Причины возникновения и этапы развития малых групп — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Причины возникновения и этапы развития малых групп

2017-06-29 2673
Причины возникновения и этапы развития малых групп 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Существует несколько факторов, по которым люди объединяются в группы. Первый фактор- биологический, т.к. объединение способствует выживанию. Второй фактор- социальный. Жизнь группы обусловлена интересами людей. Через группу человек воспринимает умение, навыки, правильное поведение. В группе проходит социализация человека. Третий фактор- психологический. Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимозащиты.

В случае организованных групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. Появление организованной малой группы включает в себя две стадии: 1) объявление группы как элемента более общей системы; 2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи. Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов.

Этапы развития. В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одну из таких моделей дает стратометрическая концепция, согласно которой внутригрупповая активность представляет собой многоуровневую систему, а развитие группы- это процесс возникновения и формирования все более глубинных уровней указанной активности. Этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально- психологическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью. На психическом уровне развития группы проявляются в возрастании сходства структуры, содержания и взаимосвязей личностных смыслов участников группы относительно объектов, значимых для совместной деятельности. Двухмерная модель развития группы предложена Б Такменом. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа: наличие сфер групповой активности- деловой и межличностной; положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов. В сфере межличностной активности к ним относятся следующие стадии:

1. Стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2. стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3. стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

4. стадия «функционально- ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, в которой решаются групповые задачи.

В сфере деловой активности Такмен выделяет такие стадии, как:

1. стадия «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2. стадия «эмоционального ответа на требование задачи». Состоящая в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи. Вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;

3. стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемая как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и продолжить альтернативную трактовку информации;

4. стадия принятия решения - это конструктивная попытка успешного решения задачи.

Классификация малых групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ­ходима их классификация. Неоднозначность понятия малой груп­пы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для класси­фикации малых групп: группы различаются по времени их суще­ствования (долговременные и кратковременные), по степени тес­ноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных ос­нований классификации. Наиболее распространенными являются:

1) де­ление малых групп на «первичные» и «вторичные»,

2) деление их на «формальные» «неформальные»,

3) деление на «группы членст­ва» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма­лой группы.

Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деле­ние было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединив­шиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным фор­мальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практи­чески было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных.

Третья классификация разводит так называемые группы член­ства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной груп­пы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие рефе­рентной группы было связано с «системой отсчета», которую ин­дивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом дру­гих лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия рефе­рентных групп, выделил две их функции: сравнительную и нор­мативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для норма­тивной оценки его.

Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в част­ности в области изучения противоправного поведения подрост­ков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие груп­пы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать пер­вичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос: почему именно эта группа приобрела для него столь важное значение, а та группа его потеряла? По-видимому, вся проблематика рефе­рентных групп ждет еще своего дальнейшем развития, ибо пока все остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но не объяснения, почему именно — она.

Границы малой группы

Количество членов малой группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. Самой маленькой группой является диада. Это наиболее хрупкая и наименее устойчивая группа. Вторая характерная черта диады - необходимость наиболее тесного контакта между членами группы. В диаде наилучшие условия для эмоционального удовлетворения человека. В триаде отношения более сложные, чем в диаде, но наиболее устойчивые. Особую роль играет третий. Он может принять роль безучастного посредника, или человека-лидера, не входящего в эмоциональные близкие отношения с двумя остальными членами группы. Более крупные группы от 5 до 9 человек - наиболее продуктивные творческие группы. В них меньше согласия, но и меньше напряженности. В этих группах происходит четкая координация действий. Менее устойчивыми считаются группы с четным количеством человек.

Группе до 15 человек присущи свои особенности. Она добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. В такой группе наиболее эффективно проходит процесс обучения. Предел функционирования группы как единого целого - 21 человек. При большем количестве человек группа обязательно распадается на подгруппы, между которыми возможно разделение мнений и позиций.

