Структура и задачи трудовой деятельности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Структура и задачи трудовой деятельности

2017-07-01 596
Структура и задачи трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура профессиональной деятельности вожатого включает 6 основ­ных компонентов:

— конструктивный;

— организаторский;

— коммуникативный;

— гностический;

— прикладной;

— педагогическая техника.

Структура деятельности вожатого определяет комплекс задач, которые обязаны решаться им при организации образовательно-оздоровительного процесса.

Конструктивный компонент предполагает:

— обоснованное педагогическое целеполагание, основанное на челове­ческом и профессиональном опыте педагога;

— разработку содержательных идей, определение средств педагогичес­кой коммуникации, форм и методов работы;

— проектирование развития временного детского коллектива и участие подростка в этом процессе;

— последующее управление воспитательным процессом через организа­цию самоуправляющих структур отряда и разносторонней социально и личностно-значимой творческой деятельности временного детского коллектива.

В содержании деятельности вожатого конструктивный компонент реа­лизуется через педагогические задачи:

— создание условий для быстрой адаптации и самоопределения подрос­тка к включению в продуктивные виды деятельности временного дет­ского коллектива, направленные на его развитие и оздоровление, при­нятие норм и традиций коллективной жизни на основе общечелове­ческих ценностей общения, отношений и сотрудничества;

— конструирование перспективных направлений содержательной деятель­ности временного детского коллектива и личности подростка в нем;

— создание условий в детском коллективе для реализации педагогичес­кого содержания, соответствующего ожиданиям, интересам и возмож­ностям детей;

— конструирование развития самоуправления в детском коллективе через выявление и стимулирование лидирующей группы, микрогрупповую деятельность и определение функций и меры ответственности органов детского самоуправления в реализации планов работы коллектива.

Организаторский компонент предполагает: решение вопросов организации образовательно-оздоровительного процесса на основе целеполагающих элементов смены (цель, задачи, принципы), содержательных идей педагога, знаний о детях, полученных в оргпериод смены, профессиональ­ного и человеческого опыта отрядного вожатого.

Он реализуется через решение целого ряда задач:

— включение подростков в развивающие виды деятельности, направ­ленные на субъективную позицию подростка и органов детского са­моуправления;

— создание условий для принятия и выполнения детьми единых педаго­гических требований, санитарно-гигиенических норм, обеспечения со­держательного отдыха и оздоровления детей на основе максимально­го использования природно-климатических факторов, широкого раз­вития физической культуры и спорта;

— создание эмоционального настроя, атмосферы творчества и сотруд­ничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого подростка, органов детского самоуправления, микрогрупповой дея­тельности;

включение детей в систему дополнительного образования (кружки, школа дополнительного образования, проблемные секции, семинары, круглые столы), предусмотренные содержанием деятельности дружи­ны, специализацией смены;

— организация взаимодействия с отделами и службами лагеря по осуще­ствлению воспитательного процесса;

— организация системы коллективного анализа жизнедеятельности дет­ского коллектива;

— создание условий для принятия детьми субъектной позиции по отно­шению к деятельности своего коллектива.

Коммуникативный компонент. Вожатый — основной носи­тель целей, различной информации, средств педагогической коммуника­ции, профессиональных знаний, призванный за период смены реализовать цели воспитательной деятельности лагеря, дружины. Поэтому коммуника­тивный компонент в деятельности вожатого является ведущим, через него реализуются функции и другие компоненты. Он находит отражение в ре­шении большинства педагогических задач:

— устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, со своими напарниками и коллегами по работе;

— регулировать внутри и межличностные отношения, препятствующие возникновению конфликтных ситуаций, появлению аутсайдеров в детском коллективе;

— влиять на сохранение психоэмоционального здоровья детей, эмоцио­нального климата детского коллектива;

— показывать пример открытости, общительности, непринужденности в общении, доброжелательности и отзывчивости, стремление к со­трудничеству;

— собственными действиями и примером показывать позитивное отно­шение к жизни детского коллектива, возникающим в нем проблемам, к личности подростка и его проблемам и т. д.

Гностический компонент направлен на повышение профессиональ­ного и общекультурного уровня вожатого, который должен в полной мере владеть широким спектром знаний и педагогических технологий в области теории и методики воспитательной работы в условиях ВДК, социальной, возрастной, педагогической психологии, литературы, искусства, истории и т.д. Компонент реализуется через систему повышения квалификации, процессы самообразования и саморазвития.

