История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация и самоорганизация работы

2017-07-09 787
Организация и самоорганизация работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Организация и самоорганизация самостоятельной работы - это действия учителя и ученика, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения заданий.

В процессе организации сам.раб. должна быть принята во внимание специфика учебного предмета.

Умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы исследований, ответ в целом отрицательный. Следовательно, можно констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Может ли готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе определить новую форму деятельности, а не просто способ выполнения домашних заданий? Ответ утвердителен, но неоднозначен. Он определяется тем, что, во-первых, формирование такой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности. Во-вторых, неоднозначность определяется тем, что эта способность эффективно и как бы самопроизвольно формируется только у учащихся, обладающих положительной учебной мотивацией и положительным (заинтересованным) отношением к учебе.

Естественно, что проблема формирования у учащихся способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (особенно внутренней мотивации на процесс и на результат деятельности), воспитания интереса к учению.

20. Обучающийся как субъект учебной деятельности. Обученность, обучаемость, критерии оценки.

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса. Каждый обучающийся имеет индивидуальные личностные и деятельностные особенности: особенности задатков, способностей, интеллектуальной деятельности, самооценки, работоспособности, а также выполнения деятельности. Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.

Проявления, показатели обученности: активность ориентровки в новых условиях, интеллектуальная инициатива, восприимчивость к помощи другого человека при выполнении трудного для ученика задания, способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач (перенос), темп продвижения ученика.

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Мар­кова) как совокупности всех характеристик психического разви­тия, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трак­товке обученность соотносится с уровнем актуального разви­тия, а обучаемость — с зоной ближайшего развития.

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, ус­тойчивость, самостоятельность мышления. Обобщение и ана­лиз, лежащие в основе умственных способностей, по С.Л. Рубиштейну, определяют возможности быстрого, качественного пе­реноса и развития теоретического мышления.

Основные показатели обучаемости — темп продвижения в ос­воении знаний и формировании умений, легкость этого освоения, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыко­вой, являются экономичность и темп мышления; объем конкрет­ного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и пор­ции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к са­мообучению; работоспособность и выносливость.

Показатели обучаемости:

— активность ориентировки в новых условиях;

— инициатива в выборе необязательных заданий, самосто­ятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показате­ли могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной иници­ативы как единицы творческой активности;

— настойчивость в достижений поставленной цели и «поме­хоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвле­чений, препятствий;

— восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям разработана методика определения (ди­агностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмы­ковой, лежат следующие положения:

— диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;

— методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положитель­ные черты которого должны соединяться со строгостью лабора­торного эксперимента;

— обучаемость диагностируется в проблемных учебных си­туациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

— время диагностического эксперимента не должно ограни­чиваться при соблюдении требования его фиксации;

— сочетание индивидуальных и коллективных диагностиче­ских процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

Педагогическая оценка и личность школьника.

Психологами определено, что оценка учителя является фактором формирования:

1) мотивации учебной деятельности;2) самооценки учащегося;3) отношения учащегося к учебной деятельности;4) эмоционального состояния школьника;5) психологического климата в ученическом коллективе, отношений между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем;6) нравственного развития ученика, умственной работоспособности школьника.

Влияние оценки на самооценку. У слабоуспевающих учащихся формируется неадекватная оценка с тенденцией к завышению или к занижению. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха.

Отношение к учебной деятельности. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то постоянные переживания неудачи актуализируют неуверенность в себе и чувство неполноценности, на этом фоне снижается уровень притязаний, что препятствует формированию активно положительного отношения к учебной деятельности.

Критерии оценки знаний учащихся таковы: глубокий, с привле­чением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; твердое знание материала в пределах программных требований — четырымя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами; наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявле­ние непонимания сути, не владение навыком оценивается отри­цательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (использует­ся очень редко). Практически четырехбалльная система не поз­воляет достаточно объктивно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время в некоторых школах и вузах стали использовать 10-балльную систему, которая позволяет более точ­но оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.