Конкуренция, её методы, виды, формы и типы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Конкуренция, её методы, виды, формы и типы

2017-07-01 276
Конкуренция, её методы, виды, формы и типы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия произ-ва, купли и продажи товаров. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Три подхода к определению конкуренции: 1. состязательность на рынке. 2. элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. 3. критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Черты: 1)наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. (Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен); 2)возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам.

Совершенная, или свободная, конкуренция - была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние гос-ва на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и гос-ва.

Модели несовершенных конкуренций.

1. монополия: 1)Единственный продавец; 2)Отсутствие близких продуктов-заменителей (нет приемлемых альтернатив); 3)Диктуемая цена (диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

2. монополистическая конкуренция. Отличительные признаки: существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

3. Олигополистическая организация является основой хозяйственных структур, большинства отраслей развитой рыночной экономики. Олигополия – это господство немногих, т.е. такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких крупных фирм, производящих однородную или разнородную продукцию. Обычно на олигополистическом рынке господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта. Если олигополия контролирует 60-80% рынка, то ее называют олигополией доминирования. Факторами, способствующими развитию олигополий, являются: -Концентрация производства и капитала путем слияния фирм и достигаемый при этом эффект масштаба. -Обладание рыночной властью, т.е. способность контролировать рынок и цены. -Всеобщая олигополистическая взаимозависимость фирм, т.е. тщательный учет действий конкурентов при определении цены и объема производства.

Существует классификация, основанная на количестве потребителей. Так, если на рынке господствует один покупатель и множество продавцов, то такую модель называют монопсония. Если существует несколько крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, то такую модель называют олигопсония. И, наконец, конкурентным рынком называют такой, где представлено множество покупателей.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыноч­ной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей пр-ва.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных от­раслях производства, из-за выгодного приложения капи­тала, перераспред-я прибыли. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лише­ние конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взры­вы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государст­венные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конку­рентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискри­минации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борь­бы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Н-р, в США прода­ется одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для посто­янных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означа­ет пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений про­изводственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на • условиях договора купли-продажи.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.