Журналистское произведение, как единое целое: фактура выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура жанра. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Журналистское произведение, как единое целое: фактура выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура жанра.

2017-07-01 104
Журналистское произведение, как единое целое: фактура выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура жанра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журналистское произведение зачастую рождается по плану редакции, по графику выпуска очередного номера или передачи.

Замысел берется из опыта, из наблюдений, из пристрастий, из актуальной жизни, из подсказки коллег, из указаний редактора, из нелепого случая, из развивающихся представлений автора о мире. Откуда только не берется замысел! Замысел- это можно сказать, самая приятная творческая стадия: мысль кипит, вот-вот начнется сбор материала, очень хочется создать нечто выдающееся, перебираешь темы, подходы, впечатления, эмоции.

Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего должен определить тему. Журналистская тема всегда имеет ярко выраженную, функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп. Именно в теме автор синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциональный отклик, соединить идеологические и социально-психологические средства воздействия на аудиторию.

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное – найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте.

Тема никогда не рождается спонтанно. Тема всегда основывается на индивидуальном журналистском опыте. Могут дать тему в редакции, но принять её, обработать, сделать своей помогает исключительно собственный журналистский опыт. Тема в журналистике всегда - конкретная ситуация, восходящая к крупной проблеме.

Рождение журналистской темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других – непознанная проблема, для третьих – интересный жизненный случай или ситуация и т.д. Поиск интересных тем – извечная проблема журналистов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечательное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем. Рождение журналистской темы всегда сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуальности и значимости для общественности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни людей, наконец, с четким определением круга жизненных явлений или вопросов, требующих раскрытия. При этом тема – это и предмет описания конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения.

В ыбор жанра

Журналист работает с первичной реальностью (новость, факт, событие), создавая из нее вторичную реальность – произведения, созданные на основе первичной реальности (обзоры, рецензии, исследовательские статьи, книги, фильмы, ТВ-программы). Процесс создания журналистского произведения по своему характеру есть процесс трансформации фактов текущей жизни общества в авторские высказывания, описания, сделанные с определенных позиций. В результате своей работы журналист создает текст. Текст имеет несколько определений. Текст – это сложное синтаксическое целое – несколько предложений, объединенных одной темой. Текст – это содержательно осмысленный фрагмент отражения действительности с помощью любой знаковой системы. Основные характеристики текста: целостность, связность, закрепленность в определенной знаковой системе, информативность. Черникова Е. В.: Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Текст должен содержать 3 важных компонента: сообщение о проблеме или возникшей ситуации; фрагментарное или самостоятельное осмысление ситуации; применение эмоционального воздействия на аудиторию. В прессе предлагают разделять тексты на 5 групп:

оперативно-новостные (заметка);

оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчеты); исследовательско-новостные (комментарий, рецензия, корреспонденция);

исследовательские (статья, письмо, обозрение);

исследовательско-образные (очерк, фельетон).

Цели всех типов текста, созданных журналистом: Оценочная – дать оценку; Выявление причинно-следственной связи; Прогностическая – дать прогноз; Новостная (информационная) - сообщить о … (чем-либо, ком-либо); Журналистский текст, являясь особым видом информационного продукта, в реальности существует как некоторое множество его разновидностей, именуемых жанрами.

Жанр – (с франц. род, вид) - это исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками, многообразие которой обусловлено тем, что произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение. Характер жанра определяется не только характером явлений, но и отношением к ним автора и задачей, которую тот перед собой ставит: поэтическое или прозаическое повествование, прославление или разоблачение и прочие. Основными причинами, вызывающими жанровую дифференциацию журналистского творчества, являются: многообразие объектов действительности, отражаемых журналистикой, основные типы объектов, многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности, основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности. В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков: по предмету познания и отображению объекта публицистом. конкретное назначение материала. широта освещения действительности и масштабы выводов и сообщений. определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале. размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности. Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы:

Информационные (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, реплика ). Аналитические (корреспонденция, статья, комментарии, рецензия, обозрение). Художественно-публицистические (очерк, зарисовка, эссе, сатирические жанры – памфлет, фельетон). Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна. Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов, журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление, на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации. Художественно-публицистическим жанрам свойственны, образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом. Таким образом, информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность. В последнее время усиливается тенденция к смешению, к взаимопроникновению жанров. Жанр - категория сравнительно устойчивая, не теряющая своих формообразующих качеств на протяжении веков. Наполняясь новым, актуальным содержанием, жанр приобретает новые черты, но формальные, жанрообразующие признаки серьезных преобразований не претерпевают. Но со временем новые видовые образования могут все-таки выкристаллизовываться в отдельные жанры. Информационные жанры - заметка, интервью, отчет, репортаж.

