Философия и наука как типы рациональности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Философия и наука как типы рациональности.

2017-07-01 822
Философия и наука как типы рациональности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня наука быть может определена как рационально-предметная работа сознания. Ее ключевая цель – построение мысл. моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания невозможно ни чувственный опыт ϲам по себе, ни художественное воображение, а только мышление (Лебедев). Рациональное мышление (и рациональное знание) – более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно.
Различные авторы под рациональностью понимают логичность, мотивированность, научность, экономность, связанность с ситуацией.
По Веберу, рациональность – точный расчет адекватных средств для достижения данной цели (отсутствие содержательной оценки цели, средств деятельности). Но: деятельность быть может нерациональной в общечеловеческом плане: геноцид.
По Витгенштейну, рациональность – комфортность, наилучшая адаптированность к обстоятельствам. Но рациональная практика антикомфортна.
Можно говорить о существовании 4-ех типов научной рациональности:
- логико-математическая рациональность: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость.
- естественно-научная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная верифицируемость.
- инженерно-технологическая однозначность: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность.
- социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурулогическая обоснованность, адаптивная полезность.
Выделяются три стадии развития науки (классическая, неклассическая и постнеклассическая), каждой из которых соответствует научная теория и каждое состояние науки характеризуется через тип рациональности.
(Степин) Классическая научная рациональность
Фундаментом формулировки проблемы рациональности выступает философия Нового времени.
Решающим фактором послужило возникновение экспериментально-математического естествознания. Рациональность трактуется как разумность и связывается со свойствами прогрессивного мышления и целесообразной деятельности.

Охватывает период с XVII до конца XIX века и связан, прежде всего, с деятельностью таких мыслителей, как Галилей, Кеплер и Ньютон. Начало ее было положено в трудах Коперника.- гелеоцентрич. км, Галилей – метод теор и мысл экспирем, Ньютон 0 классич. механика
Ее основные принципы:
- постулирует стабильность и универсальность порядка природы; - человеческий разум – активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи устойчивых и универсальных категорий мышления; - предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех
Неклассическая научная рациональность.
Переход произошел во второй половине XIX – начале XX веков и был связан с кризисом мировоззренческих установок. Происходят революционные преобразования в самой науке - открытие теории относительности, радиоактивности и квантовой механики, исследование электричества и магнетизма, возникновение генетики, кибернетики.
-отказ от прямолинейного онтологизма и возникает понимание относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. - Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга, конкретных теоретических описаний одной и той же реальности.
- субъект познания детерминирован окружающим миром, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. - Объект познания - процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. - категории случайности, возможности и действительности.

Постнеклассическая наука и научная рациональность.
Понятие было введено Степиным для обозначения этапа в развитии науки, связанного с научной революцией. Информация размещена на реферат7.ру. Для этого периода характерно: - компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством; - распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; - повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; - изменение самого объекта – открытые саморазвивающиеся системы; - использование в естествознании методов гуманитарных наук (принцип исторической реконструкции).
В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика (теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. В науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос и т.д.
Активизируются процессы интеграции: появляются науки междисциплинарного характера, происходит образование смежных научных дисциплин на стыке дисциплин традиционных, научные знания применяются практически во всех сферах социальной жизни, изменяется характер научной деятельности.

В науке распространяется принцип глобального эволюционизма

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.