерывность «мира, в котором мы живем». Сами собой появляются связи как с физикой и химией, так и с экологией. Тема «Вещество» приводит учеников к изготовлению бумаги, ее переработке и ко всему тому, что связано с индустриализацией этой области (вплоть до средств печати или проблемы реутилизации бумаги).

В преподавании информатики смысл перехода от 10-го к 11-му классу состоит в том, чтобы ученики понимали процессы, не- воспринимаемые с помощью органов чувств. Соотношение причины и следствия, выяснявшиеся в 10-м классе в результате поэтапного прослеживания всех звеньев, теперь должно выводиться в основном мыслительно. Наблюдения по электростатике переносятся, в виде представлений, на невоспринимаемые области. Физико-техническую основу образуют полупроводники и технология их обработки.

В преподавании искусства на передний план выходят общие темы и обзорные точки зрения. Выяснение противоположностей и сходства различных искусств ведет к противопоставлению живописно-скульптурных и музыкально-поэтических видов. Лейтмотивом рассмотрения становятся противоположности типа «аполлонически – дионисийский» или «импрессионистски –экспрессионистский». Включение сюда музыки, как еще одного вида связанного со временем искусства, может стать самостоятельной эпохой, но можно и объединять музыку и живопись в общей эпохе.

Определенный путь через импрессионизм и экспрессионизм может быть пройден и в области живописи. Так же обстоит дело и в области лепки: там попытка выразить в формах человеческого тела простые душевные состояния или настроения (вопрос, ответ, разговор, радость, печаль). И здесь осуществляется та же попытка сформировать «объективное» в области «субъективного».

То, о чем шел разговор на музыке, поддерживается на занятиях эвритмией, где проводятся упражнения с аполлонческими и дионисийскими поэтическими произведениями и музыкой, даются характеристики стилей и стимулируется формирование способностисуждения. Поэзия и музыкальная сторона должны объединяться в одно целое. Сама собой разумеющаяся жизнь в собственном движении, утраченная в подростковом возрасте, должна теперь снова быть достигнута на новом уровне и сформирована в собственную идентичность в жестекуляции и движении.

В значительной степени отражает характер 11-го класса социальная практика. 15) В течение трех недель учащиеся работают в больницах, клиниках, домах и школах для инвалидов. Благодаря зримым и переживаемым физическим недостаткам «духу времени» противопоставляется что-то от человечности. При этом может быть пробуждено новое осознание качеств чувственных впечатлений. То, что при этом со временем может возникнуть снисходительность к физическим недостаткам других людей, а также и к собственным, таит в себе возможности дальнейшего развития.

 

Основанные на человековедении критерии достижения целей образования для 10-го класса

 

Вырабатывать объективность чувств и вместе с тем усиливающуюся способность суждения в душевном мире (суждение вкуса, стиль, закономерности в социальной жизни).

Выработать подвижность мышления и перевести в новые масштабы закономерное, строго логическое из материала 10-го класса.

Стимулировать мышление во взаимосвязях (синтез); процессуальное мышление, выходящее за пределы чисто каузального (отношение с изменением причины – процессы с обратной связью).

Мыслить бесконечность; ощущать нечувственное.

Переживание преодоления темноты, страдания и смирения.

 

(D) 12-й класс

 

Постановка вопросов у 18 – 19-летнего молодого человека отличается от таковой у 17-летнего. Часто вопрос звучит так: «Как я, как отдельный человек, влияю на социальные, хозяйственные, технические и политические процессы? где я нахожусь?»

Завершая развитие двенадцати школьных лет в учебной программе 12-го класса должно явиться в виде большого девиза то, что представляет собой важнейший аспект образования в вальдорфской школе: человек – душа творения; человек как центральное существо космоса. Этим характеризуется охватывающая различные предметы тема года в 12-м классе.

