Что ты ищешь в этой профессии? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Что ты ищешь в этой профессии?

2017-07-01 296
Что ты ищешь в этой профессии? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕРИЯ «ВОЖАТЫЙ»

Выпуск 1

 
 


Г. Ульяновск

Г.

 

 

Автор-составитель Е.М. Шпоркина.

Энциклопедия вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха.

В сборнике рассматриваются основные теоретические и практические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном лагере.

Книга адресована организаторам и педагогам детских оздоровительных лагерей, студентам педагогических специальностей.


 

Дорогой друг!

 

Вероятно, ты взял эту книгу, потому что мечтаешь стать вожатым детского оздоровительного лагеря. Сотни тысяч, а может и миллионы людей в нашей стране и за рубежом, когда-то ими стали. Кто-то вспоминает этот период своей жизни с удовольствием, кому-то он не запомнился, а кто-то остался в душе вожатым навсегда. Эта книга написана именно такими людьми. Написана не так чтобы, прочитав, ее ты получил ответы на все вопросы, в ней даны только азы вожатского мастерства.

 

Но сначала позволь задать тебе вопрос

Что ты ищешь в этой профессии?

Романтики нового, опыт настоящей жизни и работы, признания, может свободы? Ты все это найдешь в ней, но насколько это будет со знаком «+» для других? Если ты уверен, что это не блажь, что готов ежеминутно всю смену думать, анализировать, прогнозировать, доверять, поддерживать, выслушивать, вести за собой, то в вожатском искусстве достигнешь мастерства.

 

Если ты еще читаешь, давай разберемся все-таки, кто же такой вожатый оздоровительного лагеря?

Данной профессии специально не научат ни в одном ВУЗе, в массовом сознании она и не педагогическая, ну какими могут быть педагогами 18-20 летние мальчишки и девчонки, которые с точки зрения некоторых исследователей периодов жизни сами являются детьми. И все-таки ежегодно тысячи мальчишек и девчонок 7-15 лет, возвращаясь из 21 дневной лагерной смены, получают эмоций, а зачастую и полезных знаний больше, чем за учебный год под руководством взрослых, дипломированных педагогов школы. В чем же феномен этой работы? Каким должен быть современный вожатый, чтобы в столь молодом возрасте дать так много детям? Как должен быть организован процесс внутрилагерной, внутриотрядной работы? Именно этому обучают в нашей ШКОЛЕ ВОЖАТЫХ. Если ты серьезно решил стать вожатым, мы с удовольствие примем тебя в многочисленный педагогический отряд Ассоциации учащейся молодежи. У нас, тебя ожидают новые встречи, дороги, песни, друзья и ДЕТИ. Ведь без них ничего этого не было.

 

До встречи!

 

 

Председатель Ассоциации учащейся молодежи С.С. Кузьмин

 


ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

Летний детский лагерь - это удивительный островок детства и мечты; это особое пространство, где ребенок может интересно, весело и с пользой провести свои каникулы. Это – новый образ жизни, жизни в детском коллективе, вне семьи и дома, вне обычной атмосферы.

Для чего существует детский лагерь?

· Для укрепления физического и психологического здоровья ребенка

· Для расширения его кругозора и развития творческих способностей

· Для получения навыков общения и приобретения новых друзей

· Для познания и приобщения к природе

· Для того чтобы родители отдохнули от детей, а дети – от родителей

· Для того чтобы ребенок получил массу новых впечатлений

· Для того чтобы ребенок стал более самостоятельным и ответственным

· Для того чтобы дети не мотались без присмотра в шумном и пыльном городе, а были на свежем воздухе под присмотром взрослых

Думаю, что дети сумеют во многом дополнить этот список своими мыслями.

 

Ребенок приезжает в лагерь на 21 день. У него есть свои интересы, свои ожидания от лагеря и свои потребности.

 

Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине вожатого.

 

Важно во время работы с детьми выполнять нижеследующие операции для снижения риска:

1. Контроль деятельности одним или более руководителями должен осуществляться все время.

