Стандартизации и сертификации — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Стандартизации и сертификации

2017-07-01 81
Стандартизации и сертификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Методические указания к практическим занятиям,
самостоятельной и контрольной работе

 

Новосибирск 2015

 

УДК 006(07)

ББК 30ц,я7

Н 832

 

 

Кафедра стандартизации, метрологии и сертификации

 

Составители: канд. техн. наук, доц. О.А.Городок,

канд. техн. наук, доц. К.Н. Нициевская.

 

Рецензент: канд. с-х. наук, доцент Листков В.Ю.

 

Нормативно-правовые основы стандартизации и сертификации: метод. указания к практическим занятиям, самостоятельной и контрольной работе / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Биолого-технолог. фак-т; сост: О.А. Городок, К.Н. Нициевская. – Новосибирск: НГАУ, 2015. – 35 с.

 

Методические указания предназначены для студентов биолого-технологического факультета всех форм обучения по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология. Предназначены для работы на практических занятиях, самостоятельной подготовки по разделам дисциплины и выполнения контрольной работы.

Утверждены и рекомендованы к изданию учебно-методическим советом биолого-технологического факультета (протокол №5 от 13 октября 2015 г.).

 

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2015


ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения учебной дисциплины «Нормативно-правовые основы стандартизации и сертификации» являются формирование у студентов знаний, умений и навыков в области стандартизации и сертификации, приобретение навыков работы с законодательными и нормативными документами, анализ их структуры, правильное применение методов и правил стандартизации и подтверждения соответствия при обеспечении безопасности и высокого качества пищевой продукции.

Дисциплина «Нормативно-правовые основы стандартизации и сертификации» относится к дисциплинам по выбору.

В соответствии с ФГОС ВО в результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

знать: основы технического регулирования; принципы и методы стандартизации, организацию работ по стандартизации, документы в области стандартизации и требования к ним; организацию и технологию подтверждения соответствия продукции, процессов и услуг; аккредитацию органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий; законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по стандартизации, сертификации, метрологии и управлению качеством; систему государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля за техническими регламентами, стандартами и единством измерений; перспективы технического развития и особенности деятельности организаций, компетентных на законодательно-правовой основе в области технического регулирования и метрологии.

уметь: применять методы и принципы при разработке стандартов и других нормативных документов; проводить подтверждение соответствия продукции, процессов и услуг предъявляемым требованиям; использовать компьютерные технологии для планирования и проведения работ по техническому регулированию и метрологии.

владеть: требованиями технических регламентов к безопасности в сфере профессиональной деятельности; навыками оформления нормативно-технической документации.

Целью дисциплины Нормативно-правовые основы стандартизации и сертификации формирование у специалиста знаний о:

- роли и месте технического регулирования в рыночной экономике;

- основах механизма и практике технического регулирования;

- технических регламентах и установления обязательных требований к продукции в национальном законодательстве и в рамках Таможенного союза;

- стандартизации;

- формах оценки и подтверждения соответствия.

Дисциплина Нормативно-правовые основы стандартизации и сертификации в соответствии с требованиями ФГОС ВО направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) компетенций бакалавра.

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4).

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция-презентация, дебаты, групповые дискуссии, подготовка практических работ, текущая самостоятельная работа по выполнению разных видов заданий.

Качество обучения достигается за счет использования следующих форм учебной работы: лекции - презентации, практические занятия, самостоятельная работа студента (выполнение индивидуальных домашних заданий), консультации.

Контроль успеваемости. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования и итоговый контроль в форме зачета.

Средства контроля: тесты, контрольные письменные задания.

Преподавание дисциплины ведется на 3 курсе в 6 семестре и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации.


Для подготовки к практическим занятиям рекомендуется следующая литература:

Основная литература

1. Николаева М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова – 2 изд. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 352 с.

2. Герасимов Б.И. Управление качеством: качество жизни: учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, С.П. Спиридонов, Е.Б. Герасимова. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с.

Дополнительная литература

1. Николаева М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебное пособие: практикум / М.А. Николаева, Л.В. Карташова, Т.П. Лебедева. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 64 с.

