Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе и культуре. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе и культуре.

2017-07-01 818
Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе и культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Природа, общество и культура в социальном познании. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм. Выделяют следующие формы вненаучного знания: 1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное; 5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.; 6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно; 7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука в картине мира, которой большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия. Природа выступает как "дом человека", а последний в свою очередь - как органичная его частичка, через которую постоянно проходят силовые линии мирового круговорота. Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство. Символическое в них выражено минимально. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки. Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в конце XX столетия в Европе возникло и стало шириться движение, провозгласившее банкротство науки. Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки. Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величество Иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии инженера и ученого значительно снизился, то напряжение, связанное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.

 

  1. Требования к методам науки: объективность, общезначимость, целесообразность, необходимость, эффективность, воспроизводимость.

Требования как важнейшие свойства метода являются достаточно жесткими, а подчинение им во многом определяет успех исследования в целом. Для осуществления эффективного исследования в какой-либо области научного познания может применяться одновременно и во взаимной связи набор методов. В конкретных научных исследованиях говорят о разнообразии методов. Практически каждому самостоятельному научному исследованию присуще своеобразие научных методов.

Научные методы должны отвечать определенным требованиям.

Результативность и надежность метода состоит в том, что он должен по своим разрешающим способностям однозначно давать результат с высокой степенью вероятности. Это зависит как от каждого компонента метода, так и от общей структурной их компоновки.

Экономичность метода, т.е. затраты на его создание и использование должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследования; следует учитывать обусловленность метода кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.

Ясность и распознаваемость метода, т.е. методом может воспользоваться при соответствующей подготовке любой исследователь.

Воспроизводимость метода, т.е. возможность его использования неограниченное число раз зависит от воспроизводимости всех компонентов данного метода.

Обучаемость методу основана на его воспроизводимости, ясности и распознаваемости.

Методы, используемые как в теоретической, так и в практической деятельности, очень разнообразны. Следует отметить, что и система методов, используемых в современной науке, столь же многообразна, как сама наука. Методы научного познания условно можно разделить на четыре уровня:

1. эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др.;

2. экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический, логические методы и т.д.;

3. теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез, индукция и дедукция, аксиоматика и обобщение и др.;

4. метатеоретический: диалектический метод и метод системного анализа, который имеет свои этапы.

Сложность методологической структуры современных исследований вызывает потребность в классификации методов. Наиболее приемлема классификация, когда все методы исследования разделены на пять групп: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные и междисциплинарные.

Организационные методы. Сравнительный метод как способ организации исследования получил в науке наибольшее распространение.

Лонгитюдный метод связан с многократным обследованием одних и тех же объектов в течение продолжительного времени.

В последние годы при изучении различных явлений в больших масштабах применяется комплексный подход. Комплексный способ организации исследования предполагает при едином объекте исследования определенное разделение функций между исследователями по изучению отдельных сторон исследуемого объекта. Комплексный метод – эффективный способ организации системных исследований, призванных раскрывать структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.

Эмпирические методы. К ним относят все способы получения и добывания научных фактов: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), диагностические, экспериментальные и др.

Основными видами обсервационных методов являются наблюдение и самонаблюдение. К современным видам наблюдения следует отнести метод анализа взаимодействия при прямом наблюдении и метод оценивания при косвенном наблюдении. В большинстве случаев метод самонаблюдения в различных его формах применяется в качестве компонента в системе других объективных приемов, используемых в исследовании.

Экспериментальные методы применяют тогда, когда стоит задача выявления связей и зависимостей между изучаемыми явлениями. Основным видом эксперимента является лабораторный. Первый вопрос, который возникает при столкновении ветеринарного врача с болезнью, касается ее причины. Найти причину болезни означает найти путь к лечению и профилактике. Однако этот вопрос часто оказывается очень нелегким и в разное время решался по-разному. Это определяется общим уровнем развития науки, а также мировоззрением ученых, т.е. той методологической позицией, на которой они стояли.

Методы обработки данных. Количественные методы помогают выразить в числовых характеристиках различные стороны явлений или связи между ними. К основным методам количественного описания явлений и их закономерностей относятся: шкалирование, корреляционный анализ, факторный анализ и другие математические методы.

Шкалирование представляет собой отображение какого-либо свойства объекта или явления в числовом множестве. Построение и разновидности шкал определяются характеристиками измеряемого свойства объекта и способом числового отражения. Полученные с помощью той или иной шкалы показатели различных свойств объекта подвергаются затем корреляционному анализу, если исследователь задается целью выявить связи между различными измеряемыми характеристиками.

Самой первой формой корреляционного анализа является установление попарной зависимости переменных. К факторному анализу прибегают тогда, когда хотят установить и выявить скрытые для исследователя факторы, по отношению к которым первичные эмпирические показатели гипотетически считаются производными.

Качественные методы обработки эмпирических данных выступают в виде разнообразных приемов классификации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев.

Интерпретационные методы тесно связаны с организационными. Они задают способ обобщения и объяснения установленных фактов и их связей. Выделяют два ведущих метода интерпретации: генетический и структурный. При первом методе обработанный материал объясняется с точки зрения генетических связей изучаемых явлений. При структурном методе полученные данные интерпретируются в терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым.

Методы междисциплинарного исследования. Это совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин, тогда как дисциплинарные методы представляют собой систему приемов в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

 

  1. Социально-гуманитарные науки и религия.

 

Из того факта, что наука, религия, миф, искусство — это феномены культуры, не следует их тождества, как из факта, что Земля и Юпитер — планеты Солнечной системы, не следует, что Земля и Юпитер — одно и то же небесное тело.

 

Что касается науки, мы уже знаем, что научное знание отражает устойчивые, повторяющиеся связи явлений действительности, выражаемые в законах. Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий.

