Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-07-01 | 1710 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Особенности врачебного контроля за женщинами
Занятия девушек и женщин физической культурой и спортом должны осуществляться с учетом их анатомо-физиологических особенностей и биологической функции материнства.
Физическое развитие девочек до 10-11 лет не отличается от развития мальчиков, за исключением веса, который у девочек меньше. В 12-16 лет девочки обгоняют мальчиков по росту, массе тела и некоторым другим антропометрическим показателям. В 17-18 лет юноши в физическом развитии догоняют и перегоняют девушек. У женщин показатели физического развития иные, чем у мужчин.
Мышечная масса у женщин и ее вес не превышают 35% от общего веса тела, в то время как у мужчин вес мышц достигает 40-45%. Напротив, жировая ткань у женщин составляет относительно большую часть веса тела – 28%. У мужчин же – 18%. Систематические занятия спортом способствуют увеличению мышечной массы у спортсменок, но она не достигает уровня, свойственного спортсменам.
Более слабое развитие мышц у девушек и женщин проявляется и в более низких показателях силы различных мышц: шеи, рук, ног, спины и др. Это объясняется тем, что деформации позвоночника у девушек школьного возраста встречаются чаще, чем у мальчиков. Преподаватель (тренер) должен обращать особое внимание на развитие этих групп мышц у девочек. У них необходимо систематически укреплять и развивать мышцы брюшной стенки и тазового дна, так как при недостаточном их развитии выполнение упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления и со значительными сотрясениями тела при беге, прыжках, соскоках и т.п., может привести к неправильному положению матки.
Туловище женщин длиннее, плечи уже, таз шире, ноги и руки короткие и менее мускулистые, центр тяжести тела, играющий большую роль в механике движений, находится ниже, чем у мужчин. Эти особенности телосложения благоприятствуют выполнению упражнений в равновесии с опорой на нижние конечности, но ограничивают быстроту бега, высоту прыжков.
|
Определенные различия у мужчин и женщин имеются в типологических особенностях нервной системы. Женщины более возбудимы и эмоциональны, что дожжен учитывать в своей работе преподаватель (тренер). Если это все не принимается во внимание, может снизиться эффективность учебно-тренировочного процесса.
В результате всех особенностей у женщин при выполнении физических упражнений обычно отмечаются несколько большая частота пульса и дыхания, несколько менее выраженное повышение максимального АД и более продолжительный период восстановления.
В связи с этим, а также из-за опасности отрицательного влияния на расположение и функцию матки из женского спорта исключены поднятия тяжести, бокс, борьба, футбол, водное поло, а также виды спорта, связанные с резкими толчками и сотрясениями тела (прыжки с шестом и т.п.).
Вместе с тем женщины с большей легкостью выполняют упражнения, требующие грации, пластичности, чувства ритма, равновесия, так как они соответствуют физиологическим особенностям женского организма.
При тренировке женщин необходимо обязательно учитывать те ежемесячно повторяющиеся физиологические процессы, которые связаны с овариально-менструальным циклом. Он повторяется в яичнике циклически в течение всего периода половой зрелости женщины (с 11-15 лет, а иногда с 16-17 и прекращается в климатический период, наступающий в среднем в 48-50 лет). Менструации повторяются регулярно каждые 21, 28 или 30 дней и продолжаются от 2 до 7 дней.
В предменструальный и менструальный период обычно наблюдаются изменения со стороны различных органов и систем. Повышается возбудимость нервной системы, учащается пульс и немного возрастает АД, в некоторых случаях отмечаются общее недомогание, головные боли, вялость, разбитость, раздражительность, ослабление внимания, слуха, боли в пояснице и внизу живота; иногда бывает тошнота, рвота, расстройства функции кишечника, приливы крови к голове, ощущение холода или жары. В первые дни менструации может происходить уменьшение систологического и минутного объемов сердца, величины максимального потребления кислорода. К концу этого периода снижается АД, замедляются пульс и дыхание, уменьшается количество эритроцитов и содержание гемоглобина в крови.
|
У некоторых здоровых женщин и девушек работоспособность, в том числе спортивная, во время менструации не только не снижается, но повышается, что позволяет показывать в этот период хорошие спортивные результаты. Однако это не означает, что в это время всем девушкам и женщинам в равной степени можно тренироваться и участвовать в соревнованиях. Вопрос о занятиях физическими упражнениями должен решаться индивидуально.
