Структура конституционного статуса личности. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Структура конституционного статуса личности.

2017-06-29 432
Структура конституционного статуса личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным базовым элементом являются права, свободы и обязанности, а также гражданство, конституционная правосубъектность, принципы, гарантии.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации»). Данный элемент выступает критерием разграничения общих статусов гражданина России, иностранного гражданина, лица без гражданства или апатрида, лица с двойным гражданством или бипатрида.

Конституционная правосубъектность может быть представлена общей правоспособностью (возникает с момента рождения) и ограниченной правоспособностью, если присутствует прямое указание в законе. Можно выделить следующие виды конституционной дееспособности: общая (возникает с 18 лет – ст.60 Конституции РФ) и ограниченная дееспособность (по состоянию здоровья – лица, признанные судом недееспособными, не могут реализовывать пассивное избирательное право, по возрасту – Президентом РФ может быть лицо не моложе 35 лет).

Если говорить о специальной конституционной правосубъектности, то она основана на общей, но при этом является необходимым условием для приобретения специальных статусов и сочетает в себе специальные дополнительные требования.

Основные права, свободы и обязанности определены гл.2 Конституции РФ, при этом нельзя забывать ч.1 ст.55 Конституции, которая указывает на то, что перечисление основных прав и свобод не должно восприниматься как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод.

Общепризнанные права и свободы, предусмотренные международными актами, не требуют законодательного закрепления или официального признания их Парламентом, потому что они являются непосредственно-действующими.

Субъективное право – это мера возможного поведения, предусмотренная действующим законодательством. Субъективные права делят на естественные и позитивные.

Естественные возникают с рождения и связаны с удовлетворением естественных нужд человека (право на охрану здоровья, на жизнь, на личную неприкосновенность и т.д.) Позитивные приобретаются в процессе жизнедеятельности и связаны с удовлетворением социальных нужд (право на образование, на участие в управлении делами и т.д.)

Свобода – это мера возможного поведения человека, предполагающая возможность выбора варианта поведения (например, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли, свобода слова, свобода выбора места жительства).

По условиям возникновения права бывают:

● с рождения, которые обусловлены биологическим существованием индивида и не могут быть ограничены человеком (естественные);

● приобретаемые (позитивные) – являются средством реализации социальных интересов личности.

По целевому назначению (содержанию) выделяют:

● личные (гражданские) права: ст.20 – 28 Конституции РФ;

● политические: ст.29 – 33 Конституции РФ;

● социально-экономические: ст.34 – 42;

● духовно-культурные: ст.43 – 44;

● права в сфере правосудия, переходящие в гарантии: ст.45 – 54.

Обязанность – это мера должного поведения человека. Ч.2 ст.15, ч.3 ст.17, ч.2 и 3 ст.38, ч.3 ст.43, ст.57 – 59.

Принципы – ключевые правила реализации конституционных прав и свобод, определение их пределов и ограничений.

1. Принцип приоритета прав и свобод (ст.2 Конституции РФ). Данный принцип определяет начала взаимодействия личности и государства, права и свободы как высшая ценность. У государства – обязанность. Принцип конкретизируется в других нормах Конституции и законодательства.

2. Неотчуждаемости и неисчерпаемости прав и свобод (ч.2 ст.17). Неотчуждаемость подразумевает: «Никто не может лишить индивидов их прав и свобод». Индивиды не могут отказаться от своих прав или передать их в пользу других лиц. Неисчерпаемость означает, что права и свободы могут реализовываться неограниченное число раз, без каких-либо последствий для их содержания.

3. Принцип непосредственного действия прав и свобод (ст.15,18). Предусматривает возможность реализации и защиты прав, предусмотренных не только конституцией, но и другим законодательством.

4. Принцип полноты (ч.1 ст.55) означает: «Перечень прав Конституции не может рассматриваться, как исчерпывающий. Отсутствие права в Конституции не умаляет его значения».

5. Принцип несимметричности прав и свобод. Указывает на то, что право субъекта не означает его обязанности и количество прав не совпадает с количеством обязанностей.

