Лк. 14. Психологическая служба в юридической сфере (1 ч.) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Лк. 14. Психологическая служба в юридической сфере (1 ч.)

2017-06-29 786
Лк. 14. Психологическая служба в юридической сфере (1 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Основные направления деятельности психолога в юридической сфере: криминальная психология, судебно-психологическая экспертиза, пенитенциарная психология, психологическая служба в правоохранительных органах.

2. Cудебно-психологическая экспертиза.

3. Деятельность практического психолога в пенитенциарной области.

 

Вопрос 1. Юридическая психология имеет дело с приложением психологи­ческих знаний к следственной, судебной и исправительной сферам деятельности. Соответственно, она подразделяется на криминальную, судебную и пенитенциарную (исправительную) психологию.

Криминальная психология занимается изучением комплекса психологических проблем, связанных с преступностью, с форми­рованием личности преступника, мотивов преступного поведения.

Судебная психология исследует психологические особенности поведения участников уголовного и гражданского процесса, в час­тности психологию свидетельских показаний, особенности пове­дения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональным психологам часто обращаются для проведения психологической экспертизы.

Пенитенциарная (исправительная) психология — отрасль юри­дической психологии, которая изучает психологические проблемы уголовно-исполнительной системы, психологические аспекты на­казания и исправительной работы в среде осужденных.

К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относятся в пер­вую очередь:

- установление вменяемости (т.е. способности быть виновным),

- форма вины (умысел или неосторожность), — мотивы преступления,

- эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, влияющие на степень и характер ответственности (Васильев, 2001, с. 310—320).

Важно различение с психологических позиций насильствен­ной и неосторожной преступности. Требуется участие ученых и практиков в новых сферах криминальной психологии — компьютерных преступлений, теневой экономики и коррупции, организо­ванной преступности, терроризма (там же, с. 321—373).

Психология потерпевшего изучает его психологические осо­бенности и поведение до совершения преступления, в момент и после, а также разрабатывает рекомендации, касающиеся допроса и психологического анализа показаний потерпевшего. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности. Психологичес­кое изучение личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия и суда представляется весьма важным, так как способствует решению целого ряда вопросов: правильной квалификации преступлений, исследованию причин и условий, всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств. Психологические исследования личности потерпев­шего и преступника дают возможность выявить причины конф­ликтной ситуации и наметить пути их преодоления.

Психология несовершеннолетних правонарушителей — одна из традиционно актуальных проблем криминальной психологии. Свое­временное предупреждение детской и подростковой преступности - это основа для профилактики преступности взрослых. Понимание особенностей подростковой психологии, учет психологических осо­бенностей следствия по делам несовершеннолетних необходи­мы как на этапе предварительного следствия, так и в суде.

Основной целью предварительного следствия является рекон­струкция события преступления. Для этого следователю необходи­мо знать психологические аспекты осмотра места происшествия, психологию допроса, очной ставки, обыска и опознания, психоло­гию следственного эксперимента и воспроизведения показаний на месте.

Применение психологических знаний может способствовать раскрытию и расследованию преступлений и перевоспитанию лиц, совершивших преступления. Поэтому работникам правосудия не­обходимо использовать судебно-психологические знания. Это обес­печит индивидуальный подход к человеку, выбор и применение тактических приемов, наиболее соответствующих ситуации, и, та­ким образом, будет способствовать решению практических задач борьбы с преступностью на научной основе.

Квалифицированное применение знаний и методов психоло­гической науки в юридических делах возможно лишь с участием профессионального психолога.

Психолог на предварительном следствии может быть:

- консультантом по делу

- специалистом

экспертом (Васильев, 2001, с. 516).

Действующее законодательство процессуально закрепляет две формы применения специальных знаний: участие специалиста в производстве конкретных следственных действий и проведение су­дебной экспертизы (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 430). Следователь и суд, имея дело с человеком и анализом его поведения, нередко сталкиваются с вопросами психологического содержания. Обеспечение полноты и всесторонности расследования требует в ряде случаев применения специальных психологических знаний.

В зависимости от формы участия в уголовном процессе специали­стом-психологом могут решаться разные проблемы.

