Лк. 11. Психологическая служба в сфере социальных отношений (1 ч.) — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лк. 11. Психологическая служба в сфере социальных отношений (1 ч.)



1. Задачи работы и направления деятельности психолога в производственной сфере.

2. Задачи работы и направления деятельности психолога при работе с семьей.

Вопрос 1. Психологическая служба в организациях и промышленности имеет богатую историю. Именно промышленные предприятия в XIX в. становились первыми заказчиками психологических исследований, с целью повышения уровня продуктивности, снижения брака в работе, формирования благоприятного социально-психологического климата.

С того времени «ассортимент психологического заказа» предприятий и организаций психологам значительно расширился. Сейчас перед специалистами психологических служб, служб персонала стоят задачи подготовки кадрового резерва, формирования корпоративной лояльности сотрудников, снижения рисков промышленного шпионажа, консультативная работа с сотрудниками и руководителями, помощь в разрешении кризисных межличностных ситуаций, подготовка сотрудников к организационным изменениям, помощь в оценке имиджа компании на рынке услуг. Задачи, которые ставят перед специалистом-психологом руководители организаций, зависят от потребностей организации и от уровня компетентности самого специалиста-психолога. Чем выше уровень квалификации психолога, тем более сложные организационные задачи он может решать.

Психологическая служба может быть представлена в организации кадровой службой или службой персонала и работающими в структуре этих служб отдельными специалистами психологами или собственно психологической службой как отдельным структурным подразделением. Как правило, только достаточно крупные по численности сотрудников организации могут позволить себе выделение психологической службы в структурную единицу, чаще используется вариант внедрения специалистов-психологов в кадровую службу (службу персонала). Соответственно и подчинение психологов зависит от того, в каком структурном подразделении они работают. Психолог, работающий в организации (на предприятии), должен быть компетентным в таких областях, как организационная психология, психология труда, инженерная психология, социальная психология, психология общения, психология управления.

Ю. Тукачев предлагает выделить ряд концептуальных идей, важных для обоснования модели психологической службы на предприятии:

– «концепция профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер), профессионально обусловленная структура личности и деятельности;



– концепция личностно ориентированного профессионального образования;

– концепция ключевых квалификаций, метапрофессиональных качеств, компетенций и компетентностей;

– концепция акмеологических инвариант профессионализма;

– идея непрерывности образования;

– модель сопряжения образовательных и профессиональных стандартов.

Психологическое обеспечение промышленного производства путем создания психологической службы (на основе разработанной модели) позволит реализовать возможность многомерного движения личности работника в пространстве профессионального труда, создания оптимальных условий для такого движения, формирования конкурентоспособности и развития кадрового потенциала предприятия [http://flogiston.ru/articles/labour/psyslujba//Ю. Тукачев. К вопросу о психологической службе промышленного предприятия].

Феноменология деятельности психологической службы может быть реализована в следующих направлениях:

– личность сотрудника и его отношение к труду;

– структура, функции, динамика развития организации;

– социально-психологический климат;

– причины возникновения и способы разрешения конфликтов;

– процесс внедрения нововведений – подготовка к их введению сотрудников и клиентов;

– адаптация вновь прибывших работников в организационных условиях конкретного предприятия, знакомство с особенностями корпоративной культуры;

– личность руководителя и социально-психологические требования к личности и деятельности руководителей различных рангов;

– подбор, расстановка и аттестация персонала в организациях;

– организация профессионального и социально-психологического обучения работников;

– изучение потребностей, интересов, норм, ценностей, профессионально важных качеств работников организации;

– тип и степень удовлетворенности сотрудниками профессиональной деятельностью;

– способы (методы) стимулирования производительности и мотивации профессиональной деятельности.

Психологи в организациях (на предприятиях) работают преимущественно над вопросами повышения эффективности (производительности) профессиональной деятельности, учета влияния различного рода социально-психологических факторов на эффективность, надежность сотрудника.



Л. Г. Почебут, В. А. Чикер описывают две позиции психолога, работающего в организации.

1. Внешняя позиция – психолог-консультант и исследователь, работающий в качестве приглашенного специалиста, не входящего в штат. Чаще всего реализуются задачи «психологического аудита» – оценка и аттестация персонала, оценка психологического климата, разрешение конфликтных ситуаций, обучение персонала.