В преподавании биологии постановка задачи такова: накопленные за последние годы сведения и навыки следует довести до уровня обобщающего обзора. При этом биологии придается особое значение в сравнении с науками о неорганическом мире. В этот последний школьный год имеются две биологические эпохи: ботаника высших растений и общая зоология со взглядом на человека. Как в младших и средних классах входящий в мир подрастающий ребенок обращается к миру человека, которому он доверяет, постепенно опускаясь от других царств природы к минералогии, так и в старших классах им может быть проделан обратный путь – от простейших форм жизни, вглядываясь в возрастающую последовательность областей природы вплоть до человека, и при этом станет ясно, что мотив развития является жизненным мотивом.

У географии в этом классе завершающая роль. Ученики стоят на пороге совершеннолетия и обращают свой взор на ситуацию в мире и на свое личное будущее. Они готовы еще раз рассмотреть некоторые «правовые вопросы» предыдущих лет, в том числе и взятые из других предметов. В центре преподавания может быть культурная дифференциация человечества Земли, его расы, культуры, а также общественно-политическое устройство. Это расширяет тему 7-го и 8-го классов, подводя ее к пониманию духовных сил, благодаря которым Земля несет на себе человеческий отпечаток. Можно говорить о культурной «оболочке» Земли.

Сходным образом ученик 12-го класса должен постигать своеобразие речи и мышления в иностранном языке, а также узнавать о наиболее важных импульсах людей того или иного культурного круга на родном для них языке. Таким образом может быть достигнуто основательное, качественное понимание вклада каждого культурного круга в мировую историю, а как следствие – и более глубокое понимание собственных культуры и языка.

Одной из целей преподавания музыки является знакомство со свойственным 20-му веку языком музыки и его понимание. При этом ученик должен самостоятельно ориентироваться в музыкальных вопросах современности. Интерес к направлениям композиторской мысли нашего времени может восприниматься и как интерес к современному положению человечества.

На уроках родного языка ученик работает над литературно-историческим обзором и рассматривает явления вплоть до современности; тем самым он развивает способность восприятия письменности как «симптома» развития человеческого сознания. Упомянутый выше обзор не должен ограничиваться родным языком, в него должна включаться и всемирная литература. Знакомство с образом современного человека в том виде, как он представлен в литературе 19-го и 20-го столетий, может привести к интенсивной работе над «Фаустом» Гете. Эта драма знакомит с современной картиной науки, ее достижениями и границами.

Определенную связь с географией можно найти у Рудольфа Штейнера в данных учебных планов по истории. Там, наряду с прочим, речь идет о выработке качественного понимания того, что касается внутреннего строения, периодичности общего развития культур (что такое древний мир, средние века, Новое время в соответствующем историческом культурном кругу?). В этой эпохе придается бесспорное значение восприятию исторически определенного как внешнего отражения внутренних взаимосвязей развития, и это означает продолжение каузального подхода к историческому материалу. В ходе преподавания это приводит к осознанию собственного положения, а также к представлению о том, что каждый отдельный человек делает историю своим в ней участием или неучастием, что он влияет на окружающий мир и, следовательно, должен и может нести свою долю ответственности. Преподавание истории в 12-м классе, дополняемое обществоведением, изменяет подход: за хронологическим построением курса следует построение по тематическим связям, процессам и рассмотрение процессов, происходящих на определенном отрезке времени. Молодому человеку должно быть дано представление о философии и методологии исторической науки.

Чтобы политическое образование могло быть активно воспринято, исходными моментами для проработки материала в курсе обществоведения каждый раз могут быть прорабатываемые в группах конкретные случаи (например, процесс в Верховном суде, разбор коллективного договора, предложение по современному законодательству для Бундестага) и экскурсии. При этом рассматривается европейское государственное, правовое и хозяйственное развитие от Французской революции до общественного и государственного устройства конца 20-го столетия. Раскрывая права гражданина и человека, можно конкретно изучать линии развития, а с их помощью анализировать, например, конфликты: «восток – запад» и «север – юг». Таким образом, и в этом случае благодаря рассмотрению отдельных примеров самого разного направления воссоздается общая картина человеческо


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.