Тема 2. Источники конституционного права. — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 2. Источники конституционного права.



Источник– это форма, в которой существуют нормы права.

Конституционное право, имеет свои характерные источники:

● Решения конституционного суда;

● Конституционно-правовые обычаи;

● Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;

● Федеральный конституционный закон.

Классификация источников права по форме:

1. Конституционные источники:

1) На федеральном уровне – Конституция РФ (учредительный акт государства, основной для конституционного права, универсальный для национального права, осуществляющий как рамочное, так и детальное регулирование).

2) На региональном уровне – конституции и уставы субъектов Российской Федерации (учредительный акт субъекта, имеющий высшую юридическую силу в системе законодательства субъекта, определяющий его правовой статус, статус органов государственной и муниципальной власти, права и обязанности граждан, проживающих на территории субъекта). Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (ПКС от 18 июля 2003), учредительные акты субъектов находятся в прямой нормативной связи с конституцией. Особенности: различия в названии, не влияющие на содержание акта; различие в порядке принятия акта – конституции любым способом (народом на референдуме, высшим законодательным, специальным органом), порядок принятия уставов определён Конституцией РФ (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ).

2. Законодательные:

1) На федеральном уровне – законы о поправках к конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Законы СССР и РСФСР (в части не противоречащей Конституции РФ), законы Российской Федерации, декларации и основы законодательства.

2) На региональном уровне – региональные законы, региональные законы о поправках к учредительным актам субъектов РФ.

3. Подзаконные источники:

1) На федеральном уровне – указы президента, постановления правительства, акты федеральных органов исполнительной власти;

2) На региональном уровне – акты главы субъекта, акты высших органов исполнительной власти субъекта и иных органов исполнительной власти.

4. Судебная практика:

1) На федеральном уровне – решения конституционного суда (постановления, заключения, определения), а также постановления пленума Верховного Суда и Высшего арбитражного суда;

2) На региональном уровне – решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

5. Договорные (различия по юридической силе и объекту регулирования):

1) Внутригосударственные;



2) Международные.

6. Корпоративные – локальные нормативные акты, содержащие в себе правила, установленные коллективным субъектом (объединение граждан). Регламенты органов власти.

7. Обычай – это исторически сложившееся и санкционируемое государством правило поведения, включённое в систему правовых норм и признаваемое источником права.

8. Декларации – это не юридический, а политический документ, т.к. определяет основные направления развития государства, общества и законодательства.

Закон о поправках к конституции Российской Федерации:

1) Не предусмотрен Конституцией, появился в силу правовой позиции Конституционного суда на основании Постановления от 31.10.1995 и в последствии был принят ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок».

2) Имеет особое целевое назначение – изменение текста Конституции.

3) Особо усложнённая процедура принятия, кроме палат федерального собрания, участвуют законодательные органы субъектов федерации в принятии закона. 2008 – два закона (один изменял срок полномочий Президента и Гос. Думой, второй – дополнилось контрольное полномочие у Гос. Думы за Правительством). 2014 – два закона (один – гл. 7 «Судебная власть и прокуратура», ст. 129 – изменились полномочия президента, ст. 127 исключена из конституции РФ; второй – ст. 95, которая определяет порядок формирования Совета федерации – Президент назначает не более 10%)

Федеральные конституционные законы:

1) Принимается по вопросам прямо предусмотренным конституцией в пределах ведения Российской Федерации (ст. 71 и ч.1 ст.76);

2) В случае конкуренции норм ФКЗ и норм ФЗ, приоритетом обладает ФКЗ (ч.3 ст. 76);

3) Президент не может наложить вето на ФКЗ;

4) Цель – разгрузить текст конституции, являясь её продолжением;

5) Принимается в усложнённом порядке квалифицированным большинством голосов.

Федеральные законы:

1) Обладают свойством всеобщности, т.к. регулируют общественные отношения во всех сферах жизни;

2) Принимаются по обычной процедуре большинством голосов от общего числа палат;

3) Президент может наложить вето, которое преодолевается квалифицированным большинством голосов;

4) Должны соответствовать Конституции и ФКЗ, принимаются по вопросам ведения России (ст. 71) и совместного ведения России и субъектов (ст. 72);



5) Обладают большей юридической силой и верховенством по отношении к актам субъекта, но только в отношении ст. 72.