Гностический компонент предусматривает:

— анализ, синтез и оценку своего опыта, результатов своей деятельности;

— участие в системе повышения квалификации, в системе методической учебы, разработки собственной методической темы, авторских программ;

— участие в работе педагогических, методических советах, текущих про­изводственных совещаниях и планерках;

— ведение педагогического дневника и другой необходимой докумен­тации;

— обоснованное определение перспектив развития детского коллектива и подростка в нем.

Прикладной компонент предполагает профессионально-обуслов­ленный уровень владения вожатым методикой подготовки и проведения отрядных и дружинных дел, овладения знаниями, умениями и навыка­ми в одной из прикладных сфер деятельности (оформительская, спортив­но-туристическая, эстетическая, музыкальная, театральная, хореографи­ческая и т. д.).

Реализация компонента позволяет вожатому быстро входить в сферу общения с детьми, разрешать конфликтные ситуации, повышает авторитет педагога.

Психолого-педагогический компонент деятельности предпо­лагает комплекс психических свойств личности вожатого, которые в конеч­ном итоге определяет успешность его работы с детьми.

Работоспособность. Вожатый, работающий в условиях времен­ного детского коллектива, должен иметь стабильное психическое и физи­ческое здоровье, физическую выносливость, высокий уровень работоспо­собности. Это обусловлено характером его труда, связанного с высокой интенсивностью и различными видами напряженности.

Мышление. Вожатому необходимо развитое мышление: конструктив­ное (планирование, организация собственного труда); аналитическое (ана­лиз своей деятельности, возникающих ситуаций в детском коллективе, ре­зультатов труда, прогнозирование развития ВДК и подростка в нем); твор­ческое (разработка собственной воспитательной деятельности, новых содержательных идей, содержания отдельных коллективных творческих дел и т. д.); реактивное (способность оперативно, быстро, точно и адекват­но ситуации принять решение в педситуации, возникшем конфликте, при девиантных проявлениях детей).

Особенностью мышления вожатого должно быть развитое воображение, способность к фантазии, изобретательности, что позволяет представить конечный результат своей деятельности, проводимых с детьми дел, приду­мать новое, влиять на эмоциональный климат в детском коллективе, акцен­ту анализировать внимание и творчество детей.

Внимание. Большой объем информации, с которой в процессе своего труда сталкивается вожатый, предполагает широту распределения и быст­роту переключения внимания, чтобы видеть и слышать каждого ребенка и всех вместе, наблюдать, говорить и действовать в одно и тоже время. Устойчивость внимания важна в обучении, в работе на различных советах и совещаниях, контроле за поведением и деятельностью детей.

Память. Вожатому необходима хорошая память на текстовую, зритель­ную и звуковую информацию; прочное запоминание имен, лиц, голосов.

Речь. Умение говорить, управлять своим голосом, обширный словар­ный запас, образность, эмоциональность и внятность речи, выносливость речевого аппарата — необходимые речевые свойства вожатого. Он должен обладать способностью беседовать с детьми разного возраста, пола, темпе­рамента, разной степени общительности. Умение оперативно включаться в разговор, беседовать в необходимом тоне — важная основа авторитета вожа­того, доверия к нему со стороны детей.

Эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции вожатого должны обладать такими свойствами как восприимчивость, выразительность (насы­щенность в мимике, позе, движениях, жестах) и устойчивость (способность при быстрой реакции управлять своими чувствами). Вожатый должен об­ладать культурой проявления эмоциональных реакций.

Психомоторные (двигательные) свойства. Двигательные свойства во­жатого должны отличаться хорошей координацией. Вожатый должен обла­дать способностью к разнообразным движениям, связанным с различными видами деятельности, способностью усваивать новые движения.

Результаты труда вожатого.

Результаты труда вожатого соотносятся со сложившимся уровнем его педагогической деятельности: умение вожатого добиваться результатов вос­питания в стратегии развития подростка и детского коллектива в системе педагогических средств, коммуникаций с привлечением подростков к раз­работке содержательных задач, идей самосовершенствования и саморазви­тия.

