Глава 1. Источники информации — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 1. Источники информации

2017-07-01 86
Глава 1. Источники информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Источники информации

Глава 2.

Глава 3.

Структура текста

Главная цель журналистского труда состоит в передаче информации (коммуникативный акт). Человек может выразить и воспринять мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова.

Основная функция заголовка - дать представление о сути текста. Конечно, интрига - ценная вещь, поскольку наверняка остановит глаз адресата информации на материале. Но тут надо обходиться без обмана; дезориентация читателя, зрителя, слушателя заголовком - проявление неуважения к нему, и это не останется незамеченным.

Если говорить о заголовках, то, по мнению Г.В. Лазутиной, их существует три типа:

1) прямое отражение темы: «Россияне стали чаще страховаться», «Петербург празднует день рождения Шаляпина», «В свою последнюю смену шахтеры шли голодными», «На Западе растут панические настроения», «Крутой Уокер увлекся экспортом русских моделей», «Те, которых не стало», «Внук Сталина - народный артист России»;

2) прямое отражение идеи: «Карабах требует особого отношения», «Иметь портфель заказов», «Федерализм - лучшая модель», «Темпы юбилейного года - не снижать», «Вернем матерям если не сына, то хотя бы имя», «Все вместе - возродим», «Освободите Куликова!»;

3) опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ: «Черный бюджет», «По каналам плавают кадровые ошибки», «Попса на полустаночке», «Тришкин мундир», «Город - СПИД», «"Железный занавес" для наших сирот», «Дырявая плотина на валютной реке».

Когда же заголовок построен на несущественных для данного материала связях, то он становится провокационным: вызывает у адресата информации определенные ожидания, заставляет его познакомиться с материалом, а в итоге эти ожидания оказываются неоправданными.

Чрезвычайно важно начало любого журналистского материала. В западной журналистике первая фраза заметки, статьи, видеосюжета называется лид – от слова “лидер” (первый, ведущий). Действительно, прочитав, услышав “лид”, читатель, слушатель, зритель принимает решение читать ли (слушать, смотреть) ему дальше.

Первая фраза рождается обычно в творческих мучениях. “Лид” можно назвать удачным, если в нем ясно излагается основная информация – причем так, чтобы это не было похоже на другие сообщения той же тематики. “Лид” должен оказывать максимальное воздействие при минимуме слов. Здесь не должно быть места второстепенным деталям, общим или абстрактным фразам, расплывчатости, путанице в хронологии событий.

Различают два типа лида: лиды, рассчитанные на жесткую структуру материала (фактологическая информация' о событии, сенсации); лиды, рассчитанные на мягкое построение материала (к фактологической информации добавляются еще подробности и детали, иногда комментарии).

Лиды жестких материалов – лид одного элемента. Используется в том случае, когда в новости есть очень сильный элемент. Например, весь лид может быть сосредоточен на итоге какого-то мероприятия, события, времени его происшествия.

Лид-обобщение. Используется, если в материале фигурируют несколько одинаково важных элементов. Например, необходимо обратить внимание на место и время действия или на действие и персону.

Лид-«вешалка». Его особенность заключается в том, что первый абзац практически полностью исчерпывает весь материал. На него «навешиваются» все факты. Это очень сложный лид, поскольку он намного обесценивает следующий далее материал и сам носит сумбурный характер.

Лид - быстрая идентификация. Прямо отвечает на вопрос «кто?». Дает очень точный ответ. Оправдан в материалах, извещающих об участии очень известной личности в описываемом событии.

Лид-затянутая идентификация. Используется в материалах, основанных на участии в событии не столь важного лица, но лица, ставшего важным в результате события (убийство, катастрофа). Заход «кто» не дает полных сведений о личности. Часть их переносится в последующие абзацы.

Лид-одиночный выстрел. Применим, когда предмет сообщения может быть кратко или афористично обозначен.

Лид-комментарий. По форме выражения мысли он состоит из новости, которая объективно выглядит, но сопровождается комментариями. Такие комментарии малозаметны. Ими могут быть оценочные слова, оговорки, вводные слова.

Лиды мягких материалов:

Повествовательный лид. Отличается от лида-рассказа присутствием ярко выраженной интриги.

Лид-контраст. В первом абзаце происходит столкновение старого и нового, разных обстоятельств, сопутствующих основному материалу.

Направленно-адресованный лид. В первом абзаце текста - прямое обращение к читателю (вы, вам...).