2. Версан В.Г. Техническое регулирование: Учебник / под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: Юнити-ДАНА, 2007-2012.

4. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник / А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. – М.: Издательство Юрайт, 2011

5. Колчков В.И. Метрология, стандартизация и сертификация. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

6. Цапко Е.А. Основы технического регулирования: учебное пособие / Е.А. Цапко; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 287 с.

7. Журнал «Стандарты и качество»/2010-2014 гг.

8. ФЗ РФ «О техническом регулировании», «О Защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевой продукции», «Об обеспечении единства измерений» в действующей редакции.

9. Лекции по дисциплине

10. Информационное обеспечение www.gost.ru.

 

1. Алгоритм проведения практических занятий по дисциплине:

а) ознакомление с теоретическим материалом, изложенным в лекционном материале по теме занятия;

б) выборочный контроль знаний по пройденному материалу;

в) решение типовых заданий по теме занятия;

г) тестирование (устный опрос) остаточных знаний обучающихся по пройденной теме;

д) консультация по заданиям и контрольной работы по теме: Техническое регулирование в рамках Таможенного союза и национального законодательства.

Оформление данных на практических занятиях производится согласно следующему плану:

1 Название практического занятия

2 Цель занятия

3 Описать структурную схему изучаемого нормативного документа

4 Наименование задания для выполнения

5 Оформление отчета

Отчет должен содержать:

· название и цель работы,

· задание на практическое занятие,

· структуру и содержание доклада,

· выводы (используется при решении ситуационных задач или как результат деловой игры).

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Имеются замечания

Если орган по сертификации выявил какие-либо несоответствия установленным требованиям, он информирует заявителя о необходимости их устранения.

3 Регистрация декларации о соответствии

Орган по сертификации зарегистрировал декларацию о соответствии.

Оформление отчета по практическому занятию

Практическая работа № 9
Деловая игра
Технический регламент Таможенного союза 009/2011
О безопасности парфюмерно-косметической продукции

Цель занятия: Изучение порядка подтверждения соответствия в рамках Таможенного союза в виде деловой игры на примере Технический регламент Таможенного союза 009/2011 О безопасности парфюмерно-косметической продукции (далее ТР ТС 009/2011)

Задания для выполнения

1. Пройти тестовый контроль – доступ к занятию «Деловая игра». Если

игра определена заранее, то студент должен свободно оперировать терминами и определениями по соответствующему техническому регламенту.

2. Принять участие в деловой игре.

Деловая игра (примерная) по освоению структуры технического регламента «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»

Ситуация 1. «Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции в случае использования изготовителем в составе наноматериалов».

Ситуация 2. «Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции в случае государственной регистрации».

Перед началом игры студенты более подробно знакомятся с ТР ТС 009/2011

в оригинале. Получают бланки соответствующих документов. И данные на конкретный объект, подлежащий оценке соответствия.

Определяются участники деловой игры:

-1) заявитель,

-2) орган по сертификации (ОС),

-3) испытательная лаборатория (ИЛ),

-4) орган государственного надзора (контроля) (ГКиН).

Каждый участник (то есть отдельная группа студентов, к примеру, обозначенные как«Заявитель») выставляет своего полномочного представителя. И только он имеет право вступать в переговоры с представителем ОС или ИЛ или ГКиН.

Затем в зависимости от выбранной схемы сертификации (схема сертификации может определяться при участии преподавателя или без него, в зависимости от опыта участников) участники игры должны выполнять действия согласно предписаний технического регламента. Каждый участник игры должен четко представлять с какими документами и знаками соответствия ему придется оперировать и уметь их заполнять и идентифицировать в соответствии требованиями технического регламента и соответствующего Приложения к нему, а также технически грамотно представлять их на переговорах.

В итоге обсуждения, например, первой ситуации по теме №1 деловой игры участники одной группы выставляют оценку деятельности другой группы и каждому участнику. Затем группы меняются своими ролями для рассмотрении ситуации №2 и так далее. И в итоге также оценивают произведенную работу.