В исследовании малых групп сложились несколько научных подходов, основными из которых являются социометрическое направление и «школа групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связа­но с именем Дж. Морено. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две струк­туры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окру­жающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, кон­фликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выража­ющих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психоло­гическом отношении людей. Социометрия - это отрасль социально- психологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью количественных методов. Объектом исследования в социометрии являются реально существующие социальные малые группы. Простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эмоциональные отношения людей друг с другом, но они могут быть выявлены с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных, которая включает в себя социометрический тест, социометрическую матрицу, социограммы, социометрические индексы. Эта техника позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их ликвидации.

Продолжением социометрии являются психодрама и социодрама, также разработанные Морено. Он создал социометрический театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группе. Социодрама - это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама - это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене, люди проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится легче и комфортнее. Таким путем ученый лечил неврозы, алкоголизм, смягчал конфликты, выявлял неформальных лидеров, оптимизировал социально- психологический климат в малой группе. В социодраме принимают участие естественные группы (семья, трудовой коллектив, школьный класс), в которой исполнители могут меняться местами. В психодраме создается экспериментальная группа, выступающая аналогом театральной труппы, поскольку на сцене проигрываются определенные ситуации поведения людей.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и свя­зана с именем К. Левина. К. Левин выделил ряд характеристик, определяющих функционирование группы. К ним относятся цели и задачи группы, групповые нормы, характер коммуникаций в группе, групповая сплоченность и групповое напряжение, размер группы и проблемы лидерства в группе.

Групповые цели в значительной степени определяются социальной организацией, в которую включена малая группа. Также цели группы зависят от личностных особенностей руководителя или лидера группы, а также от целей ее членов.

Групповые нормы - это система представлений, составляющих определенный шаблон поведения, разделяемый членами группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий. Групповые нормы могут изменяться по мере развития группы, изменения групповых целей и прихода в группу новых членов. Нормы можно разделить на две категории: нормы, заданные руководителем группы, и нормы, выработанные внутри группы. Противоречие этих норм часто приводит к конфликтам между формальной и неформальной группами.

Групповая структура определяется местом каждого человека в групповой иерархии и теми функциями, которые выполняют члены группы, а также характером групповых коммуникаций. Существует два типа групповых ролей: целевые и поддерживающие роли. Целевые роли позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее активизации и поддержанию жизнедеятельности группы.

Групповая сплоченность выражается в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач. Сплоченность вызывает эмоциональную привязанность членов группы и лояльное отношение к групповым задачам. Взаимозависимость членов группы обусловливает их готовность разделять трудности и сглаживать личные расхождения. Являясь в целом положительной характеристикой состояния группы, сплоченность имеет и отрицательные стороны. В случае расхождения целей группы и целей организации сплоченные группы могут препятствовать осуществлению организационных целей. Также отрицательной стороной слишком сплоченной группы является повышение внутригруппового давления, развитие процесса группового единомыслия, т.е. неспособности отдельных членов группы здраво оценивать групповые решения.

В результате взаимодействия членов группы с различными взглядами и позициями, моделями поведения и потребностями, может возникать групповое напряжение, которое выражается в агрессивности, злости, раздражении и отчуждении членов группы. В некоторых случаях групповое напряжение приводит к конфликтным ситуациям. Вместе с тем, групповое напряжение имеет и положительное влияние на группу, так как побуждает членов группы к активности, групповым изменениям. Для эффективной групповой деятельности необходимо равновесие между сплоченностью и напряжением.

Мера подчиненности личности групповому давлению выражается через поведение человека, через меру его конформности. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд). Конформное поведение в группе фиксируется в момент конфликта, когда возникает также и противоположное поведение - нонконформизм. Нонконформизм - это устойчивость к групповому давлению. Негативизм - это обратная сторона конформизма, полное отрицание группы, ее норм и мнений. Различают три типа поведения в группе: конформистское поведение (внутригрупповая внушаемость), внешний конформизм и сознательное самоопределение человека в группе, когда личность сама принимает основные нормы и не растворяется в группе.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.