Заметка - простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Призвана быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации. Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты). Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w» в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии. Виды заметки: Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок. Заметка информационная – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями. Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.

Репортаж - жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах. Виды репортажа: Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид. Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д. Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства. Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д.

Виды рецензий: – рецензия-статья (традиционная форма); – рецензия-интервью (диалог, круглый стол); – рецензия-фельетон (остро критическая); – рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей); – рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации). Главная особенность рецензии заключается в том, что объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия является информацией об информации.

Статья. Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья. Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития. Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов. Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы. Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.

Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам. В качестве жанрообразующих признаков выступают: – отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования; – выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации; – факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования; – авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов; – явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод».

Художественно-публицистические - зарисовка, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, публицистическая сказка, публицистический рассказ. Фельето́н - сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием. Памфлет – близок к фельетону, но если фельетон высматривает негативные явления, то памфлет – геолев, которые представляются автору носителем общего зла. Пародия – сатирическое изображение чужой речи; а также литературное произведения, политические выступления. Очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации). Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок. Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже и событии обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту-практику важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики, ведь только активное использование всей палитры жанрового многообразия и позволяет ему ярче проявить свое мастерство.

Структура текста

Главная цель журналистского труда состоит в передаче информации (коммуникативный акт). Человек может выразить и воспринять мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова.

Основная функция заголовка - дать представление о сути текста. Конечно, интрига - ценная вещь, поскольку наверняка остановит глаз адресата информации на материале. Но тут надо обходиться без обмана; дезориентация читателя, зрителя, слушателя заголовком - проявление неуважения к нему, и это не останется незамеченным.

Если говорить о заголовках, то, по мнению Г.В. Лазутиной, их существует три типа:

1) прямое отражение темы: «Россияне стали чаще страховаться», «Петербург празднует день рождения Шаляпина», «В свою последнюю смену шахтеры шли голодными», «На Западе растут панические настроения», «Крутой Уокер увлекся экспортом русских моделей», «Те, которых не стало», «Внук Сталина - народный артист России»;

2) прямое отражение идеи: «Карабах требует особого отношения», «Иметь портфель заказов», «Федерализм - лучшая модель», «Темпы юбилейного года - не снижать», «Вернем матерям если не сына, то хотя бы имя», «Все вместе - возродим», «Освободите Куликова!»;

3) опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ: «Черный бюджет», «По каналам плавают кадровые ошибки», «Попса на полустаночке», «Тришкин мундир», «Город - СПИД», «"Железный занавес" для наших сирот», «Дырявая плотина на валютной реке».

Когда же заголовок построен на несущественных для данного материала связях, то он становится провокационным: вызывает у адресата информации определенные ожидания, заставляет его познакомиться с материалом, а в итоге эти ожидания оказываются неоправданными.

Чрезвычайно важно начало любого журналистского материала. В западной журналистике первая фраза заметки, статьи, видеосюжета называется лид – от слова “лидер” (первый, ведущий). Действительно, прочитав, услышав “лид”, читатель, слушатель, зритель принимает решение читать ли (слушать, смотреть) ему дальше.

Первая фраза рождается обычно в творческих мучениях. “Лид” можно назвать удачным, если в нем ясно излагается основная информация – причем так, чтобы это не было похоже на другие сообщения той же тематики. “Лид” должен оказывать максимальное воздействие при минимуме слов. Здесь не должно быть места второстепенным деталям, общим или абстрактным фразам, расплывчатости, путанице в хронологии событий.

Различают два типа лида: лиды, рассчитанные на жесткую структуру материала (фактологическая информация' о событии, сенсации); лиды, рассчитанные на мягкое построение материала (к фактологической информации добавляются еще подробности и детали, иногда комментарии).

