Контрольный этап: выявление уровня развития творческого воображения младших школьников на контрольном этапе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Контрольный этап: выявление уровня развития творческого воображения младших школьников на контрольном этапе

2017-07-01 542
Контрольный этап: выявление уровня развития творческого воображения младших школьников на контрольном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По окончании формирующего этапа было проведено контрольное диагностирование, при котором, так же как и на первом этапе, было предложено выполнить задание - тест Торренса «Неполные фигуры».

Цель контрольного эксперимента: определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента.

 

 

Детям вновь предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты творческих способностей по каждому критерию на контрольном этапе.

Учащиеся Коли-чествен-ная про-дуктив-ность деятель-ности Гиб-кость исполь-зования идей Ориги-наль-ность вообра-жения Уровень сформиро-ванности творческо-го вообра-жения (средний балл) Предыдущий уро-вень в сравне-нии с настоя-щим (средний балл) Отклонение (+, -)
Ажекенова           +1
Анисимова           +1
Апранич           +1
Босова           +1
Бондаренко           +3
Волкова           +1
Гончарова           +1
Изотова           +1
Имагазыева           +1
Корчунов           +1
Лаврентьева           +1
Лебедев           +1
Маркелова           +1
Нескреба           +1
Разумова           +1
Сарачева           +1
Семенова            
Савальева           +1
Турцева           +1
Усачев           +1
Урашева           +1
Федорова           +2
Шавалдыкова           +1
Шаронова           +2
Шебин           +1

 

 

Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 4 класса на контрольном этапе представлены в таблице 4.

Таблица 4

Средние показатели результатов всего класса на контрольном этапе.

Способности Количественная продуктивность деятельности Гибкость использования идей Оригинальность воображения
Первый уровень 0% 0% 0%
Второй уровень 0% 0% 0%
Третий уровень 48% 52% 52%
Четвертый уровень 32% 20% 20%
Пятый уровень 20% 20% 20%
Шестой уровень 0% 8% 8%

 

Итак, сделаем следующие выводы:

На контрольном этапе, по показателю «количественная продуктивность деятельности» основная масса детей с первого и со второго уровня достигла третьего, четвертого и пятого уровня. Наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения 12 человек - 48%, увеличилось количество детей на четвёртом уровне, что стало составлять 32%, 5 человек - 20% стали иметь пятый уровень. Количество детей, относящихся к первому и второму уровню не стало.

По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число учащихся на контрольном этапе относится к третьему уровню развития творческого воображения 13 человек и составляет - 52%, 5 человек - 20% детей также осталось относится к четвертому уровню развития, количество детей на пятом уровне увеличилось и стало составлять 20% и 2 человека – 8% стали иметь самый высокий шестой уровень развития. Количество детей, относящихся к первому и второму уровню не стало.

По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей с третьего уровня развития творческого воображения 13 человек - 52%, количество детей, относящихся к четвёртому уровню также 5 человек – 20%, на пятом уровне количество детей увеличилось и стало составлять 20% и 2 человека - 8% стали иметь самый высокий шестой уровень развития. Количество детей, относящихся к первому и вторму уровню нет совсем.

Как видно из таблицы 4, творческое воображение учащихся, учитывая сравнительно небольшой период времени формирующего эксперимента, существенно повысилось, в основном на один уровень, два случая на два уровня, один случай на три уровня. Отметим также, что ни один из учащихся не относится к первому и второму уровню что говорит о эффективности проведённой работы. Полученные данные представим на гистограмме (рис. 2).

Рис.2 Результаты диагностики творческого воображения учащихся на контрольном этапе.

 

 

Сравнивая результаты диагностик на констатирующем и контрольном этапе представленные гистограмме.

 

Видно, что до занятий большинство детей было со 2 и 3 уровнем воображения, были большие отличия между способными творчески мыслить детьми и менее творческими детьми. То после работы уровень развития творческого воображения сравнялся. Произошёл этот сдвиг за счёт улучшения способа выполнения задания и оригинальности детей с небольшим творческим потенциалом, а «творческие» дети показали по-прежнему высокие результаты, и даже лучше прежних. При этом уже не оказалось ни одного ребёнка со 1 и 2 уровнем воображения. Количество детей на 3, 4 и 5 уровне увеличилось, и появились дети с высоким 6 уровнем. Это, в свою очередь, говорит о положительном влиянии занятий изобразительного искусства.

Из наблюдений можно проследить, что у детей работы стали преимущественно без повторений. Хорошо просматривается у детей этой группы многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, возросла оригинальность выполнения задания. Учащиеся научились придумывать и рисовать достаточно необычные, красочные рисунки, проявлять фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Вывод

На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

По итогам проведенного исследования по развитию творческого воображения способом рисования активизирует познавательный интерес, формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования и эффективному развитию воображения и восприятия.

Исследования подтвердили, что воображение может развиваться не только благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а при большой направленной работе учителя на уроках изобразительного искустсва.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно является неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка. Такими условиями являются:

-создание особой, творческой обстановки, определяющей развитие детей;

-предоставление возможности ребенку самостоятельно принимать решения при решении учебных задач, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей;

-предоставление ребенку свободы в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, и в приёмах;

-доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка;

-комфортная психологическая и нацеленная обстановка;

-поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций;

-использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Педагог должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом, обучая школьника изобразительному искусству.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -2007. - №11. - стр. 32-38.

2. Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования. // Гуманизация образования.- М. –С., 2008, №1.

3. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С.44-51

4. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие / Л.Б. Ермолаева-Томина.

Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. - №2. - С.41-46.

5.Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2015. - 147 с.

6..Коменский, Я.А. Материнская школа. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Я.А. Коменский; Отв.ред. А.И. Пискунов. - М.,2016.

7.Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С.Коршунов. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.

8..Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности. / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2009. - №4. С.98-108.

9..Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2010. - 208 с.

10.Найссер, У. Познание и реальность. Воображение и память / У. Найссер. - М.: Прогресс, 2013. - С.141-165.

11.емов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - С.260-271.

12.Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. - М.: Наука 2007. - С.80-100.

13..Николаенко, Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.

14.Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2014. - 517 с.

15.Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2016 - 712 с

16.Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.

17.Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 240 с.

18. http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/70731/

19. https://multiurok.ru/roscrimea/files/diaghnostika-voobrazhieniia-mladshikh-shkol- nikov.html

21. http://festival.1september.ru/articles/526103/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список учащихся 4 класса.

Ажекенова Д. Д.
Анисимова Ю.В.
Апранич М.О.
Босова С.О.
Бондаренко А.Г.
Волкова М.А.
Гончарова А.А.
Изотова А.О.
Имагазыева Э.А.
Корчунов А.В.
Лаврентьева У.А.
Лебедев Н.А.
Маркелова Т.Н.
Нескреба Ю.О.
Разумова Р.Н.
Сарачева Е.С.
Семенова В.В.
Савальева Н.Р.
Турцева Е.А.
Усачев В.А.
Урашева Д.М.
Федорова А.А.
Шавалдыкова К.О.
Шаронова Е.Г.
Шебин Е.Е.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.