6. Принцип равенства прав и свобод (ст.19). Означает, что лица с тождественным статусом имеют один и тот же объём прав, располагают тождественным механизмом их реализации и защиты, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.д. Однако данный принцип не исключает установление преференций для лиц, имеющих специальный статус, например, национальные меньшинства, беженцы (вынужденные переселенцы), малоимущие, многодетные и т.д.

7. Принцип справедливости (ч.3 ст.17, ч.3 ст.55). Система прав и свобод устанавливается настолько оптимально, чтобы не ущемлялись интересы других лиц. Права и свободы осуществляться должны в полном объёме в соответствии с их содержанием. Осуществление прав не должно нарушать прав других лиц.

8. Принцип допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина (ст.55, 56, ч.2 ст.19, ч.2 ст.23, ч.1 ст.21). В Конституции используется несколько терминов.

● Ограничение – это специальное дополнительное установление определенных границ или пределов реализации прав и свобод.

● Отрицание – это полное неприятие субъективного права и отказ государства создавать условия для его реализации.

● Отмена – это прекращение действия какой-либо из части права и свободы.

● Умаление Конституционным судом в своих решениях толкуется неоднозначно. Умаление, как разновидность ограничения, и даже здесь Конституционный суд различает отдельные виды:

o Умаление – это чрезмерное ограничение, т.е. посягается на существо права, что приводит к утрате его реального содержания (ПКС от 30.10.2003);

o Умаление есть недопустимое ограничение, т.е. ограничение права на неопределённый срок или бессрочное (ПКС от 17.02.1998).

o Умаление – несоразмерное ограничение. В данном случае ограничение не вызвано необходимостью защиты конституционных ценностей (ПКС от 02.02.1996).

● Умаление, как разновидность отрицания.

o Умаление – это невозможность реализации права (ПКС от 23.12.1997).

o Умаление возникает в случае отсутствия корреспондирующей право гражданина обязанности государственных органов.

Таким образом, не допускается, отрицание или умаление конституционных прав (ч.1, 2 ст.55), но в соответствии с ч.3 ст.55 допустимо ограничение прав и свобод с соблюдением следующих требований (условий):

● ограничения возможны исключительно федеральным законом, но это не означает, что само ограничение права должно содержаться в ФЗ.

● ограничение должно быть необходимым для защиты конституционных ценностей, что означает, наличие причинно-следственной связи, между защитой ценностей и ограничений.

● ограничение возможно только в конституционно-закреплённых целях. В иных целях оно будет несоразмерных, а значит умалением права.

Цель – это защита ценностей:

● Основы конституционного строя;

● Нравственность. Защитой может выступать только общественная нравственность;

● Здоровье;

● Права и законные интересы;

● Оборона и безопасность государства;

Варианты ограничения прав и свобод человека и гражданина:

1) Общий режим ограничения (ч.3 ст.55).

2) Ограничение в условиях военного положения. Под «военным положением» понимается особый правовой режим, вводимый на территории России или в отдельных её местностях в случаи агрессии против России, или непосредственной угрозы агрессии (ч.2 ст.87, ФКЗ «О военном положении», регламент Совета Федерации, ст.102).

● Военное положение вводится указом Президента, который незамедлительно передаётся на утверждение Совету Федерации, который в течении 48 часов принимает решение об утверждении, либо не утверждении. В случае не утверждения, действия указа прекращается на следующий день.

● В период действия военного положения вводятся следующие ограничительные меры:

o особый режим въезда, выезда, передвижения;

o усиление охраны общественного порядка и объектов;

o приостановление действий политических партий и иных общественных объединений;

o мобилизация граждан и привлечение к работе;

o запрещение массовых мероприятий;

o комендантский час;

o введение военной цензуры (хотя ст.29 запрещает цензуру);

o задержание граждан на срок до 30 суток и т.д.

3) Ограничение в условиях чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций, объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ст.56, 88, 102, ФКЗ «О чрезвычайном положении», регламент Совета Федерации).

● Чрезвычайное положение вводится Президентом при наличии следующих обстоятельств:

o насильственное изменение конституционного строя;

o межнациональные конфликты;

o стихийные бедствия, эпидемии и другие, угрожающие жизни и безопасности граждан.

● Аналогично процедуре военного положения, только Советом Федерации рассматривается вопрос 72 часа.