С наступлением беременности напряженная спортивная тренировка и соревнования должны быть прекращены. Однако полностью прерывать занятия физическими упражнениями нельзя, поскольку они положительно влияют на общее состояние беременности и родов, послеродовой период, а также на общее состояние беременной, повышая общий тонус организма.
2. Особенности врачебного контроля за детьми, подростками, юношами и девушками
На основании динамики возрастного развития организма выделяют следующие возрастные группы: 1) предшкольная (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольная (от 4 до 6 лет); 3) младшая школьная (от 7 до 11 лет); 4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и 5) старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 – подростковым, с 15 до 20 – юношеским.
При проведении занятий физическими упражнениями с детьми и при врачебном контроле за ними обязательно должно учитываться, что развитие детского организма происходит волнообразно и в каждой возрастной группе есть свои особенности. Рост тела в длину изменяется неравномерно: периоды замедленного роста (7-10 лет) сменяются ускоренным ростом в 10-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков. Наибольшие приросты веса тела бывают в периоды относительно замедленного роста тела в длину, то есть с 7 до 10 и с 17 до 20 лет.
|
Темпы и уровень физического развития подростков в значительной мере зависят от степени полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у детей, у которых появление вторичных половых признаков задерживается.
Известно, что система физического воспитания, все нормативные требования построены по паспортному возрасту. Однако между биологическим и паспортным возрастом могут быть значительные расхождения, особенно в возрасте 11-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. При одном и том же паспортном возрасте встречаются значительные различия в степени полового созревания и уровне физического развития. Например, один 12-летний подросток по своим показателям может соответствовать 14-летнему, а другой 14-летний – 11-летнему. Следовательно, решающую роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости, определенный на основании изучения выраженности вторичных половых признаков и показателей физического развития. При составлении программ учебных и тренировочных занятий за основу должен быть положен биологический возраст подростков, то есть их индивидуальные отклонения от паспортного возраста.
Детям свойственно высокая возбудимость нервной системы, в том числе и центров, регулирующих деятельность двигательного аппарата и внутренних органов. Для детей и подростков характерны большая подвижность корковых процессов и значительная лабильность нервно-мышечного аппарата. К 13-15 годам происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции, у подростков легко образуются самые разнообразные двигательные навыки. Вместе с тем функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у подростков и даже у юношей и девушек еще значительно ниже, чем у взрослых.
В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, чем у взрослых, и поэтому ударный и минутный объемы сердца у юных спортсменов не достигают тех величин, которые
Подросткам и юношам свойственна высокая лабильность нервных приборов сердца. У них нередко выявляются нарушения ритма сердечных сокращений, что всегда требует специального врачебного исследования, так как в ряде случаев эти нарушения могут быть связаны с поражением сердца.
|
В период полового созревания у подростков иногда появляется так называемая юношеская гипертония. Это связано с нарушением сосудистого тонуса, возникающего при перестройке деятельности желез внутренней секреции (половых, щитовидной и надпочечников). Правильное проведение занятий физической культурой и спортом способствует снижению АД. Для этого следует уменьшить физические нагрузки и особенно ограничить количество соревнований (вплоть до их исключения), чтобы уменьшить эмоциональное возбуждение. Нужно также исключить упражнения с тяжестями (особенно со штангой), так как они могут способствовать дальнейшему повышению АД.
У подростков и юношей иногда встречается некоторое отставание размеров сердца от роста и увеличения веса тела, так называемое малое сердце. Адаптация аппарата кровообращения к физической нагрузке при «малом» сердце осуществляется с большим напряжением и менее экономно. В связи с этим работоспособность у таких подростков оказывается сниженной. Физические упражнения и занятия спортом оказывают благоприятное воздействие на подростка с «малым» сердцем, однако при этом требуется особенно осторожное повышение нагрузок и тщательный врачебный контроль.
Для оценки функционального состояния юных спортсменов применяются различные пробы. Для 7-10-летних применяется проба с 20 приседаниями или 60 подскоками, выполняемыми за 30 секунд. У более старших и систематически тренирующихся юных спортсменов используются пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе и 1-2-минутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту, а также проба Летунова, подъемы на ступеньку определенной высоты, велоэргометрические нагрузки и др.
Принципы оценки проб такие же, как и у взрослых, но с учетом указанных выше возрастных особенностей.
Физическая работоспособность детей и подростков может быть оценена количественно с помощью Гарвардского степ-теста. Высота ступеньки, длительность и темп восхождения в зависимости от возраста и пола..