2. Небезопасная практика или нарушение правил выполнения вида деятельности должны быть запрещены сразу же при проявлении такого поведения.

При всех случаях проявления нарушения дисциплины должны быть оформлены официальные документы.


ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

 

Конечно, настоящий сплоченный коллектив возникает не сразу, в своем развитии он проходит несколько стадий, знание которых облегчает вожатому взаимодействие с детьми.

Стадии развития детского коллектива:

1. ориентация

2. конфликты

3. доверие

4. самостоятельность

5. расставание

 

Начнем, прежде всего, с организации отряда. Он может быть создан по разным принципам: в соответствии с возрастом детей либо разновозрастный, может быть сформирован по интересам; сейчас в крупных лагерях черноморского побережья появилась еще одна тенденция – создаются отряды по территориальному принципу (так как ребята с одной территории заезжают одновременно). Практически в любом случае возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава.

1 стадия. Ориентация – это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное – знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.

Задача вожатого – создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.

2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.

Задача вожатого в данный период – помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.

3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.

На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.

4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые – самые …..».

Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.

На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.

 

Лутошкин А.Н. в своей книге “Как вести за собой” рассматривает несколько ступеней развития коллектива. Вожатый может предложить ребятам определить ту ступень развития, на которой находится отряд в соответствии со следующими определениями.

. “Песчаная россыпь”. Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то “сцепляло”. Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

“Мягкая глина”. В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

“Мерцающий маяк”. Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

“Алый парус” - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу “один за всех и все за одного”. Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

“Горящий факел” - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени “Алого паруса”.

Динамика эмоционального развития временного коллектива

 

 

Кризис привыкания Эмоциональный пик

 

Эмоциональный пик кризис усталости

 

1 3 7 16 21 кол-во дней


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

Подготовительный период может длиться различное время (от 2 недель до 9 месяцев). Чем раньше он начинается, тем больше возможности подготовиться к смене со всей тщательностью, продумать все до мелочей.

Подготовительный период включает в себя:

§ Программирование смены (определение целей, задач, содержания смены, предполагаемых результатов)

§ Подготовка педагогического отряда для работы по программе, выработка единых педагогических требований

§ Знакомство педагогического коллектива с должностными обязанностями

§ Знакомство педагогического коллектива с нормативными документами: правилами пребывания детей в лагере, инструкции по технике безопасности и другими

§ Разработка и реализация плана подготовки к смене (закупка необходимых материалов и оборудования, канцтоваров, призов, костюмов и т.д.; ремонтные работы; набор и подготовка обслуживающего персонала)

 

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ СМЕНЫ

 

Программа смены – это – один из основных документов лагеря, в котором отражаются содержание, и система работы данного лагеря на определенный период времени (на смену)

Программа необходима для того, чтобы деятельность педагогического коллектива не была стихийна и бесцельна, разработка программы заставляет администрацию лагеря и педагогический коллектив осмысливать свою деятельность, свою педагогическую позицию.

Существуют различные классификации программ в соответствии с различными критериями. Если взять критерий направленности, то программы делятся на две группы: комплексные и профильные.

Комплексная программа объединяет различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях детского лагеря

Профильная программа имеет одно основное направление деятельности (например: экологическая, туристическая, и т.д.)

 

Каждый вожатый, опираясь на программу смены лагеря, составляет программу деятельности своего отряда.

Какова структура программы?

Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются:

· Введение, где обосновываются актуальность и значимость программы, излагаются основные идеи и принципы

· цели и задачи предстоящей деятельности (цели и задачи должны быть конкретными, реальными и достижимыми при данных условиях)

· основное содержание деятельности (основные блоки и направления деятельности)

· механизм реализации (логика развития, описание системы действий по воплощению замысла)

· предполагаемые результаты, итоги выполнения программы

 

Для постановки конкретных целей и задач лагеря важно опираться на основные функции лагеря:

1. Социальная – накопление социального опыта участия в общественной жизни.