2. Внутренняя позиция – практический психолог, работающий в штате организации и выполняющий задачи, традиционно ставящиеся перед психологом в организации, а также задачи, связанные с представлениями руководства о деятельности психолога в данной организации.

Л. Г. Почебут, В. А. Чикер указывают на наличие существенной разницы между этими позициями. Психолог – внешний консультант может занимать нейтральную позицию по отношению к сотрудникам, клиентам, руководству в процессе решения организационных задач, чем обеспечивает беспристрастность, объективность, относительную неподверженность внешнему влиянию. Трудности возникают в том случае, если специалисту-психологу не хватает внешне наблюдаемой информации об организационной ситуации, требуется больше времени на определение факторов, сопутствующих условий организационной ситуации, требующей решения. Такую позицию занимают сотрудники рекрутинговых и консалтинговых компаний.

Психолог – штатный сотрудник, с одной стороны, не испытывает трудностей с информированностью относительно той или иной организационной ситуации и имеет возможность своевременного вмешательства в кризисную ситуацию, с другой стороны, психолог, будучи включенным в ситуацию, испытывает трудности с объективной оценкой ситуации, вынужден учитывать позиции значимых членов коллектива (формальных и неформальных лидеров), возможен переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу. Внутреннюю позицию занимают психологи, работающие в отделе по персоналу, отделе кадров, отделе обучения и развития.

Л. Г. Почебут, В. А. Чикер указывают, что психолог в организации выполняет несколько функций: исследовательскую, консультационную, просветительскую.

Исследовательская или экспертная функция. В отличие от традиционного исследования изучается не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Требования к проведению такого рода исследований достаточно жесткие: формулировка проблемы, постановка гипотез, обоснование выбора методов и методик, протоколируемая фиксация данных и результатов (обеспечивающая внешнюю проверку), интерпретация полученных результатов и оформление отчета.

Когда психолог выступает в роли эксперта – это работа уже постфактум, по случившейся ситуации (разрешение конфликта, внедрение новых подходов и технологий, изменение стиля руководства), его задача – дать оценку ситуации, ее продуктивности для организации, прогноз развития ситуации.

Значимыми факторами успешной работы эксперта являются:

– кредитность в той области знания, которую он представляет (в нашем случае – организационной психологии) в актуальной социокультурной ситуации;

– кредитность самого эксперта (организация, которую он представляет, ученая степень, звание, должность, опыт работы);

– личные отношения доверия-недоверия между экспертом и заказчиком.

Л. Г. Почебут, В. А. Чикер отмечают, что «ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта)» [Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. 2002. С. 6].

Консультационная функция. Психолог консультирует как по так называемым организационным, так и по личным вопросам. К организационным могут быть отнесены:

– прием на работу;

– подготовка к нововведениям в организации (сокращения, увольнения, реорганизация);

– переход на новый должностной уровень;

– коррекция стиля управления;

– условия организации труда;

– условия и направления развития организации.

К личным вопросам, с которыми обращаются к психологу, могут быть отнесены следующие:

– конфликт между сотрудниками;

– конфликты между сотрудниками и руководством;

– трудности во взаимоотношениях, установлении адекватного, рабочего контакта с клиентами;

– трудности внутриличностного и семейного характера.

Просветительская функция связана с наличием интереса сотрудников к познанию психологии. Кроме того, люди, информированные о тех или иных особенностях работы психики, оказываются продуктивными в решении организационных и межличностных задач. Задача психолога – передавать общие знания о закономерностях и особенностях человеческой психики на доступном для неспециалистов языке. Такое просвещение выполняет профилактическую функцию: люди стремятся отрефлексировать происходящее, понять причины и найти адекватное решение.

Задачи организационного психолога могут быть представлены в трех категориях:

1. Работа с персоналом:

– оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);

– профессиональная ориентация и консультирование;

– социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;

– ускорение процессов адаптации работников в организации – взаимодействие руководителя с подчиненными;

– введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;

– решение вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;

– частные психологические консультации персонала и управляющих.

2. Организация труда:

– аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);

– изучение условий труда, организации рабочих мест;

– анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда);

– улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации).

3. Организационное управление и социальное планирование:

– социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;

– формирование групповых норм, морали, организационной культуры;

– профилактика и разрешение конфликтов;

– контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;

– создание «команды»;

– повышение дисциплины труда;

– лояльность по отношению к организации;

– оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

– разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;

– участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочихипрофсоюзовс администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

– участие в организации системы коммуникаций в организации (выбор и сравнительная оценка различных средств коммуникаций, анализ содержания и доходчивости информации);

– организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг) [Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, 2002. С. 8].

