Методы изучения Государства и право. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методы изучения Государства и право.

2017-06-29 295
Методы изучения Государства и право. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и предмет ТГиП.

ТГП это базовая юрид. наука, которая изучает гос-во и право как уникальные и универсальные соц-ные явления. ТГП создает основу для всех юр наук. Как самостоятельная юр. наука ТГП сформировалась в 30-е г. 20 столетия В дорев. Рос. изучались энциклопедия и философия права. ТГП призвана изучать государство и право.

Объектом изучения ТГП выступают само гос-во и само право, рассматриваемые в взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости, т.е двуединый объект исследования, при этом мы исходим из того что гос и право хоть и являются самостоятельными, но возникают практически одновременно, возникают в силу одних и тех же причин, развиваются они параллельно и при этом очень тесно взаимосвязаны (взаимоопределяют друг друга), т.к. гос-во это не просто политическое и территориальная форма, но еще и правовая форма организации. Еще Цицерон, говорил, что гос-во -это правовой порядок. Право оформляет гос-во, опред-т порядок, хар-р и формы взаимодействия гос-ва и об-ва, опред порядок взаимоотношений внутри гос-ва. Право позитивное (т.е выраженное в законах) явл-ся единственным каналом ч/з к-ый гос-во может выразить свою волю и потребовать ее исполнения. Право не м. сущ-т без гос-ва, так как гос-во оформляет право, придает ему формальную оформленность, общую обязательность, т.е гос-во обеспечивает действие права,т.е защищает право от возможных нарушений. Объект ТГП – единый, хотя и двойственный.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, что есть конкретный круг проблем, предмет важно отличать от объекта – под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Предмет производен от объекта. Предметом ТГП выступают наиболее общие, существенные и значимые закономерности, возникновения и развития гос и права и их отдельных институтов. Причем это такие закономерности, которые характерны для любого государства, любого права, на всех этапах их существования и развития. Эти закономерности будут единые для всех государств существовавших и существующих. Но государство и право это явления социальные, соотв, это не только юридическая наука, но и общественная и поэтому как любая общественная наука она изучает отношения, эти закономерности можно проследить только системе взаимосвязи или взаимодействия людей и их организаций.

 

Функции ТГиП.

Функции ТГП представляют собой основные направления познания гос-но-правовых явлений, а также основные направления воздействия этой науки на об-во и обществ-ные отношения. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции. С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) ТГП познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют. Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины, открытие нового) ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях (влиянии) современных рыночных реформ. Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом. Осуществляя идеологическую функцию, ТГП приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. Способствует формированию в обществе определенной правовой идеологии. Организационно-прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования. Политико-управленческая - применение знаний выработанных в ТГП в повседневной практике управления делами гос-ва. Воспитательная- формировании в обществе определенного типа правосознания и правовой культуры. Все названные функции ТГП взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе. ТГП выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь в том числе на данные других юридических и неюридических наук.

Конфедерация

К – сложная форма гос устройства. К как форма гос устройства предст собой гос правовой союз суверенных государств объединившихся на основе договора для достижения общих целей и решения общих задач. К это не союзное государство а союз суверенных государств.

Каждый член К явл полноценным государством и обладает суверенитетом. Каждое из этих государств имеет свою собственную систему законодательства, свою систему органов гос власти, свое гражданство, свои собственные ВС, собственную денежную и финансовую систему и собств налоговую систему.

В международных отношениях каждое из государств членов конфедерации выступает от своего собственного имени, т.е. является самостоятельным субъектом международного права. Это государственно правовой союз. Этот союз обладает опр чертами государственности:

- Для достиж общих целях и задач в К могут быть созданы общие надгосударственные органы. Деятельность таких органов как правило носит совещательные характер, акты издаваемые этими органами имеют рекомендательное или модельное значение, это значит что эти акты явл образцом. Эти акты издаваемые общими надгосударственными органами вступают в действие на территории субъектов конфедерации только после их ратификации парламентами этих государств членов конфедерации.

Если К создаются для решения военных вопросов, то в ней создаются общие ВС, эти общие вооруж силы конфедерации создаются из воинских контингентов государств членов конфедерации.