При исследовании детей и подростков относительно большее значение, чем у взрослых, имеет оценка физического развития. В возрасте от 4 до 11-12 лет мышцы туловища еще недостаточно хорошо фиксируют позвоночник при удержании статических поз. В связи с этим, а также в связи с большой пластичностью костного скелета у детей преподаватель (тренер) должен постоянно наблюдать за их правильной осанкой.
Важно также обращать внимание на симметричное развитие мышц правой и левой половины туловища, конечностей и мышц стопы. Последнее необходимо для предупреждения плоскостопия, которое может возникнуть у детей вследствие высокой пластичности мышц и связок стопы и голени. Чрезмерная нагрузка на мышцы стопы вызывает плоскостопие, которое не всегда удается ликвидировать.
|
При занятиях спортом детей и подростков должны соблюдаться следующие условия:
1. Систематический врачебный контроль с учетом возрастных особенностей. Дети, подростки, юноши и девушки, занимающиеся спортом, должны проходить медицинский осмотр не менее 2 раз в год.
2. Строгое выполнение преподавателем (тренером) врачебных рекомендаций.
3. Допуск к занятиям спортом только абсолютно здоровых детей, в том числе не имеющих очагов хронической инфекции.
4. Деление занимающихся на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности; обязательная индивидуализация нагрузок.
5. Строгое соблюдение режима (быта, питания), достаточный отдых между нагрузками (юные спортсмены должны спать не менее 9-10ч в сутки), в период экзаменов резкое уме
6. Обязательное соблюдение регулярности и постепенности в увеличении нагрузок. Специализация юных спортсменов должна строиться на базе широкой общей физической подготовки.
7. Недопустимы перенос особенностей режима и методики тренировки взрослых спортсменов в практику работы с подростками, юношами и девушками (запрещена узкоспециализированная подготовка без достаточного применения общеразвивающих упражнений), частое использование максимальных (предельных) нагрузок, проведение тренировок с высокой интенсивностью и большим объемом нагрузок.
Особенности врачебного контроля за лицами среднего и пожилого возраста
Различают старость физиологическую и патологическую.
Физиологическая старость характеризуется равномерным и постепенным снижением всех функций организма без резкого изменения их качества, при этом долгое время сохраняются трудоспособность и общая активность.
Патологическая старость сопровождается различными болезненными состояниями, изнашивающими организм или наличием резкого снижения функций важнейших систем: сердечно-сосудистой, нейроэндокринной и др.
Различают следующие возрастные группы: зрелый, или молодой, возраст – для женщин до 34 лет, для мужчин – до 39 лет; средний – для женщин 35-54 года, для мужчин – 40-59 лет; пожилой – для женщин 55-74 года, для мужчин – 60-74 года, старческий – 75-89 лет, долгожители – 90 лет и старше.
По состоянию здоровья и физической подготовленности лица старших возрастов делятся на 4 группы: 1) здоровые и физически подготовленные; 2) с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, невысоким уровнем физической подготовленности; 3) с выраженными отклонениями в состоянии здоровья и слабой физической подготовкой; 4) больные. Для последней группы возможны только занятия лечебной физической культурой, для первых трех – занятия в группах здоровья со стройной индивидуализацией физических нагрузок.
При комплектовании групп надо учитывать не столько паспортный возраст, столько состояние здоровья и уровень физической подготовленности. Занятия должны носить оздоровительный, общеукрепляющий характер и проводиться систематически.
Соревнования в среднем и пожилом возрастах не должны преследовать цель показа высоких результатов, проводится на скорость и время, то есть не должны быть связаны со значительным физическим и эмоциональным напряжением. Число их должно быть ограничено. В пожилом и старческом возрастах соревнований вообще проводить не следует.
Следует применять порядковые упражнения; общеукрепляющие со снарядами и без них; на гимнастических скамейках и стенке; на равновесие и координацию, а также танцевальные шаги, эстафеты, ходьбу, коньки, плавание, лыжные прогулки, бег трусцой (очень тихий и не очень длительный), игру в бадминтон и др.