Лид-стаккато. Ряд коротких, отрывистых фраз, содержащих намеки, недосказанность.

Лид-вопрос. Это может быть любая форма вопросов - открытый, закрытый, полуоткрытый, прямой, косвенный.

Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма лида пришла к нам из французской журналистики и до сих пор именно там особенно распространена.

Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского произведения, или его литературной основой.

Литературная основа – необходимая и достаточно весомая часть в печатной периодике. Некоторые газетно-журнальные материалы сопровождаются фотографиями, рисунками или другими иллюстративно-графическими материалами, но это вспомогательные элементы. В соответствии с избранным жанром в печатной периодике (газете, журнале, альманахе) литературной основой журналистского произведения как раз и является статья, очерк, фельетон или репортаж. На радиовещании литературная основа обретает звуковое воплощение, а на ТВ к этому добавляется изображение. Для любого журналиста, в каком бы средстве массовой информации он ни работал, какому бы роду журналистики себя ни посвятил, основа основ – левый столбец (потому и называется литературная основа). В свою очередь, основой этого компонента журналистского произведения является сама жизнь со всем ее неисчерпаемым разнообразием людей, событий, идей, явлений, фактов.

Но вот завершился первый этап журналистской работы – сбор информации. Жизненный материал изучен, определены тема и идея, отобраны герои (центральные, главные действующие лица произведения) и известны все персонажи (люди, которые окружают центральную фигуру будущего произведения). С содержанием все ясно. В какую форму выльется накопленный материал? Это, может быть, одна из важнейших составляющих журналистского мастерства – найти форму произведения, адекватную его содержанию. Особое значение здесь имеет композиция.

Композиция (лат compositio – сочинение, составление, связь, соединение) – закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция – это принцип организации отображаемого автором материала. Композиция обычно обусловлена темой и идеей, представляя собой такое соединение отобранных событий и фактов, которое раскрывает их глубинную связь и выражает позицию автора. С помощью композиции автор располагает материал в последовательности, соответствующей авторскому замыслу, не дает угаснуть интересу аудитории, фокусирует ее внимание на главном, подводит к необходимым выводам.

Работая над композицией, журналист находится в определенной зависимости от фабулы (лат. fabula – басня, рассказ) – той цепи событий, о которой повествуется в сюжете. В документальном произведении фабула не зависит от автора, это данность, то, что было на самом деле. Исходя из фабулы, автор выстраивает сюжет своего произведения.

Сюжет (фр. sujet – предмет) – ход повествования, способ раскрытия (и развития) темы на основе ее драматургии.

Драматургия – это способ организации жизненного материала, в ее основе всегда лежит конфликт – столкновение двух противоположных начал: положительного и отрицательного, добра и зла, благородства и подлости, правды и лжи, чести и бесчестия, жизни и смерти, белого и черного... этот ряд бесконечен, как бесконечно разнообразие материального и духовного мира. В сущности, это и есть жизнь, ее сложная и прекрасная диалектика – постоянное столкновение различных – противоборствующих – начал, постоянное преодоление, стремление к идеалу и недостижимость его – и новое стремление. Жизнь – движение. Движение – прогресс. Движущая сила любого процесса – преодоление: пространства, времени, энергии, мысли...

Умение определить конфликт как движущую пружину общественного развития, человеческих поступков, различных явлений природы, и на основе этого конфликта драматургически выстроить свое произведение – вот один из главных секретов профессионального мастерства журналиста, литератора, художника, артиста. Все эти профессии роднит творческое отношение, осмысление реальной действительности. И для журналиста творческий подход к документальному материалу как раз и выявляется в значительной мере в композиционном своеобразии его произведения.

Конфликт, лежащий в основе драматургии, поможет превратить фабулу (реальную последовательность событий) в стройный сюжет (художественно-организованное повествование об этих событиях). Из литературоведения известны составляющие части сюжета:

– экспозиция – своеобразный пролог;

– завязка – начало действия;

– развитие действия – более или менее подробное повествование о происходящих событиях;

– кульминация – высшая точка развития действия (здесь движущая пружина сюжета сжимается до предела, все герои и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы в результате решающего действия, поступка, события количество перешло в качество, наметилось разрешение конфликта);

– перипетии – события, ведущие к развязке;

– развязка – конец, завершение конфликта, действия;

– эпилог – краткое повествование о том, что было дальше.

Те или иные элементы сюжета могут быть опущены в том или ином журналистском произведении, их последовательность может меняться. Все зависит от авторского замысла.

