Лк. 15. Психологическая служба в спорте (1 ч.) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лк. 15. Психологическая служба в спорте (1 ч.)

2017-06-29 1748
Лк. 15. Психологическая служба в спорте (1 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортив­ного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнова­ниях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников (ред.), 1987, с. 199). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спорт­сменов:

а) психологический анализ соревнований (общий и конкрет­ный по отдельным видам спорта);

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для ус­пешного выступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

2. Разработка психологических условий для повышения эф­фективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортив­ного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллек­тивных действий спортсменов.

Все это требует от психологов:

а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;

б) определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психи­ческих функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологи­ческой обратной связью»);

в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психо­логического климата команды;

г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.

3. Разработка психологических основ предсоревновательной под­готовки спортсменов. В настоящее время коренным образом меня­ются и содержание ее, и характер. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физи­ческой и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнова­ниях. Разработка методов и приемов такой подготовки — одна из главных функций психологии спорта, реализация которой пред­полагает:

а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработку методов повышения устой­чивости и надежности соревновательной деятельности;

б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;

в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повы­шения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям. 4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функциони­рования спортивных коллективов и дает характеристику психоло­гическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

а) изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, тради­ций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;

б) изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;

в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;

г) изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной коман­ды (Мельников (ред.), 1987, с. 199).

В последние десятилетия психология спорта становится обяза­тельной в психологическом образовании студентов институтов физи­ческой культуры. Этот курс читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах повышения квалификации. Психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих психологическое образование студентов, и на факультетах физи­ческого воспитания педагогических вузов и университетов. Ее пре­подавание введено во всех средних физкультурных учебных заведениях

Работа спортивного психолога состоит в психологическом обес­печении подготовки спортсмена к спортивной деятельности. Эта ра­бота включает в себя: /. Психодиагностику;

2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;

3. Психологическую подготовку;

4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена

(Горбунов, 1986, с. 19—24).

1. Психодиагностика в спорте — использование методов психо­логии для оценки тех психических процессов, качеств и состояний спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:

1) особенности проявления и развития психических процессов;

2) психические состояния (актуальные и доминирующие);

3) свойства личности;

4) социально-психологические особенности деятельности. Широкий спектр возможных методик для такой психодиагнос­тической работы можно найти в специальных пособиях (Марищук, Блудов, Плахтиенко, Серова, 1990).

В спорте различают три основных направления применения пси­ходиагностических методик:

1. Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку (ребенку или подростку).

2. Формирование спортивного коллектива, выступающего на со­ревнованиях как единое целое (спортивная селекция).

3. Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команды) для включения их, например, в на­циональную олимпийскую сборную (Марищук, 1982, с. 8—9).

Психодиагностика может осуществляться как с целью спортив­ного отбора, так и в тренировочном процессе и во время со­ревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить си­стему воздействия на спортсмена.

Как отмечает Г.Д. Горбунов, в ходе психодиагностики оказыва­ется воздействие на спортсмена. Это необходимо учитывать и ис­пользовать. Что сообщить спортсмену из полученных данных, когда и в какой форме? Нельзя забывать, что неправильно или плохоорганизованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестирования может невольно вызывать ненужный ход мыслей и изменение его состояния. Тем более реко­мендации должны базироваться на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов (Гор­бунов, 1986, с. 22).

2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекоменда­ции. Они могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководи­телям, массажисту, врачу, семье, товарищам -- всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действия­ми, может влиять на его психическое состояние. Психолого-педаго­гические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, опре­деленному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.

3. Психологическая подготовка. Выделяют психологическую под­готовку тренера и спортсмена. В свою очередь, в психологической подготовке спортсмена различают четыре ее вида: а) психологичес­кая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; б) общая психологическая подготовка к соревнованиям; в) специальная психологическая подготовка к конкретному сорев­нованию; г) коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена. Такое управление осуществляется, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на пси­хическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении от­дельных упражнений, после занятия либо в определенном трени­ровочном цикле.

Само по себе понятие «психологическое обеспечение» предус­матривает широкий круг научно-исследовательских, научно-прак­тических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин.