Преподаватель физического воспитания всегда должен учитывать, что в старшем и пожилом возрастах люди обладают плохой приспособляемостью к упражнениям на быстроту и силу, восстанавливаются медленнее, а потому им требуются более длительные интервалы отдыха, чем молодым. Нужно учитывать, что эластичность мышц и связок у многих в возрасте 50 лет и старше значительно уменьшена. Из-за снижения подвижности нервных процессов координационные способности снижены, что связано с большими трудностями формирования новых двигательных навыков. Не следует применять упражнения, требующие натуживания, задержки дыхания или длительного опускания головы ниже пояса (из-за склеротических изменений, повышения АД). Большое внимание надо обращать на то, чтобы дыхание во время упражнений было правильным. После занятий не должно быть ощущения утомления, а только чувство приятной усталости, хорошего настроения, желание дальше заниматься физическими упражнениями. Однако следует иметь в виду, что оценка эффективности занятий только по самочувствию опасна, так как оно, особенно в этих возрастах, обманчиво.
Постоянно должен осуществляться тщательный врачебный контроль, обычно не реже одного раза в полгода. Большое внимание нужно уделять врачебно-педагогическим наблюдениям, помогающим в индивидуализации физических нагрузок.
Функциональные пробы
К функциональным пробам предъявляют следующие требования
1. Проба должна быть стандартной и надежной;
надежность – это воспроизводимость результатов тестирования при сохранении неизменными функционального состояния организма испытуемого и внешних условий проведения теста.
2. Проба должна быть валидной или информативной;
валидность - это точность, с которой производится измерение того или иного параметра.
3. Проба должна быть нагрузочной, т.е. должна вызывать сдвиги в исследуемой системе;
4. Проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях;
5. Проба должна быть объективной и безвредной.
Показания к проведению функциональных проб
1. Оценка функционального состояния сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей;
2. Оценка физической подготовленности к занятиям спортом, физической культурой и ЛФК;
3. Экспертиза профессиональной пригодности;
4. Оценка эффективности программ тренировки и реабилитации.
5. Оценка приспособляемости к данной нагрузке;
6. Оценка физической работоспособности и уровня подготовленности;
7. Выявление изменений со стороны сердечно – сосудистой и других систем и процессов адаптации к нагрузке от одного исследования к другому;
8. Выявление предпатологических состояний.
Противопоказания к проведению функциональных проб
1. Острый период заболевания;
2. Повышенная температура тела;
3. Кровотечение;
4. Тяжелое общее состояние;
5. Выраженная недостаточность кровообращения;
6. Гипертонический криз;
7. Нарушение ритма сердца;
8. Быстро прогрессирующая и нестабильная стенокардия;
9. Аневризма аорты;
10. Острый тромбофлебит;
11. Аортальный стеноз;
12. Выраженная дыхательная недостаточность;
13. Острые психические расстройства;
14. Невозможность выполнения пробы (болезни нервной и нервно – мышечной системы, болезни суставов).
Показания для прекращения тестирования
1. Прогрессирующая боль в груди;
2. Выраженная одышка;
3. Чрезмерное повышения артериального давления, не соответствующее возрасту обследуемого и величине нагрузки;
4. Значительное понижение систолического артериального давления;
5. Бледность или цианоз лица, холодный пот;
6. Нарушение координации движений;
7. Невнятная речь;
8. Отклонения на электрокардиограмме (желудочковая экстросистолия, нарушение проводимости и др.)
Общие требования, предъявляемые к проведению функциональных проб
1. Обеспечение нормального микроклимата в помещении для тестирования.
2. В тестировании должны принимать участие минимум медицинского персонала.
3. Необходимо исключить возникновение звуковых, световых и других, не относящихся к исследованию, сигналов.
4. Медицинская аппаратура должна быть заземлена.
5. Необходимо наличие аптечки первой медицинской помощи с препаратами, стимулирующими систему кровообращения и дыхания.
6. Необходимо вести протокол тестирования.
7. Необходимо проинструктировать обследуемого о проведении тестирования.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
По характеру воздействия
1.Функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой.
Эти пробы позволяют получить объективные данные о функциональном состоянии сердечно – сосудистой системы и полезны в практическом отношении: они характеризуют восстановительные процессы, что дает информацию для оценки функциональной готовности спортсмена. Кроме того, по сдвигам частоты сердечных сокращений (ССС), артериального давления (АД) можно косвенно судить о характере реакции на нагрузку и даже выявить ранние нарушения работоспособности. Динамические исследования с использованием проб позволяют наблюдать за тренированностью, а также изучать характер адаптации ССС к меняющимся условиям среды, что позволяет тренеру дозировать нагрузку индивидуально каждому спортсмену.
Функциональные пробы с дозированной нагрузкой подразделяются на одномоментные, двухмоментные и трехмоментные.
