Личность и общество в философии Нового времени — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Личность и общество в философии Нового времени



Общество – целостная система жизнедеятельности людей, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое не образуется их арифметической суммой или механической массой.

Гражданское общество – единство различных лиц, которое живет в системе правового государства, где действует принцип защищенности прав человека. В истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность.

Личность – человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений, также – социальная значимость индивида, его социально-этический и психологические облик. То есть фиксируется мера социального в индивидуальном.

Человек является одновременно и объектом и субъектом общественных отношений. Социализация личности предполагает процесс построения ею определенной стратегии деятельности, процесс мобилизации сил и возможностей субъекта. В процессе социализации человек становится личностью: у него возникает самосознание, или образ собственного Я, отличного от других людей и остального мира.

Для современных концепций личности характерен индивидуализм, выступающий в натуралистической (биологизаторские концепции) и в гуманистической (социологизаторские) форме. Биологизаторские концепции. Стремление истолковать сущность человека с позиции биологии + социобиология, которая объясняет социальные действия человека, исходя из его эволюционно-биологических и генетических характеристик. Основоположник – Эд. Уилсон, не делает качественных различий между человеком и животным, провозглашает генетическую детерминацию всех. Социологизаторские концепции. Абсолютизация социальных отношений и соответствующих социальных методов изучения человека. Социум, общество представляется вне и надындивидуальной реальностью, структурой, в которой растворяется личность. Например, структурализм: выделение структуры или целостной совокупности связей и отношений между элементами, сохраняющими свою устойчивость при различных внутренних или внешних изменениях целого. Структуралисты «вычитают» человека из социальных структур. Для них нет проблемы творчества, мировоззрения, этики, остаются обезличенные каркасы структур, которые не зависят от их создателей. Общество изображается как совокупность равнозначных сфер.



Ролевая теория личности – вариация структурализма. Т. Парсонс: индивид как личность принимает участие в процессах социального взаимодействия через свои социальные роли [6]. Роли организуются и соединяются, на вершине системы находится общество.

Однако стоит отметить еще и такой феномен как феномен отчуждения

Феномен «отчуждение» интересует философов на протяжении почти 3 - х столетий. За это время смысловое наполнение «отчуждения» претерпело ряд изменений, расширились его научные границы.

Первый этап исследования феномена «отчуждение», по нашему мнению, длился с середины 18 до середины 19 века. В этот период данную проблему рассматривали французские просветители (Д. Дидро, К. - А. Гельвеций. П.А. Гольбах, Ж. - О. Ламетри), которые «отчуждение» человека интерпретировали в русле этических категорий. Обобщенное представление полученных философами выводов сделал Ж. - Ж. Руссо, который считал основой отчуждения частную собственность. Именно её он называл препятствием для создания равенства между людьми, для ощущения каждым человеком своей свободы, одновременно считаю, что частная собственность и может дать столь необходимое человеку ощущение свободы . Налицо противоречие, которое, как нам кажется, может сняться, если частной собственностью владеет каждый человек, иными словами она уравновешена.
Г. Гегель продолжил изучение «отчуждения», считая его неотъемлемым элементом результата труда. В процессе своей деятельность человек опредмечивает­ свои цели, способности, физические силы, т.е. идея (замысел) материализуется. И это уже не негативное явление, а скорее, позитивное, так как будет существовать вечно.

Второй этап теоретического осмысления философами феномена «отчуждение» связан с работами К. Маркса, в интересующее нас понятие трактовалось как создание человеком неких сил, которые начинают существовать самостоятельно и потом господствовать над человеком. Причины отчуждения К. Маркс видел в наемном труде (особенно на конвейере), в товарно - денежных отношениях, в пассивных формах досуга, в отношении к другому человеку как к средству удовлетворения своих потребностей.



Продолжая свои исследования, ученый выделил типы отчуждения: – отчуждение от труда; – отчуждение от родовой сущности; – отчуждение личности от общества.

Способами преодоления отчуждения К. Маркс считал: ликвидацию частной собственности; замену разделения труда свободным и творческим трудом.

После К. Маркса феномен «отчуждения» ученые стали рассматривать в различных аспектах:

а) как безличные формы социальных связей между людьми (Шпенглер);

б) как процессы бюрократизации, в которых человек теряет свободу (М. Вебер); в)­ как причину бегства от реалий жизни (Р. Мертон);

г) как противоречие между «мертвыми формами культуры» и реальными творческими проявлениями нашей жизни (Зиммель).
Третьим этапом философского осмысления анализируемого феномена мы считаем ХХ век. Этот этап связан с использованием понятия «отчуждения» в различных гуманитарных наука: социология, психология, социальная педагогика.

В социологии проблема отчуждения анализируется в макросоциальных процессах: а) отчуждение людей от многих сфер жизни исследовал Г. Маркузе.

Представляя современное ему общество как общество потребления, ученый считал, что человек получает удовольствие не от своего творчества или общения с интересными людьми, а от материальных благ, вещей;

б) отчуждение людей от политического пространства пытался объяснить

П. Бурдьё, видя причиной этого процесса пассивность различных слоев населения [7].

Виды индивидуального отчуждения обосновал М. Симэн, полагая, что их шесть: бессилие, бессмысленность, самоотстранение, нормативная дезориентация, культурное отстранение и социальная изоляция.

Во многих исследованиях отмечается, что первые три вида отчуждения люди чаще всего испытывают в трудовой сфере.

В­ конце ХХ века появились новые форма отчуждения, которые не свойственны были культуре прошлых лет. Первопричиной данного явления стал научно – технический прогресс: появление электронных средств связи, коммуникации, поиска, сбора и хранения информации. По нашему мнению. Это уже четвертый этап развития феномена «отчуждение».
Поддерживают опасения философов и социологи, в частности Хайнеманн, отмечает вступление человеческого самоотчуждения в новую – техническую – фазу, связанную с развитием техники .

Культурологи ставят вопросы о самоотчуждении культуры, проявляющееся в самоотрицании культурой имеющихся базовых ценностей, норм и правил поведения. Эти процессы вызваны тесным взаимодействием представителей различных культур (электронные средства информации, социальные сети, спутниковая связь, миграция, туризм и т.д.).

По сути, создается, согласно М. Маклюэна, социальная целостность «контактного типа» . Очевидно, что в ХХ1 веке основной причиной отчуждения человека является проблемная коммуникация. Суть её в двух противоречивых процессах: с одной стороны – технические средства обеспечивают максимально быстрое распространение информации, что способствует­ росту процессов интеграции и глобализации в социуме. Но повышение внутренней интеграции приводит к большему социальному и информационному давлению. Таким образом, мы наглядно показали, как меняется социальное отчуждение человека в зависимости от исторических, технических и социальных реалий. Вероятно, данное обстоятельство должно выдвигать перед учеными задачи осмысления новых форм отчуждения и поиска методов их профилактики.

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.