Нужно сказать что К как форма гос устройства это недолговечное образование, как только все цели будут достигнуты или достигнуть их невозможно, К превращается в федерацию или распадается (в 1958г. Объединенная арабская республика – союз Сирии и Египта для противостояния Израилю, в 1962 г. Сенегамбия – Союз Непала и Гамбии), сейчас сущ одна конфедерация это Швейцарский союз, но формально.

Помимо Конфедерации существуют иные формы межгосударственных объединений. Различают такие формы как:

Союзы – военно-политические и экономические.

Содружества – СНГ или Британское содружество наций.

Сообщества – прообразом Евросоюза было Европейское экономич сообщество.

Империи – форма устройства государства, которое обладает колониальными владениями.

Уния – форма гос объединения была характерна для феодальных государств, предполагала что в силу отношения вассалитета или брака – монарх одного государства приобретал право на трон др государства.

Были такие формы как Фузия и Инкорпорация.

Фузия – от соединение – предполагает объединение государств путем их слияния и вхождение одного гос-ва посредством вхождения в состав другого. (напр Объединение Германии ГДР и ФРГ).

Инкорпорация – тоже но путем насильственного поглощение одного гос-ва другого (Австрия во время 2 мир войны).

 

Формы и методы реализации.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормо устанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

Организационные (вне правовые)- это виды деятельности гос-ва на прямую правом неопосредованые, но осуществляются в соответствии с правом, м. говорить о таких как организационно регламентационных- совещаний, директив, указаний. организационно обеспечительной деятельности –выделение финансового обеспечения, кадровое обеспечение, подготовка подбор набор и расстановка кадров, информационное обеспечение.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

 

Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме гос-ной власти и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение гос-ой власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) гос-ного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы построения власти:

1) создать гарантии от ее произвола, узурпации власти. 2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь гос-ной власти ограничивается контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации гос-ной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических гос-в, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей не лишает гос-ую власть ее основного качества - целостности и единства. Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти отделены друг от друга и независимы, закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации гос-ной власти является важным показателем признания общедемократических ценностей. Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей гос-ной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти.

Анализ разделения властей предполагает в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, т.е. законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами.

Принцип разделения властей в современной России конституционно закреплен и применяется в построении и функционировании государственных институтов. Принцип разделения властей в Конституции РФ закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя.

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой. Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей.

Социальное государство.

Понятие и предмет ТГиП.

ТГП это базовая юрид. наука, которая изучает гос-во и право как уникальные и универсальные соц-ные явления. ТГП создает основу для всех юр наук. Как самостоятельная юр. наука ТГП сформировалась в 30-е г. 20 столетия В дорев. Рос. изучались энциклопедия и философия права. ТГП призвана изучать государство и право.

Объектом изучения ТГП выступают само гос-во и само право, рассматриваемые в взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости, т.е двуединый объект исследования, при этом мы исходим из того что гос и право хоть и являются самостоятельными, но возникают практически одновременно, возникают в силу одних и тех же причин, развиваются они параллельно и при этом очень тесно взаимосвязаны (взаимоопределяют друг друга), т.к. гос-во это не просто политическое и территориальная форма, но еще и правовая форма организации. Еще Цицерон, говорил, что гос-во -это правовой порядок. Право оформляет гос-во, опред-т порядок, хар-р и формы взаимодействия гос-ва и об-ва, опред порядок взаимоотношений внутри гос-ва. Право позитивное (т.е выраженное в законах) явл-ся единственным каналом ч/з к-ый гос-во может выразить свою волю и потребовать ее исполнения. Право не м. сущ-т без гос-ва, так как гос-во оформляет право, придает ему формальную оформленность, общую обязательность, т.е гос-во обеспечивает действие права,т.е защищает право от возможных нарушений. Объект ТГП – единый, хотя и двойственный.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, что есть конкретный круг проблем, предмет важно отличать от объекта – под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Предмет производен от объекта. Предметом ТГП выступают наиболее общие, существенные и значимые закономерности, возникновения и развития гос и права и их отдельных институтов. Причем это такие закономерности, которые характерны для любого государства, любого права, на всех этапах их существования и развития. Эти закономерности будут единые для всех государств существовавших и существующих. Но государство и право это явления социальные, соотв, это не только юридическая наука, но и общественная и поэтому как любая общественная наука она изучает отношения, эти закономерности можно проследить только системе взаимосвязи или взаимодействия людей и их организаций.