К совокупному результату труда вожатого лагеря, независимому от сло­жившегося уровня его профессиональной деятельности, можно отнести:

— уровень сформированности временного детского коллектива на осно­ве его самодеятельности в продуктивных, творческих видах коллек­тивной работы, направленной на развитие каждого подростка;

— гуманистический, ценностно-ориентированый уровень отношений, общения и деятельности, реально влияющий на позитивные измене­ния в социализации подростка;

— повышение уровня социально-значимого и жизненно-важного опыта (знания, умения, навыки), формирующего стабильную потребность в самосовершенствовании и саморазвитии у подростков во времен­ном детском коллективе и после лагерной смены;

— сохранение и улучшение психоэмоционального и физического здоро­вья подростков, отсутствие аутсайдеров в детском коллективе;

— включенность вожатого в процессы совершенствования собственной
деятельности, деятельности педагогического коллектива по реализации программ детского лагеря.

5. Основные функции вожатого

Содержание деятельности вожатого реализуется в ходе смены через ис­полнение им ведущих функциональных ролей, зависящих от логики прове­дения смены, позиции педагога и сформированности его уровня професси­ональной деятельности. Функции вожатого указывают на то, кем он явля­ется по отношению к детскому коллективу, подростку, каковы основные аспекты его трудовой деятельности. В этом плане выделяются следующие функции:

1. Руководитель детского коллектива. Вырабатывая стратегию развития детского коллектива и подростка, вожатый обеспечива­ет условия реализации воспитательного процесса, задает структуру и логи­ку смены, несет полную ответственность за результаты деятельности детс­кого коллектива, органов детского самоуправления, охрану жизни и здоро­вья детей. Он выступает по отношению к детям как представитель педагогического коллектива дружины, выполняя тем самым функции руко­водителя в системе воспитательной деятельности Лагеря.

2. Организатор. В сотрудничестве с детьми организует разнооб­разную коллективную и индивидуальную деятельность детского коллектива, микрогруппы, подростков, обеспечивает участие детей в жизни дружи­ны и коллектива. Организует взаимодействие с отделами и службами ВДЦ,
дружины по воспитанию и оздоровлению подростков. Несет полную ответ­ственность за выполнение детьми режима и распорядка дня лагеря.

3. Воспитатель. Вожатый осуществляет непосредственное воспи­тание подростков на основе сотрудничества взрослых и детей в соответ­ствии с целями и задачами деятельности ВДЦ «Океан», педагогической программой дружины, собственного педагогического содержания. Изучает и обследует детей на всех стадиях смены, на основе этого способствует включению каждого подростка в различные виды деятельности, влияющие на усвоение социально-значимого и жизненно-необходимого опыта разви­тия подростка.

4. Социальный педагог. Вожатый на период смены заменяет подростку его привычное окружение (семья, школа, сверстники и т. д.). Он призван обеспечивать тонкую связь между естественной средой этого окружения и специально созданной воспитывающей средой Лагеря в инте­ресах развивающейся личности. Выступает при этом в роли старшего това­рища, друга, советника, защитника подростка, обеспечивая тем самым пе­дагогическую поддержку его жизнедеятельности в детском лагере.

5. Координатор. Вожатый в течение смены обеспечивает единые воспитательные воздействия педагогический структур Лагеря при достиже­нии педагогической цели (общеобразовательная школа, Школа Добра, дру­жина, организационно-методический отдел, медицинский отдел, хозяйствен­ная служба и др.).


Должностные обязанности

1. Организует коллективно-творческую деятельность детских обществен­ных объединений (отрядов).

2. Планирует проведение и осуществляет мероприятия с детьми и под­ростками, способствующие содержательному проведению их досуга, полу­чению дополнительного образования.

3. Разрабатывает программы деятельности отряда и создает необходимые условия для их реализации.

4. Способствует выявлению и развитию индивидуальных творческих спо­собностей и склонностей у детей и подростков, проявления интереса к оп­ределенному роду деятельности.

5. Обеспечивает создание благоприятных условий, позволяющих детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовывать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время.

6. Принимает меры по формированию благоприятного эмоционально-психологического климата в отряде.

7. Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предуп­реждает возможные отклонения в поведении детей и подростков, возникно­вение вредных привычек.

8. Взаимодействует с педагогическим персоналом и специалистами дру­гих подразделений Лагеря в решении вопросов организации и осуществле­ния воспитательно-педагогического процесса и реализации программ до­полнительного образования.

9. Совершенствует формы и методы коллективно-творческой деятель­ности в отряде.

 

10. Обеспечивает сохранность находящегося в отряде оборудования, ин­вентаря и имущества детей и подростков.

11. Совершенствует свои профессиональные знания, изучает и исполь­зует передовой опыт работы с детьми и подростками.

12. Осуществляет контроль за соблюдением в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.