Организация как социальная система — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация как социальная система

2017-07-01 530
Организация как социальная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация относится к классу социальных систем.

Организация:

· сложный комплекс отношений, возникающих в результате различных взаимодействий людей;

· организация, в которую входит человек и которая предназначена для человека;

· объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных норм и правил

К социальным организациям относятся также нации, социальные и этнические группы, регионы, поселения и т.п.

Системообразующие факторы социальных систем (организаций):

• общая цель для всей совокупности элементов системы;

• подчинение целей каждого элемента общей цели;

• иерархический принцип построения (отношения субординации, разделение труда, правила, стандарты и т.п.);

• отношения координации между элементами системы одного уровня;

• наличие обратной связи между субъектом и объектом управления.

Социальная организация обладает специфическими свойствами, которые отличают ее от других систем (табл. 8.1).

Таблица 8.1 Особенности социальных организаций

 

Отличительный признак Сущность
1. Самоорганизация Способность организации к самосохранению и развитию при изменениях внешней среды
2. Множественность описания Возможность выделения в организации различных подсистем в зависимости от целей и задач исследования
3. Инерционность Организация обладает большой инерционностью, что позволяет предсказывать ее развитие в будущем
4. Степень надежности Организации присуща высокая степень надежности за счет взаимозаменяемости ее компонентов, использования других способов организации производства и управления
5. Процессы В организации протекают как объективные процессы, связанные с действиями законов, так и субъективные — связанные с принятием управ­ленческих решений
6. Отношение к человеку Возможность каждого члена организации реализовать свои способности, свой потенциал

Понятие «организация» как упорядоченное состояние целого тождественно понятию «система». Организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченных элементов, — это, по сути, система. Рассмотрение организаций в статике позволяет систематизировать и классифицировать их по тем или иным признакам.

Организация как система обладает следующими свойствами: це­ленаправленность, целостность, эмерджентность, структурность, гомеостазис (табл. 8.2).

Таблица 8.2 Свойства организации как системы

 

Название свойства Сущность
1. Целенаправленность Предполагает наличие общей цели функционирования или развития организации
2. Целостность Внутреннее единство организации. Организация как система первична, а части вторичны; каждая часть имеет свое назначение, а вместе образуют неразрывное целое
3. Эмерджентность Наличие у организации качественно новых свойств, которые отсутствуют у ее составных частей
4. Структурность Любая организация состоит из более мелких систем (подсистем), а сама является частью более крупной системы
5. Гомеостазис Организация всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, возникающие под влиянием внешних факторов

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

В самом общем виде процесс — это продвижение вперед; развитие какого-нибудь явления; последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.

Процесс в социальной системе — осуществление в определенной последовательности взаимосвязанных работ, обеспечивающих преобразование входа системы в ее выход.

Организация как процесс -

· совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями организации;

· организация в динамике;

· последовательная смена состояний в развитии организации.

В ходе процесса в организации происходят определенные изменения. При этом изменения протекают в результате целенаправленной деятельности людей.

Процесс состоит из операций. Операция — профессионально организуемая комбинация действий человека и (или) технического устройства, обеспечивающая достижение необходимого результата.

Любой процесс можно также условно разбить на стадии, этапы, фазы, циклы.

Стадия — часть процесса, характеризующаяся однородностью происходящих изменений.

Этап — часть процесса, заканчивающаяся получением промежуточного результата.

Фаза — часть процесса, состоящая из этапов, характеризующаяся явной определенностью или отражающая один из основных результатов процесса.

Цикл — полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса; периодически повторяющаяся последовательность.

Коммерческая организация создается для ведения бизнеса. Поэтому процессы коммерческой организации называют бизнес-процессами.

Бизнес-процесс — множество «внутренних шагов» (операций) предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Продукция здесь понимается в широком смысле: товары в материально-вещественной форме, услуги, продукция интеллектуального труда и т.п.

Бизнес-процесс — совокупность бизнес-операций, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся выходом, т.е. созданием продукции, необходимой клиенту. В данном случае клиентом может быть не только покупатель, но и внутреннее подразделение организации.

Организация имеет несколько ключевых бизнес-процессов, которые определяют ее успех на рынке. (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Ключевые бизнес-процессы коммерческой организации

Проектирование продуктов (услуг) — процесс по сбору и анализу требований клиентов, разработке продуктов (услуг), удовлетворяющих этим требованиям.

Маркетинг и сбыт — деятельность по изучению рынка, реклама, распределение и продвижение товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых достигаются цели.