2. Коммуникативная – развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе.

3. Развивающая – развитие различных способностей, психических процессов, активности, эрудиции, приобретение различных навыков, и т.д.

4. Досуговая – воспитание культуры свободного времени. Предоставление детям свободы выбора формы проведения своего досуга, возможность удовлетворить свои различные интересы, потребности, связанные с саморазвитием, самопознанием, личностным ростом.

 

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ

 

ЕДИНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Все сотрудники лагеря должны помнить и осознавать, что в лагере нет чужих детей, все дети – общие, все дети – наши. И у руководства лагеря, и у вожатых и воспитателей одинаковые цели: обеспечить детям полноценный отдых, чтобы все дети вернулись домой живыми и здоровыми, хорошо отдохнувшими, набравшимися сил и энергии к следующему учебному году, получив массу новых положительных впечатлений. В условиях рынка появляется дополнительная цель – чтобы в следующем году ребенок захотел приехать именно в этот лагерь.

Цели одинаковые, соответственно и требования к детям должны быть одинаковые. В первую очередь, это требования, касающиеся безопасности пребывания детей в лагере, их жизни и здоровья. Например, если один вожатый запрещает детям курить на территории, то и другой должен также придерживаться этого.

Желательно, еще до начала лагерной смены собрать весь коллектив лагеря и обговорить основные требования и правила поведения в лагере. И, если педагоги, стараясь создать доброжелательную атмосферу в лагере, улыбаются и говорят ласковые слова ребенку, а повар или медсестра может ему нагрубить, то у ребенка все равно испортиться настроение. Поэтому важно согласовывать свои действия и свои позиции со всеми членами коллектива. Тогда в лагере ребенку будет хорошо и комфортно.

Советы вожатому:

Ø Заранее обговорить с напарником свои взгляды и требования на поведение детей в отряде

Ø Никогда не говорить о своем напарнике, о своем начальнике, или о других членах коллектива плохо, а также не спорить и не делать им замечаний в присутствии детей

 


ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ И ОТРЯДА

 

Законы регулируют жизнь лагерного коллектива, регулируют взаимоотношения между людьми, помогают в решении конфликтных ситуаций, помогают сформировать у детей чувство ответственности за свои поступки

Лучше, если эти законы выработают сами ребята. Ведь то, что они сами разработали, они затем лучше будут принимать и выполнять. Затем ребят можно попросить поставить подписи под этими законами, для того, документально подтвердить их согласие с законами.

Не важно, сколько законов будет у вас в лагере и в отряде – самое главное, чтобы они были действительно необходимыми и выполнялись всеми, не только детьми, но и взрослыми.

Для того чтобы законы запомнились, можно предложит ребятам представить их в творческой форме, например, так ….

 