 

Методы изучения Государства и право.

Метод дает ответ на вопрос как изучает предмет. Метод это система приемов и способ при помощи которых изучается ТГП и их отд. институты. Традиционно речь идет о трех группах методов познания:

1. Общие философские. 2. ОБшие научные. 3. Частно – научные методы.

Об. Фил-ие методы – это м. кот.берут свое начало в философии (методы мировоззренческие) кот. определяют концепцию (базу) познания. Основополагающими фил м. явл- диалектический и метафизические м.

Диалектика – это искусство ведения спора (бесед). С точки зрения Д.П. – ГиП рассматриваются как явления находящиеся в постоянном и непрерывном развитии, которое развитие происходит по восходящей вертикальной спирали (от простого к сложному, от низшего к высшему) каждый виток спирали это опр выток развития Г и П и на каждом таком этапе, проходит стадии, от зарождения (формирования) явления, развитие, затем постепенное отмирание и виток завершается и переходит на новый виток развития. При этом нужно иметь в виду что каждое гос правовое явления на каждом витке спирали само себя производит (повторяет), но уже на качественно ином уровне. На основе 3-х законов. 1. Закон перехода количественного изменения в качественное. (много поправок=нов. закон) 2. Закон отрицания- отрицания. – здесь означает что каждое новое гос правовое формирование отрицает предыдущие, но само оно отрицается последующим. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. в рамках противоборства рождаются точки соприкосновения, кот позволяют прийти к общему решению. В диалектике – сущ 2 направления: 1.Диал. материализм; 2. Диал. идеализм.

Материализм исходит из того, что и гос-во и право по сути это явления материального мира. Есть зависимость – чем выше уровень экон-го развития, тем более свободной будет личность в этом обществе.

Идеалистическая диалектика – здесь в основе возникновения гос п права лежат идеальные условия жизни общества, т.е. идея, дух, разум. Здесь можно говорить о 2-х направлениях: Субъективный идеализм в основе я Г и П лежит общес-ный разум. объективном идеализме, в основе лежит высший разум (божественный дух).

Метафизика – Г и П рассматривается как явление существующие вечно и неизменно, при чем эти явления не развиваются, а внутренне совершенствуются. Здесь моделью замкнутый круг.

абстрагирования – предполагает восхождение от конкретного к абстрактному, в процессе которого происходит отбрасывание внешних несущественных признаков. (познав человека мы познаем человечество).

Конкретизация это обратный процесс – на основе познания общих свойств изучаемого явления делаем вывод о его частных свойствах.

Общенаучные методы: это способы и приемы изучения кот. используются многими науками, применение позволят получить общую целостную картину явления, но при этом упускаются частности.

1. Метод анализа и метод синтеза.; 2. Метод дедукции и метод индукции.;3. Логические методы познания.; 4. Исторический метод познания. 5. Системно- структурный метод. 6. Функциональный.

Метод анализа – разделение сложного явления на составные части, изучение этих частей в отдельности, в результате чего можно сделать вывод – какими свойствами обладает явление в целом. Т.е. государство делим на органы власти и делаем вывод. Синтез – изучение явления путем условного объединения его составных частей. В результате чего можно сделать вывод какими свойствами обладает каждое из этих явлений. (пример отрасль права объединяем в одну систему и смотрим какими свойствами обладает право в целом).

Дедукция – это путь от общего к частному. Это на основе общих свойств явления делает вывод о частных свойствах. Индукция – на основе знаний о частных свойствах явлений делаем вывод о его общих свойствах.