Снабжение — планирование и приобретение сырья и материалов и обеспечение ими других бизнес-процессов, в особенности в основ­ном производстве.

Производство — процесс, который преобразует входы, полученные снабжением, в выходы, которые предлагаются для внешних клиентов.

Управление — процесс стратегического, текущего и оперативного планирования, организации, координации и регулирования.

Обеспечение — включает процессы по содержанию производ­ственных зданий и другие внутренние процессы.

Все процессы организации связаны между собой, а порой строго следуют друг за другом (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Последовательность основных бизнес-процессов промышленного предприятия

На этом рисунке показана последовательность основных бизнес-процессов промышленного предприятия. Здесь не отражены процессы обеспечения, управления и т.п.

Каждый бизнес-процесс состоит из множества подпроцессов. Например, процесс производства продукции (услуг) может состоять из следующих подпроцессов:

• определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг;

• расстановка людей;

• организация подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования;

• изготовление продукции или оказание услуги;

• своевременный ремонт оборудования и техники;

• оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе;

• контроль качества.

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Социальные организации не вечны. В процессе своей жизнедеятельности они проходят те или иные стадии, в том числе создание и ликвидацию.

 

Жизненный цикл организации - определенная последовательность стадий, которые она проходит в период своего функционирования.

Многие авторы выделяют, как правило, пять стадий жизненного цикла организации: возникновение (создание), становление, развитие, стагнация, возрождение либо ликвидация (табл. 8.3).

Таблица 8.3 Жизненный цикл организации

 

Стадии Главная цель Особенности
1. Возникновение Выживание, выход на рынок Руководство осуществляется одним лицом
2. Становление Ускоренный рост, захват рынка, получение прибыли Стиль руководства — жесткий
3. Развитие Систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа Наличие в руководстве опытных администраторов, зарождение бюрократизма
4. Стагнация Сохранение достигнутых результатов Текучесть кадров, отсутствие молодых квалифицированных специалистов, развитая бюрократия в управлении
5. Возрождение либо ликвидация Оживление бизнеса за счет инноваций, сплоченности персонала, изменения структуры управления и т.п. Появление лидера, способного перестроить всю систему управления организацией и бизнесом. При отсутствии такового организация ликвидируется

Возникновение. Организация возникает (создается) учредителями (собственниками) в целях ведения бизнеса и получения прибыли, оказания услуг некоммерческого характера или выполнения определенных функций. Ее организационно-правовую форму и выполняемые функции определяют учредители исходя из своих интересов.

Главная цель организации на данной стадии — выживание. Для коммерческой организации — выход на рынок. Для некоммерческой организации — освоение механизма и технологии оказания услуг или выполнения функций, определенных в учредительных документах.

В этот период организация управляется одним лицом (в коммерческой организации, как правило, собственником).

Становление. Это одна из опасных стадий жизненного цикла организации, в особенности для коммерческих организаций. Во-первых, еще не сформировалась опытная управленческая команда. Во-вторых, на рынке новую организацию еще не знают поставщики и покупатели. В-третьих, конкуренты, как правило, создают дополнительные барьеры для занятия ею соответствующего места на рынке.

Главная цель на этом этапе — расширение рынка, ускоренный рост. Для коммерческой организации не менее важными целями являются также получение прибыли, укрепление своих позиций на рынке, повышение конкурентоспособности и т.п.

Развитие. Развитие организации на этой стадии осуществляется на основе сложившейся системы и структуры управления. Организация осваивает новые рынки, новую продукцию (услуги), другие сферы деятельности, наращивает объемы производства и прибыли.

На этой стадии происходит переход к более совершенным формам и структурам. Этот переход может осуществляться как постепенно, так и скачкообразно, сопровождаться как количественными, так и качественными изменениями.

Стагнация. На этой стадии руководитель организации довольствуется достигнутыми результатами в прошлом. У него ослаблен интерес к изменениям внешней среды, к обновлению производства, к децентрализации полномочий и ответственности. Он удовлетворен сложившейся системой управления.

На этой стадии укрепляется бюрократизм в системе управления, возрастает текучесть кадров. Новые идеи и предложения по повышению эффективности деятельности организации гибнут в громоздких структурах управления.

Главная цель в данный период — сохранить достигнутые результаты.

Ликвидация либо возрождение. Эта стадия характеризуется убыточностью, неплатежеспособностью и неустойчивостью организации. В этот период у нее имеется два альтернативных варианта (возрождение или ликвидация). Процесс ликвидации организации очень хорошо отрегулирован в гражданском законодательстве (Гражданский кодекс РФ, законы об организационно-правовых формах юридических лиц, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и т.п.). Организация может быть ликвидирована по решению собственников или решению суда.