Закон Варианты стихотворного объяснения закона
ЗАКОН ТЕРРИТОРИИ v Знай, за границу ход закрыт! И содержи в порядке быт! v Если кто-нибудь решит Посмотреть, как ежик спит, Он в лесочек убежит, То такой закон гласит – Нарушитель будет тот, Кто с территории уйдет!!!
ЗАКОН МОРЯ v По морю гуляет большая волна. Для жизни опасна, бывает она! v Море бывает добрым и злым! Не выходи с ним один на один!!!
ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ v Запомни – пить, курить нельзя! Со здоровьем мы друзья!
ЗАКОН ТВОРЧЕСТВА v Этот закон ясен должен быть всем. Каждое дело творчески! Иначе – зачем? v Делу любому – задора, веселья, Желания искусства и точности, Будешь работать тогда без сомненья Ты по закону творчества.
ЗАКОН ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ v Не будет конфликтов и ругани грязной, А будут улыбки, сюрпризы, проказы.
ЗАКОН ЗЕЛЕНИ v Прекрасен лагеря зеленый наряд. Ты ветки не трогай, цветам будь как брат.
ЗАКОН ВРЕМЕНИ или ЗАКОН «ноль – ноль» v Будем время мы беречь – Будет больше разных встреч. v Закон должны мы выполнять, Нельзя друзей заставить ждать! v Время дорого у нас, Берегите каждый час! v Скоро дело начинать, А ребята не идут. Сколько раз нам повторять – Семеро одного не ждут!
ЗАКОН ПРАВОЙ РУКИ v У нас в отряде закон един, Слушают все, когда говорит один. v В толпе вдруг руку поднял кто-то, Захотел сказать он что-то, Сразу стихли разговоры И закончились все споры.
ЗАКОН ДРУЖБЫ v Всем, кто в лагере помнить нужно: наш закон, товарищи – дружба.
ЗАКОН СВОБОДНОГО МИКРОФОНА v Камней в идею бросать не смей. Камень бросишь – не будет идей.
ЗАКОН БЛОКНОТА И РУЧКИ v Чтоб ничего не забывать – Заведи себе тетрадь. На сборе всем она нужна. Копилка опыта она.
ЗАКОН СКРЕЩЕННЫХ РУК v Довольно об этом, сказано не раз. Время дороже запутанных фраз.
ЗАКОН ПЕСНИ v Жить в лагере без песни невозможно, мы к музыке относимся серьезно.
ЗАКОН ДЕЛА v Не согласен – возражай, Возражаешь – предлагай, Предлагаешь – делай, Борись за дело смело.
ЗАКОН ЗАКОНОВ v Законы все здесь выполняют, Никогда не нарушают! v Если слово вожатого ни во что не ставишь, Даст билет тебе домой старший твой товарищ.

 

 

Или так ….

Ø Если выходишь за территорию лагеря без взрослых – не забудь свой чемодан!

Ø После команды «отбой» наступает темное время суток!

Ø Любая мебель – историческая реликвия

Ø Не раскачивай сильно корпус, дабы не обрушится на голову начальника

Ø Встал утром – приведи в порядок тело, место жительства и мысли

Ø ………………………………………………

 

РЕЖИМ ДНЯ

 

Важной частью оздоровительной системы лагеря является режим дня. Режим дня должен быть разным для разных возрастных категорий детей. У младшей возрастной категории должен быть более ранний отбой. Режим дня может также варьироваться в зависимости от погодных условий. Вряд ли есть смысл проводить утреннюю зарядку под проливным дождем. Также в июне – июле, когда световой день максимален, допускается и более позднее укладывание детей.

 

При построении распорядка дня следует исходить из следующих основных посылок:

v Максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы, занятий физической культурой и спортом;

v Достаточная продолжительность сна, оптимальное чередование нагрузок, труда и отдыха;

v Рациональная организация общественно полезной деятельности и самообслуживания детей.

В основе организации распорядка дня и всей лагерной смены должно быть правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастно-половых особенностей детского организма, состояния здоровья и функциональных возможностей практически здоровых детей.