Лиды жестких материалов – лид одного элемента. Используется в том случае, когда в новости есть очень сильный элемент. Например, весь лид может быть сосредоточен на итоге какого-то мероприятия, события, времени его происшествия.

Лид-обобщение. Используется, если в материале фигурируют несколько одинаково важных элементов. Например, необходимо обратить внимание на место и время действия или на действие и персону.

Лид-«вешалка». Его особенность заключается в том, что первый абзац практически полностью исчерпывает весь материал. На него «навешиваются» все факты. Это очень сложный лид, поскольку он намного обесценивает следующий далее материал и сам носит сумбурный характер.

Лид - быстрая идентификация. Прямо отвечает на вопрос «кто?». Дает очень точный ответ. Оправдан в материалах, извещающих об участии очень известной личности в описываемом событии.

Лид-затянутая идентификация. Используется в материалах, основанных на участии в событии не столь важного лица, но лица, ставшего важным в результате события (убийство, катастрофа). Заход «кто» не дает полных сведений о личности. Часть их переносится в последующие абзацы.

Лид-одиночный выстрел. Применим, когда предмет сообщения может быть кратко или афористично обозначен.

Лид-комментарий. По форме выражения мысли он состоит из новости, которая объективно выглядит, но сопровождается комментариями. Такие комментарии малозаметны. Ими могут быть оценочные слова, оговорки, вводные слова.

Лиды мягких материалов:

Повествовательный лид. Отличается от лида-рассказа присутствием ярко выраженной интриги.

Лид-контраст. В первом абзаце происходит столкновение старого и нового, разных обстоятельств, сопутствующих основному материалу.

Направленно-адресованный лид. В первом абзаце текста - прямое обращение к читателю (вы, вам...).

Лид-стаккато. Ряд коротких, отрывистых фраз, содержащих намеки, недосказанность.

Лид-вопрос. Это может быть любая форма вопросов - открытый, закрытый, полуоткрытый, прямой, косвенный.

Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма лида пришла к нам из французской журналистики и до сих пор именно там особенно распространена.

Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского произведения, или его литературной основой.

Литературная основа – необходимая и достаточно весомая часть в печатной периодике. Некоторые газетно-журнальные материалы сопровождаются фотографиями, рисунками или другими иллюстративно-графическими материалами, но это вспомогательные элементы. В соответствии с избранным жанром в печатной периодике (газете, журнале, альманахе) литературной основой журналистского произведения как раз и является статья, очерк, фельетон или репортаж. На радиовещании литературная основа обретает звуковое воплощение, а на ТВ к этому добавляется изображение. Для любого журналиста, в каком бы средстве массовой информации он ни работал, какому бы роду журналистики себя ни посвятил, основа основ – левый столбец (потому и называется литературная основа). В свою очередь, основой этого компонента журналистского произведения является сама жизнь со всем ее неисчерпаемым разнообразием людей, событий, идей, явлений, фактов.

Но вот завершился первый этап журналистской работы – сбор информации. Жизненный материал изучен, определены тема и идея, отобраны герои (центральные, главные действующие лица произведения) и известны все персонажи (люди, которые окружают центральную фигуру будущего произведения). С содержанием все ясно. В какую форму выльется накопленный материал? Это, может быть, одна из важнейших составляющих журналистского мастерства – найти форму произведения, адекватную его содержанию. Особое значение здесь имеет композиция.

Композиция (лат compositio – сочинение, составление, связь, соединение) – закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция – это принцип организации отображаемого автором материала. Композиция обычно обусловлена темой и идеей, представляя собой такое соединение отобранных событий и фактов, которое раскрывает их глубинную связь и выражает позицию автора. С помощью композиции автор располагает материал в последовательности, соответствующей авторскому замыслу, не дает угаснуть интересу аудитории, фокусирует ее внимание на главном, подводит к необходимым выводам.

Работая над композицией, журналист находится в определенной зависимости от фабулы (лат. fabula – басня, рассказ) – той цепи событий, о которой повествуется в сюжете. В документальном произведении фабула не зависит от автора, это данность, то, что было на самом деле. Исходя из фабулы, автор выстраивает сюжет своего произведения.

