Вожатый—понятие, специфика, положение в системе — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вожатый—понятие, специфика, положение в системе

2017-07-01 285
Вожатый—понятие, специфика, положение в системе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В педагогическом отряде должность вожатого является основополагающей.

Особенности создания и функционирования детского лагеря требуют форми­рования особого типа педагога. Вожатый имеет дело не просто с ребенком, а с ребенком, помещенным в определенную среду, точнее, комплекс сред. Процесс воспитания проис­ходит таким образом, не только через непосредственный личный контакт педагога и ребенка, но и через его включение в единое социально-педагоги­ческое пространство, имеющее воспитывающее значение.

Необходимо учитывать, что дома ребенок погружен в один средовой комплекс (семья, школа, детское общество, информационная, архитектур­ная, природная среда), в лагере в другой средовый комплекс, фактичес­ки, другой микросоциум. Переход ребенка от одной среды к другой порож­дает объективное противоречие, напряженность в личностной сфере ребен­ка. Лагерь не может слишком сильно отличаться от привычной для ребенка среды обитания, ибо адаптационные резервы детей ограничены. И в тоже время он не может не отличаться, так как в противном случае не реализует свою функцию развития личности. Важнейшая функция педагога обеспе­чение тонкой связи между естественной средой социума, в которой живет ребенок, и специально созданной воспитывающей средой лагеря в интере­сах развивающейся личности.

Детский лагерь — это не просто воспитательное учреждение, а целостный социальный организм, специально созданный социум, подчи­ненный целям гуманистического развития личности. Задача практического создания такого воспитывающего социума в значительной степени сводит­ся к моделированию особого стиля гуманистических, творческих отноше­ний, своего специфического стиля поведения, образа жизни. Данная зада­ча принципиально не может быть осуществлена при отсутствии коллектива педагогов. Педагогический коллектив реализует важнейшие функции мо­делирования и предъявления детям целостного образа жизни, сохранения и передачи традиций. Данные функции необходимы всегда, независимо от того, преобладают ли в какой-то момент массовые формы деятельности или групповые, или индивидуальные.

Педагоги объединены в коллектив современного типа – педагогический отряд. Такой коллектив обязательно имеет ядро, авторскую группу — группу единомыш­ленников, объединенных не только общностью целей и общей ответственностью за судьбу лагеря, но и личными симпатиями, желанием жить и работать вместе. Без центрального звена, аккумулирующего нравственную и эмоциональную энергию коллектива педагогов, реализация всех идей кон­цепции лагеря будет находиться под угрозой.

Единство стиля и действий педагогического коллектива достигается не столько прямым требованием коллектива к личности, сколько более тонки­ми психологическими механизмами: педагог должен получать от общения со своими коллегами столько, чтобы такая «цена» как единство действий, дисциплина не показалась ему слишком высокой.

Условия работы в коллективе требуют от вожатого умения не только работать, но и жить, органически существовать в тесном взаимодействии с коллегами. Способность жить в группе, динамизм, коммуникабельность, потребность в неформальном общении со значительным количеством парт­неров, отсутствие демонстративных черт поведения, в том числе конфор­мизма — все эти качества необходимы педагогу лагеря, возможно в боль шей степени, нежели традиционно выделяемые требования к личности педагога.

Содержание деятельности

П е д а г о г - п р а к т и к. Ребенок изменяется, развивается, лишь изме­няя окружающий мир —в деятельности и общении. Перед практическим педагогом стоит сложная задача — через участие в совместной деятельности обеспечить присвоение ребенком культурных способов деятельности и об­щения. Педагог транслирует на ребенка культуру как совокупность общих и частных способов жизни, «совместимых» с существующим обществом. При этом педагог реализует две цели: педагогическую, связанную с разви­тием личности и непедагогическую, связанную с получением продукта дея­тельности. Например, в театральном представлении с участием детей для педагога важен не сам спектакль как духовная ценность, а его влияние на развитие ребенка. И в тоже время спектакль как цель не перестает суще­ствовать для него.

Таким образом, можно выделить две группы требований к педагогу-практику, связанных с реализацией двух целей. Во-первых, он должен быть специалистом в каком-то виде деятельности (одна из наук, вид искус­ства, спорт, труд, общение и др.). Вторая группа требований к личности педагога определяется необходимостью в реализации педагогического по­тенциала в различных видах деятельности и общения. Сюда входят знания о ребенке и его развитии, способности к педагогической рефлексии, устой­чивость нервной системы и др.