По мнению Г.Д. Горбунова, психолог в спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но и педагогом-психологом. Со­временные понятия о профессионализме психолога требуют от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изу­чения человека, но и умения тактично и своевременно выдавать спорт­смену, тренеру эффективно воздействующую, полезную информацию. Для этого психолог-практик обязан владеть методами воздействия так же качественно, как он владеет методами исследования. Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тре­нировочных сборах, сжиться со спортсменами, организовать коллек­тив и настроение в нем. Он должен воспитывать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, сни­мать последствия монотонии; проводить сеансы гипноза, внушенно­го отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. Он может обучать спортсменов приемам саморегуляции; ненавязчиво прово­дить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (а так­же об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т. д.). Он должен быть способен улаживать конфликты, секундировать в сорев­нованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддержи­вать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни (Горбунов, 1986, с. 17—18).

Как верно отмечает Г.Д. Горбунов, психолог должен быть и уче­ным, и педагогом, и пастором. На последней его роли он останавли­вается особо. «Хотим мы того или не хотим, но по объективной сути работа психолога в команде во многом сродни деятельности пастора». Кому как не психологу можно довериться, исповедать­ся, «поплакаться в жилетку». У кого искать утешения, если руко­водитель требует, тренер наставляет, товарищи конкурируют, а мама с папой (или жена, подруга) далеко. А психолог, пользую­щийся доверием у спортсменов, для них отдушина, ему можно при­знаться в своих слабостях, выговориться, а иногда выплакаться в его присутствии. Одно общение с ним может заполнить вакуум, возникающий от жесткого спортивного режима, снимать сгустки монотонии, сглаживать тревогу, философски переносить тяготы спортивной жизни (Горбунов, 1995/2002, с. 266—267).

Заинтересованные психологи дополняют базовое образование го­дами самостоятельной работы и самообразования, осваивают, апро­бируют и совершенствуют методы воздействия в своей практическойдеятельности. Если психолог не переходит от методов исследова­ния к методам воздействия, он вряд ли получит лестную оценку от спортсмена и тренера.

Главный критерий деятельности практического психолога спорта -быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным уча­стием способствовать росту спортивных результатов и совершен­ствованию личности спортсмена. Если спортсмены продолжают добровольно общаться с психологом, ходят на его сеансы, пригла­шают на сборы, в общем, как эксперты оценивают: нравится -значит нужен! Это и есть, по мнению Г.Д. Горбунова, ответ на вопрос о критериях полезности практического психолога в спорте (Горбунов, 1995/2002, с. 268).

Полезность и продуктивность деятельности психолога спорта определяется системой отдельных звеньев его профессиональной подготовки: 1) базовым теоретическим, психолого-педагогическим образованием; 2) владением методами психологического исследо­вания и грамотной интерпретацией получаемых данных; 3) приме­нением методов психолого-педагогического воздействия. Практическая психология спорта, по мнению Г.Д. Горбунова, вполне может быть названа спортивно-педагогической психологией или спортивно-пси­хологической педагогикой, но лучше всего для восприятия и точнее по сути — психопедагогикой спорта (Горбунов, 1986, с. 19). В ее основе лежит психология изучения и воздействия, а главная ее задача – психологическое обеспечение подготовки спортсмена.

Ряд полезных правил для успешной работы практического психо­лога в спорте дает Г.Д. Горбунов. Психолог:

1. Участвует в тренировочном процессе подготовки спортсменов и в соревнованиях, но не претендует на лавры в случае успеха. Скромность и место в тени — его удел.

2. Все делает только с согласия тренера.

3. Изучает спортсменов далеко не только с помощью их самооце­нок и специального инструментария, но в первую очередь на­блюдая их в тренировочных занятиях и в соревнованиях, в работе и на отдыхе — везде, где можно увидеть психологические осо­бенности без специального тестирования.

4. Ведет политику неприсоединения в конфликтных ситуациях в тренерской среде, в то же время участвуя в разрешении проти­воречивых ситуаций.

5. Является буфером в напряженных ситуациях между тренером и спортсменом.

6. Проявляет предельную корректность, выдавая тренеру психоло­гическую характеристику спортсмена. Высказывает свое мнение, однако не настаивает и окончательное заключение о возможно­стях спортсмена отдает на откуп тренеру.

7. Никогда не распространяет доверенную ему информацию и не замыкает различные мнения между собой. Располагая к откро­венности, никогда не высказывает своего мнения о коллегах тре­нера.

8. Опытных тренеров не поучает и не просвещает, а ненавязчиво информирует в вопросах психологии спорта

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.