 

Однако наука, философия, искусство в определенном смысле - удел избранных. История всего человечества свидетельствует, что не было ни одного народа, который бы не имел никакой религии. Религия доступна каждому, она ставит общечеловеческие проблемы, указывает пути их решения, объясняет смысл самой жизни на языке непреходящих ценностей, среди которых любовь, справедливость, надежда, спасение, терпение. Взаимоотношения науки и религии сложны и многогранны.

 

Религия - сложное социальное явление. На сегодняшний день нет единого определения религии. Ее определяют как мировосприятие и мировоззрение, свод моральных норм и тип поведения, которые определяются верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ (духов, богов или Бога), разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия; а также совокупность ритуалов, обеспечивающих связь человека с потусторонними силами и объединения верующих. Религия – специфическая форма культуры. Религию можно определить как мировоззрение, построенное на вере. Религия есть также система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения.

 

Не составляет труда описать какую-то конкретную религию - христианство, буддизм или ислам. Сложнее понять религию, понять, почему человек наряду с реальным миром признает существование мира "иного". Причем этот "иной" мир оказывается более ценным и значимым, чем мир обычной жизни. Вера в "иной", потусторонний мир, оказывающая влияние на все стороны человеческой жизни, - важнейший признак религии.

 

Религиозная картина мира, как и Научная картина мира, выполняет мировоззренческую функцию, т. е. объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние религиозной, философской и научных картин мира, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. Религиозная картина мира исторична как все иные формы общественного сознания.

 

Знание - это то, что твердо установлено, обосновано экспериментально, фактологически. Мы же не говорим: "я верю, что расстояние от Ростова до Москвы 1100 км." если данный факт установлен, это просто знание. Верить или не верить можно в то, что не является твердо установленным. Точное знание человек научился получать сравнительно недавно, оно охватывает лишь небольшую часть наших представлений о мире и о себе. Большая часть наших представлений вероятностны, т.е. Основаны на той или иной степени нашей уверенности. Вероятно много, что относится к будущему. Мы принимаем те или иные решения, выбираем цели, руководствуясь не только знанием, но и верой, уверенностью в возможность достижения цели.

 

Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, основанные на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать. Это, прежде всего, деятельность в сфере производства, основанная на естественнонаучном и техническом знании. Если мы хотим построить дом, мы делаем соответствующие чертежи и расчеты, привлекаем ресурсы и делаем это. Но есть виды деятельности, в которых точный расчет невозможен, поскольку нет точного знания об объекте и его будущих состояниях. Такими объектами является общество и сам человек.

 

Вера - особое внутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности, предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает все необходимое для ее реализации. В основе веры - желание, чтобы нечто осуществилось. Множество действий человек совершает на основе веры и надежды. Рядом с верой всегда сомнение, неверие, поскольку нет точного знания, но есть желание. Возможны разные сочетания разума и эмоций: от разумной веры, когда преобладает разум и эмоции его не подавляют, до веры иррациональной, фанатичной, когда эмоции затмевают разум.

 

Религиозная вера, как правило, иррациональна, хотя возможны разные степени этой иррациональности: от крайней - верую, потому что абсурдно, т.е. непонятно, до примирительной, когда религиозные догмы пытаются обосновать с помощью разума.

 

Религия авторитарна, она требует подчинения. Человек должен уверовать в Слово Божие, которое содержится в Библии. Поэтому религия всегда была враждебна разуму. Когда наука Нового времени позволила себе усомниться в истинности некоторых утверждений Святого Писания, она вступила в тяжелый конфликт с церковью. Но даже в послании Папы Римского признавалась общая ответственность науки и церкви за человеческое состояние, поскольку они оказывают основное влияние на развитие идей и ценностей. Папа призывал к единению науки и церкви и взаимодействию, когда каждая из них сохраняет свою автономию и целостность и в то же время является открытой к достижениям и проникновениям другой. Важен диалог науки и культуры.

 

Конфронтация религии и науки, которая прослеживается в истории европейской цивилизации, обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной. Религия стремится обрести истину, но вкладывает в это понятие иное, нежели наука содержание. Ученый стремится к новому знанию. Верующему человеку истина уже открыта. И, например, естественнонаучные открытия церковь оценивала с точки зрения не их истинности, а с точки зрения возможности вписать их в существующую религиозную картину мира.

 

 

Отношения науки и религии, конечно, не сводятся к взаимному конфликту. Эти отношения глубже и сложнее. Многие ученые были верующими людьми, что не мешало им делать выдающиеся открытия. Изначально естествознание стремилось ограничиться исследованием фактов и не вступать в споры о «конечных причинах» - о сотворении мира и бессмертии души. Но сейчас ученые все чаще обращаются к «главным вопросам»: о возникновении Вселенной, жизни и разума. И все чаще они делают вывод, что «объективно существующий Мир не исчерпывается миром материальной эмпирической действительности, миром, воспринимаемым нашими органами чувств, даже многократно усиленными современными приборами… материальный мир есть лишь самый «нижний» слой бытия… Необходимо признать существование мира другого, информационно гораздо более емкого – мира высшей реальности, тенью которого (в Платоновском смысле) и является наша видимая вселенная.

 

Относительно будущего религии можно сказать следующее. Пока светская культура (в частности, научное знание) не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные (экзистенциальные) проблемы, интимно переживаемые каждым, для значительной части человечества вера в Бога останется символом и основой надежды на торжество добра, на приобщенность к вечным истинам бытия. Таким образом, религиозное знание является такой же важной частью мировоззрения, как и научное и философское.

 

Человек – существо творческое, а значит – свободное. В его жизни всегда будут вера, надежда и любовь, а значит – религия, философия и искусство.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.