Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»

2017-07-01 574
Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В различных источниках компетентность рассматривается как «совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере». Общий смысл всех определений компетенций в том, что – это способности человека решать задачи, поставленные перед ним жизнью: ставить цель, видеть проблему, определять пути ее решения, искать для этого необходимые ресурсы (внутренние и внешние).

Метакомпетенции (meta-competences) – некоторая надстройка над типичными знаниями и умениями, выражающаяся в самообразовании, самоорганизации, саморазвитии, которая позволяет выпускнику учебного заведения преодолевать неуверенность, делать правильные выводы из критических замечаний коллег, т. е. действовать успешно в различных ситуациях.

Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации (А.В.Хуторской)

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

Ценности, принципы и цели. (• свобода учащегося быть самим собой; • каждый человек обладает своим «совершенством»; • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его спо-собностям, интересам и возможностям; • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в макси-мальной степени может способствовать его развитию)

Профессиональные качества ( • доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся; • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и уча-щихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность; • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися; • иметь развитую способность к критике и рефлексии; • воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания; • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности; • быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу; • спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес; • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим; • уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами; • демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п. • демонстрировать увлеченность своим предметом; • использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями).

Компетентностный подход. (Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах: • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.• Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.• Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответст-венности за результат. • На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:üЛюбознательный, интересующийся, активно познающий мирü Умеющий учиться, способный к организации своей деятельностиü Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, исто-рию и культуру каждого народа ü Любящий свою Родинуü Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение ü Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступкиü Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Основные компетенции современного учителя. (• Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».• Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).• Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;• Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.• Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.• Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.• Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.• Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.• Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.• Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.• Уметь организовать понятийную работу учащихся.• Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.• Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.)

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды» ( • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.• Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, (само-стоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).• Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).• Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).• Участие детей в различных формах дискуссии.• Формирование понятий и организация на их основе своих действий.• Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их)



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.