Примерный распорядок дня

Элементы распорядка дня Для детей 6-9 лет Для детей 10-15 лет Варианты стихотворного объяснения режима
Подъем и уборка постелей 7.30 - 7.40 7.30 - 7.40 Рано солнышко встает – Спать ребятам не дает.
Утренняя гимнастика 7.40-8.00 7.40-8.00 Чтобы быть весь день в порядке, Нужно сделать нам зарядку.
Водные процедуры 8.00 - 8.20 8.00 - 8.20 Умываться, одеваться, на линейку собираться.
Утренняя линейка 8.20 - 8.30 8.20 - 8.30 Горн зовет, пора-пора На линейку, детвора!
Завтрак 8.30 - 9.00 8.30 - 9.00 v Каша, чай, кусочек сыра – Вкусно, сыто и красиво! v Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?
Уборка территории и комнат     Надо в порядок все привести, В палате убрать и пол подмести.
Работа отрядов, кружков, участие в трудовых делах в лагере 9.00 - 10.40 9.00 - 10.40 Лишь заслышим зов игры, Быстро на улицу выбежим мы.
Оздоровительные гигиенические процедуры (воздушные и солнечные ванны, душ, купание, обучение плаванию) 10.40 - 12.00 10.40 - 12.30 Ждет нас здесь много забав интересных, Соревнований, прогулок чудесных.
Свободное время или отрядная работа 12.00 – 13.00 12.30 - 13.00 Лучше отряда нет места на свете! Знают вожатые! Знают все дети! И, если ты час посвятишь отряду, Будут все веселы, будут все рады.
Обед 13.00 - 14.00 13.00 - 14.00 Нас столовая зовет, Суп отличный и компот.
Послеобеденный дневной отдых 14.00 - 16.00 14.00 - 16.00 К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.
Полдник 16.00-16.30 16.00-16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.
Занятия в кружках, спортивных секциях, 16.30 - 18.30 16.30 - 18.30 Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать. Только бездельники час этот маются, А все ребята в кружке занимаются.
Подготовка к общелагерным или отрядным мероприятиям 18.30 - 19.00 18.30 - 19.00 Если не поленимся сейчас, Будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: Пой, танцуй, рисуй и клей.
Ужин 19.00 - 20.00 19.00 - 20.00 Ужина время настало и вот – Отряд за отрядом к столовой идет.

 

Отрядные мероприятия, массовая работа, вечера 20.00 - 20.30. 20.00 - 21.30. Вечером фильм иль дискотека, Или какая другая потеха. Может быть конкурс, а может игра Станет сюрпризом для вас, детвора.
Огонек ---- 21.30 - 21.45 На огоньке говорим обо всем, о самом сокровенном, Условие одно – всегда откровенно.
Вечерний туалет 20.30 - 21.00 21.45 - 22.00 Чтобы сон был сладок – сладок Приведи себя в порядок
Сон 21.00 22.00 За день мы устали очень, Скажем всем: «Спокойной ночи!»

Также можно зашифровать некоторые режимные моменты, например: ПЧМ – полтора часа молчания (тихий час); еще лучше, чтобы эти названия были в рамках реализуемой программы, например: «Перекресток» – общий сбор лагеря, или «утренняя, дневная и вечерняя трапеза»

Подъем.

Естественно, среди детей есть «жаворонки» (те, кто раньше засыпает и раньше встает) и есть «совы» (кто позже засыпает и позже встает). Чаще всего «жаворонки» поднимаются сами. А вот «сов» лучше начинать будить пораньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться.

Подъем может начинаться с включения приятной музыки, чередующимися с бодрыми заводными детскими песенками. Пусть для ребенка наступающий день начнется с улыбки вожатого, легкого прикосновения к плечу, пожелания доброго утра и замечательного дня. Вожатому следует помнить, что от утреннего подъема зависит настроение ребенка, по крайней мере, на все утро, а может быть на целый день. Поэтому не стоит кричать на детей, нужно говорить с ними доброжелательно, приветливо, но в то же время требовательно.

Как разбудить детей утром? Например, так …

«Доброе утро! Наступил новый день. Посмотрите, солнышко уже встало и смотрит на вас, таких красивых, умных, веселых, на самых лучших, моих любимых ребят. Пусть откроется правый глазик. Нет, нет, левый глазик пусть еще поспит. А теперь пусть поспит правый глазик, а левый проснется. Просыпается левая рука, поднимите ее и потом опустите. Теперь просыпается правая рука, поднимите ее. И т.д.»

Зарядка.

Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню их физического развития. Если лагерь большой и в нем работают несколько физруков, то можно зарядку можно проводить не по отрядам, а по возрастам, так как более взрослым детям можно давать усиленные физические нагрузки, а с младшими ребятами провести зарядку в виде игры.

Можно каждый день вводить разнообразные элементы в проведение зарядки: провести зарядку под музыку, сделать танцевальную зарядку, или провести несколько подвижных игр.

Например, зарядка – ребята повторяют движения за ведущим под следующую песню.