Общеконсультативная помощь справочного характера: инфор­мирование лиц, ведущих расследование, о закономерностях протека­ния тех или иных психических процессов, типичных психологических состояниях человека и механизмах совершения определенных ти­пов преступлений, психологических особенностях преступников определенного типа (малолетних, престарелых, больных). Психолог может дать информацию справочного характера о типичных осо­бенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психичес­ких состояний – алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени. Эта информация мо­жет облегчить поиск преступника, дать сведения для выработки тактики допроса.

Следственные и судебные органы обращаются к специалистам-психологам за консультациями по более конкретным вопросам. Кон сультации могут быть даны по конкретным уголовным делам. На­пример: психолог задает направление изучения личности обвиняе­мого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказывает возможные источники информации о человеке, дает рекомендации по установлению с ним психологического контакта.

Специалист-психолог может привлекаться для непосредственно­го участия в производстве следственных действий. В этих случаях реша­ются задачи получения, корректной фиксации, оценки информации, исходящей от свидетеля, потерпевшего, обвиняемого; выработки оптимальных условий для допроса, очной ставки с учетом состоя­ния и личности участника уголовного процесса. Например, психо­лог — специалист в области невербальной коммуникации способен оказать существенную помощь следствию. Сбор у свидетеля информации о незаметных для обычного взгляда особенностях облика че­ловека может облегчить поиск и идентификацию преступника. Психолог, владеющий навыками психодиагностической и психо­терапевтической работы, может существенно упростить установле­ние контакта со свидетелем. Оценке специалиста могут быть подвергнуты и показания свидетеля для обнаружения психологи­ческих предпосылок их достоверности.

Еще одна форма использования специальных психологических познаний — длительное участие специалиста-психолога в расследо­вании в качестве постоянного консультанта. В этих случаях он наряду с перечисленными решает другие задачи: помогает следователю уви­деть проблемы, требующие психологического осмысления, интер­претировать полученные сведения о личности посягателя, свидетеля, потерпевшего; оказывает профессиональную помощь в разработке версий о причастности, в установлении психологических причин, способствовавших совершению преступления (Прикладная юриди­ческая психология, 2001, с. 432—435). В практике работы следовате­лей при раскрытии сложных уголовных дел бывает немало ситуаций, успешному разрешению которых способствует помощь психолога в качестве специалиста-консультанта. В ряде случаев (например, рас­крытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, пла­нирование раскрытия деятельности организованной преступной группировки) такая помощь становится главным фактором, опре­деляющим успех в раскрытии этих преступлений.

Для проникновения в сферу бессознательного подозреваемого может использоваться, например, ассоциативный эксперимент. При этом человеку предлагают быстро отвечать на предъявляемые слова любым словом, пришедшим на ум. Оказывается, что после не­скольких десятков попыток в ответах испытуемого начинают по­являться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Вопрос 2. Одной из частных задач судебно-следственного процесса — су­дебно-психологической экспертизы является оценка личности обвиняе­мого, потерпевшего или свидетеля. Привлечение квалифицированных специалистов-психологов для характеристики психологических фак­торов преступления может оказать здесь существенную помощь. В за­дачу эксперта-психолога может войти общая психологическая характеристика личности (так называемый психологический пор­трет). Но экспертная деятельность, в отличие от деятельности суда и следствия, не носит социально-оценочного характера, а строит­ся на научно обоснованных знаниях психологии.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой ис­следование, проведенное экспертом на основе специальных знаний в области психологии. Одним из условий объективного эксперт­ного 'заключения становится научная надежность применяемых методов.

Важно учитывать и мотивы преступления. Однако это обстоя­тельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследова­ния, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником, либо подменяются им социально-приемлемой мотивировкой. По неко­торым делам практически отсутствуют прямые доказательства мо­тива преступления. Для их установления недостаточно обычных доказательств. Такие преступления относят зачастую к безмотив­ным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бы­вает, для выяснения мотива преступления могут использоваться специальные познания в области психологии.

Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее понять личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С це­лью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квали­фикации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при «неосознаваемых» мотивах взрослых преступников и при на­личии показаний, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом. При помощи судеб­но-психологической экспертизы удается объяснить поведение об­виняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.

Цель экспертизы — заключение, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем или судом будет доказатель­ством по уголовному делу. В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, мораль­ная оценка личности и поведения подэкспертного, решение воп­росов медицинской диагностики. Юридическим основанием для производства судебно-психологической экспертизы является со­ответствующее постановление следователя или определение суда. К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

- установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, пол­ностью сознавать значение своих действий, и определение того, в какой мере они способны руководить ими;

- установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие зна­чение для дела, и давать о них правильные показания;

- установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

- установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного стра­ха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способ­ных существенно влиять на его сознание и деятельность;

- установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к само­убийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

- установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков;

- установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его по­ведение и на формирование у него намерения совершить пре­ступление;

- установление структуры преступной группы и взаимоотношений в ней на основе имеющихся данных о психологических особен­ностях участников этой группы (Васмьев, 1997, с. 534—535).

Рассмотрим некоторые типичные случаи, при которых назнача­ется судебно-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсуди­мого) как совершенные в состоянии сильного душевного волне­ния (физиологического аффекта), и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений (Васильев, 2001, с. 522—532).

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях. Объектом данного вида судебно-пси­хологической экспертизы могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолет­них и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых пре­ступлений. Одним из квалифицирующих признаков изнасилования и насильственных действий сексуального характера является ис­пользование виновным беспомощного состояния жертвы. В компе­тенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать ха­рактер и значение преступных действий виновного и оценка спо­собности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, от индивидуально-психологических осо­бенностей и психического состояния (там же, с. 532—537).

Экспертиза социально-психологических особенностей членов пре­ступной группы. Данный вид экспертизы, как правило, назначает­ся в период предварительного следствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асо­циальной и криминальной направленностью. Психологическая структура группы в значительной мере определяет индивидуаль­ное поведение. Многое зависит от того, является ли группа случайной преступной группой, компанией или организованной пре­ступной группой (там же, с. 537—541).

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение соверша­емых им действий. Практические работники правоохранительной системы по делам несовершеннолетних нередко сталкиваются с фактами, когда подросток, совершивший правонарушение, проявля­ет различные признаки отставания в психическом развитии. При анализе содеянного может отмечаться несоразмерность объектив­ного содержания действий подростка субъективно поставленным целям. Например, похитив из ларька несколько ящиков водки, два подростка вылили эту водку из бутылок на землю, а пустые водоч­ные бутылки пытались сдать в приемный пункт посуды. Перед су-дебно-психологической экспертизой стоят задачи: определить уровень интеллектуального развития и уровень развития эмоционально-во­левой сферы подэкспертного, а также индивидуально-типологичес­кие особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может определить склонность подростка к фантазированию, его повышенную внуша­емость и т.п. Опыт работы показывает, что при расследовании уголов­ных дел с участием несовершеннолетних привлечение психолога не только повышает эффективность расследования, но и способствует оптимизации психологического контакта между следователем и под­ростком (там же, с. 541—545).

Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологичес­ких особенностей. Этот вид экспертизы проводится, когда: а) вызы­вают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивиду­альных особенностей; в) требуется установить ведущие мотивы по­ведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо ис­следовать отдельные психологические черты обвиняемого или под­судимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение и т.д.), которые могли существенно повлиять на формирование у него на­мерения совершить преступление; д) необходимо дать психологи­ческую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей (там же, с. 545—546).

Посмертная судебно-психологическая экспертиза. Прежде все­го такая экспертиза проводится в отношении лиц, совершившихсамоубийство. Посмертная психологическая экспертиза может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда след­ствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство, или, наоборот, о самоубийстве, замаскирован­ном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая. Данный вид экспертизы специалис­ты относят к числу наиболее сложных и ответственных, поскольку эксперты лишены возможности проведения очного эксперимен­тально-психологического обследования. Человека уже нет в жи­вых, но необходимо воссоздать его личность, восстановить и исследовать внутренний мир, образ мыслей, чтобы выяснить при­чины, побудившие его уйти из жизни, или констатировать отсут­ствие таких причин (там же, с. 546—555).