К одномоментным пробам относятся:
- проба Мартинэ –Кушелевского (Проба позволяет судить о состоянии кардиореспираторной системы, а так же о восстановительных процессах в организме после физической нагрузки. Для проведения пробы необходимы: секундомер, стетоскоп, аппарат для измерения АД. Последовательность проведения: сидя измеряется ЧСС и АД; за 30 с. выполняются 20 глубоких приседаний с вытянутыми руками; затем в положении сидя в течение 5 минут подсчитывают: на каждой минуте восстановления: ЧСС - за первые 10 секунд, а за оставшееся время - АД; данные заносятся в протокол. Оценка результатов: восстановление оценивается как хорошее – на 4-й минуте, удовлетворительное, если ЧСС и АД достигли исходного уровня на 5-й минуте, неудовлетворительное – ЧСС и АД не восстановились.)
- проба Котова – Дешина (оценивает адаптацию сердечнососудистой системы к нагрузкам на выносливость. Она проводится на спортсменах массовых разрядов. Методика проведения. После 2-3 минутного отдыха в покое исследуются показатели ЧСС и АД, рассчитывается ПД. После этого выполняется физическая нагрузка: бег на месте с высоким подниманием бедра (до прямого угла) в темпе 180 шагов в минуту. Длительность нагрузки для женщин - 2 минуты, для мужчин - 3 минуты. После нагрузки исследуемый быстро садится и у него на каждой минуте восстановительного периода в течение 5 минут измеряется пульс и АД. Проба оценивается по типу реакции на нагрузку и времени восстановления. Если ЧСС и АД восстанавливаются на 3-й минуте, то восстановление расценивается как отличное, на 4-й - хорошее, 5-й - удовлетворительное, более 5 минут - неудовлетворительное.
- проба Руфье (используют для оценки адаптации сердечно – сосудистой системы к физической нагрузке, а также применяют как простой и косвенный метод для определения физической работоспособности. Методика проведения: у испытуемого, находящегося в течение 5 минут в положении сидя, определяют пульс за 15 сек (Р1). Затем испытуемый выполняет нагрузку в виде 30 приседаний за 45 сек. После нагрузки садится и у него вновь подсчитывают пульс за первые 15 сек (Р2) и последние 15 сек (Р3) первой минуты восстановления. Оценивают физическую работоспособность по индексу Руфье (ИР).)
- Гарвардский степ – тест (обследуемому предлагают выполнить мышечную работу в виде восхождений на ступеньку с частотой 30 раз в мин. Темп движений задаётся метрономом, частоту которого устанавливают на 120 уд/мин. Подъем и спуск состоят из четырёх движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: на счёт раз – испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, на счёт два- ставит на ступеньку другую ногу, на счёт три – ставит на пол ногу, с которой начинал восхождение, на счёт четыре – ставит на пол другую ногу.
В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальном положении. При подъёме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъём.
Если испытуемый сбился и не в состоянии поддерживать заданный темп в течение 20 сек, то тестирование прекращают и фиксируют время, в течение которого оно совершалось. Продолжительность нагрузки и высота ступеньки зависят от пола, возраста и антропометрических данных)
Одномоментные пробы обычно применяют при массовых исследованиях лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Выбор нагрузки обусловлен степенью подготовленности испытуемого.
Двухмоментные функциональные пробы состоят из двух нагрузок и выполняемые с небольшим интервалом отдыха. Например, тест PWC170или 15 секундный бег в максимальном темпе дважды с интервалом отдыха в 3 минуты, применяемый для спринтеров, боксеров.
Трехмоментная комбинированная проба С.П.Летунова позволяет разносторонне исследовать функциональную способность ССС у спортсменов.
2. Пробы с изменением условий внешней среды:
- гипоксические пробы (пробы Штанге, Генчи);
- проба с вдыханием воздуха с различным содержанием кислородаи углекислого газа;
- пробы в условиях измененной температуры внешней среды (в термокамере) или атмосферного давления (в барокамере);
- пробы при воздействии на организм линейного или углового ускорения (в центрифуге).
3.Пробы с изменением положения тела в пространстве:
- ортостатические пробы (простая ортостатическая проба, активная ортопроба по Шеллонгу, модифицированная ортопроба по Стойде, пассивная ортопроба);
- клиностатическая проба.
4. Пробы с использованием фармакологических и пищевых средств.
Используют с целью дифференциальной диагностики между нормой и патологией. По принципу фармакологического тестирования эти пробы принято делить на нагрузочные и пробы выключения.
