Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Межличностные отношения в педагогическом коллективе

2017-06-29 2027
Межличностные отношения в педагогическом коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Актуальной, но незаслуженно мало исследованной и обсуждаемой является проблема межличностных отношений в педагогических коллективах (ПК). Между тем, межличностные отношения в ПК отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса. Еще Макаренко А.С. писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Маркова А.К. перечисляет и другие умения и личностные качества, которые необходимы для педагогического сотрудничества:

- адекватная профессиональная самооценка;

- устремленность на общие цели и задачи, наличие сложившейся концепции в школе;

- разумное распределение функций и ролей в школе с учетом способностей каждого и взаимодополнения;

- психологическая совместимость;

- удовлетворенность всех участников за счет обеспечения психологической безопасности, демократический стиль взаимодействия;

- гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся;

- понимание всеми учителями эффективности совместной педагогической деятельности по сравнению с индивидуальной;

- умение считаться с другими точками зрения;

- отсутствие категоричности и терпимость к индивидуальности других учителей;

- учет возрастных особенностей разных учителей.

Одной из важнейших характеристик ПК выступает психологический климат.

Под психологическим климатом понимается эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Выделяются следующие основные характеристики психологического климата: удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством; преобладающее настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность; сознательная дисциплина; продуктивность работы.

Психологический климат зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении деятельности. Психологический климат ПК также зависит от наличия или отсутствия в нем творческой атмосферы.

Одним из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в ПК – психологическая совместимость. Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Если группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при колоссальных затратах психической или иной энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости ее членов, а следовательно и в благоприятном психологическом климате.

Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности, которые могут препятствовать реализации совместной деятельности.

В экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают:

- общность взглядов; высокая мотивация;

- оптимальные психофизиологические качества каждого участника;

- разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера);

- высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность);

- полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости;

- максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью;

- возможность уединения каждого из участников;

- определенность стоящей задачи.

Механизмы формирования межличностных отношений в ПК (по Шакурову Р.Х.):

1. «Бумеранг». Например, симпатизируют тому, кто сам проявляет симпатию.

2. «Созвучие» - когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы учителей созвучны, сходны, это эмоционально сближает, укрепляет взаимное доверие, симпатию.

3. «Эталон» - человек оценивает другую личность через призму тех оценочных эталонов, которые сложились у него под влиянием общественного мнения, ближайшего социального окружения, референтной группы. Важно создавать в ПК авторитетное общественное мнение.

4. «Дефицит» - уважение к учителю (руководителю) может определяться тем, в какой мере он обладает редкими качествами, дефицитными в обществе, в его социальной группе. Примечательно, что сегодня дефицитны обыкновенная человечность, простота, отзывчивость, честность.

5. «Эмоциональное эхо» - влияние настроения на восприятие окружающего мира. Если в ПК царит атмосфера уныния, нервозности, то от этого сильно пострадают межличностные отношения.

6. «Содействие» - взаимопомощь и содействие всегда сближают людей, а противодействие вызывает раздражение, гнев, неприязнь.

7. «Упорядочение» - взаимопониманию способствует упорядочение взаимодействий людей на нормативной основе. Если нет единой нормы, четкого правила, то каждый действует по личному усмотрению, сталкиваясь с интересами других. Укреплению межличностных отношений способствуют стабильный порядок и дисциплина.

8. «Сопереживание» - эмоциональный отклик на психологическое состояние другой личности, способность радоваться чужой радости и сочувствовать чужому горю. Наличие в ПК гуманных, отзывчивых, сердобольных учителей играет большую роль в создании теплой, гуманистической атмосферы в школе.

9. «Познавательный интерес» - человек, который служит источником разнообразной, интересной информации, является привлекательным партнером в общении.

10. «Красота» - как отмечал Макаренко А.С., желательно, чтобы среди членов ПК были молодые, красивые учителя: это повышает эмоциональный тонус отношений, придает им особый колорит.

11. «Вклад» - чем больше энергии отдает человек ради благополучия других, тем дороже они становятся. Однако чтобы иметь хорошие отношения с коллегой, нужно отвечать добром на добро, не оставаясь в долгу.

12. «Время» - эмоциональные узы обретают прочность со временем, поэтому, для создания спаянного ПК необходимо время и достаточная стабильность его состава.

13. «Катализ» - отношение к человеку является суммарным результатом действия всех или нескольких механизмов, однако это может быть причиной возникновения амбивалентных (противоречивых) отношений.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.