Психолингвистическая экспертиза. Важными объектами иссле­дования в уголовном процессе являются письменные документы. Для установления их авторства следователь и суд прибегают, как правило, к помощи экспертов-криминалистов, назначая судебную почерковедческую экспертизу. В отличие от экспертов-почеркове­дов, которые устанавливают идентичность почерков исполнителя исследуемого документа и подозреваемого, эксперты-психолингви­сты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его эмоциональное состояние, личностные и другие особенности (там же, с. 555—556).

Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшестви­ях, связанных с управлением техникой. Объектом данного вида эк­спертизы становятся люди, которые являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных составов, летчиками, операторами энергетических установок. Пред­полагается, что по их вине или при участии произошли какие-либо происшествия. Но у следователя или суда возникают сомнения в психофизиологических возможностях, которые обеспечивают выполнение ими функций управления техникой. В роли экспертов в данном случае выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии. В настоящее время судебно-психологическую экспертизу применяют при расследовании проис­шествий на всех видах транспорта. Безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании Дорожно-транспортных происшествий

Вопрос 3. Важнейшее направление деятельности юридического психолога -пенитенциарная (исправительная) психология. Этот раздел психо­логии изучает факты, закономерности и механизмы проявлений пси­хики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяе­мых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполне­ния различных видов наказания (Прикладная юридическая психология 2001, с. 603-604).

Для успешной работы в этой сфере психологу необходимы зна­ния уголовно-исполнительного права, педагогики, психологии тру­да, социальной психологии. Перед исправительными учреждениями стоят сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших пре­ступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе. Важная роль в этом процессе может принадлежать психологу.

В системе пенитенциарных учреждений многих стран психоло­гическая служба наиболее развита. В минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом конг­рессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955), в статье 49-1 отмечается не­обходимость введения должности психолога, в функции которого входит разработка программы работы с каждым вновь прибывшим осужденным на основе изучения его характера, «индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» (ст. 69). Следуя этим правилам, психологическая служба стала неотъемлемым элемен­том пенитенциарной системы большинства экономически разви­тых стран. Так, в Германии осужденные проходят углубленное психологическое обследование в тюрьмах-распределителях, а за­тем в обычной тюрьме вновь имеют контакты с психологом и социальным работником. Например, в Земле Северный Рейн-Вес-тфалия в тюрьмах на 17 тыс. осужденных приходится 221 соци­альный работник и 105 психологов (на одного психолога около 160 осужденных). В пенитенциарных учреждениях США работают 1350 психологов (Прикладная юридическая психология, 2001, с. 288).

Первые должности практических психологов в уголовно-исполни­тельной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершен­нолетних) в нашей стране были введены в 1974 г. В 1989—1991 гг. на базе исправительных учреждений Пермской и Саратовской облас­тей проводился эксперимент по созданию базовых психологических лабораторий (со штатной численностью до пяти психологов) в ис­правительных учреждениях для взрослых. С учетом положительных результатов эксперимента с 1992 г. психологические лаборатории начинают создаваться и в других регионах России. По данным ста­тистического отчета Министерства Юстиции России на 1 января 1999 г., в штаты уголовно-исполнительной системы введено около 1000 должностей практических психологов.

В настоящее время специалисты-психологи работают на всех уровнях исправительной системы. В Главном управлении исполне­ния наказаний (ГУИН) имеется психологическое отделение. На региональном уровне предусмотрена должность главного психоло­га и группа психологического обеспечения. В пенитенциарных уч­реждениях проводится работа по укомплектованию психологических лабораторий из расчета один психолог на 300 осужденных. Психо­логи в пенитенциарных учреждениях проводят диагностику лич­ностных качеств заключенного. Они занимаются также психологической коррекцией поведения и личности осужденных. Психологи помогают персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с за­ложниками (Прикладная юридическая психология, 2001, с. 288—289).

Пенитенциарная психология изучает изменения личности осуж­денного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия.

Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значитель­ное количество невротиков и психопатов. Для их перевоспитания наряду с обычными мерами необходима разработка медико-пси­хологических методов воздействия.