● Действует на всей территории не более 30 суток, в отдельных местностях – не более 60.

● Обстоятельства, выступающие основанием для введения закон, делит на две группы: социально-политические; природные и техногенные.

4) Ограничение режима в условиях контртеррористической операции. КТО – это совокупность мер и временных ограничений, закреплённых ФЗ «О противодействии терроризму 2006», вводимых на определённой территории, либо объекте, руководителем специальной операции в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

● Цель – пресечение и раскрытие террористического акта;

● Может быть введён руководителем спецоперации.

5) Ограничение, обусловленное правовыми статусами личности. Например, в избирательных правах ограничены граждане, признанные недееспособными или находящиеся в местах лишения свободы;

Допуская ограничение Конституция допускает соблюдение прав и свобод независимо от варианта ограничения. Не подлежат ограничению право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, защита чести и доброго имени, личная и семейная тайна, свобода совести и вероисповедания, право на жилище и недопустимость его лишения, право на судебную защиту, право на юридическую помощь, презумпция невиновности и возмещение государством вреда, причинённого органами власти.

Гарантии.

Гарантии – это материальные, организационные и иные условия и средства, предназначенные для обеспечения полного и эффективного осуществления гражданами прав, свобод и обязанностей.

Выделяют общие гарантии

● закрепление прав и свобод в Конституции;

● определение равенства прав и свобод, независимо от их закрепления;

● определение прав и свобод, как высшей ценности;

● закреплён в ст.1.

Выделяют специальные (внесудебные) гарантии

● ч.3 ст.15 – неопубликованные акты не подлежат применению;

● ч.1 ст.45 – государственная защита;

● ч.2 ст.45 – защищаться всеми способами;

● ч.2 ст.55 – не допускается издание законов, умаляющих права;

● ч.2 ст.56 – ограничение допускается в исключительных случаях.

Выделяют специальные (судебные) гарантии:

● ч.1 ст.19;

● ч.1 ст.46;

● ч.1 ст.47;

● ч.2 ст.47;

● ст.48;

● ч.1 ст.49;

● ч.2 и 3 ст.49;

● ст.50;

● ч.1 ст.51;

● ч.2 ст.46.

Гражданство.

Гражданство (как суверенное право) – это один из видов государственного суверенитета; это признак наличия суверенитета, поскольку только суверенное государство может определять гражданскую принадлежность индивидов; это юридическое право государства в одностороннем порядке регулировать вопросы гражданства.

Гражданство (как естественное публично правовое состояние личности) – это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ФЗ «О гражданстве).

Естественное состояние указывает на связь гражданина с государством с рождения и до конца жизни. Когда мы говорим о состоянии, то подразумеваем экономическую, политическую, дипломатическую, военную защиту граждан от различного рода посягательств.

Устойчивость даёт уверенность в стабильном положении индивида и заключается

1) в бессрочности;

2) неизменности;

3) принцип экстерриториальности;

4) принцип невосприимчивости гражданства к изменению прочих статусов;

Гражданство и подданство. Общее – устойчивая правовая связь лица с государством. Основной критерий – это принадлежность власти в государстве.

В государствах, где первичным субъектом власти является народ действует институт гражданство. В государствах, где власть принадлежит единоличному главе, а подданный наделяется лишь конкретным набором прав и свобод мы говорим об институте подданства.

Гражданство (как конституционно правовой институт) – совокупность конституционных и обычных норм, опосредующих отношение между государством с одной стороны, гражданами, иностранными гражданами, апатитами с другой.

Нормативная основа:

1. Конституция ст.6, 61 – 63, 71.

2. ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002.

3. ФЗ «О государственной политике России в отношении соотечественников» от 1999

4. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утверждённого указом Президента от 2002

5. Договор между Россией и Таджикистаном (вопросы двойного гражданства) от 07.09.1995;

6. Договор между Россией и Туркменистаном (вопросы двойного гражданства) от 23.12.1993;

7. Соглашение между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об упрощённом приобретении Российского гражданства.

Гражданство (как принадлежность лица государству).

Гражданство(как элемент конституционного статуса личности).

Гражданство (как конституционно-правовое отношение).

