Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

2017-07-01 315
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суды общей юрисдикции и суд по интелл правам руководствуются общими принципами судопроизводства, закрепленными КАС, АПК с особенностями рассмотрения этой категории дел, предусмотренными КАС и АПК, а так же учитывая судебную практику.

Дела о признании противоречащих закону правовых актов, носящих нормативный характер, рассматриваются по общим правилам гражданского процессуального законодательства с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами РФ. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Не подлежат рассмотрению в суде в предусмотренном порядке заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа госвласти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа госвласти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта может быть следующим: 1) признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления; 2) установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части не действующими влечет за собой утрату силы как этого ^акта или его части, так и других документов, основанных на этом акте.

 

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В главе 22 КАС установлены правила производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Основанием для такого производства является обращение с административным исковым заявлением тех лиц, которые указаны в комментируемой главе КАС

С требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), указанных в главе 22 КАС субъектов, могут обратиться:

- граждане;

- организации;

- иные лица.

Данные субъекты могут обратиться в суд, если полагают, что:

- нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы;

- созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;

- на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом законодатель предоставляет указанным субъектам выбор поведения. Они могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Следует обратить внимание, что обращение в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию или к вышестоящему в порядке подчиненности лицу не является обязательным, но тем не менее законодатель предусматривает возможность такого досудебного способа урегулирования спора.

Особым субъектом права на обращение в суд с административным исковым заявлением является общественная организация, которая может подать такое исковое заявление, во-первых, если это прямо предусмотрено законом, во-вторых, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Помимо этого, в главе 22 КАС устанавливается право на обращение с административным исковым заявлением особых субъектов - органов государственной власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, иных органов, организаций и лиц, а также прокурора, которые в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц. Данные субъекты могут обратиться в суд, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В главе 22 КАС устанавливаются сроки, в течение которых может быть подано административное исковое заявление по данной категории дел. По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ряде случаев такие сроки сокращены. Так, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней в следующих случаях:

1) об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования. Срок при этом исчисляется со дня принятия соответствующего решения;

2) о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения. Срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Следует отметить, что впервые уважительной причиной пропуска срока обращения в суд признается несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом, если имел место досудебный порядок разрешения административного спора.

В случае, если срок обращения в суд был пропущен, это не является безусловным основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. В любом случае причины пропуска срока обращения в суд выясняются судом либо в предварительном судебном заседании, либо судебном заседании.

Законодатель предусматривает возможность восстановления пропущенного срока обращения с административным исковым заявлением, в случае, если он был пропущен по уважительной причине.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропуск срока обращения в суд был без уважительной причины, а также в случае, если восстановление пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд невозможно.

3. Административное исковое заявление должно быть подано по форме, предусмотренной ч. 1 ст. 125 настоящего Кодекса. Помимо этого, по ст. 220 к административному исковому заявлению предъявляются дополнительные требования. Так, в нем должны быть указаны: наименование органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия).

В заявлении должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в ст. 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.

Обязательно должны быть указаны нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В административном исковом заявлении должны быть отражены сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. В случае, если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения. Наконец, должно быть указано требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Особые требования предъявляются к административному исковому заявлению, подаваемому в случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя. В этом случае в заявлении указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве.

Согласно комментируемой главе к административному исковому заявлению прилагаются документы, указанные в ч. 1 ст. 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если невозможно приложить к административному исковому заявлению данные сведения, то об этом указывается в заявлении.

По общему правилу состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия), определяется в соответствии с правилами гл. 4 настоящего Кодекса. К ним относятся:

1) стороны;

2) заинтересованные лица;

3) прокурор;

4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Кроме этого, к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

В ходе рассмотрения вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять одно из следующих решений.

Во-первых, судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса. В соответствии с названной статьей такое решение может быть принято в следующих случаях:

- административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством;

- административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС или другими федеральными законами не предоставлено такое право;

- из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;

- имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;

- имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Во-вторых, судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 129 настоящего Кодекса. То есть если:

- административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;

- дело неподсудно данному суду;

- административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

- административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;

- в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

- до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;

- не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;

- имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

В-третьих, судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании ч. 1 ст. 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным ст. 220 настоящего Кодекса.

В-четвертых, судья принимает к производству дело о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. В этом случае судья направляет копии соответствующего определения лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

Особое правило предусмотрено для направления копии определения о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения. Она направляется судом лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий.