3 Оформление отчета по практическому занятию

 

Практическая работа № 10
Государственную регистрацию продукции в рамках Таможенного союза

Цель занятия: Изучение порядка государственную регистрацию продукции в рамках Таможенного союза

Для проведения практического занятия группе студентов представляются бланки следующих документов:

- заявление;

- копии документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, спецификации, рецептуры, сведения о составе);

- документ изготовителя по применению (эксплуатации, использованию) подконтрольной продукции (инструкция, руководство, регламент, рекомендации);

- копии этикеток (упаковки) или их макеты на подконтрольную продукцию;

- акт отбора образцов (проб);

- письменное уведомление изготовителя о том, что изготовленная им продукция отвечает требованиям документов, в соответствии с которыми она изготавливается (сертификат качества, паспорт безопасности (качества), удостоверения о качестве);

- протоколы испытаний испытательных лабораторий (центров).

Группе студентов необходимо на примере выбранной продукции проанализировать ситуацию «Порядок государственной регистрации продукции (на примере)»


Тематика контрольной работы

Контрольная работа выполняется по теме: Нормативно-правовые основы Технических регламентов Таможенного союза и национального законодательства.

Студенты работают с «Техническими регламентами Таможенного союза» и Национальным стандартами РФ (для однородной группы продукции).

Структурные элементы контрольной работы:

Контрольная работа включает в себя:

- титульный лист;

- содержание;

- нормативные ссылки;

- термины и определения;

- обозначения и сокращения;

- введение;

- литературный обзор;

- Техническое регулирование в рамках Таможенного союза и национального законодательства;

- заключение;

- список использованных литературных источников;

- приложения (при необходимости).

Требования к содержанию структурных элементов контрольной работы

Титульный лист. На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование вышестоящей организации (строчными буквами с первой прописной);

- название вуза, в котором выполнятся работа (прописными буквами);

- факультет (строчными буквами с первой прописной);

- кафедра (строчными буквами с первой прописной);

- вид работы (контрольная работа) (прописными буквами);

- тема работы (прописными буквами);

- курс, группа, фамилия, имя и отчество исполнителя (строчными буквами с первой прописной);

- должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы преподавателя, проверяющего работу (строчными буквами с первой прописной);

- город и год написания работы (прописными буквами).

Пример составления титульного листа приведен в приложении А.

Содержание. Содержание включает введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов основной части, заключение, список использованных литературных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

Нормативные ссылки. Данный элемент содержит перечень нормативных документов, на которые в тексте контрольной работы даны ссылки.

Перечень ссылочных стандартов начинают со слов: «В настоящей контрольной работе использованы ссылки на следующие нормативные документы».

В перечень включают обозначения стандартов и их наименования в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений.

Термины и определения. В этот раздел включаются определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в работе.

Перечень определений начинают со слов: «В настоящей контрольной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями».

Обозначения и сокращения. Данный раздел содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых при написании контрольной работы. Запись обозначений и сокращений приводят в том же порядке, как они следуют в тексте работы с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Введение. Во введении должны быть приведены цели, задачи, актуальность темы.

Литературный обзор. Данный структурный элемент работы должен содержать понятие о Техническом регламенте на однородную группу товаров (согласно теме контрольной работы), эффект от внедрения данного технического регламента, его влияние на товаропродвижение товара и конкурентоспособность изготовителя.

Техническое регулирование в рамках Таможенного союза и национального законодательства

Задание. Изучить основные характеристика продукта (на выбор студента), включая требования к маркировке и упаковке продукции в соответствии с положениями Технических регламентов Таможенного союза и национальных стандартов на выбранную продукцию. Сделать вывод о соответствии выбранной продукции установленным требованиям

Обобщенные данные занести в таблицу 3.1

 

Таблица 3.1 - Характеристика документов в области стандартизации

Основные характеристики Технический регламент Таможенного союза Национальный стандарт Вывод по продукции
Органолептические показатели      
Физико-химические показатели      
Показатели безопасности      
Требования к упаковке      
Требования к маркировке      

 

Заключение. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненияконтрольной работы.

Список использованных источников. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании контрольной работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями данного методического пособия.