Вопрос 2. Семья, безусловно, — важнейшая сфера человеческих отноше­ний, однако ее роль в становлении и развитии отдельной личнос­ти, эмоциональных состояний и качеств человека была осознана многими учеными и практиками только во второй половине XX века. С тех пор значительно возросло количество исследований и публикаций по этой теме.

Семью исследуют различные научные дисциплины: социоло­гия, демография, этика, юриспруденция, педагогика, психология, ме­дицина. В последние десятилетия во многих странах расширяется сеть организаций, оказывающих помощь семье. Создаются психо­логические, педагогические, юридические, медицинские консуль­тации, службы знакомств.

Семья как объект психологической работы привлекает боль­шое внимание исследователей и практических работников. Науч­но-практический подход к психологическому изучению семьи концентрируется обычно на следующей проблематике:

- психология сексуальности, симпатия и эмоциональное притя­жение, любовь;

- функции семьи;

- этапы развития семьи;

- функционально-ролевая структура семейных отношений;

- психология супружеских отношений;

- психология детско-родительских отношений;

- виды консультирования семьи;

- концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей (Дружинин, 2000; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Навайтис, 1999; Шнейдер, 2000; Семейная психотерапия, 2000; Браун, Кристенсен, 2002; Психология семейных отношений, 2002).

Психологи обращают внимание, прежде всего, на межлич­ностные отношения в семье, на ее психологические функции. Хотя понятие «нормальная семья» весьма условно (Дружинин,2000, с. 11 — 12), и в разных культурах существует разное представ­ление о нормальной семье, тем не менее ученые и практики явно или неявно к изучению семьи подходят с точки зрения нормы. Нормальная семья — это семья, создающая условия для эмоцио­нального благополучия ее членов, для функционирования и раз­вития каждой личности, для воспитания детей.

Именно с этих позиций в научных исследованиях семьи изуча­ются структуры, функции, механизмы, факторы оптимального функ­ционирования супружеских и детско-родительских отношений.

С точки зрения социальной психологии, объектом изучения в семье являются:

— личность (супруга, родителя, ребенка) в контексте семейных (суп­ружеских и детско-родительских) отношений;

— процессы межличностного взаимодействия (супругов, детей и родителей) в семье;

— семья как малая группа и отношения в ней.

Практические психологические проблемы работы с семьей ори­ентированы на следующие аспекты:

— диагностика личности и типов семейных отношений;

— консультирование;

— психотерапия семьи.

Основой половых и семейных отношений являются различия, которые формируются у людей в индивидуальном развитии. «Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с различе­нием мужчины и женщины, мальчика и девочки. Эти различия био­логически и социально обусловленны. Биологический пол — это совокупность генетически предопределенных контрастирующих анатомических и физиологических признаков особей одного вида. Социальный пол — это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечиваю­щий индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины (Шнейдер, 2000, с. 400). В научной литературе часто различают понятия «пол» и «гендер». Термином «тендер» обозна­чают пол как социальное явление и понятие, характеризующее совокупность личностных и социальных свойств, отличающих мужчину и женщину. Половые различия людей генетически пре­допределены. Тендерные различия формируются в онтогенезе в результате социализации, на основе усвоения половых ролей муж­чины и женщины и формирования у детей половой идентичнос­ти. Половая (тендерная) идентичность и становится основой формирования межличностных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами.

Психология эмоциональных отношений между людьми разно­го пола, их межличностная и сексуальная симпатия, притяжение, дружба, любовь рассматриваются в психологии обычно или в воз­растной и педагогической психологии, или в социальной психоло­гии, или в медицинской психологии, или в связи с психологией семейных отношений. В последнем случае речь идет о подготовке молодежи к семейной жизни или добрачных отношениях мужчи­ны и женщины (Навайтис, 1999; Шнейдер, 2000).

