Философия мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Философия мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское

2017-06-29 567
Философия мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Той основой, на которой возникает философия, является мировоззрение. В целом мировоззрение намного древней философии. Интерес к философии присущ далеко не всем людям, однако у всех людей есть то или иное мировоззрение. Мировоззрение - система воззрений на мир и место человека в нём. Само слово «мировоззрение» подразумевает наличие мира как совокупности всех объектов реальности и бытие того, кто взирает на мир, то есть нашего Я. В соотношении Я (субъекта, сознания) и не-Я (объектов реальности и заключается сущность мировоззрения. Подобное соотношение Я и не-Я включают в себя отношения различных типов. 1. Гносеологическое, заключающееся в познании мира человеком. 2. Праксеологическое (от слова «практика») – изменение человеком окружающей реальности и своего сознания. 3. Аксиологическое – формирование системы ценности и оценка тех или иных объектов и процессов реальности в соответствии с системой ценностей. Онтологическое соотношение сознания и бытия, идеального и духовного, является основным вопросом философии.

 

Мировоззрение состоит из двух уровней: чувственного (мироощущение и мировосприятие) и рационального (миропонимание). Мироощущение и мировосприятие является целостным отражением, осознанием и переживанием воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Чувственный уровень мировоззрения формируется у человека стихийно с момента рождения. Миропонимание – это целостное осознание и постижение мира в понятиях и других рациональных конструктах. Уровень миропонимания появляется в сознании человека, начиная с 5-летнего возраста, когда ребёнок научается пользоваться понятиями. Следует помнить, что философия может возникнуть только на основе миропонимания и немыслима без оперирования понятиями.

 

Существует значительное разнообразие видов мировоззрения, которые могут контактировать и пересекаться между собой. Выделим наиболее значимые виды мировоззрения. Это 1. Обыденное мировоззрение, 2. Религиозно-мифологическое мировоззрение, 3. Художественно-эстетическое мировоззрение, 4. Научное мировоззрение.

 

Обыденное мировоззрение может считаться самым распространённым, в той или иной степени оно присуще каждому человеку. Как правило, обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно и содержит несистематизированные представления о мире. Житейское мировоззрение чаще всего проявляется в форме здравого смысла, направленного на наиболее эффективное, успешное осуществление деятельности человека в окружающей реальности. Обыденное мировоззрение во многом обусловлено средой воспитания и культурными традициями, в которых формируется личность человека. Именно обыденное мировоззрение определяет большинство поступков, свершаемых человеком.

 

Религиозно-мифологическое мировоззрение опирается на признание существования сверхъестественных сил и сущностей, влияющих на окружающую человека реальность. Как правило, эти силы и сущности предстают в образе богов. В большинстве случаев религиозно-мифологическое мировоззрение выражается эмоционально, в образной форме. Массы верующих в христианстве воспринимают Бога как образ грозного старца на небесном престоле или страдающим на кресте, и лишь немногие учёные теологи понимают Бога как абстрактный принцип, сверхъестественное первоначало всего сущего. Также отметим иррациональную составляющую религиозного мировоззрения, апеллирующего не к разуму, а к внеразумным способам постижения: вере, мистической интуиции и пр. На основе религиозно-мифологического мировоззрения появляются все известные национальные и мировые религии.

 

Художественно-эстетическое мировоззрение свойственно преимущественно деятелям искусства и людям, оценивающим мир по эстетическим критериям, среди которых главную роль играет понятие «прекрасного». Так же как и религиозное мировоззрение, художественно-эстетическое воспринимает мир преимущественно в образной форме. Суть творчества заключается не только в отражении реальности, но в её преображении, творческом преобразовании, исправлении недостатков реальности по законам эстетики. В художественно-эстетическом мировоззрении очень сильной является индивидуально-личностная компонента, что делает результаты художественного творчества уникальными и неповторимыми.

 

Научное мировоззрение характеризуется стремлением к построению теоретически оформленной картины мира, основанной на данных наук. В отличие от обыденного, научное мировоззрение содержит тенденцию к упорядоченной, теоретически оформленной картине мироздания. В противоположность религиозному мировоззрению для науки характерен приоритет рационального начала и обращение к разумным средствам познания действительности. Обратим внимание на противоположность художественно-эстетического и научного мировоззрений. Художественно-эстетическое мировоззрение характеризуется субъективизмом, поскольку художник или писатель в создаваемых ими произведениях высказывают личные вкусы, склонности и симпатии, что во многом и придаёт художественным произведениям их ценность. Научное же мировоззрение требует от учёных полного исключения (элиминации) всего субъективного. Учёный должен лишь бесстрастно фиксировать, «протоколировать» факты окружающей действительности. Личные вкусы, склонности, симпатии не должны оказывать влияние на результаты деятельности учёного. Это придает результатам научной деятельности интерсубъективность, общность всем познающим субъектам. Научное мировоззрение обладает тенденцией к предельному объективизму.

 

Философия также является одним из видов мировоззрения, имеющим много общего с другими видами мировоззрения. Философское мировоззрение присуще немногим и поэтому философия элитарна в наиболее благородном значении этого слова. Философия выражает своё содержание в форме, требующей значительных усилий для своего усвоения.

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.

Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.

В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.

Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения. Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.

Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.

Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

Отличие философии от мифологии и религии

1. Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.

2. В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.

3. В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.

4. Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.