Педагог-проектировщик. В лагере необходимо существо­вание особой группы педагогов, определяющих стратегию воспитательного процесса. В задачи проектировщика входит:

— разработка педагогической идеологии — системы идей, в обобщенной форме и с учетом особенностей, выражающих основные педагогичес­кие ценности, представления о педагогическом процессе и образе жизни в Лагере;

— целеполагание, формулировка долгосрочных и ближайших целей ра­боты педагогического и обслуживающего персонала;

— отбор видов и форм деятельности, соответствующих интересам детей, возможностям педагогов и оздоровительным задачам Лагеря;

— разработка логики развития каждой смены, отбор содержания общей массовой деятельности;

— текущий анализ педагогического процесса, сбор и обработка текущей информации, проведение коллективного анализа педагогической дея­тельности.

Проектировщик должен обладать теми же качествами, что и практик. Однако составление проектов требует значительного собственного опыта, чувства реальности, умения уловить возникающие тенденции и сформу­лировать на их основе цели, задачи, этапы, способы работы целого кол­лектива.

Педагог-аналитик. В принципе, анализ, рефлексия входят в со­держание деятельности всех категорий педагогов. Педагог-аналитик в своей работе не ограничивается расчленени­ем педагогического процесса на части и сопоставлением целей, средств и результатов деятельности педагогов. В его задачи входит вскрытие са­мих оснований анализа, его методологической базы. Аналитик-методолог, не участвуя в повседневной текущей работе, имеет возможность отделить методологические основания деятельности от ее содержания.

Все вышеизложенное позволяет определить три функциональные груп­пы в педагогических коллективах дружин, которые обеспечивают реализа­цию и существование системы воспитательной деятельности лагеря.

К первой —практической относятся отрядные вожатые, педагоги до­полнительного образования, учителя школы. Эта группа обеспечивает реализацию текущих целей и задач воспитательной деятельности комп­лекса (дружины). От успешности работы этой группы зависят результа­ты деятельности всего педагогического коллектива дружины и лагеря в целом.

Ко второй группе проектировочной можно отнести заместителей на­чальников по УВР, методистов, наиболее опытных вожатых, обеспечиваю­щих консультирование и курирование отрядных вожатых. В задачи этой группы входит проектирование текущей смены с учетом логики развития программы деятельности дружины и Лагеря; оптимального содержания, соответствующего опыту и традициям педагогического коллектива; органи­зационно-педагогических условий реализации содержания смены, их ана­лиз и оценка; функциональных нагрузок на отрядных вожатых, в том чис­ле повышение их профессионального опыта.

К третьей группе — аналитической — относятся начальники дружин, пе­дагоги-психологи, заместители начальников по УВР, методисты организа­ционно-методического отдела. Эта группа вырабатывает стратегию разви­тия воспитательной системы лагеря с учетом тенденций и проблем, возни­кающих в обществе, детской субкультуре, в самом лагере с учетом уровня профессиональной готовности педагогического коллектива.

Педагог-романтик '. Каждый педагог в душе должен быть ро­мантиком. Сама по себе романтика содержит идеи и чувства, возвышающие человека. Такому педагогу свойственны высокие помыслы, идеализация действительности, романтические настроения, склонность к мечтательнос­ти, — все то, что делает действительность необычной, сподвигающей на «души высокие порывы». Романтика первых костров, романтика первой любви, романтика отношений, романтика разговоров у свечи, встречи рассвета, ожидание вдохновляющего будущего, все то, что может быть трогатель­нее для чувств, мыслей подростка, вступающего в жизнь. Эмоциональная сфера, подпитанная высокими мыслями, имеет все возможности для благо­творного педагогического эффекта. Именно в этом смысл педагогического романтизма.

В формировании романтизма огромное значение придает роль идеала в идейном, духовном, нравственном становлении человеческой личности. Идеалы — это мечты о какой-то значительной и высокой цели отдельного человека и общества, цели нравственной, эстетической. Вряд ли могли мы что-то сделать, если бы у нас в воображении не проявлялся идеальный образ, смысл, конечный результат деятельности. То есть, идеал может быть огромным стимулом изменения мира и самого себя.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.