Принципы российского гражданства:

1. Принцип равного гражданства означает независимо от основания приобретения и времени состояния в гражданстве, гражданин России на территории России обладает равными правами и обязанностями.

2. Принцип единого гражданства – единственного гражданство Российской Федерации.

3. Принцип добровольности выбора гражданства означает что лицо самостоятельно решает вопросы, связанные с приобретением, прекращением гражданства. Никто не вправе принудить человека к изменению гражданства.

4. Принцип недопустимости произвольного лишения гражданства. Лишение гражданства - одностороннее прекращение государством по собственной воле гражданства отдельных лиц.

5. Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса.

6. Принцип экстерриториальности – состояние лица в гражданстве России не связано с обязательным проживанием в России.

7. Принцип защиты своих граждан за рубежом:

a. Россия обеспечивает покровительство и защиту своих граждан.

b. Государство обеспечивает покровительство своих граждан.

c. Россия не высылает граждан РФ.

8. Принцип допущения двойного гражданства. Два и более гражданства – человек приобретает второе гражданство без ведома государства, гражданином которого он является. Двойное гражданство – человек приобретает второе гражданство с согласия государства, гражданином которого он уже является (ст.62 К РФ, ст.3 ФЗ). Двойное гражданство возможно в результате приобретения иного гражданства, но в условиях отсутствия соответствующего международного соглашения между государствами, иное гражданство приобретается в условиях наличия соглашений между государствами. Таких соглашений у России два. Тогда проявляется специфика статуса бипатрида. Они сохраняют гражданские права обоих государств, вопросы налогообложения, социального обеспечения, военной службы. Такой гражданин решает, в той из двух стран, где он постоянно проживает. Находятся под защитой покровительства и защиту других государств, и дети также получают двойное гражданства. В случае с двумя гражданствами на территории России, гражданин России будет считаться исключительно таковым.

9. Если иностранный граждан хочет приобрести гражданство РФ, то он должен отказаться от имеющегося у него гражданства. В августе 2014 закон претерпел изменения.

10. Гражданин России имеющий иное гражданство, либо вид на жительство, или документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, проживая на территории России обязаны письменно уведомить ФМС в течении 60 дней со дня приобретения ими иного гражданства. За несвоевременную подачу заявления или некорректные сведения возможен штраф (до 1 тыс. рублей), если умышленно скрыты сведения, то штраф в размере до 200 тыс. рублей или 400 часов обязательных работ.

11. Принцип сокращения числа лиц без гражданства. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства.

12. Принцип незыблемости права на гражданства. Гражданство ребёнка не может быть прекращено, если он станет лицом без гражданства. В возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства России требуется согласие. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства родителей, лишённых родительских прав и не требуется их согласие при изменении гражданства ребёнка.

Основания приобретения гражданства:

1. Филиация – приобретение гражданства по рождению – самый распространённый способ. Гражданство приобретается с момента рождения независимо от воли. Но в основе лежат два принципа: принцип почвы (все дети, родившиеся на территории государства становятся его гражданами независимо от гражданства родителей) и принцип крови (дет111111111111111111111111и лиц, являющихся гражданами конкретной страны, становятся её гражданами независимо от места рождения и воли родителей.

2. Приём гражданства (натурализация) – осуществляется в общем и упрощённому порядке. Требования, предъявляемые к лицу, сроки рассмотрения вопросов и органы, участвующие в принятии решения.

a. Приём гражданства в общем порядке. Субъектами инициативы выступают иностранные граждане и апатриды, обладающие общей конституционной правосубъектностью. Условия – наличие вида на жительства (факт проживания в России не менее 1 года на основании разрешения, непрерывное проживание в течение 5 лет со дня получения вида на жительства, обязательство соблюдать, наличие законного источника средств, что подтверждается документом, трудовой книжкой и иными документами), заявление от отказе от имеющегося гражданства, знание русского языка (подтверждается документом об образовании СССР или о получении Российского образования, либо сертификатом о получении образования, либо документом об образовании, выданном на территории иностранного государства и имеющим запись об изучении курса русского языка. Освобождаются от этого условия мужчины 65 и старше, женщины 60 и старше, недееспособные лица и инвалиды первой группы.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.