При помощи языка и стиля журналист не только наиболее точно описывает события, характеры и внешний облик героев, но и проявляет собственную индивидуальность, делает авторские материалы узнаваемыми, ни на кого другого не похожими. Недаром говорят: стиль – это человек.

Троп – это способ выражения, речевой оборот, образ.

Следует уметь различать и использовать в своих материалах такие, например, тропы:

Сравнение – сближение двух различных явлений с целью пояснения одного другим. Например: глаза, как звезды. И сразу понятно: глаза у героини яркие, лучистые, глубокие, притягательные, влекущие и т.д. Как видно, использование тропов, кроме всего, дает нам и экономию слов.

Эпитет – поэтическое определение. Например: Если вы скажете “наручные часы”, первое слово здесь – прилагательное. В словосочетании “роковые часы”, безусловно, использован эпитет, которым может быть не только прилагательное, но и имя существительное: бродяга-ветер, девочка-березка.

Метонимия – замещение двух или нескольких понятий одним. У Пушкина: “Все флаги в гости будут к нам”. Понятно, что речь идет о прибытии в петровскую Россию кораблей под флагами разных стран. При помощи метонимии будничное понятие выражено емко, поэтично, образно.

Синекдоха – часть вместо целого. У Гоголя: “Все спит – и человек, и зверь, и птица”. Речь, разумеется, идет о спящих людях, зверях, птицах. Но единственное число вместо множественного усиливает восприятие. Или журналисты говорят: “Читатель этого не поймет”. В данном случае они имеют в виду отнюдь не единственного читателя. Синекдоха здесь подчеркивает индивидуализированный подход к аудитории, которая, между прочим, тоже может сказать что-нибудь такое: “Ну и автор (журналист) пошел нынче...”

Литота – замещение в сторону уменьшения.

Гипербола – замещение в сторону увеличения.

Метафора – наиболее важный в арсенале изобразительных средств художественный троп: образ по сходству или контрасту. У Пушкина: “Горит восток зарею алой”. Ясно, что речь идет не о пожаре, “горит восток” – метафора.

Практическое задание.

I.

II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено исследование по определению профессиональной деятельности журналиста и создание его творческого произведения.

Профессиональная деятельность журналиста не может быть сведена к организации коммуникаций в обществе, хотя и выполняет коммуникативные функции. Ее нельзя свести к литературному творчеству, хотя литературная работа и составляет ее существенный компонент. С одной стороны, она действительно являет собой производство особого рода информационных продуктов, назначение которых – оперативно извещать общество о происходящем в его жизни изменениях самого разного свойства, о людях необычной судьбы, об обстоятельствах, несущих в себе угрозу благополучию и жизни человека. С другой стороны, журналистика выступает как организатор духовного сотрудничества разных общественных сил для создания массовых информационных потоков, без которых нормальное существование общества невозможно и которые она-то и формирует.

Таким образом, объективно роль журналистики в обществе оказывается шире, чем кажется на первый взгляд, а профессиональные обязанности журналиста не сводятся только к авторской работе: они разноплановы и включают в себя элементы разных видов деятельности.

Журналистское произведение - информационный продукт особого рода.

Важны не только производственные его качества – такие, как актуальность или общезначимость, но и параметры текста, в которых проявляется его органические связи с отражаемой действительностью, с адресатом информации, со своей собственной структурой. Они-то и задают тексту его произвольные качества, имеющие весьма серьезное значение.

В данной работе я изучила источники информации, их классификация, надежность, достоверность. Методы сбора информации и как результат – журналистское произведение.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. М: Изд. Моск. Ун-та, 1999 г.-196с

 

2. Аграновский В.А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. М.: Вагриус, 1999. – 415 с.

 

3. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. – М., 1975. – 245с.

 

4. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 496 с.

 

5. Корконосенко С.Г. Основы журналистики Аспект Пресс М., 2007. – С. 52, С.189.

 

6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс» 2000. – 240 с.

 

7. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

 

8. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. – М., 1984. – С. 345

 

9. Современный толковый словарь русского языка/ Под ред. С.А. Кузнецова. – М.: РАН ИЛИ, 2004.

 

10. Соков А.И. Формула мастерства: учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 62 с.

 

11. Толстой Л.Н. Дневники 1895-1899/ Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 53. М., 1953. – С. 99-100

 

12. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

 

13.Черникова Е.Г. Литературная работа журналиста: учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2007. – 97 с.

 

 

Глава 1. Источники информации


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.