Среди осужденных (особенно молодых) растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, лег­кой дебильностью, акцентуациями характера. Успешное воспитатель­ное воздействие на них может быть обеспечено в результате комплекса медицинских, психологических и педагогических мето­дов, а это требует взаимодействия психолога, психиатра и педагога.

Наказание преследует три цели:

1) покарать,

2) исправить и перевоспитать осужденного,

3) предупредить преступление (Васильев, 1997, с.'624).

Все три цели наказания имеют различное психологическое обоснование. Юридическая психология создает новые направления работы в исправительных учреждениях, при которых в формирова­нии личности заключенного принимают участие психологи, психоте­рапевты, социальные работники (особенно это относится к людям с психическими отклонениями: психопатам, невротикам, наркоманам, алкоголикам).

Основные направления работы:

- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов правовой социализа­ции личности, а также дефектов в психической саморегуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

- разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осуж­денных;

— осуществление необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими прояв­лениями, неадекватными методами психологической самоза­щиты;

- разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологи­чески обоснованных критериях исправления;

- восстановление у осужденных социальных связей, нарушен­ных лишением свободы, мобилизация их психической актив­ности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения (Прикладная юридическая пси­хология, 2001, с. 606).

Весьма актуальна в деятельности уголовно-исполнительной сис­темы проблема адаптации освобожденного к условиям существова­ния в нормальной социальной среде на свободе. Необходима специальная работа по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.

К значимым проблемам юридической психологии относится про­филактика противоправного поведения, в частности профилактичес­кая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Для того чтобы успешно проводить такую работу, должны исследоваться условия, при которых формируется противоправное поведение лич­ности. Особое значение при этом имеет выяснение роли микро­среды: семьи и сверстников.

Очевидно, что эффективность функционирования исправитель­ных учреждений во многом зависит от профессиональной компе­тентности и, в частности, от психологической подготовленности персонала. Одна из трудных проблем исправления преступников связана с тем, что администрация мест лишения свободы и в том числе ее воспитательский корпус часто не обладают достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к зак­люченным. Это нередко приводит к формальным мерам и фор­мальной организации процесса отбытия наказания и способствует дальнейшей деформации личности заключенного. Например, оп­ределение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным и целесообразным. Работникам исправительных учреждений важно знать, как разные типы осужденных и каждый из них в отдельности воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения. Поэтому важная роль психологов может заключаться в распространении психологических знаний и форми­ровании психологической культуры воспитателей, работающих с осужденными.

Профессиональная деформация сотрудников исправительных уч­реждений — одна из актуальных психологических проблем. Под профессиональной деформацией имеют ввиду влияние условий и со­держания профессиональной деятельности на негативное измене­ние личностных качеств и поведения сотрудников. На ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении про­фессионального жаргона, подражании некоторым манерам пове­дения осужденных. В дальнейшем происходит потеря способности к сопереживанию чужому горю, формирование установки на уже­сточение наказания. Рукоприкладство, грубость, применение спец­средств без должной необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации. Функция надзирате­ля неизбежно ведет к формированию соответствующей формы поведения и черт личности. Противостоять этому трудно без соот­ветствующей профилактической работы. В организации такой ра­боты важная роль принадлежит психологу.

Карательная функция в исправительных учреждениях должна уступить место более тонким методам индивидуального воздей­ствия, основанным на глубоком психологическом знании личнос­ти осужденного. Цели психологической коррекции поведения должны выйти на первый план. Актуальным становится диалог с осужденным как альтернатива репрессивным мерам. Это требует участия в воспитательном процессе в стенах тюрем и колоний раз­ных специалистов: социологов, психологов, священнослужителей.

Гуманизация уголовно-исполнительной системы, очевидно, бу­дет осуществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение мер соци­альной защиты, альтернативных лишению свободы, индивидуали­зацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление (Васильев, 1997, с. 643). Все это потребует серьезных и всесторонних психологических исследований и внедрения широ­кого спектра психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, а также участия психологов в практической работе в системе исправительных учреждений.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.