Зверобика

 

Уселась кошка на окошке

И стала лапой уши мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенье можно повторить

 

Раз, два, три – ну-ка повтори,

Три, четыре, пять, повтори опять.

Раз, два, три. Ну-ка повтори.

Три, четыре, пять. Ну, просто молодцы.

 

 

Стоит весь день в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

 

Следует помнить, что время проведения зарядки – 10 – 15 минут, зарядку следует проводить на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Особое внимание следует обратить вожатому на обувь и одежду, в которой ребята выходят на зарядку.

И еще, очень важно, чтобы вожатый также участвовал в зарядке наравне со своими детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример.

 

Питание детей.

В столовую весь отряд приходит одновременно, только после того, как дежурные полностью накроют на столы. Вожатые и воспитатели обязательно следят, чтобы ребята помыли руки перед приемом пищи. После того, как все дети сели за столы, взрослые проверяют, всем ли детям хватило порций; следят за тем, чтобы дети ели сначала горячее, заботятся о добавке, следят за соблюдением дисциплины в столовой. При этом обращают внимание на качество пищи и ее количество, соответствие нормативам.

 

Тихий час.

Тихий час – это время для отдыха, оно составляет 1,5 – 2 часа. Малышей нужно уложить спать. Подросткам можно дать время для размышлений, для письма домой или чтения книг. Полезно ввести раз и навсегда правило – никаких хождений и разговоров. Те, кто не спит должны дать возможность другим детям спокойно отдохнуть.

Отбой.

Ближе к вечеру не стоит проводить шумных игр, эмоциональных мероприятий, необходимо настраивать ребят на спокойный тон перед отбоем. Этому способствует и вечерний огонек.

Перед сном нужно проверить, все ли ребята совершили гигиенические процедуры: почистили зубы, вымыли ноги и т.д. Завершив гигиенические процедуры, все ребята должны лечь в кровати. Вожатый спокойно и требовательно добивается того, чтобы все ребята, независимо от возраста во время ложились спать. Обязательно, нужно проверить все ли дети на месте!!!

Как уложить детей спать?

Операция «Т-С-С!»

Проводится после огонька и после вечернего туалета, когда все ребята готовы ко сну. Вожатый начинает игру, говоря: «Т-с-с!». Кто это слышит, отвечает ему: «Т-с-с!», потом передает этот знак следующему члену отряда, и так далее. После того, как человек получает этот знак, он не может громко разговаривать, шуметь, греметь (вообщем, издавать громкие звуки).

Операция «МАМА»

Проводится, когда все ребята готовы ко сну, и лежат в своих кроватях. Вожатая подходит к каждому ребенку из отряда, поправляет одеяло, желает спокойной ночи, целует в щечку.

«Аутотренинг»

Вожатый тихим, ровным голосом с большими паузами, произносит текст:

«Глубоко вздохните и закройте глаза. Поднимите левую руку, плавно опустите ее, поднимите правую руку, плавно опустите ее, ваши руки наливаются приятной тяжестью, …….»

«История»

Если дети не спят, то можно выключить свет и рассказать им историю, но при условии, что глаза закрыты и царит абсолютная тишина. Рассказ ведется тихим ровным голосом. Это может быть история о случае, произошедшим с рассказчиком; известная сказка, пересказ фильма, рассказ о знаменитых личностях, исторические факты, и т.д.

«Колыбельная»

Можно спеть и сыграть на гитаре спокойные песни и колыбельные.

 

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ

 

Каждый член коллектива несет ответственность за внешний вид лагеря, а передача этой ответственности детям облегчает эту задачу. В плане работы отряда должно выделяться время на уборку спален, холлов, закрепленной за отрядом территории. Дежурный вожатый определяет в плане своей работы на день время на проверку санитарного состояния дружины и закрепленной территории.

Ежедневная уборка комнат заключается в следующем:

1. Во время зарядки все дети выходят из спален. Дежурные по комнате убирают свои кровати, проветривают спальни, вытирают пыль с мебели и подоконников.