Логические методы познания – получение знание о явлениях на основе законах формальной логики. Именно формальной логике. Правило доведения до абсурда. Исторический метод – чтобы понять сущность изучаемого явления необходимо выявить и изучить те исторические условия в которых это явления сформировалось и только тогда мы сможем понять почему это явление именно такое. Системно- структурный – гос-но-правовые явл-я должны изучаться системно, то есть в их неразр. взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Изучается сам элемент. состав. Функциональный метод – чтоб изучить явления необходимо определить его функции и назначения – как это работает. Частнонаучные методы: это методы, к-ые используются отдельными науками, позволяют получить наиболее подробную картину об изуч. явлении, но только в одном аспекте. Социалогический м – основываются на выявлении и изучении общес-ого мнения. Статистический м – это получение данных о явлении выраженный в количественной форме. Синергетический м. – синергетика это наука о саморазвитии открытых систем. Изначально СМ использовались в первую очередь в естественных науках, но в 80 г 20 века эти методы были обращены на соц-ые науки. Первый кто применил в юриспруденции был проф Венгеров. Суть Г и П рас-ся как открытые соц-ные сис-ы, на развитие кот. решающее воздействие оказывают накопление тех внутренних изменений, кот. происходят в самих системах, причем накопление происходит пунктуационно (колебательно – подъем – спад), колебания идут по нарастающей, т.е. каждый последующий пик будет больше. Затем пик достигает точки наибольшего напряжения, затем прорыв на качественно иной уровень. Пример Накопление недовольства народа и происходит революция.

 

3.Место ТГиП в системе юридических наук.

ТГП является базовой юрид. наукой. Но не единственной. В юриспруденции сущ и другие науки. Есть несколько групп таких наук. Различные авторы выделяют от 3 до 6 элементов.

1.Теоретико- правовые науки – здесь теория гос и права и философия права.

2.Историко- правовые науки – здесь Всеобщая история гос и права, История отеч. гос и права и История политических и правовых учений.

3.Отраслевые юридические науки – здесь Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право итд. Сколько существует отраслей права (величина непостоянная) столько и сущ наук. 36 отраслей

4.Прикладные юридические науки – здесь криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, Правовая психология, Правовая статистика.

5.Международно- правовые науки – здесь международное публичное право (изучает юридические формы взаимоотношение между государствами) и международное частное право.

6.Организационно правовые науки – такие как прокурорский надзор, судоустройство, судопроизводство.

ТГП связана с этими науками тесно и непосредственно. Между ТГП и иными юридич науками сущ предметная идеологическая связь. Именно в ТГП вырабатывается категориальный аппарат, методологическая база, которая в дальнейшем используется др юридич науками при изучении их предмета. Именно в ТГП вырабатывается определение понятий (норма, право, правоотношения и др.) используемые в дальнейшем др юрид. науками и на основе их формирует свои отраслевые понятия.

В ТГП вырабатываются основные юрид. категории (категория правового гос-ва или категория гос власти) и в дальнейшем исп др наукам.

Именно В ТГП вырабатываются основные методы, принципы, парадигмы познания, которыми в дальнейшем оперируют др юридич науки.

СОотв другие юр науки тоже оказывают на ТГП, т.е происходит взаимодействие. Сущ-ет и обратная взаимосвязь отраслевых наук и ТГП. Об-во на месте не стоит,оно развивается, появл-ся новые отношения в свере правового регулирования. Отраслевые науки способны быстрее воспринять эти изменения, а ТГП систематизурует эти знания и возвращает их снова как базу.

 

Функции ТГиП.

Функции ТГП представляют собой основные направления познания гос-но-правовых явлений, а также основные направления воздействия этой науки на об-во и обществ-ные отношения. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции. С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) ТГП познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют. Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины, открытие нового) ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях (влиянии) современных рыночных реформ. Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом. Осуществляя идеологическую функцию, ТГП приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. Способствует формированию в обществе определенной правовой идеологии. Организационно-прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования. Политико-управленческая - применение знаний выработанных в ТГП в повседневной практике управления делами гос-ва. Воспитательная- формировании в обществе определенного типа правосознания и правовой культуры. Все названные функции ТГП взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе. ТГП выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь в том числе на данные других юридических и неюридических наук.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.