Здоровьесберегающие технологии. Типы, критерии оценки — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Здоровьесберегающие технологии. Типы, критерии оценки

2017-07-09 2499
Здоровьесберегающие технологии. Типы, критерии оценки 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

- медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);

-образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

-социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

- технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

- педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья. Главный признак здоровьесберегающих образовательных технологий – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Виды здоровьесберегающих технологий

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

· валеологического просвещения родителей;

· здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактической технологии

· организация мониторинга здоровья дошкольников;

· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

· организация и контроль питания детей;

· организация физического развития;

· организация закаливания;

· организация профилактических мероприятий в школе;

· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

· организация здоровьесберегающей среды.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

· технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей

· папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы.

18.Мотивация исследовательской деятельности обучающихся. Содержание и методы руководства проектно-исследовательской деятельность школьников.

Учебно-исследовательская деятельность школьника – это процесс решения научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть всё многообразие изучаемого предмета. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, кроме тех, которые содержатся в базовом курсе средней школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Цель учебно-исследовательской деятельности в педагогическом смысле – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Особенность такой цели в том, что в условиях информационного общества, в котором знания о мире быстро устаревают, главными становятся не столько сами знания, сколько способы и методы их приобретения и использования. В то же время в процессе исследовательской деятельности учащихся должны получить основные представления о методах исследования, научиться системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов. Приобретаемые в ходе учебно-исследовательской деятельности умения видеть проблему, формулировать ее, намечать пути ее разрешения, прогнозировать результаты, использовать соответствующие методы разрешения, поиск признания найденного решения окружающими создают основу для решения проблем жизненного плана. К числу самых популярных в психологии концептов, объясняющих причины и побуждения, формирующие поведение человека, а также направленность и активность его деятельности относятся понятия «мотивация» и «мотив».
Психологи выделяют внутреннюю, связанную с процессами познания, социального взаимодействия и личностными качествами ученика, и внешнюю мотивацию, складывающуюся вне самой учебной деятельности и влияющую на нее внешними стимулами поощрения или наказания. В соответствии с другой типологией мотивы разделяют на познавательные, связанные непосредственно с содержанием и процессом познания, и социальные, отражающие связь с окружающим социумом. Учитывая обе типологии, можно выделить следующие мотивы учебно-исследовательской деятельности: познавательные внутренние, к ним относятся овладение новыми знаниями, интерес к процессу самостоятельного добывания знаний, освоение способов получения знаний, самопознание своих возможностей и их развитие и прочее; социальные внутренние, включающие ответственность, ориентацию на будущую профессию, понимание необходимости исследовательских умений в жизни и т. д.; познавательные внешние, отражающие в частности поощрение выполнения учебного исследования, признание авторства учебного «открытия»; социальные внешние – получение одобрения учителей, родителей, сверстников, избегание наказания, ориентация на лидерство и тому подобное. Исследовательская деятельность учащихся – особый процесс, который происходит поэтапно и опирается на установленную в психологии структуру познавательной деятельности, состоящей из вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, формирования мотивационно-ценностного отношения к исследовательской деятельности, обучения технологии исследовательской деятельности, отработки полученных навыков на решении исследовательских заданий. Основные этапы формирования исследовательской культуры учащихся: адаптационно-пропедевтический этап (диагностика уровня информированности учащихся об исследовательской деятельности, выявление факторов, препятствующих участию в исследовательской деятельности; развитие мотивации учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение полноты знаний учащихся об исследовательской деятельности; разработка контрольных заданий и вопросов для выявления динамики формирования исследовательской компетентности); деятельностно-формирующий этап (подбор и разработка задач исследовательского характера для самостоятельной работы; обучение учащихся основам и логике организации научного исследования; рациональное планирование форм самостоятельной работы в рамках дисциплин); продуктивный этап (вовлечение в процесс самостоятельного поиска решений учебно-познавательных задач, организация переноса усвоенных умений в новые условия, формирование стремления к преодолению креативных затруднений, развитие самоконтроля в исследовательской деятельности).

Работа педагога со способными детьми, желающими заниматься исследовательской деятельностью, требует от него особой педагогической культуры.

Методикой руководства учителем проектной деятельностью учащихся является объяснение сути проектного метода, предоставление вариантов проектов, знакомство с содержанием и объемом, требованиями к его оформлению, акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны).

А так же предоставление достаточной учебной информации при проектировании. Но здесь надо учитывать то обстоятельство, что избыток этой информации может помешать учащимся в большей степени, чем ее дефицит, подавляя их самостоятельность и активность.

Учитель должен контролировать, поправлять и направлять ученика на поэтапной разработке творческого проекта. Применяя метод взаимодействия учитель- ученик, который способствует отношениям при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, позволяющие не только достичь запланированного результата, но так же при этом происходит развитие внутреннего мира растущего человека.

Для достижения высокой результативности в учебно-исследовательской деятельности до сведения всех обучающихся, занимающихся такого рода деятельностью, доведены четкие критерии оценки исследовательских работ: актуальность исследования, его практическая значимость, новизна исследования, эффективность исследования, логическая доказательность, наглядная демонстрация и результативность исследования.

 

19. Определение самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности. Организация и самоорганизация в самостоятельной работе.

Говоря об учебной деятельности, исследователи традицион­но имеют в виду работу ученика в классе. Однако организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по учеб­ному предмету. Под са­мостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные ви­ды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредствен­ного участия учителя, но по его заданиям (А.А. Миролюбов).

Именно в сам.раб. более всего могут проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качест­ва. Самостоятельная работа обучающегося может служить осно­вой перестройки позиций в учебном процессе.

Определение внеклассной и внешкольной работы, согласно которому она представляет собой различные ви­ды деятельности учащихся, положено в основу рассмотрения самостоятельной де­ятельности учеников многими исследователями. Формы самостоятельной работы, та­кие как внеурочная, внеклассная, внешкольная, объединяемых общим понятием «внеучебная работа». Формулируются три ос­новных отличия внеурочной работы: добровольность участия школьников в ней, внеурочность проведения, большая самосто­ятельность. Определение самостоятельной работы

Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следст­вие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время.

Во-вторых, самостоятельная работа — бо­лее широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение за­даний, данных учителем в классе на дом для подготовки к сле­дующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеу­рочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу обу­чающегося. Но в целом это параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим вырабо­танной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма учебной деятельности обучаю­щегося. Это высшая форма его учебной деятельности, форма са­мообразования, связанная с его работой в классе.

Прежде всего, сам.раб. должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся цело­го ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятель­ности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смыс­ла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчине­ния выполнению этой задачи других интересов и форм своей за­нятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.