Приложения. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной контрольной работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера.

3.3 Правила оформления контрольной работы

Излагают текст и оформляют контрольную работу в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32, ГОСТ 2.105 и ГОСТ 6.38. Страницы работы и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.

Контрольную работу выполняют печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, размер не менее 12).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, обозначениях, применяя шрифты разной гарнитуры.

Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, не расплывшимися.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Сокращение русских слов и словосочетаний в отчете – по ГОСТ 7.12.

Построение контрольной работы. Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости можно делить на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всего курсового проекта.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц контрольной работы. Страницы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов контрольной работы. Разделы работы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если работа не имеет подразделов, то нумерация пунктов в ней должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

Пример:

1 Реформа технического регулирования

1.1

1.2 Нумерация пунктов первого раздела проекта

1.3

2 Элементы технического регулирования

2.1

2.2 Нумерация пунктов второго раздела проекта

2.3

Если работа имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

3 Структура оценки соответствия

3.1 Оценка соответствия обязательным требованиям

3.1.1

3.1.2 Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела работы

3.1.3

3.2 Оценка соответствия добровольным требованиям

3.2.1

3.2.2 Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела работы

3.2.3

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.

Если текст курсового проекта подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всей работы

Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте работы на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а)_____________

б)_____________

1)_______

2)_______

в)_____________

Каждый структурный элемент работы следует начинать с нового листа (страницы).

Нумерация страниц работы и приложений, входящих в состав работы, сквозная.

Иллюстрации. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Модель технического регулирования.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.З.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Помещают его над таблицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае — боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблица___________ ________________

номер название таблицы

       
   
 


Головка       Заголовки граф
        Подзаголовки граф
          Строки
            (горизонтальные ряды)

Боковик (графа Графы (колонки)

для заголовков)

 

Рисунок 1

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Оформление таблиц в работе должно соответствовать ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105.

Ссылки. В контрольной работе допускаются ссылки на стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

Титульный лист. Правила оформления в соответствии с п. 3. Примеры оформления титульных листов приведены в приложении А.

Перечень обозначений и сокращений, условных обозначений, символов, единиц физических величин и терминов. Перечень располагают столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа —их детальную расшифровку.

Список использованных литературных источников. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте контрольной работы, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

Пример:

Книга одного автора

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Новое знание, 2011. – 704 с. – (Экон. образование).

Книга двух авторов

Попов, С.А. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин: учеб. пособие / С.А. Попов, Г.А. Тимофеев; под ред. К.Ф. Дролова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 411 с.

Статья из журнала

Кладовщиков, В.Ф. Основные правила хранения кормов / Кладовщиков В.Ф. // Кролиководство и звероводство. – 2013. - № 2. – С. 30-31.

Приложения. Приложение оформляют как продолжение данной работы на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

При необходимости приложение может иметь содержание.

Приложениям или частям, выпущенным в виде самостоятельного документа, обозначение присваивают как части документа с указанием в работе ее порядкового номера.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа контрольной работы

__________________________________________________________________

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра стандартизации, метрологии и сертификации

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по теме: Нормативно-правовые основы Технических регламентов Таможенного союза и национального законодательства

 

Выполнил(а):

Студент(ка) __ курса ___ группы

Коробков Александр Дмитриевич

 

Проверил(а):

доцент кафедры, канд.техн. наук,

Городок Ольга Александровна

 

 

Новосибирск 20__ г


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Практическая работа № 1 Основные направления системы технического регулирования 6

Раздел 2. Формирование требований к объектам технического регулирования в рамках Таможенного союза. 7

Практическая работа № 2 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна». 7

Практическая работа № 3 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей». 8

Практическая работа № 4 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию». 9

Практическая работа № 5 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания». 10

Практическая работа № 6 Технический регламент Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». 11

Практическая работа № 7 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции». 12

Практическая работа № 8 Деловая игра Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции. 13

Практическая работа № 9 Деловая игра Технический регламент Таможенного союза 009/2011 О безопасности парфюмерно-косметической продукции. 18

3. Выполн


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.227 с.