Сюжет (фр. sujet – предмет) – ход повествования, способ раскрытия (и развития) темы на основе ее драматургии.

Драматургия – это способ организации жизненного материала, в ее основе всегда лежит конфликт – столкновение двух противоположных начал: положительного и отрицательного, добра и зла, благородства и подлости, правды и лжи, чести и бесчестия, жизни и смерти, белого и черного... этот ряд бесконечен, как бесконечно разнообразие материального и духовного мира. В сущности, это и есть жизнь, ее сложная и прекрасная диалектика – постоянное столкновение различных – противоборствующих – начал, постоянное преодоление, стремление к идеалу и недостижимость его – и новое стремление. Жизнь – движение. Движение – прогресс. Движущая сила любого процесса – преодоление: пространства, времени, энергии, мысли...

Умение определить конфликт как движущую пружину общественного развития, человеческих поступков, различных явлений природы, и на основе этого конфликта драматургически выстроить свое произведение – вот один из главных секретов профессионального мастерства журналиста, литератора, художника, артиста. Все эти профессии роднит творческое отношение, осмысление реальной действительности. И для журналиста творческий подход к документальному материалу как раз и выявляется в значительной мере в композиционном своеобразии его произведения.

Конфликт, лежащий в основе драматургии, поможет превратить фабулу (реальную последовательность событий) в стройный сюжет (художественно-организованное повествование об этих событиях). Из литературоведения известны составляющие части сюжета:

– экспозиция – своеобразный пролог;

– завязка – начало действия;

– развитие действия – более или менее подробное повествование о происходящих событиях;

– кульминация – высшая точка развития действия (здесь движущая пружина сюжета сжимается до предела, все герои и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы в результате решающего действия, поступка, события количество перешло в качество, наметилось разрешение конфликта);

– перипетии – события, ведущие к развязке;

– развязка – конец, завершение конфликта, действия;

– эпилог – краткое повествование о том, что было дальше.

Те или иные элементы сюжета могут быть опущены в том или ином журналистском произведении, их последовательность может меняться. Все зависит от авторского замысла.

При помощи языка и стиля журналист не только наиболее точно описывает события, характеры и внешний облик героев, но и проявляет собственную индивидуальность, делает авторские материалы узнаваемыми, ни на кого другого не похожими. Недаром говорят: стиль – это человек.

Троп – это способ выражения, речевой оборот, образ.

Следует уметь различать и использовать в своих материалах такие, например, тропы:

Сравнение – сближение двух различных явлений с целью пояснения одного другим. Например: глаза, как звезды. И сразу понятно: глаза у героини яркие, лучистые, глубокие, притягательные, влекущие и т.д. Как видно, использование тропов, кроме всего, дает нам и экономию слов.

Эпитет – поэтическое определение. Например: Если вы скажете “наручные часы”, первое слово здесь – прилагательное. В словосочетании “роковые часы”, безусловно, использован эпитет, которым может быть не только прилагательное, но и имя существительное: бродяга-ветер, девочка-березка.

Метонимия – замещение двух или нескольких понятий одним. У Пушкина: “Все флаги в гости будут к нам”. Понятно, что речь идет о прибытии в петровскую Россию кораблей под флагами разных стран. При помощи метонимии будничное понятие выражено емко, поэтично, образно.

Синекдоха – часть вместо целого. У Гоголя: “Все спит – и человек, и зверь, и птица”. Речь, разумеется, идет о спящих людях, зверях, птицах. Но единственное число вместо множественного усиливает восприятие. Или журналисты говорят: “Читатель этого не поймет”. В данном случае они имеют в виду отнюдь не единственного читателя. Синекдоха здесь подчеркивает индивидуализированный подход к аудитории, которая, между прочим, тоже может сказать что-нибудь такое: “Ну и автор (журналист) пошел нынче...”

Литота – замещение в сторону уменьшения.

Гипербола – замещение в сторону увеличения.

Метафора – наиболее важный в арсенале изобразительных средств художественный троп: образ по сходству или контрасту. У Пушкина: “Горит восток зарею алой”. Ясно, что речь идет не о пожаре, “горит восток” – метафора.

Практическое задание.

I.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.