К нагрузочным относятся те пробы, в которых применяемый фармакологический препарат оказывает стимулирующее действие на исследуемый физиологический или патофизиологический механизм.
Пробы выключения основаны на ингибирующих (блокирующих) эффектах целого ряда препаратов.
5. Пробы с натуживанием:
- проба Флека;
- проба Бюргера;
- проба Вальсальвы – Бюргера;
- проба с максимальным натуживанием.
6.Специфические пробы, имитирующие спортивную деятельность.
Применяются при проведении врачебно – педагогических наблюдений с использованием повторных нагрузок.
По критерию оценки пробы
1. Количественные– нагрузка и оценка пробы выражается в какой –либо величине;
2. Качественные– оценка пробы ведется путём определения типа реакции сердечно – сосудистой системы на нагрузку.
По характеру физической нагрузки
1. Аэробные – позволяющие судить о параметрах системы транспорта кислорода;
2. Анаэробные– позволяющие оценивать способность организма функционировать в условиях двигательной гипоксии, возникающей при интенсивной мышечной работе.
В зависимости от времени регистрации показателей
1. Рабочие– показатели регистрируются в покое и непосредственно во время выполнения нагрузки;
2. Послерабочие- показатели фиксируются в покое и после прекращения нагрузки в период восстановления.
По интенсивности применяемых нагрузок
1. С малой нагрузкой;
2. Со средней нагрузкой;
3. С большой нагрузкой:
- субмаксимальной;
- максимальной.
Простейшие пробы в АФК:
Наиболее простой и представляющей минимальную физическую нагрузку является проба «сесть — лечь» Эта проба проводится при постельном режиме для определения адаптации сердечно-сосудистой системы к положению сидя и возможности расширения двигательной активности. Перед проведением функциональной пробы пациент отдыхает 5 мин в положении лежа. После этого производится регистрация ЧСС и измеряется артериальное давление (АД). Не снимая манжетки, пациент 10 раз за 60 с садится в постели с частичной опорой на руки и снова ложится.
Ортостатическая проба. Перед проведением пробы пациент отдыхает 5 мин в положении лежа. Производится регистрация ЧСС и измеряется АД. После этого, не снимая манжетки для измерения артериального давления, пациент встает и стоит в течение 5 мин, при этом разрешается дополнительная опора на спинку кровати, стула и т.д. В течение выполнения функциональной пробы на 1-й и 5-й мин производится регистрация ЧСС и измеряется АД. После завершения пробы пациент ложится, и в течение восстановительного периода на 1-й, 3-6-й и т.д. минутах вновь регистрируются ЧСС и АД вплоть до полного восстановления показателей.
В период освоения пользования протезами, особенно на начальном этапе, проводится функциональная проба — ходьба в произвольном темпе на 50 м. Эта проба выполняется для оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке, связанной с ходьбой на протезах, возможности расширения двигательного режима, расширения методики ЛФК. Перед проведением пробы пациент отдыхает в течение 15 мин в положении лежа. После этого регистрируется ЧСС и измеряется АД. Не снимая манжетки, пациент проходит на протезе 50 м по ровной поверхности, при этом регистрируется время выполнения пробы. После ее завершения, в положении лежа, регистрируются ЧСС и АД на 1-й, 3-й, 6-й и т.д. минутах восстановительного периода, до возвращения показателей к исходному уровню.
Пробы с задержкой дыхания. Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе имеет широкое распространение в клинической и спортивной медицине. Проба проводится следующим образом: после 5—7-минутного отдыха в положении сидя испытуемый производит глубокий вдох и выдох, затем мима делает глубокий вдох (80—90% от максимального) и задерживает дыхание. Время задержки дыхания отмечается т секундомеру; в среднем у здорового человека оно составляеч 50—60 с. По мнению СМ, Иванова (1970), вдох перед выполнением пробы не должен быть максимально возможным, т.к. при этом может происходить растяжение окончания блуждающего нерва, что в свою очередь может привести к преждевременному раздражению дыхательного центра.
Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе. Она проводится следующим образом: после глубокого (не чрезмерного) выдоха и вдоха исследуемый снова выдыхает и задерживает дыхание. Продолжительность задержки дыхания отмечается по секундомеру; в среднем у здорового человека она равна 20^30 с.
Следует отметать, что результаты выполнения этих проб зависят от функционального состояния кзрдиореспираторной системы, возбудимости дыхательного центра, интенсивности тканевого обмена, волевых качеств, а также тренированности организма.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!