Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-29 | 408 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Культурно-историческая психология (КИ-психология) — направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов.
Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые, с его точки зрения, полностью отсутствуют у животных. Эти функции он назвал высшими психическими функциями, которые тем самым составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием.
Высшие психические функции формируются в ходе социальных взаимодействий. Выготский тем самым утверждал, что высшие психические функции человека и сознание имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются:
- произвольная память,
- произвольное внимание,
- логическое мышление и др.
В культурно-исторической концепции говорится о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс. Теперь человек действует на природу и видоизменяет ее. Другой тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
Для человека характерно то, что он научился, что умеет управлять собственной психикой. Он понимает особенности работы собственных психических процессов: памяти, внимания, мышления и др. Человек может управлять этими процессами, таким образом они обретают характер произвольности. Высшие психические функции и были названы таковыми, потому что человек обрел способность заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность. Появились даже неосязаемые орудия труда, например мнемотехнические способы (повторение и др.).
Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки сначала были предметны — "узелок на память" или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Человек, например, увидел зарубку и вспомнил, что надо делать.
Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности (или связан слабо). Узелки и зарубки могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.
|
В онтогенезе современного человека, по мнению Выготского, наблюдается принципиально тот же самый процесс. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Культурно-историческая концепция позволяет сделать множество теоретических и экспериментально-подтвержденных выводов. Один из главных выводов состоит в том, что человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: человек научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
Поэтому высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению. Они:
- произвольны,
- опосредованы,
- социальны.
|
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!