Если на этой стадии собственники приведут в организацию новую антикризисную команду, она может вступить в стадию возрождения. В этих целях новая команда должна перестроить не только систему управления, но и процессы по производству продукции (оказанию услуг).

Главная цель в этот период — оживление деятельности организации.

Каждая из рассмотренных выше стадий жизненного цикла организации имеет свои особенности. Поэтому управление организацией на этих этапах (стадиях) должно отвечать требованиям того этапа, на котором находится организация.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Любая классификация определенной совокупности объектов начинается с выбора критериев, в качестве которых обычно используются внешние или внутренние признаки этих объектов.

Наиболее часто в качестве критериев выбирают необходимые для идентификации организаций признаки (например, если в качестве классификационного признака принять отношение к прибыли, то можно выделить коммерческие и некоммерческие организации).

В зависимости от классификационного признака выделяются следующие виды социальных организаций: формальные и неформальные; бюджетные и внебюджетные; общественные и хозяйственные; коммерческие и некоммерческие; государственные, муниципальные, частные и смешанные (табл. 8.4).

Таблица 8.4

Классификация социальных организаций

 

Классификацион­ный признак Виды организаций Отличительные особенности вида
1. Отношение к формальным правилам о правах и обязанностях Формальные Объединения людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях
  Неформальные Объединения людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязан­ностях
2. Отношение к бюджету Бюджетные Создаются и финансируются государственными или муниципальными органами
    Внебюджетные Организации сами изыскивают источники финансирования
3. Характер деятельности Общественные Создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов своих членов
    Хозяйственные Предназначены для производства продукции и удовлетворения потребностей покупателей
4. Отношение к прибыли Коммерческие Организации, основной целью которых является получение прибыли
    Некоммерческие Основной целью этих организаций является удовлетворение общественных потребностей
5. Форма собственности Государственные Единственным учредителем и собственником организации является Российская Федерация или региональный орган управления
    Муниципальные Единственным учредителем и собственником организации является муниципалитет
    Частные Учредителями и собственниками данных организаций являются частные лица и (или) предприятия с частной формой собственности
    Смешанные Учредителями и собственниками данных организаций могут быть как частные лица, организации, так и государственные и (или) муниципальные органы

 

ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Применительно к организации законы понимаются в двух смыслах:

1) закон как нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти;

2) закон как объективная устойчивая связь (отношение) между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая благодаря массовой деятельности и через деятельность людей.

Будут рассматриваться законы во втором значении, т.е. объективные законы.

Закон организации - объективная, существенная, устойчивая связь явлений или событий, происходящих в организациях.

Законы организации являются важнейшей ступенью познания и выражают общие связи и отношения, присущие всем явлениям и процессам.

Законы организации — теоретический фундамент теории организации. Они помогают объективно анализировать накопленный опыт, правильно оценить возникшую ситуацию, способствуют повышению качества и эффективности управления организацией.

В литературе излагаются различные точки зрения на классификацию законов. Например, выделяют универсальные и специфические законы. При этом первые — действуют в социальной, биологической и технической системах, а специфические — относятся только к социальным организациям.

Некоторые авторы выделяют три группы законов: общие (действующие во всех системах), частные (действующие в какой-либо сфере общества) и специфические (действующие в определенных видах деятельности) (рис. 10.1)

Интересной представляется трехуровневая классификация законов организации (основные законы — первый уровень, законы формы и содержания — второй уровень, законы взаимосвязи и взаимодействия — третий уровень) (рис. 10.2.)

Рис. 10.1. Законы организации и их взаимодействие

 

Рис. 10.2. Система законов организации

К первому уровню относятся основные законы, определяющие сущность организации. Они являются фундаментом построения любой организации. К этой группе законов относится только закон синергии.

Во второй уровень рассматриваемой классификации отнесены законы: композиции, формации, информатизации, соответствия.

На третьем уровне данной классификации выделяются законы: итерации, единства, онтогенеза (развития), самосохранения.

Примем более простую классификацию законов организации, при которой они делятся на основополагающие и законы второго уровня.

К основополагающим законам организации, по мнению некоторых ученых, относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития (онтогенеза), закон наименьших, а к законам организации второго уровня — закон информатизации, закон единства анализа и синтеза, закон композиции (рис. 10.3).

 

Рис. 10.3. Классификация законов организации на основополагающие и законы второго уровня


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.