Психология семьи охватывает весь комплекс научных и прак­тических проблем, которые возникают или могут возникать до со­здания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада. Научно-психологические исследования направ­лены на изучение психологических закономерностей сексуальных отношений, эмоционального притяжения и любви, механизмов формирования семьи и определенных типов супружеских и детско-родительских отношений, состава семьи, семейных ролей и позиций, причин дисгармонии в семейных отношениях, психоло­гических факторов благополучия в семейной жизни (Дружинин, 2000; Шнейдер, 2000). Весь комплекс социально-психологических проблем семьи обычно сводят к трем основным группам:

1) добрачные;

2) супружеские;

3) взаимоотношения детей и родителей (Психология семейных отношений, 2002; Шнейдер, 2000).

Первым направлением работы практического семейного психолога. является диагностика.Она позволяет получить информацию об отношениях супругов, родителей и детей на разных этапах функци­онирования семьи, психологических дисгармониях или специфике взаимоотношений в данной семье. В качестве средств диагностики семейных проблем, психологического статуса членов семьи и их взаимодействия используются диагностическая беседа или интер­вью, тесты, направленные на изучение разных аспектов семейных отношений (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 279—307; Навайтис, 1999, с. 88—102; Психология семейных отношений, 2002, с. 129—136).

Вторым направлением работы практического семейного психологаявляется психологическое консультирование.Его цель — психоло­гическая помощь членам семьи в решении их проблем. В зависимо­сти от основной проблемы выделяют добрачное и предбрачное консультирование, по поводу дисгармонии супружеских отноше­ний, по поводу сложностей взаимоотношений с детьми, консуль­тирование в ситуации развода (Навайтис, 1999; Немое, 1999, с, 281—293; Психология семейных отношений, 2002). Семейное кон­сультирование по поводу детско-родительских отношений по со­держанию сходно с психолого-педагогическим. Основным методом психологического консультирования является беседа как диалог консультанта и клиента. Различают следующие виды консультиро­вания: индивидуальное (с отдельным членом семьи), супружеской пары, семьи, групповое консультирование семей (Навайтис, 1999, с. 125—132). Семейное консультирование может осуществляться по телефону, хотя отношение к нему разных специалистов неодноз­начное (там же, с. 102). Организуя психологическую помощь се­мье, консультанты могут исходить из разных теоретических моделей консультирования, основанных на соответствующих психологичес­ких концепциях (Навайтис, 1999, с. 15—87).

Третьим направлением работы семейного психолога является пси­хотерапия.Она осуществляет коррекцию серьезной дисгармонии семейных отношений, ставших источником травматизации личности, обеспечивает лечение членов семьи психологическими сред--ствами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999). Возникновение семейной терапии как мировоззрения и метода относят к 50-м годам XX столетия и обычно связывают с работами Н. Аккермана. В своей книге «Психодинамика семейной жизни» он указал на необходи­мость исследования семьи при изучении ряда психических заболе­ваний, предложил методы семейной диагностики и воздействия на семью в терапевтических целях (цит. по Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 14). Семейная психотерапия в своих истоках непосредственно не была нацелена на решение социально-психологических про­блем. Она возникла в противовес традиционной индивидуальной терапии членов семьи и стала отраслью медицинской психологии. В настоящее время существуют многочисленные направления се­мейной психотерапии — психодинамическое, коммуникативное, поведенческое и др. Они различаются психологической трактов­кой основных проблем семьи как источника психических и сома­тических заболеваний и применяемыми методами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 14; Браун, Кристенсен, 2001).

В целом под семейной терапией понимается система пси­хологических воздействий на семью с целью оптимизации ее функ­ционирования (Семейная психотерпапия, 2000, с. 14). Семейная психотерапия может быть определена также как «разговоры (пере­говоры) членов семьи друг с другом, в присутствии и при участии психотерапевта — посредника и переводчика, на том языке, который доступен им» (там же). В этом смысле порой бывает трудно разграничить психологическое консультирование и психотерапию семьи.

Основным объектом семейной психотерапии является семья как источник психической травматизации личности, нарушения в функционировании семьи. В зависимости от основного объекта те­рапии выделяют три ее вида: — психотерапия супружеских отношений;

- психотерапия детско-родительских отношений;

- психотерапия при психических и соматических заболеваниях

отдельных членов семьи (Семейная психотерапия, 2000).

В то же время часто необходимым оказывается комплексный подход.

Семейная психотерапия проводится в различных условиях: в центрах психического здоровья, школах, психолого-педагоги­ческих консультациях, клиниках, агентствах социальной защи­ты, а также в условиях частной практики (Браун, Кристенсен, 2001, с. 300-321).

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.