2. По возвращении с зарядки дети убирают свои личные вещи, заправляют кровати и выходят из спальни.

3. Дежурные дети подметают пол, выносят мусор в специально отведенное место и моют пол, вытряхивают половики (в некоторых лагерях эту функцию выполняют горничные)

Такая уборка производится 2 раза в день: после подъема и после тихого часа. Во время отсутствия детей окна спален должны быть открыты.

Уборка холла или отрядного места.

Дежурная группа детей должны привести в порядок свое отрядное место и закрепленную за отрядом территорию. Они убирают мусор, протирают пыль, подметают территорию, убирают пляж. После завтрака, если требуется, горничные должны исправить недостатки уборки детей младшего возраста.

Весь уборочный инвентарь должен находиться в специально отведенном месте в туалетной комнате. Наличие инвентаря должно контролироваться горничными и сестрой – хозяйкой.

 

Дежурство по столовой. (см. Питание детей в п. Режим дня)

 

Как правило, в лагере ребята вместе с взрослыми дежурят в столовой. Существуют два варианта дежурства: дежурные по столовой каждый раз помогают накрывать на свой отряд, либо отряды по очереди помогают накрывать на весь лагерь. В любом случае дежурные ребята вместе с взрослым приходят в столовую за 15 – 20 минут до принятия пищи и помогают накрывать на столы. При этом не следует забывать, что горячую пищу (суп, чай, и т.д.) разливают в посуду только взрослые.

При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, раздаче готовой пищи на кухне, к резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. И, конечно, ребята должны готовиться к самостоятельной жизни, привыкать обслуживать себя сами. Ребята в лагере должны уметь: выстирать, высушить и выгладить свое бельё, вымыть обувь, пришить пуговицу или заштопать носки, и т.д. Взрослые должны следить за тем, чтобы у ребят был опрятный внешний вид. Если дети не умеют что-то делать, то необходимо спокойно им объяснить и показать, как это делается.

 


СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ

Система диагностики в лагере необходима для изучения интересов и склонностей детей, для изучения складывающихся взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на развитие личности ребенка. Обладая вышеперечисленными данными, педагог может спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, выстроить индивидуальную траекторию его личностного развития.

Существуют следующие виды диагностики в лагере:

 

Предварительная диагностика.

Предварительная диагностика проводится до начала смены или в организационный период.

Цель: выявить интересы и ожидания детей; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе по программе.

Формы:

· Анкета родителей (для изучения особенностей детей, привычек, …)

· Анкета детей (изучение интересов, ожиданий, …)

· Медицинская карта (информация о состоянии здоровья и противопоказаниях)

· Диагностические упражнения, например: «Ожидание» (для изучения потребностей, ценностей и ожиданий ребенка в течение лагерной смены)

· Диагностические методики (изучение сферы интересов)

 

Текущая диагностика.

Текущая диагностика проводится в основной период

Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей в течение смены. Если есть необходимость – корректировка программы с учетом полученных данных.

Формы:

· Опросники, тесты

· Анкета ежевечерняя

· Цветопись

· Наблюдение

· Игровые формы

· Социометрия и др. методики

· Наблюдение. Дневник вожатого.

· Беседы

 

Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика проводится в заключительный период смены

Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачами программы; подвести итоги реализации программы.

Формы:

· Анкета (подведение итогов смены)

· Возвращение к «Ожиданиям»

 

4. Проблемная диагностика

Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации

Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации

Формы:

· Наблюдение

· Беседа

 

 

Методы диагностики

 

Тесты – (с анг. «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и обычно краткие по времени испытания, предназначенные для количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. По содержанию тесты делятся на тесты способностей, тесты интеллекта, тесты личности и тесты достижений. Их отличительная особенность в том, что они состоят из заданий, на которые нужно получить правильный ответ.

Опросники – группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. По содержанию личностные опросники делятся на опросники черт личности, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей.

Опросники – анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, данные об истории его жизни). Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами, анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечаю


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.