Законы субъектов РФ:

1) Не характерна видовая дифференциация, нет различий по целям и юридической силе;

2) Принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов (ст. 73 Конституции РФ, ФЗ №184 от 6 сентября 2009), а также совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ и ФЗ №184);

3) В случае принятия закона в рамках совместного ведения – приоритет у федерального закона;

4) В случае принятия закона в рамках исключительного ведения – приоритет у закона субъекта.

Указы Президента:

1) Не должны противоречить Конституции и Федеральным законам;

2) Общеобязательны и имеют прямое действие на территории России;

3) Бывают как нормативные, так и индивидуальные;

4) Нормы, закреплённые в указах, действуют следующим способом: осуществляют собственное правовое регулирование (ст. 112), форма легитимации или конкретизации положений, выступает в качестве регулятора общественных отношений, замещая федеральный закон (данное право подтверждено Конституционным судом в постановлении от 30 апреля 1996 - возможность применения указов президента в случае, если это соответствует конституции и указы действуют до момента принятия соответствующего закона, средство признания суверенитета других государств (в августе 2008 – два указа, признающие Осетию и Абхазию; в 2014 году – указ о признании Крыма), не осуществляют нормативного регулирования, являясь индивидуальными.

Постановления правительства:

1) Издаются на основании и во исполнение Конституции, Федеральных законов, указов Президента;

2) Могут быть отменены Президентом, Правительством и Конституционным Судом:

3) Общеобязательные к исполнению на территории России.

Судебная практика:

1) Нормативность решений, т.к. правовые последствия ведут к прекращению действия норм;

2) Акт, признанный судом неконституционным не может применяться в качестве регулятора;

3) Решения являются общеобязательными, действуют непосредственно, не требуя подтверждения другими субъектами;

4) Территориальная сфера исполнения решений (либо территория России, либо территория субъекта).

5) Повторным принятием акта преодоление решения Конституционного суда невозможно.

Внутригосударственные договоры:

1) Определены ст. 11 Конституции РФ;

2) Могут быть вертикальными (между Россией и субъектами) и горизонтальными (между субъектами);

3) Разновидностью договоров являются соглашения, которые заключаются между органами исполнительной власти;

4) Договоры могут быть многосторонними или двусторонними.

Международные источники:

1) Определены ч.4 ст.15 Конституции, которая устанавливает три группы: общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры. Все три вида являются частью правовой системы России;

2) Постановлением пленума ВС от 10.10.2003: общепризнанные принципы международного права – это основополагающие императивные нормы международного права принимаемые и признаваемые международным сообществом, отклонение от которых недопустимо. К числу принципов относится недопустимость применения силы в межгосударственных отношениях, невмешательство других государств в дела других государств, сотрудничество государств, равноправие и самоопределение, выполнение государствами взятых международных обязательств (устав ООН, Венская конвенция);

3) Общепризнанная норма международного права – это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом в качестве обязательного;

4) Международный договор – это соглашение, заключенное Россией с иностранным государством в письменной форме. По общему правилу, обязательность договора возникает посредством подписания его президентом и последующей ратификацией в форме федерального закону. Есть международные договоры, подлежащие обязательной ратификации (разграничения – исключительная экономическая зона, континентальный шлейф, вопросы разоружения, мира и безопасности. Такие договоры становятся частью правовой системы России только с момента ратификации;

5) Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственные и межведомственные.

6) В качестве международных выделяют общепризнанные и договорные (в том случае, если Россия выразила согласие на их обязательность) с последующей публикацией.

7) Договорные нормы в форме федерального закона обладают приоритетом по отношению к законам, если иная форма, то приоритет только в отношении подзаконных актов.

8) Конституция во всех случаях имеет приоритет над договорными нормами. Примат за международными нормами только в вопросах прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст.17 Конституции РФ). Правовая позиция КС РФ, постановление от 14 июля 2015 года: если решение европейского суда приводит к противоречию с Конституцией России, то данное решение по ч. 2 ст. 4, ч. 1 и 2 ст. 15, ч.2 ст. 16 и ст. 79 Конституции не может быть исполнено. В данном случае речь идёт не о недействительности международного договора в целом, а лишь о невозможности соблюдения обязательства его применения в конкретном деле.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.