Административному ответчику вместе с копией данного определения направляются копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если копии этих заявления и документов не были переданы в соответствии с ч. 7 ст. 125 настоящего Кодекса.

Суд в порядке, предусмотренном гл. 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Может возникнуть ситуация, когда с административным исковым заявлением обращаются в суд несколько истцов, оспаривающих решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, либо такие решение, действие (бездействие) оспариваются в различных частях. В этих случаях суду предоставляется право объединить в одно производство несколько административных дел.

Суд прекращает в обязательном порядке производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта по таким основаниям:

- в случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу;

- в случае отказа гражданина, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу;

- в случае, если отказ органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу;

- в случае отказа гражданина, в интересах которого было подано соответствующее исковое заявление, его представителя или законного представителя поддержать административный иск суд принимает отказ органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу;

- если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса;

- если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;

- если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

- в случае смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

- если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.

Кроме этого, суд наделен правом прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В главе 22 КАС определяется порядок судебного разбирательства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Устанавливая эти правила, законодатель прежде всего в ст. 226 определяет сроки судебного разбирательства.

По общему правилу такие административные дела рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

В сокращенные сроки рассматриваются административные дела данной категории в установленных Кодексом случаях. Во-первых, административные дела об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Во-вторых, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. В-третьих, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления соответствующего административного искового заявления. Административные дела, возбужденные до дня проведения такого публичного мероприятия, рассматриваются судом в указанный срок, но не позднее дня, предшествующего дню его проведения. Если административное дело возбуждено в день проведения такого публичного мероприятия, то оно подлежит рассмотрению в этот же день. Дела данной категории суд рассматривает в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

Сроки рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также судебных приставов-исполнителей могут быть продлены в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 141 настоящего Кодекса.

Суд должен известить лиц, участвующих в деле, их представителей, а также иных участников судебного разбирательства о месте и времени судебного заседания. При рассмотрении и разрешении данной категории дел суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие). В этом проявляется одна из процессуальных особенностей рассмотрения данных дел. В случае их неявки суд может наложить судебный штраф в порядке и в размере, установленных ст. 122 и 123 настоящего Кодекса.

Особенностью производства по делам данной категории является то, что при их рассмотрении суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в п. 1 и 2, подп. "а" и "б" п. 3 ч. 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

При этом лицо, обратившееся в суд, доказывает, нарушены ли права, свободы и законные интересы его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.

Все иные обстоятельства, которые выясняет суд в ходе судебного разбирательства, доказывает орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В случае, если указанные субъекты не представляют необходимых доказательств, суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе.

Особенность судебного разбирательства по данной категории дел состоит в том, что суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В главе 22 КАС указано, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия)), принимается по общим правилам, установленным гл. 15 КАС.

По результатам рассмотрения административного дела по заявлению об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований либо об удовлетворении заявленных требований полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В главе 22 КАС установлены требования к резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Эти требования заключаются в указании на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). При этом суд должен указать на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Суд устанавливает также срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу. Срок для такого сообщения - один месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В резолютивной части решения также должно содержаться указание на распределение судебных расходов и на порядок и срок обжалования решения суда.

Кроме этого, в резолютивной части решения суда по данной категории дел должны быть сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску, а также указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.

Особые правила предусмотрены для случая вынесения судом решения по административному делу, об оспаривании решения, действия (бездействия) уполномоченных субъектов, связанных с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования). Если по этому делу объявлена в судебном заседании только резолютивная часть решения суда, то мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.

Законодатель предусматривает немедленное исполнение решений суда, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения.

Орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы. При этом способ и срок такого устранения указывается судом. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), возлагается обязанность сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу.

В главе 22 КАС устанавливается возможность обжаловать решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Обжалование осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

 

11. Производство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебных актов в разумный срок.

 

Разумный срок судопроизводства и исполнения судебного акта, являясь самостоятельным принципом административного судопроизводства (ст. 10 КАС), базируется на положениях ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей право на судебную защиту, включая и право на исполнение судебного акта.

Общие правила о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок устанавливаются Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон о компенсации). После принятия КАС процедура рассмотрения дел о присуждении такой компенсации в судах общей юрисдикции регламентируется гл. 26 КАС.

Обращает на себя внимание приведение формулировки гл. 26 КАС в соответствие с Федеральным законом о компенсации - вместо судебных постановлений указаны судебные акты, что является более правильным с точки зрения классификации судебных актов.

В КАС лица, обращающиеся в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации, называются не заявителями, а административными истцами.

Ими могут выступать не только стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскател


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.